Элективный курс "Как сделать правильный выбор"
календарно-тематическое планирование (11 класс) по теме

Аблаева Марина Витальевна

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»

 Кукморского муниципального района РТ

 

 

Согласовано:

На заседании РМО педагогов-психологов

Протокол № ____ от __________________г.

Руководитель МО:

____________________ Р.М.Гатина

 

Утверждено на заседании экспертной комиссии протокол № _____от_________ г.

Председатель экспертной группы

 

__________________ А.М.Шаймарданова

 

 

           

 

 

                                    

 

 

Элективный  курс

«Как сделать правильный выбор»

(учебный курс профильной подготовки, 11 класс, 34 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аблаева Марина

Витальевна

педагог-психолог

I квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

Кукмор, 2011


 

 Пояснительная записка

 

  Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты в другой области. Введение в курс должно создать вдумчивый, серьезный настрой учащихся, взволновать их жизненной значимостью поставленных проблем.

Курс «Как сделать правильный выбор» предполагает преподавание в объёме 34 часа. На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик, тестов, упражнений, ролевых игр, элементов тренинга, методов групповой работы («мозговой штурм», круглый стол, дискуссия, беседа), арт-терапия, сказкотерапия.

Цели курса:

            изучение личностных особенностей школьников,

            ознакомление с миром профессий и правилами выбора профессии.

Задачи курса:

            Дать представления о личности в целом, раскрыть сущность основных понятий, характеризующих её, пробудить стремление к самопознанию и самовоспитанию.

            Развитие навыков распознавания манипуляциями и противостояния им; Оказать психологическую поддержку учащимся через создание ситуаций успеха; повышения самооценки, активизации ресурсов для достижения целей, выработки запасных вариантов; развитие умения прогнозировать события, проживать последствия своего выбора.

            Познакомить учащихся с теоретическими основами профориентации, основными понятиями и компонентами целостной системы планирования карьеры.

 


 

Требования к знаниям учащихся

К концу изучения курса учащиеся должны заполнить профкарту, должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий, систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда. Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я-личность». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный  и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей;

       предметом изучения является всестороннее и гармоничное развитие личности каждого человека;

функцией данного учебного курса является постепенное формирование, гармоническое развитие у молодежи внутренней готовности к осознанному, самостоятельному, правильному выбору жизненного пути после окончания школы;

актуальность данного курса заключается в содействии подрастающему поколению сделать осознанный, самостоятельный, правильный выбор жизненного пути;

педагогическая целесообразность в том, что формирование готовности к самоопределению возможно при условии хорошего делового взаимодействия, благоприятных личных взаимоотношений межличностного общения. Поэтому учащихся необходимо учить устанавливать хорошие, личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошее настроение. Особую педагогическую задачу составляет воспитание у ребенка способности оставаться свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать свое личное «я» за счет свободы и подавления личности в других людях, нарушая их интересы.

 

 

 

Содержание изучаемого курса.

 

Занятие № 1. Введение в психологию.1 час.

Приступая к работе с детьми, прежде всего, необходимо разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды, что в психологии и поведении человека является врожденным (органически обусловленным) и что приобретенным (социально обусловленным).

     Лекция «Ознакомление учащихся с методами работы с социумом» (психология 1, с.5-28)

    

Занятие № 2. Психология деятельности и

познавательных процессов. 3 часа.

     Внимание. Память. Лекция (психология 1, с.201, 217)

     Тест «Психологические тесты №№ 92,95,90,91.

     Воображение. Мышление. Лекция (психология 1, с.260, 273)

     Тест «Психологические тесты № 96.

 

Занятие № 3. Психология личности. 3 часа.

     Способности. Характер. Темперамент. Лекция (психология 1, с.373, 394, 405)

     Тест «Какая вы личность?» (тетрадь с тестами № 14)

Тест «Какой у вас характер?» (тетрадь с тестами №18)

«Личностный опросник Г. Айзенка» (модификация Резапкиной).

 

Занятие № 4. Психология человеческих взаимоотношений. 4 часа

     Общение. Беседа, тренинг (школьный психолог, с.7,психология 1, с.54).

     Малая группа в коллективе. Беседа (психология 1, с.528),  арттерапия (школьный психолог№18 с.15, школьный психолог .№2 перечень правил с.54).

     Личность в коллективе. Беседа (психология 1 с.572), игра-метафора (школьный психолог №9 с.46, №2 с.8).

Интимные межличностные отношения. Беседа (психология 1 с.601), самопрезентация (школьный психолог №2 с.54), тест №№ 27,41,42, школьный психолог №18 с.15)

 

Занятие № 5. Профессиональное самоопределение. 3 часа.

     Лекция, беседа (профессиональное самоопределение с. 5-32).

         Тест ДДО. определение склонности человека к профессиям типа

            «человек – природа» (П),

            «человек – техника» (Т),

            «человек – человек» (Ч),

            «человек – знак» (З),

            «человек – художественный образ» (Х).

Анализ результатов теста.

Классификация профессии

по предмету труда (типы).

по целям труда (классы).

по орудиям труда (отделы).

по условиям труда (группы).

     Ролевая игра (школьный психолог № 2 с.10, школьный психолог №7 2004г. с.30).

 

Занятие № 6. Этика и психология семейной жизни. 3 часа.

Дискуссия (книга с.175, тесты №35,20,ЭПТ Дом. Дерево. Человек с.250).

Ролевая игра «Трудовая атмосфера и хозяйство семьи» (книга с.187).

Ролевая игра «Бюджет семьи» (книга с.194).

 

Занятие № 7.  Зачет по творческим работам на тему «Я – личность». 1 час.

Занятие № 8. Межличностные отношения. 3 часа.

Тренинг «Манипуляция» )школьный психолог № 6 2005г.с.33, № 7 2005г. с.7)

Техника рисунков.

 

 

 

Занятие № 9. Дезадаптивное адаптивное поведение. 2 часа.

Метод «Диалогичный рассказ историй» (школьный психолог № 10 2005г. с.19)

Занятие № 10. Личностное развитие. 2 часа.

Тренинг «Уверенность» (школьный психолог № 2 2005г. с. 50, № 3 2005 г. с. 36)

 

Занятие № 11. Девиантное поведение. 3 часа.

Игра-метафора «Свобода от курения» (школьный психолог № 6 2005г. с.38)

Тренинг «Профилактика наркотической зависимости) (программа, выпуск2)

 

Занятие № 12. Личность и зависимость. 4 часа.

Игра – метафора «Свобода от курения» (школьный психолог № 6 2005г. с.38).

Тренинг «Профилактика наркотической зависимости» (программа, выпуск 2).

Занятие № 13. В чем смысл жизни? 2 часа.

Игра – метафора (школьный психолог № 5 2005г. с.10).

Сказкотерапия (школьный психолог №7 2004 г. С.12)

 

Занятие № 14.  Зачет по творческим работам на тему «Я – личность». 1 час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

№ п/п

Название темы

Кол. ча

сов

Дата проведения

 

Формы занятий

Форма подведения итогов

 

фактич.

пла

нир.

1

Введение в психологию

1

 

 

Занятие в форме лекции

Тест

2

Психология деятельности и познавательных процессов

3

 

 

Лекция. Занятие с диагностикой внимания, памяти, воображения, мышления

 

самоанализ

3

Психология личности

3

 

 

Лекция. Занятие с диагностикой способностей, темперамента, характера

 

тест

самоанализ

4

Психология человеческих взаимоотношений

4

 

 

Дискуссия.

Тренинг.

Арт-терапия.

Ролевая игра.

 

упражнение «за» и «против»

5

Профессиональное самоопределение

3

 

 

Беседа. ДДО Е.А.Климова.

Ролевая игра

 

тест

самоанализ

6

Этика и психология семейной жизни

3

 

 

Дискуссия.

Ролевая игра.

Занятие с диагностикой типов семейных отношений.

 

самоанализ

7

Зачет

1

 

 

Конкурс творческих работ «Я – личность»

зачет

8

Межличностные отношения

3

 

 

Дискуссия. Тренинг.

самоанализ

 

9

Дезадаптивное адаптивное поведение

2

 

 

Диалогический рассказ историй.

самоанализ

 

10

Личностное развитие

2

 

 

Тренинг.

самоанализ

 

11

Девиантное поведение

3

 

 

Тренинг.

самоанализ

 

12

Личность и зависимость

4

 

 

Игра – метафора. Тренинг.

самоанализ, рефлекися

13

В чем смысл жизни.

2

 

 

Игра-метафора

самоанализ

рефлексия

 

14

Зачет

1

 

 

Конкурс творческих работ «Я – личность»

зачет

         

 

Итого: 34 часа.

К концу изучения курса учащиеся:

            должны заполнить профкарту,

            должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий,

            систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда.

 Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я-личность». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный  и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.

 

 

 

 

Контрольный материал:

            Тест (приложение 2,3,5,11)

            Ролевая игра (приложение 5,6)

            Тренинг (приложение  4,7,9,10)

            Игра-метафора (приложение 10,12)

            Сказкотерапия (приложение12)

            Методика (приложение 8)

 

 

Темы творческих работ.

1. «В чем смысл жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв

о курсе по выбору «Как сделать правильный выбор»

      Автор курса: Аблаева Марина Витальевна

Курс «Как сделать правильный выбор» предполагает преподавание в объёме 34 часов. На занятиях работа осуществляется с использованием психологических методик, тестов, упражнений, ролевых игр, элементов тренинга, методов групповой работы («мозговой штурм», круглый стол, дискуссия, беседа), арт-терапия, сказкотерапия.

К концу изучения курса учащиеся должны заполнить профкарту, должны знать стратегию выбора профессии, пути получения профессий, систематизировать источники и способы получений информации о рынке труда. Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Я-личность». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии), намечен и обоснован личный профессиональный  и жизненный план. Конкурс может проходить в форме устных выступлений (защита проекта) с участием оппонентов и членов жюри из числа родителей, одноклассников, учителей.

 

Рекомендации по корректированию: ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Эксперт элективных курсов: _____________________А. М. Шаймарданова

Подпись

Дата

 

Литература для учителя.

1.    Вахрушева И.Г., Шакирова Д.М. Профилизация образования: диагностика и формирование профессиональных интересов учащейся молодёжи: Учебно-методическое пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

2.    Газета «Школьный психолог», 2002, №№2,7; 2003, №№4, 27,28; 2005, №№ 2,3,4,5,9,10,18

3.    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на Дону: Феникс, 1996 .

4.    Психолог в профессиональном образовательном учреждении. Школа. – Казань,2001.

5.    Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. М.:Вако,2005.

6.    Немов Р.С. «Психология». Владос.М.:2001.

7.    Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Педагогика-пресс. М.:1992.

8.    Афанасьева Т.М. «Семья». Просвещение. М.:1998.

9.    «Этика и психология семейной жизни». Просвещение. М.:1997.

 

Литература для учащихся.

1.    Газета «Школьный психолог», 2002, №№2,7; 2003, №№4, 27,28; 2005, №№ 2,3,4,5,9,10,18

2.    Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на Дону: Феникс, 1996 .

3.    Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. М.:Вако,2005.

4.    Немов Р.С. «Психология». Владос.М.:2001.

5.    Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Педагогика-пресс. М.:1992.

6.    Афанасьева Т.М. «Семья». Просвещение. М.:1998.

7.    «Этика и психология семейной жизни». Просвещение. М.:1997.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Сделай правильный выбор"

Для учащихся старших классов...

Сделай правильный выбор!

И алкоголизм, и курение – сложные заболевания, лечить их трудно. Вот почему предупреждение алкогольной болезни, профилактика курения становится все более актуальной задачей – медицинской и социальной,...

Сделай правильный выбор

Внеклассное мероприятие для среднего и старшего звена...

Презентация к мероприятию Сделай правильный выбор

Эту  презентацию можно показать на заднем плане во время проведения мероприятия Сделай правильный выбор...

Занятие по профилактике табакокурения "Сделай правильный выбор"

Занятие для подростков 6-11 классов. Проведение занятия рекомендуется в форме беседы с сопровождением презентации и параллельного заполнения бланка опроса. Обобщенные данные опроса можно использовать ...