Методическая разработка – «Медиатехнологии как средство активизации познавательного интереса воспитанников»
методическая разработка по теме

В статье «Медиатехнологии как средство активизации познавательного интереса воспитанников» описан опыт работы педагога дополнительного образования Соболевой О.Н. в использовании информационно-коммуникационных средств и медиатехнологий для активизации познавательного интереса воспитанников в творческом объединении «Академия Досуга». Статья была написана с целью обмена опытом использования медиатехнологий на занятиях  и  в воспитательной работе творческого объединении. В ней описывается совместная работа педагога и воспитанников по организации учебно-воспитательного процесса в творческом объединении. Представленный опыт использования образовательного и воспитательного потенциала медиаобразования способствует расширению и углублению интереса воспитанников, и повышают качество обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет  образования  администрации муниципального района

«Город Валуйки и Валуйский район»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей  «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области»

Региональный этап Всероссийского конкурса методических разработок в помощь организаторам научно-технического и художественного творчества обучающихся

Номинация: «Методические статьи с описанием педагогического опыта в системе дополнительного образования детей»

Автор: педагог дополнительного образования МОУ ДОД «Дом детского творчества Валуйского района Белгородской области» Соболева Оксана Николаевна

Уразово,2011 г.

Я работаю педагогом дополнительного образования 16 лет, из них 10 лет осуществляю образовательный процесс в творческом объединении художественного направления «Академия Досуга». Увлекаясь развитием в детях сугубо танцевальных, технических навыков исполнения танцев, концертной работой, развитием актёрского мастерства, что само по себе неплохо, мы, педагоги, часто упускаем возможность активизации познавательного интереса воспитанников на занятиях. А ведь физическое  развитие человека создаёт предпосылки для полноценной умственной работы. Помочь в этом нам могут современные технические средства.

Все дети проявляют интерес к компьютеру, и мы, педагоги дополнительного образования, можем направить этот интерес в нужное русло. Для  этого необходимо немного желания, немного терпения, любовь к детям и к своей работе. Дети лучше идут на контакт, если в педагоге они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать прогрессивные технологии.

 В этой статье я познакомлю с опытом работы по развитию познавательной активности воспитанников через применение информационно-коммуникационных средств (ИКС) и медиатехнологий на занятиях  и  в воспитательной работе творческого объединения «Академия Досуга».

  Несомненно, занятие было и остаётся основным элементом образовательного процесса. В своей работе я использую медиатехнологии и ИКС на различных этапах занятия: актуализации знаний воспитанников, проверки знаний, обобщения и повторения. Это даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний и, несомненно, вызывает у воспитанников повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

В начале обучения в творческом  объединении воспитанники 1-го года обучения просматривают видеофильмы с записью занятий, мероприятий, творческих проектов выпускников, что позволяет познакомить их с предстоящей работой, ввести их в  содержание образовательной программы.

В процессе работы по программе при  знакомстве с новым материалом я использую мультимедиа презентации и видеоклипы. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех воспитанников. Материалы для презентаций и видеоклипов нахожу в Интернете, использую поисковые системы, диски, сканированные рисунки, репродукции, фотографии и др. Использование медиатехнологий на данном этапе способствует максимальному усвоению нового материала.

  Для  оптимального закрепления изученного и улучшения контроля знаний воспитанникам предлагается самим сделать презентации в программе MS Power Point.  Это организует их самостоятельную  работу и поисково-исследовательскую деятельность. Таким образом, воспитанники самостоятельно приобретают определённый набор знаний, умений, навыков, и учатся использовать приобретённые знания для решения новых познавательных и практических задач.

Применение медиатехнологий в группах 2 и 3 года обучения при изучении нового материала меняет всю структуру обычного занятия. Воспитанники заранее готовятся к выступлениям на таких занятиях самостоятельно. В ходе такого обучения происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Воспитанники при этом  «творцы» этого знания, участники его порождения. Опыт  показывает, что на таких занятиях активность воспитанников намного выше. В процессе подготовки к таким занятиям мультимедиа технология позволяет развить у воспитанников навыки самопрезентаций и публичных выступлений.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действиям человека. Оно, прежде всего, выполняет познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений. На занятиях мы с воспитанниками просматриваем видеофильмы, классические балеты, ансамбли эстрадного танца, спектакли, которые предоставляют в наше распоряжение Интернет и DVD-диски. После просмотра обсуждаем, а интересное, берём на заметку при разучивании новых хореографических композиций. Например, просмотр таких фильмов как «Шаг вперёд 1,2», «Уличные танцы» познакомили наглядно с современной хореографией. Элементы, увиденные в фильмах танцев стали основой для композиции «Сделай шаг».

Уровень усвоения воспитанниками образовательной программы я отслеживаю на занятиях-зачётах, которые включают в себя, кроме основных заданий по разделам программы, задания с использованием медиатехнологий: рефераты, презентации, видеофильмы, видеоролики по изученным темам.

Успешно используем  медиатехнологии при проведении воспитательных мероприятий. Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Главное при подготовке – организовать найденный материал: сделать наглядным, понятным, интересным. Например, при подготовке к мероприятию, посвящённому 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, воспитанниками была проведена большая подготовительная работа. Воспитанники разделились на две группы: одна группа отобрала в Уразовском  краеведческом музее фото, видео материалы о земляках - участниках ВОВ. Вторая группа – посетила и взяла интервью  у  ветерана  ВОВ Задисенской М.П.. Из отобранных материалов были смонтированы видеофрагменты, которые были использованы при проведении мероприятия в учреждении. В последствии эти  материалы были  размещены на сайте  Всероссийской акции «Пламя памяти» www.deti-mira.ru.      

Использование  медиатехнологий в учебно-воспитательном процессе  вызвало необходимость создания медиатеки в творческом объединении. В настоящее время нами накоплен разнообразный материал аудио материалов, видеоклипов, видеофильмов, презентаций и рефератов для методического обеспечения образовательной программы творческого объединения «Академия Досуга».

Воспитанники являются постоянными участниками районных и региональных конкурсов медиа и телекоммуникационных проектов.  2009 год – 1 место в I  областном конкурсе медиапроектов «Наши дела родному Белогорью!», в 2010 году – 2 место в региональном конкурсе кинематографистов «Школьные годы чудесные».

Представленный опыт использования образовательного и воспитательного потенциала технологии медиаобразования способствует расширению и углублению интереса воспитанников и повышают качество обучения и воспитания. Мультимедиа технология воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности воспитанников.