Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"
рабочая программа по теме

Сорокина  Елена Валерьевна

 

Работа кружка  направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,  и проч. Учащиеся знакомятся на кружковых занятиях с топонимикой и гидронимикой своей страны, своего края. Занятия в кружке могут быть интересны детям разного возраста.

Программа позволяет пробудить интерес к истории родного города, края,  начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Ульяновская

средняя общеобразовательная школа

Программа  историко-краеведческого кружка

«В   ГОСТЯХ   У    КЛИО»

Учитель истории и обществознания

Уланова Елена Валерьевна

6007811, Нижегородская область, Лукояновский район, с. Ульяново, ул. Пролетарская, д. 76 «а»

с.Ульяново – 2007.

Пояснительная записка

        

Только то общество имеет будущее, которое не забыло своего прошлого. В настоящее время история нашей Родины переживает не лучшие времена. Многие историки стараются высветить только негативные моменты в ней. Подрастающее поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызывать не только уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ.

Именно поэтому сейчас очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях. Создание осознанного стремления к изучению истории родного города, улицы, дома.

Вся работа кружка должна быть направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,  и проч. Учащиеся знакомятся на кружковых занятиях с топонимикой и гидронимикой своей страны, своего края. Занятия в кружке могут быть интересны детям разного возраста.

Программа позволяет пробудить интерес к истории родного города, края,  начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Как говорил Монтескье: «Нет надобности исчерпывать весь предмет – достаточно пробудить мысль».  Надеемся, что приобретенные навыки пригодятся участникам кружка в дальнейшей жизни и работе, приведут к успешному изучению предмета непосредственно на уроках истории.

Данная программа предусматривает ведение в учебном заведении внеурочной работы по истории. Программа рассчитана на 70 часов учебного времени. К участию в кружковых занятиях могут быть привлечены дети 5 – 8-х классов.

Цели и задачи

  1. Воспитание патриотических чувств.
  2. Углубленное изучение истории родного города, села, края.
  3. Изучение вспомогательных исторических дисциплин.
  4. Обучение работе с историческим источником с целью получения необходимой информации.
  5. Формирование коммуникативных навыков в процессе проведения бесед, игр, в процессе работы в музее.
  6. Сбор материалов и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции.
  7. Подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям.

К окончанию курса  обучения учащиеся должны:

  1. Уметь осуществлять подбор необходимых материалов.
  2. Иметь понятие о том, что является историческим источником.
  3. Уметь провести элементарную экскурсию для учащихся начальных классов.
  4. Владеть техникой поиска необходимой информации.
  5. Уметь разместить материал в хронологически верном порядке.
  6. Уметь самостоятельно вести поисковую деятельность.
  7. Уметь составлять свою родословную.
  8. Знать этнологию родного края.
  9. Разбираться в топонимике и гидронимике родного края

Исследовательская, практическая, воспитательная деятельность

  1. Сбор материалов, отражающих историю города в частности и страны в целом.
  2. Обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов).
  3. Поиск и систематизация экспонатов.
  4. Проведение тематических экскурсий.
  5. Организация встреч с интересными людьми.
  6. Проведение пеших экскурсий по городу, отражающих историю улиц, памятных мест.
  7. Участие в городских конкурсах, посвященных изучению истории страны, края, города.
  8. Организация информационного блока работы музея.
  9. Постепенное превращение музея в центр школьного патриотического воспитания.

Содержание программы

1.СЕМЕЙНАЯ  ИСТОРИЯ.

Основные темы для изучения:

  1. Генеалогия как наука.
  2. Автобиография.
  3. Степени родства.
  4. Родословная.
  5. Известные исторические династии.

Новая терминология при изучении этого раздела:

  1. Генеалогия (родословие);
  2. Родословная;
  3. Род;
  4. Предок;
  5. Потомки;
  6. Поколение;
  7. Родственники;
  8. Свойственники;
  9. Семья.

Ряд практических работ:

  1. Составление династийных таблиц исторических личностей;
  2. Составление своего генеалогического древа.

2.ДНИ… МЕСЯЦЫ… ЭПОХИ.

Основные темы для изучения:

  1. Календарь.
  2. Временные отрезки.
  3. Лента времени.
  4. Часы…Дни… Месяцы… Эпохи…

Новая терминология при изучении этого раздела:

  1. Хронология;
  2. Календарь;
  3. Сутки;
  4. Год;
  5. Лето;
  6. Век;
  7. Эра;
  8. Гороскоп.

Ряд практических работ:

  1. Определение хронологических рамок исторических событий.
  2. Соотношение временных пространств.
  3. Соотношение дат в различных календарях.

3.ПРОСТРАНСТВО  В  ИСТОРИИ.

Основные темы для изучения:

  1. Картография.
  2. Стороны света.
  3. Родная сторона.
  4. Старинные меры.
  5. Крылатые фразы.

Новая терминология при изучении этого раздела:

  1. Ойкумена;
  2. Историческое пространство;
  3. Государство;
  4. Родина (Отечество);
  5. Легенды;
  6. Метрология;
  7. СИ (система интернациональная);
  8. Эталон.

Ряд практических работ:

  1. Собирание фольклора.
  2. Соотношение мер длинны и веса разных стран с системой СИ.

4.КАК К  ВАМ  ОБРАТИТЬСЯ.

Основные темы для изучения:

  1. Что тебе в имени моем.
  2. Фамилии и псевдонимы.
  3. Титул.
  4. Прозвище.

Новая терминология при изучении этого раздела:

  1. Историческая антропонимика;
  2. Имя;
  3. Имена календарные;
  4. Отчество;
  5. Фамилия;
  6. Псевдоним;
  7. Прозвище (кличка)

Ряд практических работ:

  1. Определение возникновения местных фамилий.
  2. Составление портрета по имени, отчеству и фамилии.

5.ИМЯ  ДОМА  ТВОЕГО.

Основные темы для изучения:

  1. Рождение географических названий.
  2. Говорящие топонимы и гидронимы.

Новая терминология при изучении этого раздела:

  1. Топонимика;
  2. Гидронимика;
  3. Город, град;
  4. Деревня;
  5. Село;
  6. -ланд, -ленд, -стан,-ия, -град, -поль, -сити, -таун, -бург.

Ряд практических работ:

  1. Определение возникновения местных названий;
  2. Социологический опрос о возникновении топонимов и гидронимов.

6.В  ПОИСКАХ  ДРЕВНОСТЕЙ.

Основные темы для изучения:

  1. Археологическая культура.
  2. Источники и их виды.
  3. Могильники и стоянки.

Новая терминология при изучении этого раздела:

  1. Археология;
  2. Вещественные источники;
  3. Археологические раскопки;
  4. Кладоискательство;
  5. Городище;
  6. Курган;
  7. Могильник;
  8. Культура;
  9. Культурный слой;
  10. Нумизматика;
  11. Геральдика;
  12. Филотелистика.

Ряд практических работ:

  1. Описание по плану гербов; монет.
  2. Составление описания истории музейного экспоната.

7.ПРИВЫЧКИ  МИЛОЙ  СТАРИНЫ.

Основные темы для изучения:

  1. Прошлое вокруг нас. Музееведение.
  2. Народы и наряды.
  3. Быт в прошлом.
  4. Традиции и обряды.
  5. Религии разных народов.
  6. Профессии.
  7. Традиции и обряды.

Новая терминология при изучении этого раздела:

  1. Этнография;
  2. Культура;
  3. Быт;
  4. Традиция;
  5. Обряд;
  6. Религия;
  7. Суеверие;
  8. Этикет.

Ряд практических работ:

  1. Сбор музейных экспонатов и их описание.
  2. Проведение экскурсий в школьном краеведческом музее.
  3. Проведение недели истории и краеведения.
  4. Выпуск информационной исторической газеты.

Календарно тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Вводное занятие.

1

Сентябрь

Раздел I.

СЕМЕЙНАЯ  ИСТОРИЯ.

9

2

Генеалогия как наука.

1

Сентябрь

3 – 4

Автобиография.

2

Сентябрь

5 – 8

Родословная.

4

Сентябрь

9 – 10

Известные исторические династии.

2

Октябрь

Раздел II.

ДНИ… МЕСЯЦЫ… ЭПОХИ.

8

11 – 13

Календарь.

3

Октябрь

14

Временные отрезки.

1

Октябрь

15 – 16

Лента времени.

2

Октябрь

17 – 18

Часы…Дни… Месяцы… Эпохи…

2

Ноябрь

Раздел III.

ПРОСТРАНСТВО  В  ИСТОРИИ.

13

19 – 20

Картография.

2

Ноябрь

21

Стороны света.

1

Ноябрь

22 -25

Родная сторона.

4

Ноябрь

Декабрь

26 - 28

Старинные меры.

3

Декабрь

29 - 31

Крылатые фразы.

3

Декабрь

Раздел IV.

КАК К  ВАМ ОБРАТИТЬСЯ.

5

32 – 33

Что тебе в имени моем.

2

Декабрь

Январь

34 – 35

Фамилии и псевдонимы.

2

Январь

36

Титул. Прозвище

1

Январь

Раздел V.

ИМЯ  ДОМА  ТВОЕГО.

4

37

Рождение географических названий.

1

Январь

38 – 40

Говорящие топонимы и гидронимы.

3

Январь

Раздел VI.

В  ПОИСКАХ  ДРЕВНОСТЕЙ.

7

41

Археологическая культура.

1

Февраль

42 - 46

Источники и их виды.

5

Февраль

47

Могильники и стоянки.

1

Февраль

Раздел VII.

ПРИВЫЧКИ  МИЛОЙ  СТАРИНЫ.

23

48 – 50

Прошлое вокруг нас. Музееведение.

3

Февраль

Март

51 – 52

Народы и наряды.

2

Март

53 – 55

Быт в прошлом.

3

Март

56 - 61

Религии разных народов.

6

Март

Апрель

62 - 63

Профессии.

2

Апрель

64 - 67

Традиции и обряды.

4

Апрель

Май

68

Итоговое повторение

1

Май

69 - 70

Творческий отчет

2

Май

Итого:

70 час

Список используемой литературы

  1. Бутромеев В. Иллюстрированная история для всех. – Москва, Деконт+,1996.
  2. Гусарова и др. Введение в специальные исторические дисциплины. – Москва, 1990.
  3. Дуров В.А. Ордена России. – Москва, 1993.
  4. Кобрин В.Б. и др. Вспомогательные исторические дисциплины. – Москва, 1984.
  5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.:ВЛАДОС, 2000.
  6. Кузнецов А.А. Награды:энциклопедический путеводитель по истории российских наград. – Москва, 1999.
  7. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1998.
  8. Нересов Я.Н. Я познаю мир. – М.: ООО «Астрель», 1998.
  9. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  10. Федонин А.Р. Знакомство с историей. – Д.:Сталкер, 1997.
  11. Я познаю мир: Дет.энцикл. Мифология. – М.: ООО «Астрель», 2000.
  12. Я познаю мир: Дет.энцикл. История. – М.: ООО «Астрель», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

Представлена программа кружка....

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет

Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который  является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...

Рабочая программа историко-краеведческого клуба "Поиск"

Рабочая программа определяет цели и задачи деятельности исторического клуба. В материале предствлены планирование деятельности, список проводимых мероприятий. Направление: гражданско-патриотическое во...

Программа Историко-краеведческого кружка "Патриот"

Историко-краеведческий кружок "Патриот"...

Программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"...