Система повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников УДОД.
методическая разработка на тему

Комментарии к слайдам, таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников  в  УДОД

Людмила Петровна Попова

Методист МОУ ДОД «Сернурский ДДТ»

 Слайд 1

В новых изменившихся социальных, экономических условиях, в условиях модернизации образования общество и государство предъявляют к педагогическим кадрам, уровню их профессиональной компетентности новые требования. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования и стратегической политикой в сфере образования в МОУДОД «Сернурский ДДТ»  сложилась определенная система повышения уровня профессиональной компетентности и инновационного потенциала педагога. 

В нашем учреждении штат педагогических работников полностью укомплектован (33 педагогических работников вместе с внешними совместителями).   

Педагоги дополнительного образования, методисты, имеют необходимые профессионально-педагогические образование и  квалификацию, в соответствии с новыми требованиями по аттестации педагогических работников по должности и полученной специальности,  что позволяет обеспечивать последовательность, преемственность и высокое качество реализации общеразвивающих программ дополнительного образования детей. Квалификация подтверждена документами об образовании.

Слайд 2

Педагогических работников – 33, из них – 12 штатных и 21 совместитель на 2014-2015 учебный год.

По образовательному уровню

образование

всего

%

штатные

%

совмест.

%

высшее

26

78,8

7

58,3

19

90,5

средн. спец.

6

18,2

4

33,3

2

9,5

среднее

1

3

1

8,4

-

-

Всего:

33

100

12

100

21

100

Слайд 3

По квалификационным категориям

категория

всего

%

штатные

%

совмест.

%

высшая

7

21,2

3

25

4

19

первая

18

54,6

8

66,7

10

47,6

соот. зан. должн.

1

3

1

8,3

-

-

без категории

7

21,2

-

-

7

33,4

Слайд 4

В учреждении есть все условия, которые  позволяют педагогам эффективно реализовывать свои профессиональные возможности.

В первую очередь это методическая служба МОУДОД «Сернурский ДДТ».

Методическая деятельность Дома детского творчества – это целостная система мер, способствующая повышению качества и результативности образовательного процесса, обеспечению роста методической культуры, творческого потенциала и профессионального мастерства педагога дополнительного образования.

Основной целью методической работы является организация повышения профессионального уровня педагогических кадров в осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Слайд 5

Основными направлениями деятельности методической службы являются: информационная, аналитическая, а также организация и проведение районных мероприятий и участие в республиканских, региональных, российских.

       

Слайд 6

В число задач методической службы входят:

-работа по повышению квалификации педагогических работников, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации;

-исследование образовательных потребностей социума;

-предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей;

-оказание методической помощи педагогам в разработке, апробации и реализации образовательных программ, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса;

-формирование теоретической и практической готовности педагогов к инновационной деятельности через внедрение в образовательный процесс педагогических технологий;

-выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательной организации. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Слайд 7

Методической службой учреждения используются формы, которые реально позволяют повысить профессиональную компетентность каждого педагога достаточную для самостоятельного решения широкого спектра задач теоретического и практического характера учебно-воспитательной работы, достижения качественного дополнительного образования.

На некоторых из них я бы хотела остановиться более подробно.

К одной из внутренних форм повышения профессиональной компетенции педагогов относится Педагогический совет, который является органом коллективного коллегиального управления учреждением, где рассматриваются вопросы содержания образования, управления и организации учебно-воспитательного процесса. Предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета, в результате чего развивается инициативность, творчество, осуществляется деловое общение коллег. Педагоги демонстрируют и расширяют знания теории и практики дополнительного образования, получают всестороннюю информацию об образовательном процессе. В результате – повышается компетентность в организации педагогической деятельности.

Слайд 8

Особая роль отводится работе над методической темой учреждения «Интеграция учреждения дополнительного образования детей в образовательное пространство района». Данная методическая проблема актуальна, своевременна, сориентирована на повышение творческого потенциала педагогов и обучающихся, научно обоснована, имеет практическую значимость для учреждения.

Слайд 9

Следующей формой повышения профессиональной компетентности педагогов является Методическое объединение. В 2013 – 2014 учебном году проведено 7 методических объединений для педагогов дополнительного образования, 3 семинара для старших вожатых, 3 семинара для руководителей краеведческих кружков, 3 – для туристских организаторов. Особое внимание уделено вопросам разработки образовательных программ дополнительного образования детей, составление методических пособий, дидактического материала, организации и проведению аттестации педагогических работников.

Выступления п.д.о.  на методическом объединении педагогов по темам: «Обобщение опыта работы педагогов по использованию на занятиях современных педагогических технологий. Применение ИКТ на занятиях в объединении «В гостях у сказки»(Протокол №3); «Формы организации  занятий в кружке в условиях ФГОС» (Протокол №7);   выступление на заседании педагогического совета с докладом и презентацией на тему «Организация и использование здоровьесберегающей и развивающей среды в учреждении дополнительного образования детей» (Протокол № 6).

Педагоги провели 6 открытых занятий и внеклассных мероприятий по своим направлениям.

Например:  воспитательное мероприятие «Покровская ярмарка» (Протокол №2),   «Добрый конец – всему делу венец» (Протокол №6);

- открытое занятие п.д.о. по теме: «Театральная солянка»(Протокол №4); «Плетение фиалки» (Протокол №5); «Выполнение композиции «Одуванчик» в технике  изонить» (Протокол №6).

Учебные кабинеты педагогов оснащены методическим материалом. Изготовлены наглядные пособия, раздаточный материал, оформлены выставочные экспозиции. Педагоги украшают уголки к праздничным мероприятиям.

Слайд 10

Необходимым условием современности является активизация      инновационных процессов в образовании. В организации образовательного процесса нововведения проявляются в освоении новых видов деятельности в объединениях прикладного творчества: квиллинг, сухое валяние, канзаши, изонить, вышивка лентами. Разработана образовательная программа по работе с одаренными детьми для экологического кружка, результатом которой явилось 1 местов финале Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады среди обучающихся в учреждениях ДО и грант президента РФ в размере 60 тысяч.

Инновационным является проведение районных мероприятий: фестиваль «Обычаи, обряды моего народа», конкурсы документальных слайд-фильмов по краеведению «Я на сернурской вырос земле» и экологии «О, Человек, венец природы! Что без природы твой венец?», проведение районного фестиваля «Народная игра», проведение районной школы актива «Вис-вис. Актив – 2014».

Слайд 11-12

В учреждении успешно реализуется 34 общеразвивающих  программ дополнительного образования детей пяти направленностей, которые ориентированы  от 1 до 4 лет обучения.


Слайд 11-12

Показатели по общеразвивающим программам представлены в таблице.

№п\п

Направления образовательных программ

Количество

программ

Количество

объединений

Количество

обучающихся

В %

Уч. год

Уч. год

Уч. год

Уч. год

2011

-

2012

2012

-

1203

2013-2014

2011-2012

2012

-

2013

2013

-

2014

2011

-

2012

2012

-

2013

2013-

2014

2011-

2012

2012-

2013

2013

-

2014

1

Художественно-эстетическая

5

8

8

14

16

15

201

224

230

16.3

18.5

21.1

2

Туристстко-краеведческая

13

16

12

15

18

14

207

268

181

16.7

22.1

16.6

3

Физкультурно-спортивная

12

11

12

14

16

13

194

171

160

15.7

14.1

14.7

4

Эколого-биологическая

8

9

8

8

9

10

106

124

131

8.6

10.2

12

5

Прикладного творчества

9

8

8

18

17

22

247

254

356

20

21

32.7

6

Социально-педагогическая

4

2

1

9

6

1

158

109

16

12.8

9

1.5

7

Техническое творчество

4

3

1

6

5

1

74

62

15

6.2

5.1

1.4

Итого:

55

57

50

84

87

76

1187

1212

1089

-

-

-

Слайд 13-14

Показатели по годам обучения.

№ п\п

Направления образовательных программ

1-й год обучения в %

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Всего

Уч .год

Уч. год

Уч. год

Уч . год

Уч. год

2011-

2012

2012

-

13

2013

-

2014

2011-

2012

2012-

2013

2013-

2014

2011

-

2012

2012

-

2013

2013-

2014

2011-

2012

2012

-

2013

2013

-

2014

2011

-

2012

2012

-

2013

2013

-

2014

1

Научно-техническая

3

1

-

2

-

1

-

-

-

1

-

-

 2

1

1

2

Спортивно-техническая

1

1

-

3

3

-

-

-

-

-

-

-

4

4

-

3

Художественная

18

 

19

23

11

10

11

3

3

3

-

-

-

32

33

37

4

Физкультурно-спортивная

9

9

8

5

4

4

-

3

1

-

-

-

14

16

13

5

Эколого-биологическая

4

8

6

2

-

4

2

1

-

-

-

-

8

9

10

6

Социально-педагогическая

8

4

1

-

2

-

1

-

-

-

-

-

9

6

1

7

Туристско-краеведческая

9

11

4

5

6

6

1

1

3

-

-

1

15

18

14

Итого:

52

53

42

28

25

26

7

9

7

1

-

1

84

87

76

      


Слайд 11-12    

 По направлениям общеразвивающих программ 2014-2015 уч. год

№п\п

Направления образовательных программ

Количество программ

Кол-во объединений

Кол-во обучающихся

В %

1

Художественно -эстетическая

7

14

204

27.6

2

Прикладная напр.

5

16

226

30.6

3

Туристско  - краеведческая

9

10

111

15

4

Физкультурно - спортивная

7

7

86

11.7

5

естественнонаучная

5

7

91

12.3          

6

Социально-педагогическая

-

-

-

-

7

Техническое творчество

1

1

20

2.7

Итого:

34

55

738

Слайд 13-14

По годам обучения

направления

год обучения

всего

первый

второй

третий

четвертый

техническое

1

-

-

-

1

художественная

16

9

3

2

30

физкультурно-спортивная

3

3

1

-

7

естественнонаучная

2

3

2

-

7

туристско-краеведческая

-

3

5

2

10

социально-педагогическая

-

-

-

-

-

Итого:

22

18

11

4

55

Слайд 15

Одной из составляющих системы повышения профессиональной компетенции является аттестация педагогических кадров. Аттестация – мощный стимул профессионального роста педагогов дополнительного образования. Побуждает к творчеству, овладению инновационными педагогическими технологиями.

За три последних года подтвердили квалификационную категорию  11 человек. 

Аттестация

№ п\п

2011-2012 уч. год

2012 – 2013 уч. год

2013 – 2014 уч. год

высшая

-

Рябцева Г.И.

Чеснокова Л.П.

 Глазырина А.И.

первая

Глазырина И. Ю.

Рыбакова Е. В.

Рыбакова Т.И.

Афанасьев Н.В.

Смоленцева Н.В.

соотв. зан. должности

Ворончихин В. А.

-

Тимина Н.П.

Трегубова Н.В.

Слайд 16

В учреждении проводится большая работа  с педагогическими кадрами по повышению их профессионального мастерства. Так за 3 предыдущих года прошли курсы повышения квалификации 11 человек  на базе ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», посетили мастер – классы  6 педагогов.

Курсы повышения квалификации

№ п\п

Количество

2011-2012 уч. год

3

2012-2013 уч. Год

6

2013-2014 уч.год

5

Слайд 7

Консультации и наставничество  одна из форм, которая наиболее часто используются в работе с педагогами  в проведении открытых занятий, освоении передового педагогического опыта, модифицированных программ. Хорошо спланированная система наставничества для начинающих педагогов помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с детьми и родителями.

Развитие мастерства педагога, его профессиональной компетентности находится в руках самого педагога, и именно он становится тем, кто осмысленно регулирует свое самообразование. Педагоги систематически пополняют свою педагогическую копилку новыми методическими разработками, учебно-наглядными пособиями, аудио-видео и информационными материалами. В нашем учреждении имеется  библиотека и периодические издания где педагоги могут найти необходимую информацию и подготовится к занятиям и выступлениям.

У учреждения имеется доступ к сети Интернет,  своя электронная почта  (sernurddt@yandex.ru).Создан официальный сайт Дома детского творчества на образовательном портале Республики Марий Эл, где  отражается разносторонняя деятельность учреждения.

П.д.о. постоянно самосовершенствуются и занимаются самообразованием. Занимаются освоением и применением программ Microsoft Office (Word,  Publisher, Power Point,  Excel), осваивают сеть Интернет. Через периодические издания методической литературы, Интернет-ресурсы знакомятся с педагогическими новинками, освещающими образование, изучают литературу по технологии различных видов деятельности и используют их в своей работе. П.д.о. Токтарова М.Г. опубликовала в социальной сети взаимовыручки для учителей «Инфоурок» методическую разработку «Панно-композиция «Букет» (Свидетельство №105825051645), методист ДДТ Попова Л. П. в социальной сети работников образования http://nsportal.ru деловую методическую игру «Методическое путешествие».

Слайд 17

Участие, выступление, показ мастер-классов педагогами в семинарах, научно-практических конференциях, в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, является возможностью продемонстрировать свои профессиональные достижения, увидеть и научится чему-то новому.

На базе нашего учреждения ежегодно проводятся мастер-классы по разным направлениям деятельности.  Педагоги с целью повышения своего профессионального мастерства   сами посещают мастер-классы, организованные Дворцом творчества детей и молодежи г. Й-Ола, берут консультации  опытных мастеров-профессионалов, посещают выставки, конкурсы, принимают участие в работе жюри  конкурсов и мероприятий разного уровня.

Слайд 18

Благодаря плодотворной работе с социумом педагоги Дома детского творчества регулярно представляют свой педагогический опыт на различном уровне:  

- в учреждениях Отдела культуры: в МБУК «Сернурская централизованная библиотечная система»,  в Сернурском музейно-выставочном комплексе имени Конакова;

- лесного хозяйства;

- в средствах массовой информации и т.д.

Слайд 19

С целью повышения квалификации участвовали в работе семинаров:

- на семинаре-совещании членов  Совета Региональной общественной организации СДПО «Эр вий» - «Юная Сила» при участии специалистов Министерства образования и науки РМЭ по теме «О поддержке детских общественных объединений» в п. Илеть;

-  участие в работе экспертного совета РОО по инновационным проектам;

-  на  семинарах методистов по ТКР в ДЮЦ «Роза ветров»;

- участие в семинарах в ГБОУ ДОД РМЭ «ДЭБЦ»;

- ГБОУ ДОД РМЭ ДТДиМ .

Слайд 20

Так же педагоги являются участниками и победителями  конкурсов педагогического мастерства.

Наши педагоги регулярно представляют свое  мастерство на республиканском конкурсе педагогов дополнительного образования и старших вожатых «Сердце отдаю детям». Педагог дополнительного образования Павлов Евгений Альбертович стал победителем, педагог- организатор Смоленцева Наталья Викторовна – лауреат, а в 2014 году п. д. о. Чеснокова Людмила Петровна, руководитель экологического объединения «Калипсо»  стала финалистом данного конкурса, лауреат в номинации «Методическое мастерство».

Были представлены на республиканский конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей образовательные программы п.д.о. Рыбаковой Т. И. и Поповой Л. П. На финальном этапе защиты образовательных программ Попова Л. П. получила Диплом участника.

На районном конкурсе на премию главы администрации МО «Сернурский муниципальный район»  стали победителями педагоги Дома детского творчества Глазырина А. И. и Чеснокова Л. П.

      

Слайд 21

 Достижения педагогов:

- 2 место в республиканском конкурсе на лучшую организацию туристско-краеведческой работы в учреждениях дополнительного образования детей  (2011 год)

- в республиканском конкурсе-смотре экологической работы образовательных учреждений Сернурский ДДТстал победителем на научно-практическом семинаре : «ФГОС и модель экологического образования» и на межрегиональной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в экологическом образовании»;

-проект «Аллея Героев» победитель Всероссийского конкурса проектов обучающихся «Созидание и творчество» в номинации «Сохранение памятников духовно-культурного наследия и очагов духовно-культурной традиции»;

-Диплом авторскому коллективу МОУ ДОД «Сернурский ДДТ» 9 Всероссийского конкурса методических материалов ТКР направленности. Издание брошюры «Родная сторона – золотая колыбель»;

- диплом 1 степени в республиканском смотре экологической работы образовательных учреждений (2014 год);

- диплом 1 степени в республиканской  Спартакиаде краеведческой  работы (2014 год);

-  2 место в республиканской Спартакиаде по туризму (2014 год).

   Методическая служба учреждения проводит большую работу по разработке сценариев и организации районных мероприятий различной направленности: прикладной, туристско-краеведческой, экологической, спортивной, социально-педагогической (например: выставки декоративно – прикладного и изобразительного творчества, соревнования по шахматам, спортивному ориентированию, сценарии к различным мероприятиям и т.д.).

Слайд 22

Качественный рост профессионального мастерства педагогического коллектива подтверждается стабильным повышением  уровня  творческих достижений воспитанников. Творческие коллективы МОУ ДОД «Сернурский ДДТ» являются постоянными участниками и победителями мероприятий и конкурсов разных уровней.

Результативность за 2013-2014 учебный год:

- участие в выставке учреждений дополнительного образования детей на базе Культурно-исторического комплекса «Царевококшайский Кремль» «Живые ремесла -2013» (г. Й-Ола) на  Августовкой научно-практической конференции работников образования РМЭ (Сертификат участника).

1 место заняли обучающиеся творческого объединения «Юный краевед»  в межрайонной научно-исследовательской конференции «Мои первые шаги в науку» в номинации «История, обществознание, право, краеведение». Тема выступления «Производственная деятельность Сернурской шишкосушилки»;

- во Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку» в номинации «Краеведение» обучающаяся творческого объединения «Юный краевед» Соловьева Дарья  заняла 1 место;

- во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников «Озарение – 2014» в секции «История и культура родного края» обучающиеся творческого объединения «Истоки» Глушков Дмитрий и Кужнурова Виктория  заняли 3 место;

- Благодарственное письмо педагогическому коллективу Дома детского творчества за активное участие в республиканском Конкурсе детского творчества «Дом моей мечты-2014»;  

-  призёр  VII республиканского форума   «Виват, Франция» в номинации «Изобразительное искусство»;  

- диплом за 3 место в Межрегиональном фестивале «Изи мор пеледыш» в номинации «Ансамбли».

Слайд 23

Вся система повышения профессиональной компетентности педагогических работников МОУ ДОД «Сернурский ДДТ» приносит свои результаты. По всей деятельности проводим мониторинг  качества дополнительного образования.

В 2013-2014 учебном году проведен мониторинг качества дополнительного образования. В анкетировании принимали участие все педагоги ДДТ, 294 родителя обучающихся и 276 обучающихся. Родители отвечали на 27, а дети на 20 вопросов. Большинство ответов – это положительные отзывы о работе учреждения.

 На вопрос: Оцените степень вашей удовлетворенности качеством дополнительного образования вашего ребенка, 68,7% родителей отметили ее высокой и 31,3 % - средней.

Подводя итог необходимо сказать, что на сегодняшний день в учреждении администрацией и методической службой создаются все необходимые условия для повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования.

 Об этом свидетельствуют стабильное повышение  уровня квалификационных категорий, посещение курсов повышения квалификации, участие педагогов дополнительного образования в конкурсах профессионального мастерства,  участие в работе семинаров, мастер-классы, высокие достижения творческих детских коллективов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...

Повышение уровня компетентности педагогических работников через организацию работы по самообразованию.

Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития....

Программа повышения ИКТ-компетентности педагогических работников

Программа направлена на совершенствование информационной компетенции и формирование умения использовать современные достижения в области ИКТ как эффективный инструмент в педагогической деятельности. Р...

Выступление на МО учителей истории и обществознания "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и...