Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников"
презентация к уроку по теме

Бобкова Валентина Дмитриевна

Конспект открытого занятия "Смешанное соединение проводников" для учащихся 9-10 лет в объединении "Электрифицированная игрушка" Дома Юных Техников г. Тосно. С презентацией этого занятия я выступала на окружном семинаре по Южному избирательному округу "Анализ открытого занятия"         6.12. 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt__el_posl.doc941.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Педагог дополнительного образования: Бобкова Валентина Дмитриевна

Дополнительная образовательная программа: Начальное техническое творчество “Электрифицированная игрушка”

Творческое объединение: Начальное техническое творчество “Электрифицированная игрушка”

Состав группы: учащиеся 3-4 классов, 2-й год обучения,

                        присутствовало 12 человек

                        (7 мальчиков, 5 девочек)

Дата проведения:   10.11.2011 год

Общая характеристика занятия.

Тема: «Смешанное соединение  проводников»

Тематический раздел: «Законы постоянного тока»

Степень сложности занятия: Занятие повышенной сложности

Цель занятия: Познакомить учащихся со смешанным соединением проводников

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Закрепить знания тем: основные узлы электрических цепей их назначение, принципиальная и монтажная схема карманного фонарика.
  2. Закрепить знания тем: последовательное и параллельное соединение проводников.
  3. Формировать умение создавать схемы электрических цепей.

2. Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность, самостоятельность
  2. Воспитывать уважительное  отношение в коллективе

  1. Формировать навыки работы в коллективе

3. Развивающие:

  1. Развивать воображение, эстетические чувства, желание соединить законы красоты с техническим творчеством
  2. Развивать умение доводить начатое дело до конца
  3. Научить работать в команде
  4. Развивать познавательный интерес

Тип учебного занятия: комбинированный

Форма организации работы: групповая

Структура учебного занятия

I. Вводная  организационная часть - 7 минут

1. Приветствие: Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем наше путешествие в Техноград. Чтобы оно прошло успешно необходимо ….(пауза), как вы думаете, что для этого необходимо? (предложить ребятам высказать свои правила поведения на занятии, акцентировав внимание на хорошем поведении, внимательном отношении к происходящему).

2. Мотивация: Сегодня у вас есть возможность пополнить знания,  об электрических соединениях проводников, их применении и роли в современном мире, узнать, как вы будете использовать это знание в рамках нашего творческого объединения.

 Итак, тема нашего занятия - смешанное соединение проводников. Чтобы научиться собирать такие цепи, мы будем использовать уже знакомые вам кубики электроконструктора.

III. Основная часть занятия – 68 минут

1.Повторение пройденного материала – 25 минут

 Давайте вспомним уже известные нам типы соединений, их значение и применение. (Показ слайда презентации с рис.1)

 

Рис 1

Что изображено на  рис. 1? (простейшая электрическая цепь, содержащая сопротивление).  Если обычное сопротивление заменить электрической лампочкой, то получится схема электрической цепи, которая очень часто нам встречается в быту. Как она называется? (Схема электрической цепи карманного фонарика). Соберите, пожалуйста, эту цепь, используя детали электрического конструктора. (Проследить, чтобы все ребята справились с заданием, вовремя помочь отстающим).

Показ слайда презентации с рис. 2.

Рис 2

Как  называется соединение проводников на рис. 2? (последовательное соединение проводников). Соберите, пожалуйста, эту цепь, используя детали электрического конструктора. (Показать слайд презентации с рис.3. Проследить, чтобы все ребята справились с заданием, вовремя помочь отстающим).

последовательное соединение проводников

Рис. 3

Как  называется соединение проводников на рис. 4? (параллельное соединение проводников, чертёж схемы выполнить на доске). Соберите, пожалуйста,  цепь, изображённую на рис. 5, используя детали электрического конструктора. (Показать слайд презентации с рис.5. Проследить, чтобы все ребята справились с заданием, вовремя помочь отстающим)

Рис.4

Параллельное соединение проводников

Рис. 5

2. Введение нового образовательного материала- 35 минут

Ребята, как вы думаете, можно ли из двух, известных нам, электрических  соединений проводников создать новое соединение? (Далее подвести их к объединению  последовательного и параллельного соединения проводников.)

Смешанное соединение проводников  - это последовательное и параллельное соединение вместе. Применяется оно чаще, чем отдельно последовательное или отдельно параллельное. Применяется смешанное соединение проводников в электротехнике, радиотехнике, везде, где существует электрический ток.

(Попросить ребят создать в рабочих тетрадях простейшую схему смешанного соединения проводников. Вместо сопротивлений можно использовать электрические лампочки. Лучшую схему электрической цепи ребята по желанию чертят на доске.)

рис.6

На рисунке 6 изображена простейшая схема смешанного соединения проводников, состоящая из 3-х параллельно соединённых сопротивлений и одного сопротивления, включённого последовательно в цепь (показ слайда презентации с рис.6).

ЗАДАНИЕ: Начертить в тетради схему смешанного соединения проводников, состоящую из 2-х параллельно соединённых лампочек и одной лампочки, соединенной последовательно. Собрать электрическую цепь по данной схеме (схема чертится на доске, проследить, чтобы все ребята справились с заданием, вовремя помочь отстающим).

3.Обобщение, систематизация и закрепление материала – 8 минут

1. Привести примеры использования простейших электрических соединений на практике, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. (Электрический карманный фонарик, уличные фонари, светильники). Продемонстрировать слайды презентации с фотографиями этих технических объектов.

                  

2.Привести примеры использования последовательного соединения проводников  в быту. (Ёлочная гирлянда, показать слайды презентации с соответствующими картинками).

Привести примеры применения параллельного соединения проводников в быту. (Люстры,  показать слайды презентации с соответствующими картинками).

Привести примеры применения смешанного соединения в быту. (Электрическая проводка в квартире, других зданиях)

III. Заключительная часть - 15 минут

1.Подведение итогов занятия:

Ребята,  сейчас я попрошу вас ответить на следующие вопросы, а затем заполнить анкеты.

  1.  Ощутили ли вы прибавление в своей копилке знаний после сегодняшнего занятия?
  2. Почувствовали ли вы себя увереннее в современном мире, ощутив новое знание?
  3. Как вы считаете, что может послужить причиной  выхода из строя  ёлочной гирлянды?  (Возможно, перегорела одна лампочка).
  4. Ребята, кто из вас сегодня сделал для себя открытие в области своих умений, знаний, впечатлений?
  5. Результат нашего занятия состоит из отдельных результатов каждого из вас, каждый из вас сегодня одержал личную победу. (Сравнить предыдущие и сегодняшние результаты каждого из детей)

В конце занятия дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятию. (В анкете нужный ответ подчеркнуть или поставить возле него крестик)

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Наше занятие подходит к концу, пожалуйста, уберите детали электрического конструктора на свои места, приведите рабочее место в порядок.

Содержательные блоки учебного занятия

1. Особое внимание необходимо обратить на:

  1. Повторение пройденного материала о параллельном и последовательном соединении проводников, т.к. на нём строится материал новой темы
  2. Умение читать и составлять схемы электрической цепи

2. Значение этих блоков в образовательной программе:

В образовательной программе значение этих блоков важно, т.к. электрические цепи применяются при создании электрифицированных игрушек, которые  будут создаваться в нашем творческом объединении

Планируемый результат занятия

1. Планирую в данном занятии достичь результат:

  1. Предметный – знать типы соединения проводников, уметь создавать принципиальные и монтажные схемы электрических цепей.
  2. Метапредметный – испытывать ответственность за выполнение задания, оказывать практическую помощь соседу по парте.
  3. Личностный – выполнять работу качественно, быть последовательным в выполнении заданий, доводить работу до конца.

 2.Определение результативности занятия: по выполненной работе

Для учащихся:

  1. Прокомментировать результативность работы каждого ученика, сравнивая его предыдущие и сегодняшние результаты.
  2. Указать какие его действия и навыки заслуживают одобрения.
  3. Обратить внимание учащегося над чем ему ещё нужно поработать.

Для педагога:

  1. Сравнить % учащихся усвоивших новый материал с их результатами на предыдущих занятиях.
  2. Оценить результаты проведённой анкеты.

Методы обучения

1. Для достижения заявленной цели я использовала методы:

  1. Словесные: беседа, рассказ, объяснение
  2. Наглядные: просмотр слайдов презентации, демонстрационный эксперимент
  3. Практические: демонстрация хода выполнения задачи, постановка практических заданий и планирование хода их выполнения, формулирование и анализ итогов практической работы

  1. Частично-поисковые: предоставление детской аудитории возможности находить ответы на поставленные вопросы

2. Способы активизации познавательной деятельности детей на занятии:

  1. На данном занятии я старалась активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся в основном по структуре исследовательского метода, начиная от осознания познавательной проблемы и заканчивая поиском практических применений полученных новых знаний.

  1.  Так же применялись методы:  анализ, синтез, обобщение и конкретизация выводов, сравнение, т.к. постоянно сравнивала предыдущие и приобретённые знания учащихся, обращала их внимание на место нового знания в современном мире.

3. Сильные стороны моей деятельности показаны на занятии:

  1. Авторитет среди детей
  2. Умение управлять детским коллективом
  3. Умение доступно объяснять новый материал.
  4. Знание материала
  5. Умение пользоваться компьютером
  6. Знание информационных технологий
  7. Умение быстро замечать детей, нуждающихся в помощи
  8. Способность к анализу и обобщению результатов

Материально-техническое оснащение занятия

  1. Аудитория: учебный класс (5*9м2)
  2. Мебель для размещения детей и педагога: 10 столов для учащихся, 1 стол для педагога
  3. Учебное оборудование: электротехнические конструкторы
  4. Технические средства обучения: компьютер
  1. Наглядный и раздаточный материал: слайды презентации, детали электроконструктора, образцы создания электрических цепей, анкеты
  1. Канцелярские принадлежности: тетради, карандаши, ручки, линейки, ластики,

Литература

Для педагога:

  1. Мякишев Г.Я. Буховцев Б.Б. Сотский Н.Н. Физика: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2008
  2. Полянский С.Е.Поурочные разработки по физике.-М: ВАКО,2004.
  3.   Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.
  4.  Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 278 с.

Для учащихся:

Черненко Геннадий. Простая автоматика-М: Просвещение, 2008.

Интернет-ресурсы:

http://igrushka.kz/vip48/vent.gif

http://interneturok.ru/files/pages/autoscripshot/irz5.jpg

http://centr.edusite.ru/

http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

http://www.bestreferat.ru/referat-182979.html

http://referatop.ru/puti-i-metody-aktivizacii-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashhixsya-pri-izuchenii-matematiki

http://turinsk-school3.edusite.ru/p69aa1.html