Технологическая карта урока "Экологические проблемы Брянской области".
план-конспект занятия по географии (8 класс)

Елена Васильевна Радченко

Конспект урока по географии "Экологические проблемы Брянской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_radchenko_e.v.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Предмет

География

Класс

8 класс

Тип урока

Усвоения новых знаний

Тема урока

Экологические проблемы   Брянской области.

Цель урока

  • Сформировать представление об экологической ситуации в Брянской области, продолжить развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации;
  • воспитание экологической культуры, любви к родному краю, к земле своих предков и ответственности за нее.

 

Задачи урока

Образовательные:

  • продолжить формирование умений давать  оценку экологической ситуации  территории;

           выявить причины экологических ситуаций в Брянской области.

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, справочными пособиями, анализировать, делать выводы;
  • развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание любви  к красоте родной природы, гордости за наши природные богатства, воспитание культуры общения в коллективе;

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать – понятия «экология», «мониторинг», «экологическая ситуация»

Уметь – оценивать экологическую ситуацию своего края; работать с картами атласа,  учебным текстом, схемами и рисунками учебника, другими источниками информации

Личностные: осознание ценностей географического знания,  готовности и способности учащегося к саморазвитию.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; делать выводы, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

«Экология», «мониторинг», «экологическая ситуация»

Межпредметные связи

Литература, биология, химия, география, экология.

Ресурсы урока

Учебник,  атласы, справочные материалы, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии

Технология критического мышления, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

                                 

                                                                             Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку:

Всё хорошо, тверди себе с утра,

И день удастся, в этом — будь уверен.

А если раскисать начнёшь ты зря,

То и хороший день ты превратишь в потерю.

Подготовка к уроку,

приветствие учителя.

2. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

«Человек – не умен», – сказал мне мудрец.                 Слайд№1

«Посмотри, что творит на Земле он!

Через век он природу разрушит вконец,

А в нее был когда-то влюблен он».

Свято верили предки, что природа – краса.

«Охраняйте ее!» – говорили.

А теперь мы в родные глядим небеса

Через окна, седые от пыли.

Почему? Что случилось на шаре земном?

Или люди все вдруг поглупели?

Так ведь страшно проснуться в доме своем

И весной не услышать капели.

1.Как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке?

2.Предлагаю посмотреть слайды презентации и определить цели и задачи урока.  Слайды №2-14.

Сегодня  мы познакомимся с экологическими проблемами  Брянской области и научимся анализировать экологическую ситуацию.

Запишите тему нашего урока «Экологические проблемы Брянской области».

Формулируют тему урока

 Совместно определяют цель и задачи урока.

Записывают тему урока

3.Актуализация знаний

Вспомните, что изучает экология?

Какие экологические проблемы вам известны?

Тема «Экология» до боли знакома всем нам не понаслышке: о ней говорят по радио и показывают по телевидению, рассуждают на конференциях специалисты. Эта тема имеет слишком много нерешенных, спорных вопросов, а потому всегда будет актуальна.

Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.

Дают определение экологии как науки, называют известные экологические проблемы.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Возьмите в руки карандаш и разметьте текст, который лежит перед вами следующим образом. Внимательно читайте каждое предложение и если то, что в нем сказано вам известно, в конце предложения поставьте знак “V”. Если в предложении содержится новая информация, поставьте “+”. Если вам не ясно слово или целое предложение, в его конце поставьте “?”.

Таким образом, разметьте весь текст. Время на работу 5 мин.   (Изображает знаки на доске.)   Приложение№2

1.Область перегружена объектами строительной, тяжелой и перерабатывающей промышленности.

2.Большинством предприятий, занимающихся производством, используются устаревшие технологии, некачественное топливо и сырье, тем самым загрязняя окружающую среду и особенно воздух.

3.Возрастает негативное воздействие на атмосферу автомобильным транспортом, количество которого со временем только увеличивается.

4.Серьезной проблемой остается переработка промышленных и бытовых отходов, представляющих угрозу человеческому здоровью и экологии в целом.

5.Не теряет актуальности проблема, связанная с качеством поставляемой населению питьевой воды. За последние несколько лет в Брянской области не введено в эксплуатацию ни единого комплекса очистных сооружений, а работа половины функционирующих предприятий  признана неэффективной. Основной причиной тому признано устарелость, изношенность технических конструкций, которые не способны отвечать современным нормам экологической безопасности. В результате неэффективной работы очистных предприятий, большинство небольших рек превратились в сточные канавы, наполненные промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами.

6.С годами не улучшилась ситуация  радиоактивной загрязненности области, в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции. Практически вся территория области была подвержена  воздействию техногенных радионуклидов.

7.Существует проблема сокращения площадей, предназначенных под сельскохозяйственные угодья, по причине их деградации вследствие эрозий  или снижения плодородия почв, а также накопления вредных элементов.

8.Немаловажным фактором, влияющим на экологию Брянской области, являются лесные пожары.

9.На территории области существует проблема утилизации твердых бытовых  и опасных отходов, официально зарегистрировано  137 санкционированных свалок, 4 полигона и более 150 свалок, которые не имеют  соответствующего обустройства.

10.Существующие на территории области и непосредственно в Брянске экологические проблемы, негативно влияют на здоровье людей и их жизнедеятельность. Отмечается снижение иммунитета к различным заболеваниям, в результате увеличивается  общая заболеваемость.

11.Вызывает обеспокоенность демографическая ситуация, согласно статистическим данным в Брянской области уровень смертности гораздо выше уровня рождаемости.

Инструктирует учащихся: Обратите внимание на то, что вам уже было известно, то, что вы отметили знаком“V”. Пусть каждый выскажется по цепочке, не повторяясь и не подсматривая в текст. Каждое высказывание начинайте словами: “ Я уже знал…” или “ Я знала…”.

Если учащийся затрудняется, то учитель помогает ему сформулировать высказывание.

Инструктирует учащихся:

А теперь выберем то, что вы узнали нового, то есть знак «+». Высказывайтесь по цепочке, предложения начинайте со слов “Я узнал …” или “Я узнала…”.

Задает вопрос: А есть ли у кого-то знак“?”

Учитель предлагает учащимся класса ответить, по возможности, на вопрос ученика: Кто может это объяснить?

В случае необходимости поправляет учеников или сам дает ответ на вопрос.

Какие мероприятия для улучшения экологической обстановки области вы можете предложить. Слайд№15

1.Учет географических особенностей при проектировании и строительстве предприятий.

2.Внедрение эффективных технологий.

3.Использование комплекса очистных сооружений.

4.Перевод на экологически чистые технологии устаревших производств.

5.Ликвидация экологически вредных технологических процессов.

6.Создание и реализация экологических программ.

7.Строительство в области заводов по утилизации твёрдых и вредных отходов.

8.Перевод автомобилей на газовое топливо.

9.Проведение мероприятий по связыванию техногенных радионуклидов.

10.Защита лесов от пожаров.

Внимательно читают текст и размечают его, работают в парах.

Каждый высказывается по цепочке, стараясь не повторяться и не подсматривать в текст. Каждое высказывание начинает словами: “Я уже знал…” или “ Я знала…”.

Высказываются по цепочке, предложения начинают со слов: “Я узнал …” или “Я узнала…”.

Высказываются  по желанию.

Называют мероприятия для улучшения экологической обстановки в области.

5.Первичная проверка понимания.

1.Найдите в учебниках определение «экологическая ситуация» (стр.273)

2.Перечислите факторы, влияющие на экологию в Брянске и области.

3.Что такое мониторинг?

Приложение№3

Мониторинг окружающей среды — комплексная система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Основными задачами мониторинга служат: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния природной среды, выявление факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую среду, предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для жизнедеятельности и здоровья людей и других живых организмов.

Мониторинг осуществляется на стационарных станциях наблюдения, при маршрутных исследованиях, а также с помощью дистанционных методов — авиационных и космических. О степени антропогенного воздействия на окружающую среду можно судить по интенсивности загрязнения приземного слоя атмосферы, снижению плодородия почв, запасов и качества пресной воды. Характер и меру нарушения природных комплексов оценивают путем сопоставления их с охраняемыми, заповедными территориями, стационарными опытными участками, а также по поведению животных (их миграциям, изменению пищевых связей и т.п.).

Работа с картой «Экологическая ситуация в России»

Обратите, пожалуйста, внимание на карту. Выявите отличия на территории России.

Находят в тексте определение.

Экологическая ситуация- состояние окружающей природной среды на определенной территории.

Называют факторы, влияющие на экологическую обстановку в Брянской обл.

Находят в словаре определение «мониторинга» и записывают в тетради».

Наиболее подготовленный учащийся делает сообщение о мониторинге.

Рассматривают карту, выявляют, что на территории России различные экологические ситуации. Двое  учеников

Работают с картой у доски.

6.Первичное    закрепление.

Экологический диктант.  Слайд№16.  Приложение№4

                                           

1.Состояние окружающей природной среды на определенной территории (экологическая ситуация)

2. Комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества (охрана природы).

3. Система наблюдения и оценки состояния окружающей среды под  влиянием антропогенных воздействий  (мониторинг).

4. Ядовитый туман  (смог).

5. Название науки состоит из двух слов «эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово  немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году (экология)

Проводится взаимопроверка с помощью презентации

(проверяют и оценивают друг друга)

7.Иформация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 Домашнее задание по выбору:  Слайд№17

1.Напишите мини-сочинение на тему «Мой посильный вклад в дело защиты природы».

2.Составить кроссворд на тему «Экология Брянской области»

Записывают д.з.

8.Рефлексия (подведение итогов занятия).

 Включается  тихо музыка (звуки природы)Приложение№5

Пришло время подвести итоги нашего урока. Какой вывод  можем с вами сделать по теме урока? Прошу каждого из вас высказать своё мнение.

 Собрав воедино все ваши выводы и выступления  можно сказать, что  экологические проблемы Брянской области имеют глобальный характер, но важно одно – мы, живет в  этой области, ходим по ее полям, лугам и лесам, дышим ее воздухом, купаемся в ее реках. Мы должны понимать, что природа –  едина, все ее компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и если в каком-нибудь отдаленном уголке, в частичке какого-то природного комплекса экологическое равновесие нарушается, «заболевает» и вся природа, и человек как ее неотъемлемая часть. А потому берегите природу, будьте с ней вежливы, и она вас непременно отблагодарит! 

                 

Пришло время подвести итог нашего урока.Слайд№18

Прошу вас закончить одну из  следующих фраз:

Сегодня на уроке:

я научился -……..

мне было интересно - …

мне было сложно - ….

мне понравилось больше всего задание ...

мне показалось сложным

теперь я понимаю, что

Урок:

заставил задуматься о…..

натолкнул меня на мысль …

Поднимите руку кто  уроком:

удовлетворён

не совсем удовлетворён;    

не удовлетворён.

Спасибо за урок! Мне было с вами интересно работать!

Слайд№19

Вывод, который делают обучающиеся

Учащиеся высказывают своё мнение

Приложение№2.

                                                                    Экологическая ситуация в Брянской области

1.Область перегружена объектами строительной, тяжелой и перерабатывающей промышленности.

2.Большинством предприятий, занимающихся производством, используются устаревшие технологии, некачественное топливо и сырье, тем самым загрязняя окружающую среду и особенно воздух.

3.Возрастает негативное воздействие на атмосферу автомобильным транспортом, количество которого со временем только увеличивается.

4.Серьезной проблемой остается переработка промышленных и бытовых отходов, представляющих угрозу человеческому здоровью и экологии в целом.

5.Не теряет актуальности проблема, связанная с качеством поставляемой населению питьевой воды. За последние несколько лет в Брянской области не введено в эксплуатацию ни единого комплекса очистных сооружений, а работа половины функционирующих предприятий  признана неэффективной. Основной причиной тому признано устарелость, изношенность технических конструкций, которые не способны отвечать современным нормам экологической безопасности. В результате неэффективной работы очистных предприятий, большинство небольших рек превратились в сточные канавы, наполненные промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами.

6.С годами не улучшилась ситуация  радиоактивной загрязненности области, в связи с аварией на Чернобыльской атомной электростанции. Практически вся территория области была подвержена  воздействию техногенных радионуклидов.

7.Существует проблема сокращения площадей, предназначенные под сельскохозяйственные угодья, по причине их деградации вследствие эрозий  или снижения плодородия почв, а также накопления вредных элементов.

8.Немаловажным фактором, влияющим на экологию Брянской области, являются лесные пожары.

9.На территории области существует проблема утилизации твердых бытовых  и опасных отходов, официально зарегистрировано  137 санкционированных свалок, 4 полигона и более 150 свалок, которые не имеют  соответствующего обустройства

10.Существующие на территории области и непосредственно в Брянске экологические проблемы, негативно влияют на здоровье людей и их жизнедеятельность. Отмечается снижение иммунитета к различным заболеваниям, в результате увеличивается  общая заболеваемость.

11.Вызывает обеспокоенность демографическая ситуация, согласно статистическим данным в Брянской области уровень смертности гораздо выше уровня рождаемости.

Приложение№3.

                                                                             Что представляет собой мониторинг?

Мониторинг окружающей среды — комплексная система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Основными задачами мониторинга служат: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния природной среды, выявление факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую среду, предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для жизнедеятельности и здоровья людей и других живых организмов.

Мониторинг осуществляется на стационарных станциях наблюдения, при маршрутных исследованиях, а также с помощью дистанционных методов — авиационных и космических. О степени антропогенного воздействия на окружающую среду можно судить по интенсивности загрязнения приземного слоя атмосферы, снижению плодородия почв, запасов и качества пресной воды. Характер и меру нарушения природных комплексов оценивают путем сопоставления их с охраняемыми, заповедными территориями, стационарными опытными участками, а также по поведению животных (их миграциям, изменению пищевых связей и т.п.).

Приложение №4.

Экологический диктант

1.Состояние окружающей природной среды на определенной территории .

2. Комплекс мер, направленных на сохранение природы в интересах общества.

3. Система наблюдения и оценки состояния окружающей среды под  влиянием антропогенных воздействий.

4. Ядовитый туман .

5. Название науки состоит из двух слов «эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово  немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта изготовления макета Астраханской области

Пошаговая инструкция создания макета Астраханской области, где рассмотрены: рельеф местности, речная и озерная сеть, природные ресурсы, исторические памятники, флора и фауна, подводный мир Каспийского...

Технологическая карта урока по теме "Область определения" 9 класс

Образовательная цель: формирование навыков нахождения области определения функций,расширение понятия « функция»Развивающие: развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, док...

Технологическая карта урока Реки Московской области

Технологическая карта урока предполагает более четкое распределение времени по этапам. Реки Московской области изучаются в 8 классе в курсе "Родное Подмосковье". В рамках этого предмета акту...

Элективный курс по географии "Географические особенности и проблемы Брянской области"

Элективный курс по географии "Географические особенности и проблемы Брянской области"...

Технологическая карта урока по теме: "Функция. Область определения и область значений функции" в 9 классе

Технологическая карта урокаТема: "Функция. Область определения и область значений функции"Класс: 9 Б...

Технологическая карта урока по физической культуре для обучающихся 6 класса на тему : " Челночный бег". МБОУ « Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска, в рамках реализации ФГОС.

Технологическая карта урока по физической культуре для обучающихся 6 класса на тему : " Челночный бег".  МБОУ « Школа коррекции и развития VIII вида №44» г. Брянска, в рамка...