Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Управление инновационным развитием образовательного учреждения

    Дюкарева Анна Станиславовна

    Сегодня в стране происходят изменения в национальной образовательной политике.

    Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Одной из проблем в инновационной деятельности является проблема управления. Анализ практики работы современных школ позволяет сделать вывод о том, что для успешности их деятельности большое значение приобретает качество управления.

    Инновационное развитие школ осуществляется под воздействием изменений внешних условий и с учетом внутренних тенденций саморазвития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление инновационным развитием

    образовательного учреждения

    В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной образовательной политике. В послании В.В. Путина от 05 сентября 2005 года выделена цель государственной политики в области образования: «…создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования». Таким образом, инновационные процессы в образовании рассматриваются в качестве «…основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности…». В послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года президент РФ Д.А. Медведев говорит о том, что «сегодня основной акцент делается именно на школьном образовании. Так как оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека».

    В выступлении Министра А.А. Фурсенко от 17 марта 2009 говорится о том, что «Экономический кризис ставит перед страной совершенно новые задачи. Прежде всего - это задача повышения национальной конкурентоспособности».

    В этих акцентах прослеживается то новое, что появилось в понятии «инновация» в последнее время. Инновация — это то, что позволяет аккумулировать научные, технические, образовательные ресурсы и превращать их в экономический фактор развития. То есть, изменения не ради самих изменений, но для повышения эффективности управления образовательным учреждением. Показатели эффективности использованы в качестве критериев отбора в рамках конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование». Этот конкурс позволил осуществить адресную поддержку инициатив, которые уже успешно реализуются в образовательной практике конкретной школы и могут быть использованы в практике других школ.

    Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Многие образовательные учреждения стали вводить  некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением руководителей это делать. Чтобы научиться управлять инновационным развитием школы, нужно, прежде всего, осмыслить саму суть таких понятий, как «новшество», «инновация», «инновационный процесс», которые отнюдь не так просты и однозначны, как это может показаться на первый взгляд.

    Одной из важнейших проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ практики работы современных образовательных организаций в условиях конкурентной среды позволяет сделать вывод о том, что для успешности их деятельности все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.

    Инновационное развитие образовательных учреждений осуществляется под воздействием изменений внешних условий и с учетом внутренних тенденций саморазвития.

    Внешнее воздействие, складывается из государственных инициатив в сфере образования и образовательного заказа ближайшего социального окружения школы.

    Внешнее воздействие в современных условиях можно структурировать так, как показано на схеме (рис. 1).

    Рис.1 Внешнее воздействие в современных условиях

    Первоочередная задача инновационного образовательного учреждения - это разработка программы инновационной деятельности, направленной на создание, освоение, закрепление и распространение инноваций.

    Этапы управления инновациями в учреждении образования представлены на рис. 2

    Рис. 2. Этапы процесса управления инновациями в образовательном учреждении 

    На этапе планирования необходимо выполнить следующие действия: определить основную цель и содержание инновации, составить план действий, проанализировать движущие и сдерживающие силы в отношении инновации, разработать стратегию и проанализировать проблемы и риски, которые могут быть вызваны инновацией, определить критерии, по которым будет осуществляться контроль и оценка результатов внедрения инноваций, определить необходимые ресурсы.

    На подготовительном этапе следует предусмотреть время для снятия психологического напряжения в организации, выбрать методы подготовки и информирования сотрудников, осуществлять контроль готовности школы к внедрению инноваций, а при необходимости провести корректировку плана.

    На этапе внедрения инноваций следует:

    - иметь резервы времени и ресурсов на случай неожиданных затруднений;

    - быть готовым изменить стратегию;

    - регулярно информировать сотрудников о результатах инновационной деятельности.

    На этапе закрепления инноваций необходимо:

    - рассмотреть вопросы последующего обучения сотрудников (для работы в новых условиях);

    - осуществлять планы (по использованию результатов инновации) с учетом актуальной ситуации.

    На этапе оценки результатов инновационной деятельности следует:

    - проводить более глубокие исследования;

    - организовать и поддерживать обратную связь с теми, на кого влияют изменения;

    - информировать коллектив и заинтересованных лиц о результатах внедрения инновации.

    Таким образом, необходимость выполнения вышеперечисленных действий на определённых стадиях инновационного процесса позволит субъектам управления эффективно осуществить принятые управленческие решения с целью успешного внедрения инноваций.

    Администрация образовательного учреждения, в котором активно ведется работа по внедрению инноваций, может столкнуться с несколькими проблемами:

    1. изменение политики финансирования системы образования;
    2. нежелание некоторых сотрудников участвовать в данном проекте;
    3. консерватизм опытных учителей, не желающих менять устоявшийся порядок работы;
    4. отсутствие у сотрудников необходимой подготовки и квалификации для работы в новых условиях;
    5. низкая инновационная культура учителей.

    Можно также определить следующие позитивные и негативные тенденции в управлении инновационным развитием образовательного учреждения (Таблица № 1).

    Таблица № 1

    Позитивные и негативные тенденции управления инновационным развитием образовательного учреждения

    Позитивные тенденции

    Негативные тенденции

    1. Создание благоприятного морально-психологического климата в образовательном учреждении.

    2. Карьерный рост – возможность любого сотрудника стать председателем методического объединения, руководителем проекта.

    3. Возможность у сотрудников проявить себя в полной мере, возможность в самореализации каждого учителя.

    1. Недостаточное финансирование образовательного учреждения

    2. Недостаточное материально-техническое оснащение

    3. Недостаточно высокая инновационная культура учителей

    4. Консерватизм опытных учителей

    5. Низкая мотивация ряда сотрудников, нежелание менять уже существующее.

    6. Коллектив не полностью информирован о инновационной деятельности руководства.

    7. Внедрение нововведений не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни в психологическом отношении.

    Для устранения негативных явлений в управлении можно предложить использовать следующие действия:

    1. Привлекать внебюджетные средства (спонсоры, благотворители, платные образовательные услуги).
    2. Расходовать внебюджетные средства на усовершенствование материально-технической базы гимназии, обновление существующего и приобретение нового оборудования, наглядных и учебных пособий, мебели.
    3. Повышать инновационную культуру учителей.
    4. Повышать мотивацию сотрудников.
    5.  Сообщать коллективу цель и задачи нововведения, способы реализации.
    6. Правильно организовывать и подготавливать любое нововведение.

    Предложенные способы устранения негативных явлений в управлении инновационным развитием, позволят сделать управление инновационным развитием образовательного учреждения более эффективным.

    Список использованных источников и литературы

    1. Абасов А.А. Инновации в системе управления гимназией. – М.: Новая школа, 1997. – 32 с.
    2. Верстакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика: учебное пособие – М.: Эксмо, 2008 г – 432 с.
    3. Воронина Е.В. Инновационный проект образовательного учреждения: опыт описания инновационных проектов школ для участия в /Приоритетном Национальном проекте «Образование» - М.: изд-во «5 за знания», 2008 г. – 368 с.
    4. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным учреждением в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). – М.: Новая школа, 1997. – 80 с.
    5. Загвязинский В. И //Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень: 1990
    6. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
    7. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений. / Под ред. Поташника М.М. , Лазарева В.С.. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
    8. Управление современной школой. Пособие для директоров школы. Под ред. чл. - корр. Российской академии образования, д-ра пед. наук М.М.Поташника – М.: АПП ЦИТП. 1992.- 168 с.

    1. Дифференциация содержания образования
    2. Изменение системы оценивания результатов образования
    3. Необходимость качественного самоопределения
    4. Необходимость повышения кокурентоспособности ОУ

    1. Вариативность содержания учебных программ, учебно-методических комплексов, используемых учителями
    2. Разнообразие образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей
    3. Появление новых задач развития образовательных учреждений, требующих гибкого и быстрого реагирования (обеспечение безопасности, подготовка к ЕГЭ, нормативное финансирование)

    1. Принятие образовательных стандартов (два уровня: базовый и профильный
    2. Введение новой формы итоговой аттестации (ЕГЭ)
    3. Введение профильного обучения (проблема содержания, форм организации, системы оценивания учебных достижений)
    4. Внедрение новых экономических механизмов

    Общие тенденции изменений

    Изменения на уровне образовательного учреждения

    Государственные инициативы в области образования

     Оценка результатов внедрения инноваций

    V этап

    Подготовка школы к инновациям

    II этап

    Внедрение инновации

    III этап

    Закрепление результатов инноваций

    IV этап

    Планирование инновации

    I этап

    Этапы управления инновациями в школе

    Образовательная модель школы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»

    В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в  модели  «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...

    Управление инновационными процессами в развивающемся образовательном учреждении

    В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идеи развития стан...

    Личностно-ориентированное управление инновационной деятельностью педагогов

    Изменение ценностно- целевых ориентиров в образовании способствует развитию инновационной деятельности педагогов. Широкое развитие инноваций в практике, переход ОУ в режим раз...

    Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

    Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...