Мастер-класс "Моделирование экскурсионной программы"
материал по теме

Брачева Марина Павловна

      Со словом экскурсия у каждого  из нас связаны разные воспоминания о туристических поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсия одна из форм  учебно-воспитательной  работы, которая позволяет организовывать наблюдения, исследования, изучение исторических явлений.  Экскурсии отводится большая роль в обучении, просвещении и воспитании учащихся. Мастер-класс "Моделирование экскурсионной программы" поможет  подготовить экскурсии к историческим  и архитектурным памятникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации Управление образования мэрии Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»

 г Тайшет. 


Мастер – класс

                                                     

                                                           

Номинация:

«Личностно-ориентированный подход к учащимся

      как условие развития креативных способностей»

 

автор: Брачева Марина Павловна -

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

2011г

Просмотр видеоролика  (Слайд 2)

Наверно, не было бы такого казуса, если бы систематически велась краеведческая работа, и дети  знали историю своего города, его достопримечательности.

Тема: «Моделирование  экскурсионной  программы» (Слайд 3).          

    Вступление

      Со словом экскурсия у каждого  из нас связаны разные воспоминания о туристических поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсия одна из форм  учебно-воспитательной  работы, которая позволяет организовывать наблюдения, исследования, изучение исторических явлений.  Экскурсии отводится большая роль в обучении, просвещении и воспитании учащихся.

      Для  удовлетворения  интереса воспитанников к историческим событиям своей Родины, к истории своего края, его святыням, культуре создана и реализуется образовательная  программа  «Юные экскурсоводы», которая  предусматривает трехгодичное обучение и рассчитана на детей 10-16 лет.

Основные задачи программы (Слайд 4):

  1. сформировать у воспитанников  теоретические и практические навыки для проведения экскурсий и поисково – краеведческой работе
  2. развивать кругозор воспитанников их историческое мышление
  3. воспитывать у юных экскурсоводов положительное отношение к знаниям, к самообразованию, любовь к своей Родине, историческому прошлому народа, сбережению исторических памятников своего города

Так что же такое экскурсия?

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории,  культуры  в основе,  которой  лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях,  связанных с ними. (Слайд 5)

       

Технология подготовки экскурсии (Слайд 6):

  1. Определение цели и задачи экскурсии;
  2. Выбор темы экскурсии;
  3. Отбор литературы и составление библиографии;
  4. Определение других источников материала;
  5. Отбор и изучение экскурсионных объектов;
  6. Составление маршрута экскурсии;
  7. Объезд (обход) маршрута;
  8. Подготовка контрольного текста экскурсии;
  9. Комплектование «Портфеля экскурсовода»;
  10.  Определение методических приемов проведения экскурсии;
  11.  Определение техники ведения экскурсии;
  12.  Составление методической разработки;
  13. Приём и сдача экскурсии;
  14. Утверждение экскурсии;

Практическая часть

 Сегодня я предлагаю вам подготовить экскурсию к памятнику: «Тайшетцам – железнодорожникам участникам Великой     Отечественной войны 1941 – 1945 года от благодарных потомков» (памятник «Паровоз», расположенный на привокзальной площади  города Тайшета) (Слайд 7).

    Для того,  чтобы охватить несколько этапов предлагаю вам разделиться на группы, каждой группе я приготовила карточки, которые помогут вам выполнить задание (Слайд 8):

1 группа работает над  этапом: Составление  методической разработки  экскурсии:  цель, задачи, форма проведения экскурсии;

2 группа работает над  этапом: Составление маршрута экскурсии

3 группа работает над  этапом: Комплектование «Портфеля экскурсовода»;

4 группа работает над  этапом: Подготовка  материала для экскурсии;

Проверка работы зала

Цель: познакомить с  исторической  ролью родного города в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Задачи: расширить знания, кругозор по истории родного края;

Форма: тематическая экскурсия (Слайд 9);

Маршрут (Слайд 10):  тематический (Путь от  МОУ СОШ №14  по улице Транспортная до Отделения дороги. Обход вокруг памятника, экскурсионную группу определить справа, где к тендеру прикреплена надпись)

Комплектование «Портфеля экскурсовода» (Слайд 11)

  1. Стихотворение

Уйдёт война, оставит списки

Погибших в памятном бою.

Застыли кровью обелиски

В бессмертном каменном строю.

«Пал смертью храбрых»- отвечаем

И вновь живём грядущим днём.

Минутой скорбного молчания

Давайте, павших помянем.

  1. фонограмма  «Metronome: 00.40»
  2. фотографии по теме

Составление плана экскурсии (Слайд 12)

Объект: Памятник паровоз. Расположен на привокзальной площади

Историческая справка: паровоз серии Л-3449 установлен в 1995 году к 50-летию ВОВ. Зачитать надпись на тендере.

Характеристика объекта: паровоз серии Л – 3449 изготовлен на Лебедянском заводе. В народе получил название «Лебедянка» Паровоз (кабина, машинист, кочегар), вагоны (состав поезда). Первый вагон был заполнен каменным углем, которым топилась топка паровоза.

Оценка исторического события: Эвакуация в тыл; перевозка и выпуск военной продукции; санитарные поезда

Рефлексия  

Как итог нашего занятия предлагаю вам составить синквейн – т.е стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором бы вы высказали своё отношение к предложенной теме. 

Порядок написания синквейна высвечен на слайде (Слайд 13):

Первая строка  одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка  короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связаные с данным понятием.

Такие синквейны были составлены моими детьми (Слайд 14):

ЭКСКУРСИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ,  ИНТЕРЕСНАЯ.

УВИДЕТЬ,   УСЛЫШАТЬ, ПОСЕТИЛ,  ОВЛАДЕТЬ.

Я ПОСЕТИЛ ИНТЕРЕСНУЮ ЭКСКУРСИЮ.

ЗНАНИЯ.

Вывод:

Положительные моменты экскурсионной деятельности  показаны на схеме (Слайд 15):

К концу первого года обучения:

  1. составлены материалы к экскурсиям (Слайд 16):
  1. на  Юбилейную площадь  к танку Т-34;
  2. к архитектурному памятнику  Водонапорная  башня по улице Транспортная;
  3. «Тайшетцам – железнодорожникам участникам Великой     Отечественной войны 1941 – 1945 года от благодарных потомков»
  1. проведены экскурсии для учащихся 3-4 классов, к памятнику (Слайд 17) : 
  2. «Тайшетцам – железнодорожникам участникам Великой     Отечественной войны 1941 – 1945 года от благодарных потомков» (памятник «Паровоз», расположенный на привокзальной площади  города Тайшета), посвящённые 65-летию  Победы в Великой Отечественной войне. Охват учащихся: 75 человек из МОУ СОШ №14;
  3. Приняли  участие в районном мероприятии: «Реконструкция памятника у деревни Авдюшино»;

   

    Для того чтобы видеть результат своей работы я провожу оценку  критического мышления обучающихся.

 Результат исследования показан на диаграмме   (Слайд 18):

                                                                                 

                                                                                                           Приложение 1

Карточка 1

1 этап: Составление  методической разработки  экскурсии

а) Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения её цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести  работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты.

Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1

№ п./п.

Цели

Задачи

Формы проведения

1

Отдых

Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов

Прогулка

2

Учебная

Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории)

Урок  внеклассного помещения

3

Научная

Выявление экспонатов для краеведческого музея

Экспедиция

4

Общеобразовательная

Расширение общего культурного кругозора

Беседа в туристском походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии

5

Культурно-просветительная

Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям

Обзорная многоплановая экскурсия

6

Культурно-воспитательная

Усвоение знаний в сочетании с воспитанием

Тематическая экскурсия

  1. воспитание патриотизма
  2. интернациональное воспитание
  3. трудовое воспитание
  4. эстетическое воспитание
  5. экологическое воспитание
  6. показ достижений города в экономике страны
  7. показ исторической роли города
  8. знакомство с творчеством выдающегося архитектора
  9. знакомство с особенностями природы края
  10. воспитание любви и уважения к родине,
  11. расширение кругозора
  12. получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель.

  Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей.

Приложение 2

Карточка 2

 Составление  маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:

  1. хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
  2. тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.
  3. тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:

  1. показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута
  2. наличие доступности объекта
  3. переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе
  4. наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными пробками, ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Приложение 3

Карточка 3

Комплектование «Портфеля экскурсовода»

«Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе. Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта.

В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карты-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муляжей).

В качестве критериев отбора наглядных пособий принимается следующее:

- необходимость и целесообразность их использования

- познавательная ценность, то есть насколько предлагаемое пособие может обогатить экскурсию,

- сделать показ и рассказ более наглядными и понятными (необычность, выразительность, сохранность)

Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание.

Фотографии, карты, схемы, репродукции должны иметь картонное основание и размеры не менее 18*24 см, отличаться ясностью и четкостью изображения. Наглядные пособия, предназначенные для показа в автобусе, необходимо увеличить в размерах до 24*30 см, чтобы их могли рассмотреть с дальних рядов автобуса. Перечень наглядных пособий к той или иной экскурсии не остается неизменным, в процессе жизни экскурсии он совершенствуется и дополняется.

Приложение 4

Карточка 4

 Методика подготовки экскурсии

- экскурсовод определяет, что за предмет показывает экскурсантам (исходя из целей экскурсии);

- экскурсовод  объявляет, что собой представляет объект (характеристика);

- экскурсовод  называет  автора памятника,  архитектора здания (справка);

  - экскурсовод  говорит о назначении  объекта (цель создания);

- экскурсовод  рассматривает отдельные части объекта (экскурсионный анализ, сравнение);

- экскурсовод   рассказывает о событии, связанном с объектом, его назначение (оценка исторического события);

Текст

     Есть в жизни каждого человека события, которые никогда нельзя забыть. Прошло уже много лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны и пришла долгожданная победа советского народа над фашистской Германией. Установлены сотни тысяч памятников и обелисков, написаны художественные, документальные произведения о войне, воспоминания и мемуары её участников. Есть в нашем городе несколько памятников, установленных в честь этой знаменательной даты.

     Паровоз серии Л-3449, установлен в 1995году к пятидесятилетию великой победы, на пристанционной площади Тайшета. К тендеру прикреплена мемориальная доска с надписью «Тайшетцам -железнодорожникам участникам великой отечественной войны 1941 по 1945 года от благодарных потомках! В народе паровоз назвали «Лебедянка», так как он был изготовлен  на  Лебедянском заводе.

 Этот памятник символизирует мужество и героизм города Тайшета, ушедших на фронт и оставшихся в тылу, сделавших все для победы над фашисткой Германией, Эти трудные годы калёной отметиной остались в памяти людей. Они с честью выдержали трудные испытания, проявили мужество и героизм, сознание высокого патриотического долга перед Родиной. Для того, чтобы железнодорожный транспорт справлялся с возросшими задачами, введён график военного времени, переход на который осуществляли на Восточно-Сибирской железной дороге в рекордно короткие сроки. Трудовые коллективы предприятий железной дороги стали работать под лозунгом «Всё для фронта! »   

О славных делах  Восточно-Сибирских железнодорожниках свидетельствуют следующие данные. Многие коллективы паровозных и вагонных депо и        железнодорожных  мастерских перешли на выпуск военной продукции: гранат, снарядов и ящиков для них, лыж. Наряду с перевозками важных грузов железнодорожники в начальный  период войны выполнила огромный объём работы по эвакуации в тыл предприятий, оборудования, материалы из прифронтовых районах. На ВСЖД за период с сентября 1941г. по март 1942г. было выгружено 4.766 вагонов.

       Под госпитали были заняты здания железнодорожных школ, клубов, жилые     дома.            

Передовые машинисты дороги стали отмечать скоростные      тяжеловесные  рейсы   красными звёздочками на кабинах, как это делали советские   летчики,  танкисты, отмечавшие красными звёздочками на башнях танков или на самолётах за  каждый сбитый самолёт или уничтоженный танк.

    Машинисты краснозвёздных  локомотивов  ВСЖД провели 1475  тяжеловесных составов   и перевезли более 100 тысяч тонн сверхплановых грузов.

     В войне довелось участвовать не только умудренным опытом жизни и работы железнодорожникам, но и их сыновьям и дочерям, вчерашним школьникам.

Приложение 5

Экскурсия к памятнику: «Тайшетцам – железнодорожникам участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года от благодарных потомков»  (памятник «Паровоз», расположенный на привокзальной площади г. Тайшета).

          Ребята, мы находимся у паровоза серии Л-3449, установленного в 1995году к пятидесятилетию великой победы, на пристанционной площади Тайшета. К тендеру прикреплена мемориальная доска с надписью «Тайшетцам - железнодорожникам участникам великой отечественной войны 1941 по 1945 года от благодарных потомках!» В народе паровоз назвали «Лебедянка» так как он был построен на  Лебедянском заводе.        Этот памятник символизирует мужество и героизм города Тайшета, ушедших на фронт и оставшихся в тылу, сделавших все для победы над фашисткой Германией, Эти трудные годы калёной отметиной остались в памяти людей. Они с честью выдержали трудные испытания, проявили мужество и героизм, сознание высокого патриотического долга перед Родиной. Для того, чтобы железнодорожный транспорт справлялся с возросшими задачами, введён график военного времени, переход на который осуществляли на Восточно - Сибирской железной дороге в рекордно короткие сроки. Трудовые коллективы предприятий железной дороги стали работать под лозунгом «Всё для фронта! »   О славных делах Восточно-Сибирских  железнодорожниках свидетельствуют следующие  данные. Многие коллективы паровозных и вагонных депо и  железнодорожных   мастерских перешли на выпуск военной продукции: гранат, снарядов, ящиков для них, лыж....

                  Наряду с перевозками важных грузов железнодорожники в начальный период войны выполнила огромный объём работы по эвакуации в тыл  предприятий, оборудования, материалы из прифронтовых районах.

       В сентябре 1941 г,, с запада начали прибывать военно - санитарные                    поезда. Только за 5 месяцев 1941 г. на  Восточно - Сибирскую дорогу  поступило 52военно - санитарных поезда. Под госпитали были заняты здания железнодорожных школ, клубов, жилые дома  4.   Передовые машинисты дороги стали отмечать скоростные тяжеловесные рейсы красными звёздочками на кабинах, как это делали советские летчики, танкисты, отмечавшие красными звёздочками на башнях танков или на самолётах за каждый сбитый самолёт или уничтоженный танк. Машинисты краснозвёздных  локомотивах  ВСЖД провели 1475   тяжеловесных составов  и перевезли более 100 тысяч тонн сверхплановых грузов. Об огромной работе, проведенной железнодорожниками, свидетельствуют следующие данные: за период с апрель по сентябрь  1945г. перевезено на восток 1.577.725военнослужащих;  26.137 орудий и минометов;  5.556 танков и самоходных артиллерийских установок; 3.446 боевых самолётов.  На ВСЖД за период с сентября 1941г. по март 1942г. было выгружено 4.766 вагонов.

        Железнодорожники собирали из личных сбережений на приобретение танковой колонны «Иркутский железнодорожник» - свыше 100 миллионов рублей. Работники депо станции Тайшет в 1942г. на сооружение танковой колонны перечислили 45 тысяч рублей наличными, более 18 тысяч рублей заработанных на воскресниках. По фронтовому трудились тайшетцы в военные годы; В предновогоднем соревновании на рубежах 1942-1943гг. в Тайшетской дистанции пути победителем вышел первый околоток. Во втором полугодии 1943 г. коллектив станции Тайшет за хорошую подготовку стрелочного хозяйства к зиме, успехи в работе присуждено переходящие красное знамя управления дороги.  Коллектив вагоноремонтного депо за 6 месяцев от внедрения рацпредложений получил 4тысячи рублей экономии и ещё 6 тысяч рублей сэкономил на топливе. Силами бригад локомотивного депо в свободное от поездок время был построен цех для производства карбида и кальция, в котором стали работать женщины под руководством Анны Кузнецовой.   Строгалыцик - фрезеровщик локомотивного депо Николай Евдокимов работал на 4 станках, выполнял нормы выработки на 400-500 % . Кузнец Герасимов, работая на двух горнах,  давал по 3,5 нормы.   Много шло на фронт индивидуальных и коллективных продовольственных и вещевых посылок. К 25-й  годовщине Красной Армии Тайшетская районная комиссия трудящихся отправляла на транзитном поезд, следовавшим на фронт,630кг. мяса, полцентнера сливочного масла, 25кг. белых сухарей и кроме этого, 270 посылок с вещами.

В войне довелось участвовать не только умудренным опытом жизни и

работы железнодорожникам, но и их сыновьям и дочерям, вчерашним школьникам. Подвиги сибиряков железнодорожников никогда не будут забыты.

Уйдёт война, оставит списки

Погибших в памятном бою.

Застыли кровью обелиски

В бессмертном каменном строю.

«Пал смертью храбрых»- отвечаем

И вновь живём грядущим днём.

Минутой скорбного молчания

Давайте, павших помянем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

11 класс Рабочая программа по технологии экскурсионной деятельности

Пояснительная записка.Настоящая программа разработана в соответствии с новой Программой по курсу «Гид-переводчик». Программа содержит языковой и информационный материал, тексты, задания для развития р...

Презентация к мастер-классу "Моделирование экскурсионной программы"

Презентация к мастер-классу "Моделирование экскурсионной программы" поможет подготовить экскурсия к любому историческому объекту....

ПРОГРАММА «ЭКСКУРСИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ» Для учащихся 5 – 6 классов

Программа курса «Экскурсионная экология» имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на учащихся 5–6-х классов. Соответствует образовательному стандарту по предметам «биология» и «эк...

Экскурсионная программа гимназии на учебный год

В программе представлено одно из направлений   экскурсионной работы- гуманитарное. Может быть взята за образец для экскурсионной работы учебного заведения....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Экскурсионные программы на новый учебный год

Экскурсионные программы на новый учебный год...

Технологическая карта виртуальной экологической экскурсионной программы для 7-9 классов «Береги планету – наш общий дом!»

Технологическая карта виртуальной экологической экскурсионной программы для 7-9 классов«Береги планету – наш общий дом!»...