План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"
план-конспект по теме

Листвак Валерия Евгеньевна

Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon braslety.otkrytoe_zanyatie__plan-konspekt.doc251.63 КБ

Предварительный просмотр:

Листвак Валерия Евгеньевна, педагог дополнительного образования,  ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367, творческое объединение «Художественное гильоширование»

ПЛАН-КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ ПО  ТЕМЕ

«УКРАШЕНИЯ СВОИМИ РУКАМИ. HAND-MADE: БРАСЛЕТЫ»

Дата проведения занятия –   09 декабря 2011 года

Место проведения – ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Тип занятия: ознакомление с новым материалом

Продолжительность занятия – 30 минут.

Цель занятия – Познакомить с новым видом декоративно - прикладного творчества. Изготовить  украшение «браслет» в технике гильоширования.

Задачи:

- воспитательные: трудовое и эстетическое  воспитание, привитие навыков культуры труда, воспитание усидчивости и трудолюбия;

- развивающие:  развитие художественно-творческих способностей, самостоятельности и способности решать творческие задачи;

- обучающие: обучение технологии гильоширования, безопасным способам и приемам работы с электроприборами; формирование образного и пространственного мышления.

           

Оборудование  – мультимедиа оборудование, использование материалов  интернет-ресурсов,   электровыжигатели по дереву, стекло,  синтетическая  ткань  разных цветов, образцы   готовых изделий.

Ход занятия

  1.   Организационный момент – 3 мин.

         Приветствие. Знакомство с группой. Противопоказания к  занятиям  (аллергия на запах,

         астма). Проверка готовности рабочего места. Объявление темы занятия.

  1.  Основная часть – 22 мин.

2.1 Знакомство с новым видом рукоделия. Художественное гильоширование. Браслеты – 10 мин.

(слайд 1) Ребята, сегодня я познакомлю вас с новым видом декоративно-прикладного творчества  – художественным гильошированием.  Вы узнаете историю его возникновения и выполните практическую работу в технике выжигания по ткани.

(слайд 2).  Художественное  гильоширование (выжигание по ткани)  - современное искусство.  Примерно лет 30 назад, в конце ХХ века,  в городе Рыбинске  утюг прожег дыру в новомодной в то время синтетической блузе.

Ее владелица, Зинаида Петровна Котенкова, очень   расстроилась,  но – делать нечего! – стала выдумывать путь реставрации. Вырезала аппликацию и обычной швейной иглой, зажатой в плоскогубцах и нагретой на плите, приварила ее на часть дырки.

Заплаточка получилась очаровательная, а Зинаида Петровна разработала замечательный метод работы с тканями. Назвала его  «Художественное    гильоширование»   и  в 1990 году получила   авторское свидетельство за свою разработку.

Этот вид искусства требует аккуратности, точности выполнения рисунка, определенного художественного вкуса, имеет интересные цветовые решения.

И в то же время все изделия выполняются гораздо быстрее, нежели в других видах декоративно-прикладного искусства.

(слайд 3) В технике гильоширования можно оформить кружевом или аппликацией скатерти, шторы, одежду, изготовить предметы интерьера, сувениры, аксессуары и украшения (демонстрация дидактического материала).

 (слайд 4) Hand-made – браслеты. И сегодня мы постараемся выполнить в технике гильоширования  замечательное украшение – браслет. Я уверена, вы  многое знаете о браслетах.

- как он выглядит? какие бывают браслеты? (ответы детей)

- из чего делают браслеты? (ответы детей)

- где и когда используются?  (ответы детей)

Совершенно верно, молодцы!

- вы носите браслеты?  (ответы детей)

- сами их делаете или покупаете?  (ответы детей)

- дарите ли браслеты своим друзьям?  (ответы детей)

(слайд 5) Как вы думаете, когда появились браслеты? (ответы детей)

Слово браслет происходит от франц. bracelet – «запястье» (от корня bras – «рука») и означает «украшение в виде кольца». Делают браслеты из металла, кости, драгоценных и поделочных камней, кожи, бархата и других материалов.

Украшением браслет стал не сразу, а веками служил амулетным защитником от злых сил, болезней и других напастей.

А история браслета начинается давно - еще с тех пор, когда его делали из бивней мамонта в эпоху древнего каменного века. Позже появились каменные браслеты. Их вытачивали из больших камней и нанизывали на кожаный ремешок.  В бронзовом веке появились -  металлические браслеты. У древних греков и римлян очень красивыми и изящными были браслеты,  украшенные  маленькими скульптурками.

На Руси в 11—14 вв. браслеты называли обручами. У знатных женщин они были из золота или серебра, украшенного чернением, у горожанок — из стекла, у крестьянок — из меди.

(слайд 6) Исторически сложилось так, что браслеты были как женским, так и мужским украшением.

 Археологи  часто находили  золотые браслеты в гробницах египетских фараонов. На фресках древнего Египта можно увидеть, какое огромное количество золотых браслетов украшали руки знатных египтян.

Для мужчин-воинов браслеты были символом доблести, защищали руки в бою, а в случае, если на них были нанесены магические знаки - служили своеобразным талисманом.

(слайд 7) В древности одежда не отличалась большим разнообразием фасонов и материалов, причем как у царей, так и у простых людей. Поэтому неудивительно, что такое  большое внимание уделялось именно  украшениям. Кроме того, браслеты служили атрибутами власти и были индикатором благосостояния владельца. Золотые и серебряные браслеты подчеркивали принадлежность к знатному сословию, высокое положение в обществе.

Носили  браслеты традиционно на запястьях рук, предплечьях и ногах.

Известно, что А.С. Пушкин носил браслет на предплечье левой руки. Это был золотой браслет с зеленой яшмой и турецкой надписью. Не случайно он носил браслет именно на предплечье, т.к. на предплечье в старину носили браслеты только цари, князья и их жены. А вот на запястье или ближе к локтю браслеты носили только простолюдины.

(слайд 8) В Западной Европе в средние века  браслеты почти исчезли из-за моды на длинные рукава в женской одежде. Но с эпохи Возрождения они снова распространились одновременно с модой на короткие рукава. Наибольшей популярности  браслеты достигли в середине XVI века. Их делали из драгоценных металлов и украшали драгоценными камнями, жемчугом и эмалью.

(слайд 9) Популярностью пользовались двойные браслеты “сердечная неволя”. Это два кольца, соединенные цепочкой с замком в виде сердечка. Надевались на одну руку – одно кольцо на запястье, а другое – ближе к локтю. Особое изобретение того времени называлось “сантимент” - браслет-медальон с портретом.

(слайд 10) Сегодня браслеты по-прежнему в моде. И нет строгих правил ношения этого украшения. Браслеты можно носить и на запястье,  и на предплечье, и на ноге. Можно носить один браслет, а можно много и разных.

Браслеты бывают  жесткие и мягкие, узкие и широкие, тонкие и толстые,  в виде цепочки, кольца, плетёные, шитые из самого различного материала.

(слайд 11, 12) Но особой популярностью пользуются необычные браслеты, выполненные вручную, в технике хэнд-мэйд. (фото браслетов ручной работы). Они смотрятся оригинально, ярко и стильно. Это отличный подарок.  Поэтому мне бы хотелось, чтобы вы сегодня сделали браслет не только для себя, но и для дорогого вам человека: мамы, сестры, подружки…

2.2 Практическая часть. Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем. Алгоритм выполнения работы. Технология выжигания. - 12 мин.

(слайд 13) Прежде чем приступить к работе, я ознакомлю вас с правилами техники безопасности.

  Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем

1. Включать аппарат можно, если он исправен, нет оголенных проводов и сухие руки.

2. Не трогать иглу голыми руками при включенном аппарате.

3. Класть ручку с иглой только на стекло или подставку; следить, чтобы игла не касалась провода.

4. После работы  э/выжигатель  отключить, дать игле остыть, сложить аппарат в коробку, убрать рабочее место.

(слайд 14)  Существует определенный порядок  работы  выполнения изделия. На ваших столах лежат материалы, необходимые для изготовления браслета: основа и дополнительные отделочные элементы.

Чтобы изделие получилось красивым, нужно соблюдать следующие правила:

1. Разложить детали на основе браслета, закрепить точками.

2. Ручку э/выжигателя  необходимо держать строго  вертикально.

3. Работа выполняется между указательным и   средним пальцем левой   руки,     придерживающей  ткань на стекле.

4. Все детали последовательно прижигаются  к основе методом  «сварки в бочек». (Педагог показывает детям, как правильно это сделать.  Дети повторяют действия за педагогом).

5.  По желанию можно  декорировать панно элементами  росписи

Начинайте работу. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, поднимите руку, я к вам подойду.

  1. Подведение итогов. (Рефлексия) – 5 мин.

Время нашего занятия подходит к концу. Заканчиваем работу. Отключите, пожалуйста, электроприборы. Будьте внимательны, не обожгитесь, и проследите, чтобы игла э/выжигателя лежала на стекле.

(слайд 15) А теперь посмотрите на экран и попробуйте ответить на вопросы: 

1. Когда появился новый вид ДПИ «Художественное гильоширование»?        (Ответы детей:  «В конце ХХ века, в 1990г.»)

2. Кто автор метода? (Ответы детей: «Зинаида Петровна Котенкова»)

3. Каким прибором выполняется работа? (Ответы детей: «Прибор для выжигания по дереву»)

4. Какие изделия можно выполнить в данной технике?        (Ответы детей: «Оформить кружевом или аппликацией  скатерти, шторы,  одежду; изготовить предметы интерьера, сувениры,, аксессуары  и украшения»)

              (слайд 16)

1. Из какого материала делали первые браслеты? (ответы детей: «из бивней мамонта»)

2. На каких частях тела носили браслеты в старину? (ответы детей: «на запястье, на предплечье, возле локтя, на ноге»)

3. Как на Руси в старину назывались браслеты? (ответы детей: «обручи»)

4. Из чего делают браслеты? (ответы детей: «из драгоценных металлов, дерева,  кожи, пластика, ткани...»)

5. Какими по форме бывают браслеты? (ответы детей: «жесткие, мягкие, узкие, широкие, в форме  цепочки, кольца, плетенные, шитые…»)

Молодцы!

Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? (ответы детей)

А нравится ли вам ваша авторская работа? (ответы детей) 

Сложно ли было её выполнить? (ответы детей)

Что было наиболее интересным для вас -  выполнение работы или рассказ об истории гильоширования? (ответы детей) 

Браслеты вы делали только для себя? Кому подарите? (ответы детей)

Что вам НЕ понравилось на сегодняшнем занятии? (ответы детей)

Хотели бы  вы заниматься этим видом рукоделия? (ответы детей)

Большое вам спасибо за работу. Я думаю, что вы уйдёте с сегодняшнего занятия с хорошим настроением, которое подарит вам украшение, созданное вашими руками

  1. Уборка рабочего места.

ЛИТЕРАТУРА

     Для подготовки и проведения занятия использовалась следующая литература:

  1. Котенкова З.П. «Выжигание по ткани»      
  2. Материалы тематических интернет-ресурсов