Технологическая карта виртуальной экологической экскурсионной программы для 7-9 классов «Береги планету – наш общий дом!»
классный час

Технологическая карта виртуальной экологической экскурсионной программы для 7-9 классов

«Береги планету – наш общий дом!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Основная общеобразовательная школа №7, деятельность по адаптированным основным  образовательным программам»

Технологическая карта виртуальной экологической экскурсионной программы для 7-9 классов

«Береги планету – наш общий дом!»

 

Классный руководитель 7б класса

Малахова Наталья Анатольевна

 Сергиев Посад, 2023

Классы

7-9

Цель мероприятия

Формирование экологической культуры

Задачи мероприятия

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

формировать у обучающихся   осознания необходимости, внутренней мотивации к соблюдению правил экологической культуры;

понимать эмоции других людей, потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

уметь выказывать своё отношение к проблемам охраны окружающей среды, с основными проблемами и задачами экологии;

обратить их внимание на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

готовность слушать собеседника и вести диалог;
уметь самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

произвольное построение речевых высказываний в устной   форме;

способность к анализу и синтезу информации;

выбор способов решения этических задач.  

Предполагаемый

результат

Формировать у обучающихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении.

Форма

проведения

мероприятия

Виртуальная экскурсия

Методы

воспитания

Беседа, игра, рассказ, презентация.

Оборудование

(средства воспитания)

Презентация, проектор, компьютер.

 

Этапы

 воспитательного

мероприятия

Деятельность ведущих мероприятия

Деятельность

обучающихся

Методы

Воспитани              я

1.Организационный

момент

(Мотивационно-целевая установка)

 Здравствуйте, уважаемые гости и участники экологического праздника «Земля – наш дом», который мы по традиции проводим осенью. Сегодня здесь собрались те, кому не безразлично состояние природы, те, кто считает охрану природы своим долгом. Я рада приветствовать всех участников.

 Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы поговорить о самом главном в жизни – нашем общем доме, которым является Земля! Воздух, которым мы дышим, луга и леса, окружающие нас – всё это наш ДОМ. И нет важнее задачи, чем сберечь всё это.

2.Вводная часть

(Целеполагание)

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

 От кого мы охраняем природу?  - От человека.

Отвечают на вопрос. Поясняют, как понимают эти ответы.

Беседа

3.Основная часть

(Операционно-деятельностный

этап)  

1 зал

5 слайд. Какая же она, наша Земля?  Планета Земля - третья планета Солнечной системы. Как и все планеты, она движется вокруг Солнца. Земля - спутник Солнца.

6 слайд. Наша планета не просто движется, а мчится в космическом пространстве быстрее любой ракеты. И хотя летит она очень быстро, за год успевает облететь вокруг Солнца только один раз. Уж очень большой путь!

7 слайд Мифы о земле. 

8 слайд. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли её перевернутой чашей, которая покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Это чудо-черепаха плавает в море – океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звёзд. Древние индусы, например, считали, что Земля покоится на четырёх слонах, а на Руси наши предки представляли, что земля стоит на трёх китах, а ещё более древний народ — вавилоняне — думал, что Земля сама плавает на поверхности океана.

9 слайд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных, любопытных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца.

В бесконечной и вечной Вселенной наша Земля маленькая планета.

Подсчитано, что планете Земля примерно 4,5 миллиарда лет.

10 слайд. Наша планета Земля имеет форму шара диаметром около 12750 км. Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера имеет несколько слоев. Наиболее важным для человека является нижний слой – тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады. Земля вращается вокруг своей оси, поэтому день сменяется ночью.

Вопросы.

  1. За какое время Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа, то есть за сутки.)
  2. Какая из звезд ближе всего расположена к Земле? (Солнце.)
  3. Как называется естественный спутник Земли? (Луна.)
  4. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За 365 дней, то есть за год.)
  5. Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус.)
  6. Какую часть поверхности Земного шара занимает вода? (Три четверти.)
  7. Кто и когда совершил первый полет в космос? (Юрий Алексеевич Гагарин в 1961 году.)

2 зал

Наша Земля – зеленая планета! Это растения: деревья и травы, цветы и кустарники. подарили ей зеленый цвет. Они всюду вокруг нас. За всю историю развития человечества на Земле растения играли очень важную роль. Вот и давайте и поговорим об этом удивительном зеленом царстве, о близких и родных обитателях наших лесов и парков. А точнее попытаемся угадать их в загадках.

1.Об этом дереве пели в старину как о дереве “об четыре дела”.

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – крик утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.

Правильный ответ: береза.

На Руси бедные крестьянские избы освещали березовой лучиной. Из березы делали деготь. Она лечила больных. Своими лечебными почками, соком. Банный веник из ее веток до сих пор является традиционным средством профилактики заболеваний.

 2. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? – ель.

3.  О каком дереве можно сказать: ягода красна, да не вкусна, а пришел мороз – сахару принес. – Рябина.

А теперь давайте вспомним основные правила сохранения природы,  поиграем в игра «Верю- не верю». Нужно определить верны ли высказывания.  Если ответ да –поднимают зеленый цвет, если нет – красный.

Высказывания:

  • Растения способствуют разрушению почвы.
  • Дождевые черви своей жизнедеятельностью разрушают верхний слой плодородной почвы.
  • Осенью следует сжигать опавшие листья.
  • Вокруг полей нельзя сажать лесные полосы.
  • Во время прогулок нельзя разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.
  • Добывающие предприятия обязаны, закончив работу, восстановить земли, пригодные для сельскохозяйственных работ.
  • Придя в лес, ты видишь много красивых цветов. Нужно собрать огромный букет и подарить маме.
  • Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в нашей местности!
  • Когда срываешь цветок, то обязательно нужно вырвать его с корнем, чтобы не портить поляны!
  • Не ломай ветви деревьев и кустарников! Не повреждай кору деревьев! Через повреждённую кору легче проникнуть микробам и паразитическим грибам.
  • Не собирай берёзовый сок, это вредит дереву!

Молодцы! Вы все знаете привила сохранения природы и, я надеюсь, будете их соблюдать.

3 зал «Братья наши меньшие».

Но как бы была пустынна наша планета, если бы не жили на ней животные, «братья наши меньшие». И давайте вспомним пословицы и поговорки о них.

Раздаются части пословиц обучающимся. Собрать пословицы.

1. Волка ... ноги кормят.

2. Сколько волка не корми ... он все в лес смотрит.

3. Слово не воробей ... вылетит — не поймаешь.

4. Волков бояться ... в лес не ходить.

5. Ворон ворону ... глаз не выклюет.

6. Где б, ворона не летала ... а к ястребу попала.

7. Выкормил змейку ... на свою шейку.

8. Змея меняет шкуру ... но не натуру.

9. От худого козла ... ни шерсти, ни молока.

10. Корова во дворе ... так и еда на столе.

А сейчас попробуйте отгадать животное. Это животное обитает в наших лесах. Ведущий зачитывает описание животного. Задача: определить, кто это, без подсказки или с подсказкой на выбор.

1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху — крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.

Подсказка. Зимой этот зверек серый, летом — рыжий. На кончиках ушей — длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.

2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».

Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса.

3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное — зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко — так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка. Его считают большим трусишкой.

5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы.

6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой.

Ответы

1. Белка. 2. Волк. 3. Ёж. 4. Заяц 5. Лиса. 6. Медведь.

Викторина «Эрудит»

  1. Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин.)
  2. Какое из этих животных живет только в Африке: слон, зебра, верблюд, носорог? (Зебра.)
  3. Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
  4. Какое из этих животных расселилось по всему миру: носорог, собака, енот? (Собака.)
  5. Какое из этих животных является рыбой: дельфин, морская звезда, щука? (Щука.)

6. Как пингвины высиживают свои яйца, они стоят, сидят или лежат? (Стоят.)

7. Какие птицы и животные охотятся ночью? (Сова, филин, летучая мышь.)

8. Каких птиц называют “санитарами леса”? (Дятла, синицу.)

9. Какое из животных не впадает в зимнюю спячку: медведь, ёж, заяц, лесной сурок? (Заяц.)

4 зал.

Самые необыкновенные животные”

  1. Какое животное обладает самым мощным укусом? -- Гигантская белая акула.
  2. Какое животное самое живучее? --Губка. Это одно из самых примитивных морских животных. Если какая-то часть ее тела отламывается или съедается хищником, то тут же вырастает снова.
  3. Какая птица самая быстрая? --Стриж-колючехвост. Скорость его полета может достигать 170 километров в час; за день стрижи могут пролететь до 900 км.
  4. Самое быстрое морское животное. -- Парусник. Эта рыба может плавать со скоростью 109 километров в час. Серповидный хвост позволяет ей стремительно разрезать толщу воды.
  5. Самое быстрое животное на суше.--Гепард. Гепарды могут развивать скорость до 110 километров в час, но лишь на отрезках не более 400 метров; после короткой погони им приходится останавливаться остыть и перевести дух.
  6. Какое животное самое большое из всех, которые когда-либо обитали на Земле?-- Голубой кит. Своими размерами он превосходит даже динозавров. Его длина в среднем составляет 80 метров, а вес 122тонны.
  7. Какое животное наиболее опасно для человека? --Полагают, что за всю историю человечества комары и москиты явились причиной половины всех смертей людей: они являются переносчиками таких страшных болезней, как желтая лихорадка и малярия.

5 зал  Береги свою планету—ведь другой похожей нету.

  1. Все вещи рано или поздно приходят в негодность, их приходится выбрасывать. Но есть люди, которые придумывают новое применение старым, ненужным вещам. Попробуйте найти не менее 5 новых применений отслужившим своё предметам:

-пустой консервной банке;

- дырявому носку;

- лопнувшему воздушному шарику;

- перегоревшей лампочке;

- пустому стержню от ручки.

  1.  Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает автомобильный транспорт. Предложите свои пути решения данной проблемы.

 Правильный ответ:

- переход на экологический вид топлива;

- если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.

  1. Почему вода в реках не пригодна для питья и хозяйственных нужд? К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как   можно избежать данную проблему? 

-бережно относится к соде, не тратить лишнее.

  1.  «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в наших городах. Предложите свои пути решения данной проблемы.

Правильный ответ:

- строительство мусороперерабатывающего предприятия;

- использовать экологические пакеты, перерабатываемые бутылки;

- сортировать мусор.

Задание:

Перед вами 4 контейнера разного цвета.

1. Белый (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.

2. Желтый  (значок «Банка) – банки, бутылки, пластик, металл.

З .3еленый (значок «Сосиска») – пищевые отходы.

4.  Черный (значок «Череп и молния») опасные  отходы.(батарейки,

лампочки, сломанные телефоны.)

БУМАГА

ГАЗЕТА

ЖУРНАЛ

КАРТОННАЯ КОРОБКА ИЗ-ПОДОБУВИ

БАНКА

БУТЫЛКА ИЗ-ПОДЛИМОНАДА

ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА

СЛОМАННАЯ ДЕТСКАЯМАШИНКА

БАТАРЕЙКА ИЗ ФОНАРИКА

ЛАМПОЧКА

СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН

БАНАНОВАЯ КОЖУРА

ФАНТИКИ

ОГУРЦЫ

КОЖУРА АПЕЛЬСИНА

ПАКЕТ ИЗ-ПОД МОЛОКА

СУХОЙ ХЛЕБ

ЗАСОХШИЕ ПИРОЖКИ

БАТАРЕЙКА ОТ ЧАСОВ

КУСОК ПИРОЖНОГО

СТАРЫЙ БУТЕРБРОД

ОГРЫЗОК ЯБЛОКА

 

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадки.

Раздаются квадраты зеленого и красного цвета. Если ответ да –поднимают зеленый цвет, если нет – красный.

 

Собирают пословицы. Читают их.

Отгадывают животных.

Отгадывают викторину.

 

Отвечают на вопросы, предлагают свои пути решения.

Сортируют «мусор» по контейнерам.

Беседа

Беседа

Воспитывающая ситуация

4.Заключительная

часть

(Рефлексивно-оценочный этап )

Дорогие друзья! Давайте вместе, начиная с самого малого: своего дома, двора, улицы и поселка, научимся, бережно относится ко всему, что нас окружает, давайте научимся любить и ценить природу нашей страны. И в конце можем составить сиквейн на тему нашей сегодняшней виртуальной экскурсии. Итак, тема: «Планета Земля»

Примерный ответ:

  1. Земля
  2. Зеленая, красивая
  3. Защищать, охранять, беречь
  4. Земля –общий дом
  5. Жизнь!

Составляют сиквейн по тема мероприятия, записывают его.

Воспитывающая ситуация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Единый экологический урок-игра в 5- 9 классах "Берегите природу"

Единый экологический урок-игра в 5- 9  классах "Берегите природу"...

Технологическая карта урока музыки на тему "В минуты праздности на берегу моря" 5 класс

Урок музыки с использованием электронного учебника. Образ моря в искусстве....

Технологическая карта урока "Экологические проблемы Брянской области".

Конспект урока по географии "Экологические проблемы Брянской области"...

Технологическая карта "Решение экологических задач", 11 класс

Технологическая карта предназначена для смостоятельного изучения материала, выполнения практической работы "Решение экологических задач"...

Технологическая карта урока "Экологическая безопасность России"

Технологическая карта урока географии 8 класс "Экологическая безопасность России " .УМК "Полярная звезда"...

Технологическая карта урока :«Экологические факторы среды»

Работа с технологией проблемного обучения...