Программа повышения ИКТ-компетентности педагогических работников
методическая разработка на тему

Скоренко Руслана Александровна

Программа направлена на совершенствование информационной компетенции и формирование умения использовать современные достижения в области ИКТ как эффективный инструмент в педагогической деятельности. Рассматривается две области: первое - создание и применение информационных и электронных образовательных ресурсов, электронных дидактических и методических материалов и второе - использование Интернет-ресурсов (конструкторов и программ свободного доступа) для повышения эффективности образовательной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа повышения

ИКТ-компетентности

педагогических работников

Авторы программы:

Скоренко Р.А., методист

Малюгина Т.В., методист

Пояснительная записка

В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Многочисленные исследования по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания педагогов. Для получения всего спектра информации человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние IT-технологии оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый из Интернет-источников, СМИ, рекламы, электронных игр. Дети являются уверенными пользователями ПК, и поэтому педагогу, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии. Каждый педагог прекрасно знает, что для того, чтобы ребенок увлеченно и с положительным результатом работал на учебном занятии, необходимо в первую очередь объяснить ему, для чего ему эта деятельность нужна, как она пригодится ему в его дальнейшей жизни (то есть замотивировать его).    

Одной из основных составляющих компетентности педагогических работников наряду с профессиональной компетентностью является информационная компетентность. («Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», (Минздравсоцразвития России,14 августа 2009 г. № 593 г. Москва). Это означает, что знание ИКТ – это не только уровень профессионализма педагога, но также степень соответствия профессиональным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам.

Рост информационной компетентности каждого педагога индивидуален, но творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.

При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Для того, чтобы педагоги уверенно владели ИКТ, эффективно использовали компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы, в Центре детского творчества создается система постоянной поддержки педагогических работников в области использования ИКТ. Одним из важных элементов такой системы стала программа повышения ИКТ-компетентности педагогических работников.

Программа направлена на совершенствование информационной компетенции и формирование умения использовать современные достижения в области ИКТ как эффективный инструмент в педагогической деятельности. Рассматривается две области: первое - создание и применение информационных и электронных образовательных ресурсов, электронных дидактических и методических материалов и второе - использование Интернет-ресурсов (конструкторов и программ свободного доступа) для повышения эффективности образовательной деятельности.

Цель программы: совершенствование информационной компетентности педагогических через освоение и целесообразное использование новых информационных технологий и программ в профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • знакомство с особенностями организации образовательной деятельности с использованием современных технических средств обучения и цифровых образовательных ресурсов;
  • моделирование учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • владение навыками работы в Интернет-пространстве, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;

Структура программы: программа включает в себя четыре модуля. Каждый модуль состоит из теоретических и практических занятий.

Программа носит практико - ориентированный характер.

        Основные формы работы:

  • интерактивная лекция – форма занятий, предполагающая интерактивное изложение преподавателем содержания темы модуля, создание условий усвоения слушателями информации через рефлексивные процедуры;
  • практическое занятие – форма, предполагающая выполнение практических заданий индивидуально или в небольших группах;
  • педагогические мастерские – обучение в процессе совместной разработки образцов профессиональной деятельности (планов учебных занятий, воспитательных мероприятий, программ и т.д.) под руководством опытного педагога.

 Программа была создана как основной результат деятельности временной творческой группы "Информационно-коммуникационные технологии" после проведения анкетирования педагогических работников Центра. (Приложение 1 "Анкета "Информационно-коммуникационная компетентность педагога") В результате исследования были выявлены основные затруднения и потребности в дальнейшем формировании профессиональных ИКТ компетенций педагогов Центра, которые и легли в основу программы. (Приложение 2 Аналитическая информация по результатам анкетирования педагогических работников Центра").

Тематический план программы

Модуль

Содержание

К-во часов

Теория/практика

Преподаватель

Модуль 1.

Использование информационных и электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе

Поиск и применение коллекций электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе. Обзор Интернет-ресурсов в помощь педагогу.

Веб-технологии. Образовательный веб-квест.

Практическое задание

6

2/4

Скоренко Р.А. Малюгина Т.В.

Модуль 2. Создание электронных образовательных ресурсов

1. Электронные и образовательные ресурсы. Правила и требования к созданию учебных презентаций в MS PowerPoint.

2. Создание интерактивных дидактических материалов в MS Excel.

Практические задания

6

2/4

Зайчикова В.В.

Модуль 3

Использование Интернет-ресурсов в деятельности педагога

1. Возможности использования Интернет-ресурсов в деятельности педагога.

2. Создание персонального сайта в Конструкторах.

 Практические задания

6

2/4

Зайчикова В.В.

Модуль 4

Особенности организации общения через Интернет

1.   Skype как средство сетевого он-лайн общения

2. Вебинар как актуальная форма взаимодействия с учащимися.

Практические задания.

Подведение итогов        Рефлексия, пожелания коллег

6

2/4

Скоренко Р.А.

Шевчук О.В.

Результаты обучения

По окончанию обучения педагогический работник будет

Знать:

• о сущности и специфике преподавания с использованием современных средств и ИКТ;

 • особенности использования новых технологий и программных продуктов в профессиональной деятельности.

Уметь:

• организовывать педагогическую деятельность с использованием новых программных продуктов, возможностей Интернета;

 • целесообразно выбирать средства ИКТ для постановки и решения учебных задач в процессе обучения;

 • создавать электронные образовательные ресурсы и учебно-методические материалы, в том числе размещенные в Интернет - среде, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся.

Владеть:

 • различными современными образовательными технологиями, используя ИКТ;

 • навыками работы в Интернет - пространстве, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

                                                                                                                                 Приложение 1.

Информационно-коммуникационная компетентность педагога

Ф.И.О. ________________________________________________________________________

Должность _____________________________________________________________________

Квалификационная категория   _____________________________________________________

Дата заполнения__________________________________________________________________

Вопрос

Ответ

Определите Ваш уровень ИКТ- компетенции (я умею…)

(укажите степень владения баллами от 1 до 5 напротив каждого умения)

набирать текст и сохранять текстовый файл

оформлять таблицу в текстовом документе

оформлять список в тексте

вставлять в текст рисунки

оформлять сложный текстовый документ (схемы, формулы, рисунки и т.п.)

оформлять гиперссылки или закладки в текстовом документе, презентации

создавать простую презентацию

создавать сложную презентации (использование видео, аудио, анимация и т.п.)

создавать сайты

создавать базы данных в специальных программах

создавать расчетные таблицы и диаграммы в программе электронных таблиц

сканировать изображения и работать с ними (уменьшать, вырезать фрагменты, сохранять в различных графических форматах)

осуществлять поиск информации в Интернете

работать с электронной почтой

использовать в профессиональной деятельности программы для работы с видео

использовать в деятельности программы для работы со звуком

использовать в деятельности программы для работы с  графикой

использовать в деятельности тренировочные программы

использовать в деятельности виртуальные лаборатории

использовать в деятельности обучающие программы

использовать в деятельности цифровые энциклопедии и словари

использовать в деятельности экран с проектором

использовать в деятельности интерактивную  доску

Как Вы используете Интернет в профессиональной деятельности?

3.

Размещаете ли Вы в глобальной сети методические наработки?  

4.

Что, на Ваш взгляд, можно отнести к цифровым образовательным ресурсам? Как  регулярно Вы используете  ЦОРы в образовательной деятельности?

(указать количество раз в неделю)

5.

Как регулярно Вы готовите  раздаточные и демонстрационные материалы в цифровом виде и используете их на своих занятиях?

6.

Используете ли Вы  ИКТ при работе с родителями учащихся (да/нет, каким образом)

7.

Используете ли Вы в образовательной деятельности возможности Google-аккаунта?

8.

Имеете ли Вы свои интернет-страницы в сети (да/нет, укажите свои адреса)

9.

Каким образом вы используете возможности ИКТ на своих занятиях?

10.

Какие затруднения Вы испытываете в своей профессиональной деятельности при использовании ИКТ

11.

Укажите, чему конкретно Вы бы хотели научиться, чей опыт перенять?

12.

Укажите, что у Вас получается наиболее хорошо при использовании ИКТ (могу научить других…)

13.

Имеется ли у Вас в наличии оборудование, необходимое для реализации ИКТ? (да/нет, перечислите, какое)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль методической службы образовательного учреждения в создании комплекса условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников

Миссия методической работы образовательного учреждения в межаттестационный период деятельности педагога - это:Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «з...

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...

Программа повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников школы

Программа повышения профессионального уровня педагогических и руководящих работников МБОУ "СШ № 40" г. Нижневартовска...

Повышение уровня компетентности педагогических работников через организацию работы по самообразованию.

Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития....

Выступление на МО учителей истории и обществознания "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и...