МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической к
классный час по физкультуре на тему

 

Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Сценарий Круглого стола

Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников

Рыбалов Ю.В., Рыбалова С.И.

2012


Круглый стол

на тему: «Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников» 

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему: «Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников», а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Ход Круглого стола:

1. Объявить состав участников.

2. Обозначить главные темы:

А) Понятие интереса в психолого-педагогической науке

Б) Сущность и формирования интереса к занятиям физической культуры

Вариант работы круглого стола:

Ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. Следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы.

Ведущий

Вопрос: В вашем понятии, что такое интерес?

Участники…………………………………………..

Ведущий

Интерес является одним из компонентов познавательной и двигательной активности школьников. Само понятие интерес трактуется в психолого-педагогической литературе по-разному.

Одни отождествляют его с направленностью личности в целом, другие сближают с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу. Так, например, интерес есть не более чем явление, сущность и основание которого ещё должны быть найдены. Следовательно, мотивация есть основа, источник в познании, а интерес - следствие и проявление процессов, происходящих в ней.

Интерес - это осознанное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания, интересующего объекта.

В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Интерес как очень сложное и значимое для личности образования имеет множество различных трактовок.

Ананьев Б.Г. определяет интерес как избирательную направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира.

В.Н. Мясищев считает, что интерес - это тенденция, стремление, потребность личности заниматься данной деятельностью, которая приносит удовлетворение.

По мнению В. Г. Иванова, интерес является побудителем активности личности, под влиянием которого процесс ускоряется, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Леонтьев А. Н. определяет интерес как избирательное отношение к окружающему миру и его явлениям.

Рубинштейн А. Н. считает, что истоки интереса лежат в общественной жизни, т. е. вне общественной среды, вне деятельности интерес развиваться не может.

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

- Обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей среды.

- Возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности.

- Системой обучения и воспитания формировать целенаправленный интерес.

Интересы человека — это не врождённые свойства личности, а результат её формирования, обусловленный социальным окружением, сферой и характером деятельности.

Ведущий

Вопрос: В чем вы видите сущность интереса к занятиям физической культуры?

Участники…………………………………………………

Ведущий

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах: познавательная и двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений.

Другими словами, и познавательная и двигательная активность, прежде всего, характеризуется психической активностью школьника.

Исходя из двойственного определения психической активности человека (биологическая и социальная), можно выделить ряд факторов, обеспечивающих активность школьников на уроках физической культуры.

К ним относятся:

1) биологические факторы: потребность в движении, потребность в сохранении жизни и здоровья;

2) социальные факторы: особенности организации деятельности на уроках, оценка деятельности другими людьми, прежде всего учителем, интерес к урокам, чувство удовлетворенности уроками и истинные цели занятия физическими упражнениями.

Ведущий

Проанализируем мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой и мешающие занятиям физической культурой  (анкета проводилась на базе СОШ №1 г. Суража со школьниками среднего и старшего школьного возраста).

Анкетирование проводилось с целью выявления мотивов, побуждающих и мешающих школьников к занятиям физической культурой.  

Цель занятий физической культурой

Наименование мотивов

%

Достичь физического совершенства

14,0

Развить свои физические качества

21

Стать здоровым

12

Найти друзей товарищей

4

Отдохнуть, развлечься

10

Развить в себе чувство прекрасного

3

Воспитать морально-волевые качества

16

Сформировать потребность в регулярных занятиях

20

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (%)

Мотивы

Улучшение состояния здоровья

Желание выполнять физическое упражнение

Удовлетворение потребностей в движении

Стремление показать свои способности

Улучшение фигуры

Улучшение физической подготовленности

Желание получить хорошую оценку

Чтобы не отставать от сверстников

Улучшение самочувствия

Желание хорошо выступить

Общение со сверстниками

Снизить вес

%

12,2

8,1

7,3

6,4

6,7

9,8

13,8

10,5

8,9

5,9

4,1

6,3

Участники…………………………………………………

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой (%)

Наименование мотивов

%

Нет интересов к занятиям физической культурой

22,0

Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений

17,3

Мало свободного времени

15,7

Не вижу в этом пользы

7,1

Нет физических данных, способностей

5,8

Желание есть, но все как то не до физкультуры

18,8

В виду большой загруженностью учебной программы

11,3

Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься

12,0

Участники…………………………………………………

Ведущий

Главными причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры многие учёные называют отсутствие эмоциональности урока, не интересность выполняемых упражнений, малую  или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Не удовлетворённые уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и для избежание неприятностей. А вот учащиеся, испытывающие состояние удовлетворённости на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования.

Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать школьнику соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение упорному прыжку, мы объясняем, что прыжок через коня или козла – это не самоцель, но что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.

Мотивация учащихся носит дифференцированный характер также в разных классах и в разных школах. Она зависит от многих факторов: материально-технической базы школы, личности учителя физической культуры, от его педагогического мастерства, климатогеографических условий, особенностей воспитательной работы в классе, в семье, от социального окружения, от физической и технической подготовленности самих учащихся и т.п.

Ведущий

Формирование интереса учащихся к занятиям физической культурой будет эффективным, если:

1) применяется объективная система контроля процесса физического воспитания, выполняющая стимулирующую роль оценки;

2) в качестве мотивирующих факторов применяется интегральная оценка, профиль физической подготовленности и показатели физического здоровья;

3) мотивирующие факторы объединены в методике формирования интереса к занятиям физической культурой учащихся.

Ведущий

1. Разработка принципиально нового подхода к общей «философии» использования средств физической культуры и спорта в интересах подготовки жизнеспособного, активного молодого поколения. Необходимо переориентировать процесс физического воспитания так, чтобы он удовлетворял интересы каждого занимающегося, на основе учета его индивидуальных особенностей, на обязательном соответствии содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и фундаментальным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.

2. Для создания стремления к физическому совершенству, необходимо в первую очередь снизить влияние отрицательного поведения на основе интересов и потребностей учащихся. При этом педагогические воздействия носят яркий, впечатляющий характер, соответствующий внутреннему настрою школьников; цели деятельности им понятны и относительно доступны; содержание деятельности способствует устранению чувства собственной ограниченности, чему помогает адекватная самооценка и поощрение их усилий.

3. Основной принцип, которым руководствуется учитель при выставлении оценки, выражается следующим образом: оценка должна содействовать развитию учащегося, а не тормозить его, воспитывать у него интерес и потребности заниматься физическими упражнениями и стимулировать учебную активность

Однако отмечено, что система оценок успеваемости по физической культуре, играет одну из главных ролей в мотивационной сфере учащихся, является инструментом принуждения к занятиям, а не инструментом.

Ведущий

Таким образом, подведя итог Круглого стола по проблеме формирования интереса учащихся  школ к занятиям физической культурой показал, что:

- формирование интереса к занятиям физической культурой должно опираться на учет индивидуальных особенностей занимающихся;

- состояния индивидуальной мотивированности необходимо добиваться, исходя из соответствия требований к учащимся и их способностей,

- стимулирующий эффект оценки по предмету «физическая культура» проявляется, если она объективна, всестороння, дифференцирована и индивидуально обоснована;

- проблема формирования интереса учащихся школ к занятиям физической культурой изучена недостаточно.

Интерес учащихся к занятиям физической культурой в младших классах наиболее успешно формируется путем целенаправленной работы с:

- родителями, планированием и контролем домашних заданий по физической культуре;

в старших классах формированием ценностного смысла занятий физической культурой и значимостью их для физического здоровья личности.

Список литературы

  1. Абрамова С.Л., Ананьев Б.Г.,  Гриницилин Б.М., Золотых Л.К. "Формирование интереса к учению у школьников" 2009 г.
  2. Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом воспитании у школьников ФК 2008г. №1
  3. Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на уроках физической культуры 1999г.
  4. Гадман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой М. Просвещение 2001г.
  5. Ильин В.В. Рекомендации по обобщению опыта и организации исследования по теме формирование у школьников ответственного отношения к учению мотивации учения 2001г.
  6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания М. 2007г.
  7. Ильин Е.П. Психология физического воспитания С-П. 2002г.
  8. Ильин Е.П., В. Г. Иванов,  Мотив и мотивация С-П. 2000г.
  9. Леонтьев В.Г. Леонтьев А.Н.  Формирование мотивации учебной деятельности учащихся 2005г.
  10. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивации учения и ее воспитание у школьников 2003г.
  11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. В.Н. Мясищев, Формирование мотивации учения М. 2000г.
  12. Маслоу А. Психология бытия М. 1997г.
  13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры М. ФиС 2009г.
  14. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников. Педагогика 2004г.
  15. Мухина В.С. Рубинштейн А.Н. Возрастная психология М. Академа 2002г.
  16. Портнягин И.И. научно-педагогические основы интеллектуального развития школьников спортсменов. Сборник тезисов и докладов Я. 2009г.
  17. Попов А.А. Психология спорта М. 2008г.
  18. Теория и практика физической культуры 2002г. №9,10,11,12.
  19. Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка 2000г. №4,7.
  20. Физическая культура в школе 2000г. №2,3. 2001г. №8, 2002г. №6.
  21. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"...

Приказ от 25.08.2014 № 547.Об утверждении региональных нормативных документов по аттестации педагогических работников. Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.

Положение об аттестационной комиссии министерства общего и профессионального образования Ростовской области. Форма заявления о проведении аттестации. Уведомления о сроке и месте пр...

Министерство образования и науки РФ утвердило изменения ФГОС начального, основного и среднего общего образования 2016.

Министерство образования и науки РФ утвердило изменения ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Изменения ФГОС 2016....

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области «Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюзивного обучения детей с ОВЗ на современном этапе»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по Государственному заданию министерства образования и науки Самарской области«Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях инклюз...

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...