Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения
статья по теме

Колодько Валентина Николаевна

       Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога».

Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колодько Валентина Николаевна, учитель химии и биологии

МОУ Орловская СОШ № 3

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников

как фактора способствующего развитию образовательного учреждения

             (ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО

УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА)

 

                                          ПОДГОТОВИЛА: Колодько Валентина Николаевна

                                                                    учитель химии и биологии                                                  I кв. категории

п. Орловский,

2010- 2011 учебный год

       Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога».

Согласно словарю Ожегова, понятие “компетентный” определяется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области”.

Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников.

Теоретические основы профессиональной компетентности, разработанные Марковой, Кузьминой, Эверт, содержательно дополняют исследования ученого Зеер, который к основным составным содержания профессионального образования относит ключевые компетентности, компетенции, квалификации.

Давайте попробуем развести понятия “компетентность” и “компетенция”.

Интересным является тот факт, что авторы трактуют “компетентность” как производное понятие, вторичное по отношению к “компетенции”.

Различая эти понятия, Зеер отмечает, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности.

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.

Готовы ли педагоги нашей школы к самопознанию? С этим вопросом администрация вышла к руководителям предметных методических объединений. Результаты, которые удалось проанализировать, показались интересными.

Готовностью к саморазвитию обладают практически каждый второй педагог нашей школы. Это те педагоги, которые владеют навыками самосовершенствования, когда через преодоление трудностей происходит нахождение индивидуального стиля деятельности. Однако есть и те, которые не обладают готовностью к саморазвитию. Они не могут изменить собственную профессиональную деятельность в силу устойчивых стереотипов традиционной парадигмы образования, сложившихся в период длительной работы в системе образования, не могут найти свой индивидуальный стиль, так как не испытывают желания познать себя через анализ образовательных ситуаций и рефлексию профессиональной деятельности.

Значимым для учащихся основной и старшей школы, является способность учителя одобрить, поддержать учеников в процессе преодоления трудностей, одарить радостью и оптимизмом. Именно это действие получило самую низкую оценку учеников и родителей. В чем причина, что дети ощущают скупость педагогов на похвалу и добрые слова? Можно ли считать это издержкой профессии?

Можно, считает Н.А. Эверт, ведь в профессиональную компетентность педагога входят:

  1. предметная компетентность (знания в области специальности);
  2. надпредметная компетентность;
  3. профессиональная культура.

Чаще всего под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность, образованность и умение выйти из конфликтной ситуации.

Будучи стержнем профессиональной деятельности педагога, профессиональная компетентность позволяет характеризовать его как субъекта деятельности, определять качество этой деятельности, выраженное в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно меняющейся профессиональной ситуации.

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности выступают такие профессиональные компетенции как:

  1. методическая компетентность;
  2. исследовательская компетентность;
  3. управленческая компетентность;
  4. коммуникативная компетентность;
  5. образовательная компетентность.

Каждая из представленных компетентностей характеризуется многофункциональностью, надпредметностью, многомерностью.

Нужно осознать всем нам сегодня, что мы находимся на пике модернизации образовательного процесса, который сопряжен с обсуждением его системы ценностей и выделяют в качестве приоритетной компетентностный подход, в равной степени для всех субъектов образования.

Компетентностный подход означает для педагогов и обучаемых постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции и освоения знаний, умений, навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности, способностей адаптироваться в условиях социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационного насыщенного пространства.

       С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

1 этап. Выявление уровня профессиональной  компетентности учителя.

  1. диагностирования, тестирование
  2. определение путей совершенствования     профессиональной компетентности

2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

  1. План самообразования
  2. Создания творческих групп
  3. Повышение квалификации
  4. Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
  5. Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
  6. Разработка системы стимулирования деятельности учителя

Анализ деятельности учителя:

  1. Обобщение опыта
  2. Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов
  3. Самоанализ деятельности

Профессионализм - это достижение высоких образцов осуществления нескольких сторон педагогического труда (деятельности, общения, личности педагога).

Анкета для учителя «Что могу, умею, знаю?»

  1. Удовлетворены ли Вы своей профессиональной подготовкой?
  1. Да
  2. Нет
  3. Не совсем
  1. По каким направлениям профессиональной подготовки вы хотели бы  усовершенствовать свои знания?

      1) Научно-теоретическая подготовка

      2) Методическая подготовка

      3) Психолого-педагогическая подготовка

3. Считаете ли Вы целесообразным углубить свои профессиональные знания по вопросам:

     1) Изучения личности учащихся

     2) Анализа и оценки результатов своей деятельности деятельности учащихся

     3) Планирования педагогической деятельности

     4) Организации личного труда

     5) Контроля за учебно-познавательной деятельностью

     6) Проектная и исследовательская деятельность

     7) Другими (допишите)

4. Какими своими профессиональными умениями Вы удовлетворены?

  1. Организаторскими
  2. Конструктивными
  3. Коммуникативными

5. Хотелось бы Вам их усовершенствовать?

  1. Да
  2. Нет
  3. Затрудняюсь ответить

6. Каким формам повышения квалификации своих профессиональных знаний и умений Вы отдали бы предпочтение?

  1. Самообразованию
  2. Семинару-практикуму
  3. ИПК
  4. Творческим группам
  5. Предметным МО
  6. Открытым урокам
  7. Межпредметным МО

7. В каких семинарах вы приняли бы участие?

  1. Психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
  2. Типы уроков: методика их подготовки и проведения
  3. Формы организации учебно-познавательной деятельности  учащихся на уроке и вне его
  4. Методы обучения и их эффективное использование в современных условиях
  5. Дифференциация обучения
  6. Индивидуализация обучения
  7. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
  8. Организация самостоятельной творческой, исследовательской и проектной деятельности учащихся
  9. Учет и оценка знаний
  10. Педагогическая этика учителя
  11. Педагогическая техника учителя другие(укажите конкретно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"

"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новы...

Выступление на МО учителей истории и обществознания "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и...