Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения
материал по теме

 

Одной из распространенных инновационных форм продуктивной и социально значимой деятельности, стимулирующей творческий поиск работника, становится проектная деятельность. В современных условиях модернизации образования необходимость в развитии педагогического проектирования обусловлена усилением инновационных процессов, которые обнаружили отсутствие у педагогов проектного мышления, проектировочных умений и знаний способов преобразования педагогической действительности. Развитие проектной культуры является актуальной проблемой, поскольку педагогическое проектирование становится важной составляющей продуктивной педагогической деятельности, усиливает конкурентоспособность как отдельного педагога, так и в целом образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proektnye_komandy.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пермский краевой институт повышения квалификации

работников образования

Кафедра

Управление и экономика образования

Программа КПК: Современный образовательный менеджмент

ПРОЕКТ

Тема: «Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения»

Слушатель: Людмила Николаевна Менгазиева,

директор МОУ «СОШ №1»,

г. Соликамск, Пермский край

Пермь 2010 г.

Типология проекта:

По продолжительности - долгосрочный;

По количеству участников – групповой;

По характеру контактов – внутришкольный;

По содержанию – интегрированный;

По характеру доминирующего метода – практико-ориентированный.

Актуальность

Динамичные изменения, происходящие в различных сферах общественной жизни, требуют от педагогов переосмысления существующих целей, системы ценностей, нравственных ориентиров, внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий, вариативных методов организации образовательной деятельности.

Одной из распространенных инновационных форм продуктивной и социально значимой деятельности, стимулирующей творческий поиск работника, становится проектная деятельность. В современных условиях модернизации образования необходимость в развитии педагогического проектирования обусловлена усилением инновационных процессов, которые обнаружили отсутствие у педагогов проектного мышления, проектировочных умений и знаний способов преобразования педагогической действительности. Развитие проектной культуры является актуальной проблемой, поскольку педагогическое проектирование становится важной составляющей продуктивной педагогической деятельности, усиливает конкурентоспособность как отдельного педагога, так и в целом образовательного учреждения.

Преимущество проектной технологии состоит в том, что она объединяет различные инновационные технологии, которые являются приоритетными в рамках новой концепции образования: проблемно-поисковую, коммуникативную, игровую, рефлексивную и другие. Проектная деятельность является не только средством изменения педагогической действительности, но и способом обеспечения личностного роста педагога. Использование проектных технологий влияет на повышение творческого потенциала педагогов, обеспечивает рост их педагогического мастерства. Развитие профессиональной компетентности педагога как исследователя происходит, если он осмысленно включается в инновационную работу для решения актуальных проблем. Результативность деятельности педагогов зависит не столько от педагогических технологий, сколько от их профессионального мастерства, творческой активности, стремления использовать в своей практике современные разработки педагогических наук, а также методологию педагогического исследования. Такой подход к инновационной деятельности предполагает постоянную рефлексию над противоречиями и проблемами в педагогической деятельности. Признаком высокой культуры педагогического проектирования учителя является ориентация на инновационные действия, избегание стандартных решений педагогических проблем, выбор инновационных педагогических средств.

Проектирование используется в качестве оптимального средства совершенствования содержания образования, педагогических технологий, управления педагогическим процессом. Сегодня на первый план выступает практика управления проектами, которая показывает: освоение методологии и инструментария управления проектами способствует достижению качественно нового уровня эффективности работы образовательного учреждения. Для разработки и реализации образовательных, социально-педагогических проектов в школе необходима целенаправленная и системно организованная деятельность педагогического коллектива по овладению теоретическими основами проектной деятельности, по разработке различного рода проектов и их реализации. С этой целью становится  возможным создание специальных органов при руководителе: временных творческих коллективов по разработке проектов, объединений и групп инициативных и творческих педагогов, действующих на общественных началах – так называемых проектных команд. В такую команду должны войти люди, готовые инициировать «снизу» качественные изменения, отвечающие потребностям конкретной школы на данном этапе развития,   воспринимать новые предложения и развивать школу изнутри. Главным преимуществом проектной команды является неформальный, добровольный характер объединения. Основной ее ресурс — не административный, а интеллектуальный. Она должна не «построить» коллектив, а вовлечь его в совместную деятельность по освоению новых, более эффективных и привлекательных образовательных технологий. В итоге образовательное учреждение приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними, результатов.

Анализ исходной ситуации

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Соликамска Пермского края  находится в центре жилого микрорайона. Школа – конкурентоспособное образовательное учреждение, имеющее среди населения микрорайона и в целом в городе достаточно высокий рейтинг: и дети, и родители уважительно относятся к школе, поддерживают ее традиции, оказывают материальную и благотворительную помощь, помогают в организации праздников, трудовой практики учащихся.

Количество педагогов в школе – 55 человек. Высшее образование имеют 48 (87%) педагогов, высшую категорию – 15 (27%), первую – 22 (40%). Удостоены отраслевых наград 21 человек (38%), 2 педагога являются победителями ПНПО. 27% педагогов имеют стаж работы от 10 до 20 лет, 53% - свыше 20 лет.

Школа работает в режиме развития на основе Программы «Продуктивная школа развития, самореализации и успешной социализации учащихся», которая является инструментом обеспечения целенаправленной совместной деятельности управленческого, педагогического и родительского  коллектива школы. Для реализации основных направлений программы созданы проблемные группы учителей, которые реализуют подпрограммы «Одаренный ребенок», «Преемственность: ДОУ - начальная школа – основная школа», «Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения», «Здоровье» и другие. Работа групп не носит системного характера, отсутствует единство работы в команде (нет постоянного состава групп, каждый член группы не имеет четкого представления о целях и результатах своей работы), невысок уровень аналитической культуры педагогов. Проведенный анализ анкет, позволяющий определить уровень готовности учителя к инновационной деятельности, показал, что этот уровень, к сожалению, не соответствует требованиям, предъявляемым современной социокультурной ситуацией:

- боязнь инноваций – 34%;

- невладение  педагогическими технологиями – 24%;

- высокая степень конфликтности и агрессивности – 15%;

- неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития – 48%;

- неуверенность в себе и своей деятельности – 26%;

- низкий уровень профессиональной рефлексии – 23%;

- отсутствие концептуальности в профессиональной работе – 46%;

- неумение работать командно и участвовать в соуправлении своим образовательным учреждением – 22%;

- синдром эмоционального и профессионального выгорания – 45%.

Причинами выявленных результатов являются:

  1. Недостаточность необходимой теоретической и  практической подготовки педагогов школы по вопросам инновационной деятельности;
  2. Отсутствие мотивации педагогов на инновационную деятельность;
  3. Отсутствие эффективной управленческой поддержки инновационных процессов в школе.

Вместе с тем следует отметить, что для коллектива школы характерна стабильность, высокий профессионализм большей части учителей, что позволяет сегодня эффективно управлять инновационной деятельностью педагогов. Школа сегодня находится на III рефлексивно-обобщающем этапе реализации Программы развития.  Новая Программа, на которую коллектив выходит в 2011 году, будет предполагать реализацию основных направлений  через управление инновационными проектами.

Возникает противоречие: между необходимостью осуществлять управление образовательным учреждением через реализацию инновационных проектов и недостаточной готовностью педагогического коллектива к проектной деятельности.

Необходимость разрешения обозначенного выше противоречия обусловила наличие проблемы, которая заключается в определении сущности и оптимальных приемов управления проектными командами педагогов, что в свою очередь является фактором эффективного развития образовательного учреждения.

Проектная идея:  управление  работой проектных команд педагогов

Цель: создание проектных команд педагогов для реализации инновационных проектов образовательного учреждения и осуществление их управленческой поддержки.

Объект исследования: развитие образовательного учреждения

Предмет исследования: проектные команды педагогов как объект управления

Гипотеза настоящего исследования заключается в предположении, что управление проектными командами педагогов будет эффективным, если:

- педагоги разрабатывают и внедряют в образовательный процесс инновационные проекты;

 -  проект будет направлен на реализацию Программы  развития школы и носить созидательный характер; 

- каждый проект будет наделен уникальностью и иметь ограниченную протяженность во времени с определенным началом и сроком окончания;

- в ходе проекта будут реализовываться инновационные подходы;

- будет создан благоприятный микроклимат в проектных командах;

- будет создана  система мотивации и стимулирования участников проекта;

- будет обеспечено методическое сопровождение деятельности педагога по формированию его проектной культуры;

- будет в системе осуществляться управленческая поддержка проектных команд.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

- изучить состояние вопроса создания проектных команд, степень его разработанности в педагогической теории и практике;

- определить степень мотивации педагогов к инновациям;

- провести обучающие мероприятия для педагогов по вопросам инновационной деятельности (обеспечить методическое сопровождение деятельности педагога по формированию и развитию его проектной культуры);

- сформировать проектные команды  для создания и реализации проектов;

- выстроить систему управления проектными командами педагогов;

- провести изучение и анализ промежуточных и окончательных результатов работы проектных команд и определить  направления её совершенствования.

Ожидаемые результаты проекта

- построение модели  управления проектными командами в общеобразовательной школе, включающей  механизмы и условия ее реализации: планирование, прогнозирование, организацию, руководство, координацию, контроль, технологию определения критериев эффективности (прогноз результативности намечаемого нововведения в целом, его отдельных этапов; выявление недочетов, как в самом новшестве, так и в организации его внедрения с целью его последующей доработки; сопоставление новшества с другими новациями, выбор наиболее эффективного из них, уточнение его значимости и разработанности; проверка степени успешности внедрения новшества);

- использование механизмов и приемов стимулирования инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений;

- активное, заинтересованное участие большинства педагогов в овладении проектным методом;

- развитие проектировочной компетентности субъектов образования  - педагогов,  заместителей директора, руководителя школы;

- профессионально-личностное саморазвитие и самоуправление педагогов в условиях профессиональной информационно-насыщенной, научно-творческой среды;

- снижение уровня профессионального выгорания учителей;

- создание продуктов инновационной деятельности;

- обеспечение динамики результатов деятельности школы по основным направлениям ее развития.

Ресурсное обеспечение проекта

Условия реализации проекта

Основные мероприятия по реализации условий

Организационные

    1. Организация деятельность методического совета школы:

   - планирование работы проектных команд;

   - анализ инновационной деятельности;

   - утверждение тем проектов;

   - обсуждение промежуточных результатов

    2. Организация работы проектных команд

Кадровые

  1. Определение руководителей и состава проектных команд.

Информационные

  1. Информационное сопровождение проектных команд
  2. Подготовка и издание проектных продуктов
  3. Формирования общественного мнения о реализации проекта:

- организовать тесное взаимодействие с руководителями  образовательных учреждений, работающими в данном направлении;

- привлечь членов Управляющего совета к работе в проектных командах;

-информировать о ходе реализации проекта через сайт ОУ, Публичный отчет

Методические

  1. Изучение нормативных документов, научной и методической литературы, инструктивно-методических материалов, передового педагогического опыта по вопросам проектирования, создания проектных команд
  2. Обеспечение методического сопровождения деятельности педагога по формированию и развитию его проектной культуры
  3. Определение и редактирование проектов, созданных проектными командами
  4. Разработка методических материалов
  5. Подготовка диагностического инструментария мониторинга проекта
  6. Подготовка и проведение методических советов, ИМС, тренингов, педсоветов  в рамках реализации проекта

Материально-технические

  1. Приобретение необходимой научно-методической и дидактической литературы
  2. Применение необходимых учебно-наглядных пособий, оборудования для реализации проектов

Нормативно-правовые

  1. Регулирование нормативно-правовой базы образовательного учреждения (коррекция имеющихся  и создание новых нормативно-правовых документов)

Этапы, сроки и мероприятия по реализации проекта

Реализация проекта состоит из 3 этапов. На каждом этапе прописаны основные задачи и ключевые мероприятия.

1 этап. Подготовительный

(июнь 2010 – октябрь 2010)

Цель: 

- научно-теоретическое обоснование проекта

- мотивация педагогического коллектива на освоение проектного метода

Задачи: 

  1. Сформировать координационный совет по реализации проекта
  2. Изучить нормативные документы, научно- методическую литературу, передовой педагогический опыта по вопросам проектирования, создания проектных команд
  3. Определить степень мотивации педагогов к инновациям

Планируемый результат:

  1. смотивированный коллектив,
  2. наличие модели управления проектными командами

“Ключевые” мероприятия 1 этапа

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Результат

Создание координационного совета по реализации проекта

Июнь 2010

Директор ОУ

Определение основных функций каждого члена координационного совета

Изучение методической литературы

Июнь-сентябрь 2010

Члены координационного совета

Круглый стол по разработке модели управления проектными командами, модель управления проектными командами

Проведение анкетирования педагогического коллектива

Сентябрь 2010

Члены координационного совета

Определение степени мотивации педагогов к инновациям, диагностика возможностей и потребностей  коллектива в проектировании

Проведение ИМС «Сегодня и завтра нашей школы»

Октябрь 2010

Члены координационного совета

Определение перспектив развития школы, смотивированный коллектив

Регулирование нормативно-правовой базы ОУ

Сентябрь-октябрь 2010

Директор

Откорректированная НПБ, создание новых локальных актов, необходимых для реализации проекта (приказов, Положений и т.п.)

Подведение итогов I этапа реализации проекта, анализ и коррекция результатов

Октябрь 2010

Руководитель координационного совета

Утверждение плана работы II  этапа реализации проекта

2 этап. Основной (внедренческий)

(ноябрь 2010 – май 2012)

Цель: реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности

Задачи: 

  1. Создать проектные команды и организовать управление их деятельностью
  2. Провести обучающие мероприятия в форме круглых столов, мастер-классов, ИМС, педсоветов внутри школьного сообщества по вопросам, связанным с реализацией проекта

Планируемый результат:

  1.  разработанные и реализуемые проектными командами в рамках Программы развития школы инновационные проекты
  2. профессионально-личностное саморазвитие и самоуправление педагогов в условиях профессиональной информационно-насыщенной, научно-творческой среды

“Ключевые” мероприятия 2 этапа

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

Проведение тренингов: «Проектные команды. Ролевые позиции. Этапы развития команды»

Ноябрь-декабрь 2010

Члены координационного совета

Формирование навыков работы в проектной команде

Проведение педсовета «Проектирование инновационной деятельности школы. Создание проекта и его реализация»

Декабрь 2010

Члены координационного совета

Создание проектных команд.

Определение тем проектов

Проведение обучающего семинара по проектированию с приглашением специалистов

Декабрь 2010

Директор

Формирование проектной культуры педагогов, готовности педагогов к внедрению инноваций

Разработка проекта проектными командами

Январь 2011 – март 2011

Проектные команды

Инновационный проект

Проведение консультаций для проектных команд по разработке проектов

 Период создания проектов

Член координационного совета, научный руководитель

Эффективная разработка проектов

Мастер классы: «Презентация проектов»

Апрель 2011

Проектные команды

Корректировка проектов

Промежуточный контроль по реализации II этапа проекта

Май 2011

Члены координационного совета

Экспертный лист анализа

Выпуск школьной брошюры с разработанными проектами, создание вкладки на сайте школы

Май  2011

Члены координационного совета, члены СИОШ

Информирование  о ходе реализации проекта

Работа по созданию новой Программы развития школы

Ноябрь 2010-сентябрь 2011

Проектная команда

Программа развития школы

Защита Программы развития школы на ГНПЭС

Октябрь 2011

Директор

Успешное прохождение экспертизы Программы развития

Реализация проектов

Май 2011-

май  2012

(В зависимости от сроков каждого проекта)

Проектные команды

Обеспечение динамики результатов деятельности школы по основным направлениям ее развития

Проведение консультаций для проектных команд по реализации проектов

 Период реализации проектов

Член координационного совета, научный руководитель

Эффективная реализация проектов

Участие в социальном проектировании

Период реализации проектов

Директор, заместители директора, проектные команды

Получение гранта

Промежуточный контроль по реализации II этапа проекта, анализ и коррекция результатов деятельности проектных команд

Декабрь  2011

Члены координационного совета, проектные команды

Экспертный лист анализа

Подведение итогов II этапа реализации проекта

Май  2012

Руководитель координационного совета

Утверждение плана работы II  этапа реализации проекта

3 этап. Аналитико-рефлексивный

(Июнь 2012 г. – декабрь 2012 г)

Цель: осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам его реализации

Задачи: 

  1. обобщить  опыт  работы каждой  проектной команды на школьном уровне
  2. презентовать опыт работы образовательного учреждения по реализации проекта

Планируемый результат:

  1. Создание продуктов инновационной деятельности
  2. Выход педагогов на создание индивидуальных педагогических проектов
  3. Повышение управленческой культуры заместителей директора школы и руководителя

“Ключевые” мероприятия 3 этапа

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

Оформление результатов работы проектных команд

Июнь 2012- октябрь 2012

Проектные команды

Методический продукт

Проведение практического семинара по теме “ Опыт работы проектных команд.  Итоги реализации инновационных проектов, проблемы, перспективы”

октябрь 2012

Члены координационного совета, проектные команды

Представление опыта работы проектных команд, определение дальнейшей траектории их развития

Публичный отчет школы (открытый доклад)

октябрь 2012

Директор, председатель Управляющего совета

Трансляция опыта работы школы перед родительской, ученической общественностью, социальными партнерами

Проведение семинара на базе образовательного учреждения для заместителей и руководителей города и района  по теме «Управление проектными командами педагогов как фактор развития образовательного учреждения

Ноябрь 2012

Директор, заместители директора

Обобщение, распространение ценного педагогического опыта в городе и районе

Подведение итогов III этапа реализации проекта

Декабрь 2012

Руководитель координационного совета

Определение степени удовлетворенности результатами реализации проекта

Мониторинг результативности проекта

№ п/п

Критерии оценки результата

Показатели критериев

Диагностический инструментарий

1

Сформированная модель управления проектными командами

- регулирование нормативно-правовой базы образовательного учреждения (создание Положения о проектных командах, внесение изменений в Положение о методической работе, в должностные инструкции заместителей директора, педагогов, корректировка Положения о стимулировании работников ОУ и т.п.)

- апробация модели в управленческой практике

- тренинги;

- деловые игры;

- комплект диагностических и обучающих методик

2

Уровень овладения педагогами проектным методом

До 70% педагогов владеют проектным методом

- инновационные проекты команд;

-анкетирование, беседа.

3

Квалификационный рост и повышение профессионального мастерства педагогов

- увеличение количества педагогов с 1-й и высшей категорией – до 75%;

- успешное прохождение педагогами и заместителями директора курсов повышения квалификации  и защита проектных работ на данных курсах – до 100% проходящих курсы;

- снижение уровня профессионального выгорания учителей до 20%

- Обобщение опыта;

- Анкетирование, тестирование

- Электронное портфолио педагога

4

Проектные продукты

- инновационные проекты, созданные проектными командами;

- Программа развития образовательного учреждения;

- методические разработки по теме проекта;

- печатные издания по проблемам, решаемым в рамках проекта;

- гранты;

- страничка Проекта на сайте ОУ;

- изучение продуктов деятельности учителей, заместителей директора;

- экспертиза

5

Динамика результатов деятельности школы

Согласно критериям,  определенным в Программе развития образовательного учреждения

Мониторинговая таблица  результативности деятельности школы

Риски при реализации проекта

  1. Сопротивление отдельных педагогов нововведениям
  2. Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

Защита от рисков:

  1. Стимулирование педагогов к освоению метода проектов с учётом их потребностей и возможностей
  2. Предоставление педагогам, участвующим в освоении метода проектов, творческих каникул

Библиография

  1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы.// Библиотека журнала «Директор школы». - М.: Сентябрь, 2002. - № 2.
  2. Лизинский В.М. Управление развитием школы на основе ресурсного подхода. // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – № 3-7.
  3. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей школы. – М., Глобус, 2010.
  4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Завуч для администрации школ. – 2003. – № 6.
  5. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. – М., 1995.
  6. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. – М.: Сентябрь, 2000.
  7. Фаязова А.Ф. Проектирование в воспитательном процессе. // Учебно-методическое пособие. ПКИПКРО. – Пермь, 2008.
  8. Ширяева В.А. ТРИЗ – педагогика менеджеру современной школы. // Библиотека журнала «Директор школы». - М.: Сентябрь, 2008. - № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...

Управление инновационным развитием образовательного учреждения

Сегодня в стране происходят изменения в национальной образовательной политике.Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Одной из проблем в инновационной д...

Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"

В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения

В статье рассматриваются проблемы мотивации педагогов дополнительного и общего оборазования к участию в методической работе и инновационной деятельности образовательной организации, а также ошибки, св...

Парадокс решения проблем мотивации вовлечения педагогических работников в методическую деятельность и самоопределения педагогов в инновационном развитии образовательного учреждения

Статья отражает проблемы, с которыми сталкиваются методисты при мотивации коллектива к методической работе и самоопределению в профессии. Рассматриваются типичные ситуации затруднений и примеры решени...

Управление персоналом учреждения как основа развития образовательного учреждения и как основа повышения качества образования

Единственный путь, который позволил России в XXI веке стать конкурентным обществом – это путь модернизации и инновационного развития это приводит к тому, что в условиях современной модели образо...