Главные вкладки

    Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"
    рабочая программа по теме

    Сорокина  Елена Валерьевна

     

    Работа кружка  направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,  и проч. Учащиеся знакомятся на кружковых занятиях с топонимикой и гидронимикой своей страны, своего края. Занятия в кружке могут быть интересны детям разного возраста.

    Программа позволяет пробудить интерес к истории родного города, края,  начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc137 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ульяновская

    средняя общеобразовательная школа

    Программа  историко-краеведческого кружка

    «В   ГОСТЯХ   У    КЛИО»

    Учитель истории и обществознания

    Уланова Елена Валерьевна

    6007811, Нижегородская область, Лукояновский район, с. Ульяново, ул. Пролетарская, д. 76 «а»

    с.Ульяново – 2007.

    Пояснительная записка

            

    Только то общество имеет будущее, которое не забыло своего прошлого. В настоящее время история нашей Родины переживает не лучшие времена. Многие историки стараются высветить только негативные моменты в ней. Подрастающее поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызывать не только уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ.

    Именно поэтому сейчас очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях. Создание осознанного стремления к изучению истории родного города, улицы, дома.

    Вся работа кружка должна быть направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,  и проч. Учащиеся знакомятся на кружковых занятиях с топонимикой и гидронимикой своей страны, своего края. Занятия в кружке могут быть интересны детям разного возраста.

    Программа позволяет пробудить интерес к истории родного города, края,  начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Как говорил Монтескье: «Нет надобности исчерпывать весь предмет – достаточно пробудить мысль».  Надеемся, что приобретенные навыки пригодятся участникам кружка в дальнейшей жизни и работе, приведут к успешному изучению предмета непосредственно на уроках истории.

    Данная программа предусматривает ведение в учебном заведении внеурочной работы по истории. Программа рассчитана на 70 часов учебного времени. К участию в кружковых занятиях могут быть привлечены дети 5 – 8-х классов.

    Цели и задачи

    1. Воспитание патриотических чувств.
    2. Углубленное изучение истории родного города, села, края.
    3. Изучение вспомогательных исторических дисциплин.
    4. Обучение работе с историческим источником с целью получения необходимой информации.
    5. Формирование коммуникативных навыков в процессе проведения бесед, игр, в процессе работы в музее.
    6. Сбор материалов и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции.
    7. Подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям.

    К окончанию курса  обучения учащиеся должны:

    1. Уметь осуществлять подбор необходимых материалов.
    2. Иметь понятие о том, что является историческим источником.
    3. Уметь провести элементарную экскурсию для учащихся начальных классов.
    4. Владеть техникой поиска необходимой информации.
    5. Уметь разместить материал в хронологически верном порядке.
    6. Уметь самостоятельно вести поисковую деятельность.
    7. Уметь составлять свою родословную.
    8. Знать этнологию родного края.
    9. Разбираться в топонимике и гидронимике родного края

    Исследовательская, практическая, воспитательная деятельность

    1. Сбор материалов, отражающих историю города в частности и страны в целом.
    2. Обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов).
    3. Поиск и систематизация экспонатов.
    4. Проведение тематических экскурсий.
    5. Организация встреч с интересными людьми.
    6. Проведение пеших экскурсий по городу, отражающих историю улиц, памятных мест.
    7. Участие в городских конкурсах, посвященных изучению истории страны, края, города.
    8. Организация информационного блока работы музея.
    9. Постепенное превращение музея в центр школьного патриотического воспитания.

    Содержание программы

    1.СЕМЕЙНАЯ  ИСТОРИЯ.

    Основные темы для изучения:

    1. Генеалогия как наука.
    2. Автобиография.
    3. Степени родства.
    4. Родословная.
    5. Известные исторические династии.

    Новая терминология при изучении этого раздела:

    1. Генеалогия (родословие);
    2. Родословная;
    3. Род;
    4. Предок;
    5. Потомки;
    6. Поколение;
    7. Родственники;
    8. Свойственники;
    9. Семья.

    Ряд практических работ:

    1. Составление династийных таблиц исторических личностей;
    2. Составление своего генеалогического древа.

    2.ДНИ… МЕСЯЦЫ… ЭПОХИ.

    Основные темы для изучения:

    1. Календарь.
    2. Временные отрезки.
    3. Лента времени.
    4. Часы…Дни… Месяцы… Эпохи…

    Новая терминология при изучении этого раздела:

    1. Хронология;
    2. Календарь;
    3. Сутки;
    4. Год;
    5. Лето;
    6. Век;
    7. Эра;
    8. Гороскоп.

    Ряд практических работ:

    1. Определение хронологических рамок исторических событий.
    2. Соотношение временных пространств.
    3. Соотношение дат в различных календарях.

    3.ПРОСТРАНСТВО  В  ИСТОРИИ.

    Основные темы для изучения:

    1. Картография.
    2. Стороны света.
    3. Родная сторона.
    4. Старинные меры.
    5. Крылатые фразы.

    Новая терминология при изучении этого раздела:

    1. Ойкумена;
    2. Историческое пространство;
    3. Государство;
    4. Родина (Отечество);
    5. Легенды;
    6. Метрология;
    7. СИ (система интернациональная);
    8. Эталон.

    Ряд практических работ:

    1. Собирание фольклора.
    2. Соотношение мер длинны и веса разных стран с системой СИ.

    4.КАК К  ВАМ  ОБРАТИТЬСЯ.

    Основные темы для изучения:

    1. Что тебе в имени моем.
    2. Фамилии и псевдонимы.
    3. Титул.
    4. Прозвище.

    Новая терминология при изучении этого раздела:

    1. Историческая антропонимика;
    2. Имя;
    3. Имена календарные;
    4. Отчество;
    5. Фамилия;
    6. Псевдоним;
    7. Прозвище (кличка)

    Ряд практических работ:

    1. Определение возникновения местных фамилий.
    2. Составление портрета по имени, отчеству и фамилии.

    5.ИМЯ  ДОМА  ТВОЕГО.

    Основные темы для изучения:

    1. Рождение географических названий.
    2. Говорящие топонимы и гидронимы.

    Новая терминология при изучении этого раздела:

    1. Топонимика;
    2. Гидронимика;
    3. Город, град;
    4. Деревня;
    5. Село;
    6. -ланд, -ленд, -стан,-ия, -град, -поль, -сити, -таун, -бург.

    Ряд практических работ:

    1. Определение возникновения местных названий;
    2. Социологический опрос о возникновении топонимов и гидронимов.

    6.В  ПОИСКАХ  ДРЕВНОСТЕЙ.

    Основные темы для изучения:

    1. Археологическая культура.
    2. Источники и их виды.
    3. Могильники и стоянки.

    Новая терминология при изучении этого раздела:

    1. Археология;
    2. Вещественные источники;
    3. Археологические раскопки;
    4. Кладоискательство;
    5. Городище;
    6. Курган;
    7. Могильник;
    8. Культура;
    9. Культурный слой;
    10. Нумизматика;
    11. Геральдика;
    12. Филотелистика.

    Ряд практических работ:

    1. Описание по плану гербов; монет.
    2. Составление описания истории музейного экспоната.

    7.ПРИВЫЧКИ  МИЛОЙ  СТАРИНЫ.

    Основные темы для изучения:

    1. Прошлое вокруг нас. Музееведение.
    2. Народы и наряды.
    3. Быт в прошлом.
    4. Традиции и обряды.
    5. Религии разных народов.
    6. Профессии.
    7. Традиции и обряды.

    Новая терминология при изучении этого раздела:

    1. Этнография;
    2. Культура;
    3. Быт;
    4. Традиция;
    5. Обряд;
    6. Религия;
    7. Суеверие;
    8. Этикет.

    Ряд практических работ:

    1. Сбор музейных экспонатов и их описание.
    2. Проведение экскурсий в школьном краеведческом музее.
    3. Проведение недели истории и краеведения.
    4. Выпуск информационной исторической газеты.

    Календарно тематическое планирование

    № п/п

    Название темы

    Кол-во часов

    Сроки проведения

    1

    Вводное занятие.

    1

    Сентябрь

    Раздел I.

    СЕМЕЙНАЯ  ИСТОРИЯ.

    9

    2

    Генеалогия как наука.

    1

    Сентябрь

    3 – 4

    Автобиография.

    2

    Сентябрь

    5 – 8

    Родословная.

    4

    Сентябрь

    9 – 10

    Известные исторические династии.

    2

    Октябрь

    Раздел II.

    ДНИ… МЕСЯЦЫ… ЭПОХИ.

    8

    11 – 13

    Календарь.

    3

    Октябрь

    14

    Временные отрезки.

    1

    Октябрь

    15 – 16

    Лента времени.

    2

    Октябрь

    17 – 18

    Часы…Дни… Месяцы… Эпохи…

    2

    Ноябрь

    Раздел III.

    ПРОСТРАНСТВО  В  ИСТОРИИ.

    13

    19 – 20

    Картография.

    2

    Ноябрь

    21

    Стороны света.

    1

    Ноябрь

    22 -25

    Родная сторона.

    4

    Ноябрь

    Декабрь

    26 - 28

    Старинные меры.

    3

    Декабрь

    29 - 31

    Крылатые фразы.

    3

    Декабрь

    Раздел IV.

    КАК К  ВАМ ОБРАТИТЬСЯ.

    5

    32 – 33

    Что тебе в имени моем.

    2

    Декабрь

    Январь

    34 – 35

    Фамилии и псевдонимы.

    2

    Январь

    36

    Титул. Прозвище

    1

    Январь

    Раздел V.

    ИМЯ  ДОМА  ТВОЕГО.

    4

    37

    Рождение географических названий.

    1

    Январь

    38 – 40

    Говорящие топонимы и гидронимы.

    3

    Январь

    Раздел VI.

    В  ПОИСКАХ  ДРЕВНОСТЕЙ.

    7

    41

    Археологическая культура.

    1

    Февраль

    42 - 46

    Источники и их виды.

    5

    Февраль

    47

    Могильники и стоянки.

    1

    Февраль

    Раздел VII.

    ПРИВЫЧКИ  МИЛОЙ  СТАРИНЫ.

    23

    48 – 50

    Прошлое вокруг нас. Музееведение.

    3

    Февраль

    Март

    51 – 52

    Народы и наряды.

    2

    Март

    53 – 55

    Быт в прошлом.

    3

    Март

    56 - 61

    Религии разных народов.

    6

    Март

    Апрель

    62 - 63

    Профессии.

    2

    Апрель

    64 - 67

    Традиции и обряды.

    4

    Апрель

    Май

    68

    Итоговое повторение

    1

    Май

    69 - 70

    Творческий отчет

    2

    Май

    Итого:

    70 час

    Список используемой литературы

    1. Бутромеев В. Иллюстрированная история для всех. – Москва, Деконт+,1996.
    2. Гусарова и др. Введение в специальные исторические дисциплины. – Москва, 1990.
    3. Дуров В.А. Ордена России. – Москва, 1993.
    4. Кобрин В.Б. и др. Вспомогательные исторические дисциплины. – Москва, 1984.
    5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.:ВЛАДОС, 2000.
    6. Кузнецов А.А. Награды:энциклопедический путеводитель по истории российских наград. – Москва, 1999.
    7. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1998.
    8. Нересов Я.Н. Я познаю мир. – М.: ООО «Астрель», 1998.
    9. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2000.
    10. Федонин А.Р. Знакомство с историей. – Д.:Сталкер, 1997.
    11. Я познаю мир: Дет.энцикл. Мифология. – М.: ООО «Астрель», 2000.
    12. Я познаю мир: Дет.энцикл. История. – М.: ООО «Астрель», 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

    Представлена программа кружка....

    Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

    В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

    Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

    В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

    Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет

    Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который  является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...

    Рабочая программа историко-краеведческого клуба "Поиск"

    Рабочая программа определяет цели и задачи деятельности исторического клуба. В материале предствлены планирование деятельности, список проводимых мероприятий. Направление: гражданско-патриотическое во...

    Программа Историко-краеведческого кружка "Патриот"

    Историко-краеведческий кружок "Патриот"...