Главные вкладки

    Программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"
    рабочая программа по краеведению

    Гренц Елена Николаевна

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческой направленности "Краеведы"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc345 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное учреждение

    «Управление образования Карасукского района» Новосибирской области

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    Дом детского творчества Карасукского района Новосибирской области

    Рассмотрено и одобрено

    на педагогическом совете

    от «____»__________20____ г.

    Протокол № _______

    Утверждаю:

    Директор МБУ ДО ДДТ

    _____________ Л.Д. Зайцева

    Приказ № _______

    от «____»__________20____ г.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    туристско-краеведческой  направленности

    «Краеведы»

    Возраст обучающихся: 10-13 лет

    Срок реализации: 3 года

    Автор-составитель:

    Гренц  Елена Николаевна–

    педагог дополнительного образования

    г. Карасук, 2020 г

    Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

    1.1. Пояснительная записка

    Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа «Краеведы» по направлению деятельности  является туристско-краеведческой.

    Программа разработана с учётом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

    4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)).

    5. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

    6. Положение о комплектовании и наполняемости групп.

    Актуальность программы

    Современная действительность выдвигает перед образованием задачу возрождения традиций духовного, нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Справиться с решением этой проблемы помогает краеведение и  школьные музеи, которым издавна придавали большое значение в учебно-воспитательной работе, в приобщении к ним людей разных поколений.  Краеведение и школьные музеи получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

    Российский академик Д.С. Лихачев, верно, отметил, что только “любовь    к родному краю, знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям.

    Отличительные особенности программы

               Большую часть времени обучающиеся работают с музейным материалом, занимаются сбором   краеведческого материала,   что способствует вовлечению детей в исследовательскую, краеведческую, творческую деятельность, и   создает условия для эмоционального и интеллектуального развития личности.  Программа    обеспечивает социально-значимую и общественно-полезную деятельность обучающихся в культурной жизни школы, села.

    Адресат программы 

    Программа рассчитана на проведение занятий с обучающимися 10-14 лет. В данном возрасте происходит формирование и развитие личности. В это время учащиеся получают базовые знания по истории страны, региона, села.

    Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов, запланированных на три  года обучения, необходимых для освоения программы составляет 216 часов, которые включают в себя как практические, так и теоретические занятия

    Форма обучения – очная.

    Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с индивидуальным учебным планом в объединении, сформированы группы учащихся одного возраста, являющиеся основным составом, а также индивидуально, состав группы постоянный.

    Режим, периодичность и продолжительность занятий    

    -  общее количество часов в год: 72 ч;

    - количество часов и занятий в неделю: 2 часа, 2 занятия;          

    - периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.  

    1.2. Цель и задачи программы

    Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей через овладение основами краеведения и музейного дела.

     Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

           Личностные:

     - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному   краю, чувства гордости за свою малую  родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

       - осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общероссийского культурного наследия;

       - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе.

         Метапредметные:

      -  развитие мотивации к занятию краеведческой   деятельностью, изучению по средствам музейной педагогики истории, культуры, традиций родного края;

              -    формирование знаний, умений, навыков работы учащихся с фондами школьного музея;

    -     организация деятельности по сбору краеведческого материала;

              - развитие самостоятельности и инициативы учащихся, умений анализировать, систематизировать, делать выводы, обобщать собранный материал (навыки исследовательской работы).  

    Предметные:

     - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;

     - использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

     - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентации, реферат и др.);

      - готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

    1.3. Содержание программы

    Учебный план первого года обучения

    № п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    Введение в краеведение Инструктаж по ТБ.

    1

    1

    Лекция/фронтальный

    2

    Музейное дело

    2.1. Основные документы   музея.   Фонды музея и их значение.

    2.2. Правила работы в фондах музеев

    2.3. Знакомство с экспонатами школьного музея

    5

    3

    1

    1

         1

    2

             2

    Тест / фронтальный

    3

    Работа экскурсовода

    3.1.Правила проведения экскурсий

    3.2. Составление тематико- экскурсионного плана

    3.3. Сбор и обработка материалов

     3.4. Оформление экспозиций

    3.5   Работа с экскурсоводами

    21

    7

    1

    5

    1

    14

    1

    1

    7

    5

    Опрос /фронтальный

    4

    Исследовательская   и поисковая  деятельность.

    4.1.Цели поисковой деятельности

    4.2.Направления поисковой деятельности.

    3

    2

    2

    1

    1

    Семинар/ фронтальный

    5

    Учёт и хранение    экспонатов.

    5.1.Привила приема

    5.2.Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги.

    5.3.Шифровка. Оформление шифра экспонатов

    5.4.Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах

    6

    4

    1

    1

    1

    1

    2

    1

    1

    Лекция /индивидуальная

    6

    Заочное путешествие по музеям страны и мира.

    6.1.Известные музеи нашей страны.

    6.2. Знакомство с наиболее известными музеями мира.

    4

    2

    1

    1

    2

    2

    Семинар/фронтальная

    7

    Краеведение.

    7.1.Историческое прошлое нашего края.

    7.2.Методика проведения социологического опроса

    7.3.Правила записи воспоминаний. 7.4.Краеведческий дневник

    7.5.Создание презентаций, видеоматериалов  на основе собранного материала

    18

    9

    3

    6

    9

    2

           2

            2

    3

    Встречи с интересными людьми/фронтальная

    8.

    Исследовательская работа

    8.1Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению.

    8.2Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    14

    7

    5

    4

    7

    2

         

           3  

    Семинар, индивидуальная

    9

    Подведение итогов работы.  10.1.Награждение кружковцев. Чаепитие.

    2

    2

    фронтальная

    Итого:

    72

    35

    37

    Содержание учебного плана первого года обучения

    Раздел 1. Введение в краеведение 

    Теория: Понятие «краеведение». Функции краеведения.                

    Раздел 2. Музейное дело

    Теория: Основные документы   музея.   Фонды музея и их значение.

    Правила работы в фондах музеев.    Знакомство с экспонатами школьного музея.

    Практика: Посещение  Карасукского краеведческого музея и других музеев  

    Раздел 3. Работа экскурсовода

    Теория: Правила проведения экскурсий. Экспонат - главная структурная единица экспозиции. Тематико - экспозиционный план, проект. Главные структурные единицы выставки. План и проект выставки. Экспонаты и выставки, принципы их создания и методы решения проектов.

    Практика: Оформление   экспозиций.   Работа с аудиторией, формы массовой работы. Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча, праздник.

     Раздел 4. Исследовательская   и поисковая деятельность

    Теория: Цели и уровни краеведческой деятельности. Поисково -   исследовательская деятельность. Краеведческие источники. Виды источников. Устные   письменные, археологические, этнографические.

    Практика: Разнообразие форм работ по краеведению: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос.

    Раздел 5.    Учёт и хранение    экспонатов

    Теория: Структура фондов. Основной и научно - вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды. Условия хранения фондов. Книга учета, картотеки, запасники. Книга учета, картотеки.

    Практика: Заполнение документации музея.

    Раздел 6.   Заочное путешествие по музеям страны и мира

    Теория: Зарождение отечественного краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова. Краеведение, предметный подход в обучении, Перспективы развития музеев России. Новые возможности музея. Тенденции развития музейного дела.

    Практика:  Составление презентаций, сообщений,  рефератов.

    Раздел 7.  Краеведение

    Теория: История края Родной край сегодня, перспективы развития. Пропаганда героических подвигов советских воинов. Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц села. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

    Практика: Экскурсии по памятным местам района и поселка. Записи историко-краеведческих наблюдений. Сбор материалов для школьного музея.

    Раздел 8. Исследовательская работа

    Теория: Подготовка научно-исследовательских работ для участия в конференции, районном конкурсе творческих работ по краеведению. Структура   исследовательской работы.   Цели и задачи. Правила оформления.

     Практика: Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. Составление текстов, презентаций, видеороликов.

    Раздел 9. Подведение итогов

    Награждение кружковцев. Чаепитие.

    Учебный план второго года обучения

    № п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    Вводное занятие Подведение итогов лета. Инструктаж по ТБ

    1

    1

    -

    Лекция/

    фронтальный

    2

    Подготовка и проведение музейной экскурсии

    2.1. Использование экскурсий в учебно-воспитательном процессе

    2.2. Роль музея в социализации личности.

    2.3. Отбор и анализ экспонатов. 2.4.Составление экспозиций.

    2.5.Проведение экскурсии.

    12

    2

    1

    1

    10

    2

    3

    5

    Лекция/

    фронтальный

    3

    Музейная работа

    3.1 Актуализация знаний об музейных документах

    3.2.Актуализация знаний о правилах архивирования материалов СМИ,

    3.3.Систематизация и инвентаризация материалов, собранных в последние время

    4.Систематизация и инвентаризация материалов неосновного музейного фонда.

    6

    2

    1

    1

    4

    2

    2

    Лекция/

    фронтальный

    4.

    Люди нашего села

    4.1Чтение статей из районных газет о жизни нашего села (в школьной библиотеке)

    4.Знакомство с творчеством поэта-земляка А.Свичкаря

    4.3 Встречи с интересными людьми села

    4.4Знакомство с профессиями и местом работы родителей

    14

    1

    1

    13

    2

    5

    6

    Лекция/фронтальный

    5

    Научно – исследовательская работа

    2.1.Как подготовить научно-исследовательскую работу?

    2.2.Как проводить научное исследование

    2.3.Как определить и  уточнить  тему?

    2.4.Как  изучать  литературу?

    2.5.Как  определить  гипотезу?

    2.6.Как  сформулировать цель и задачи исследования?

    2.7.Как  определить  методы исследования?

    8

    8

    2

    2

    1

    1

    1

    Лекция/фронтальный

    6

    Изучение боевых подвигов земляков

    6.1. Сбор новых сведений для музейного архив об участниках ВОВ.

    6.2 Встреча с ветеранами тыла, проживающими в селе. Сбор новых сведений для музейного архива.

    6.3Встреча с участниками войн в «горячих точках» страны. Сбор новых сведений для музейного архива.

    13

    4

    1

    3

    9

    3

    4

    2

    Лекция/

    фронтальный

    Научно-исследовательская деятельность школьного музея 4.1.Подготовка научно-исследовательских работ

    4.2.Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    17

    17

    10

    7

    Лекция/индивидуальный

    7

    Подведение итогов работы  10.1.Награждение кружковцев. Чаепитие.

    1

    1

    Фронтальная

    Итого:

    72

    18

    54

    Содержание учебного плана второго года обучения

    Раздел 1. Вводное занятие

    Теория: Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

    Раздел 2. Подготовка и проведение музейной экскурсии 

    Теория: Использование экскурсий в учебно-воспитательном процессе. Роль музея в социализации личности.

    Практика: Проведение экскурсии Отбор и анализ экспонатов. Составление экспозиций.

    Раздел 3. Музейная работа

    Теория: Актуализация навыков приёма в музейный фонд новых экспонатов, актуализация знаний о правилах архивирования материалов СМИ, умений систематизировать материалы СМИ,

    Практика: Ведения инвентарной книги, заполнения актов приёма экспонатов. навыков работы с газетами и журналами, систематизация и инвентаризация материалов, собранных в последних экспедициях, систематизация и инвентаризация материалов неосновного музейного фонда.

    Раздел 4. Люди нашего села

    Теория: Знакомство с творчеством поэта-земляка А.Свичкаря Встречи с интересными людьми села

    Практика: 1Чтение статей из районных газет о жизни нашего села (в школьной библиотеке) знакомство с профессиями и местом работы родителей

     Раздел 5. Научно – исследовательская работа

    Теория: Подготовка исследовательской работы, методы научного исследования, определение и уточнение темы, подбор литературы, определение гипотезы, целей и задач, выявление соответствующих методов.

    Практика: Написание исследовательской работы.

    Раздел 6. Изучение боевых подвигов земляков

    Теория: История ВОВ, Афганской и Чеченской войн  в истории нашей страны, региона.

    Практика: Встреча с ветеранами тыла, проживающими в селе. Сбор новых сведений для музейного архива. Встреча с участниками войн в «горячих точках»

    страны. Сбор новых сведений для музейного архива. Мероприятие, посвящённое памяти погибших в Афганистане земляков. Сбор новых сведений для музейного архива об участниках Вов. Оформление стенда «Участники чеченских боевых действий».

    Раздел 7.  Подведение итогов

    Награждение кружковцев. Чаепитие.

    Учебный план третьего года обучения

    № п/п

    Название раздела, темы

    Количество часов

    Формы аттестации/контроля

    Всего

    Теория

    Практика

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.

    1

    1

    -

    2

    Требования к оформлению научно-исследовательской работы. 2.1.Составные части работы.

    2.2.Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист.

    2.3.Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Содержание основной части

    2.4.Требования к оформлению научно-исследовательской работы Заключение, список используемой литературы.

    8

    4

    1

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    1

    1

    Лекция/фронтальный

    3

    Требования к оформлению реферата.

    3.1.Составные части работы

    3.2.Требования к оформлению реферата. Титульный лист.

    3.3.Требования к оформлению реферата. Содержание основной части

    3.4.Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы.

    8

    4

    1

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    1

        1

    Лекция/фронтальный

    4

    Научно-исследовательская деятельность школьного музея. 4.1.Подготовка научно-исследовательских работ

    4.2.Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    20

    10

    10

    10

        10

    Лекция/индивидуальный

    5.

    Подготовка презентации научно-исследовательской работы

    5.1 Структура (план) выступления.

    5.2 Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.

    5.3Подготовка материалов презентации.

    24

    10

    2

    3

    5

    14

    1

    5

    8

    Лекция/индивидуальный

    6.

    Сотрудничество с другими общественными организациями.

     6.1Приезд в школу работников районного краеведческого музея с выставкой экспонатов

    6.2 Встреча со священником церковного прихода с лекцией «История церкви»

    6.3 Встреча с Советом Ветеранов.

    6.4 Совместные мероприятия с Домом культуры

    10

    6

    1

    1

    4

    4

    1

    3

    Подведение итогов.

    Награждение кружковцев. Чаепитие.

    1

    1

    Фронтальный

    Итого:

    72

    35

    37

    Содержание учебного плана третьего года обучения

    Раздел 1. Вводное занятие 

    Теория: Инструктаж по ТБ. Что такое реферат и что такое научно-исследовательская работа.

    Раздел 2. Требования к оформлению научно-исследовательской работы

    Теория: Оформление основных структурных элементов научно-исследовательской работы: титульный лист, оглавление, основная часть работы, содержание, заключение, библиографический список литературы, приложения, ссылки, выводы, цитаты, стиль изложения материала, логика изложения. Оформление научно-исследовательской работы. Проверка текста научным руководителем, внесение правок. Предварительная оценка научно-исследовательской работы. Рецензирование.

    Практика: структура глав, язык и стиль научно-исследовательской работы, ссылки в тексте, представление иллюстративного материала, анализ и оформление результатов работы.

    Раздел 3. Требования к оформлению реферата

    Теория: Составные части работы. Требования к оформлению реферата. Титульный лист. Требования к оформлению реферата. Содержание основной части. Требования к оформлению реферата. Заключение, список используемой литературы.

    Практика: написание рефератов на заданную тему.

    Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея  

     Теория: Подготовка научно-исследовательских работ

    Практика: Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

    Раздел 5. Подготовка презентации научно-исследовательской работы

    Теория: Структура (план) выступления. Текст выступления. Способы привлечения внимания аудитории. Культура выступления. Умение вести дискуссию. Оформление выступления: подготовка необходимых материалов (схем, карт, фотографий, мультимедийной презентации, иллюстраций). Психологическая подготовка обучающегося к выступлению с учетом его индивидуальных особенностей.

    Практика: Структура доклада, вступление и заключение, основная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Рекомендации выступающему: особенности речи, дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы, культура поведения перед аудиторией. Ответы на вопросы. Подготовка материалов презентации.

    Раздел 5. Сотрудничество с другими общественными организациями

     Теория: История керамики в Сибири. Местные промыслы. История церкви. Лекции по истории родного края. Игры викторины по краеведению

    Практика: Приезд в школу работников районного краеведческого музея с выставкой экспонатов «Сибирская керамика». Составление экспозиции «Керамика» .Встреча со священником церковного прихода с лекцией «История церкви» Встреча с Советом Ветеранов. Совместные мероприятия с Домом культуры

    Раздел 9. Подведение итогов

    Награждение кружковцев. Чаепитие.

    1.4. Планируемые результаты

    По окончании курса обучения по данной программе обучающиеся должен обладать определенным уровнем компетентности в вопросах краеведения и применять на практике полученные знания и умения.

    Обучающиеся должны знать:

    • историю музейного дела;
    • основные социальные функции музеев;
    • ведущие музеи мира;
    • ведущие музеи, исторические и памятные места района и области;
    • историю родного края;
    • основы музееведческой деятельности;
    • правила поведения в музеях и других общественных местах;
    • сущность и специфические особенности школьного музея;
    • методику проведения экскурсий.

    Обучающиеся должны уметь:

    • общаться с людьми;
    • вести исследовательские записи;
    • систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить;
    • составлять научно-справочную картотеку;
    • вести научно-исследовательскую работу;
    • составлять и проводить экскурсии;
    • выступать с докладами;
    • оформлять стенды, фотовыставки и альбомы;
    • работать с научной и научно-популярной литературой.

     Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе:

    Личностные результаты:

    -  осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

    -  освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

    - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

    - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

    Метапредметные результаты:

    - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.;

    - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

    - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);

    - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

    - активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.

    Предметные результаты:

    - овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

    - способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

    - умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

    - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;

    - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и  страны.

    - в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

    - в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

    Раздел № 2. Комплекс основных характеристик программы

    2.1. Календарный учебный график

    Количество учебных недель – 108;

    Количество учебных дней – 216;

    Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 31 мая.

    Продолжительность каникул – с 1 января по 9 января

    Календарный учебный график – Приложение № 1

    2.2. Условия реализации программы

    Материально-техническое обеспечение

    Характеристика помещения:

    Перечень оборудования:

    Информационное обеспечение

    1.Методические материалы:

    2.Экспозиции:

    3.Выставочные стенды

     и др.

    Кадровое обеспечение

    Основным наглядным материалом для реализации программы являются материалы школьного музея. Это экспонаты основного, вспомогательного и временного фондов по средствам, на которых и будет осуществляется музейная педагогика и краеведческая деятельность.

    2.3. Формы аттестации

    Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

    Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка, защита творческих работ, конкурс, олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, литературно-музыкальная композиция, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.

    Подведением итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы является научно-исследовательская работа. 

    2.4. Оценочные материалы

    В ходе учебного процесса проводится мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся. На каждого ребёнка заводится мониторинговая карта. Мониторинг проходит в несколько этапов (начальный мониторинг, на начало и на окончание учебного года). Опираясь на опыт работы с мониторинговой системой, по прошлым годам, индивидуальная карточка позволяет поставить конкретную задачу по индивидуальной работе с обучающимися. Ребёнок должен не просто получать информацию, его необходимо обучить тому, как использовать эту информацию в жизни, в школе (Приложение №2).

    Формой подведения итогов по каждому разделу (теме) будет являться заключительное занятие (см.учебный план).

     Серьезной проверкой знаний, полученных в течение учебного года, является участие в районных, областных, зональных мероприятиях, научно-исследовательских конференциях. Инновационные идеи и технологии активно внедряются как в программное обеспечение, так и в результат работы. Оформление исследовательских работ требует использования компьютеров. Практически для всех работ необходимо составлять презентации. Для этого используют цифровые технологии, слайд-шоу.

    2.5. Методические материалы

    Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.

    Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

    Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная.

    Формы организации учебного занятия - акция, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, игра, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, семинар, соревнование, экскурсия, лекции, консультации,  проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи, оформление выставок, создание экспозиций, квесты.

    Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности.

    Дидактические материалы – раздаточные материалы.(конкретизировать)

    2.6. Список литературы

    1. Арцев М.Н. Учебно – исследовательская работа учащихся // Завуч.- 2005.- №6.

    2. Внеклассная работа по истории: Краеведение.- М., 1975.

    3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения.- Собр. соч.: в 6-ти т.-Т1.- М.: Педагогика, 1982.- 487с.

    4. Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников// Фундаментальные исследования .- 2005.- № 4.- С.35

    5. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская.- М.: Вербум,2001.

    6. Кондратенков Ю.В. Развитие туристско – краеведческой деятельности школьников в муниципальной системе дополнительного образования // http/www.dissercat/com /content .

    7. «Культура добрососедства»: Программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым/ Под ред. М.А. Араджиони. – Симферополь: Антиква, 2007. - 212 с.

    8. Лебедева Т.А. Повышение мотивационного потенциала учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. - Симферополь, 2005.

    9. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы// Завуч.-2010.- №1.

    10. Лукъяненко И.В. Методика выполнения краеведческого исследования на маршруте.- М.: МГДТД, 1995.- 61с.

    11. Ляшко Л.Ю. Научно – практическая конференция как эффективная форма дополнительного образования, 1999.- №3.- с.7-9.

    12. МАН: Подготовка научно-исследовательских проектов. – К., 2005.- 128.

    13. Методика исследовательско – краеведческой работы в школе / Под. ред. И.С. Борисова.- М.,1982.

    14. Милонов Н.А. Литературное краеведение.- М.,1985.

    15. О развитии учебно – исследовательской деятельности в системе дополнительного образования: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 10.01.2005г. №1 // Вестник образования.- 2006.- №5.

    16. Обручев С.В. Изучай свой край: книга юного краеведа.- М.:Молодая гвардия,1956.- 266с.

    17. Озеров А.Г, Историко – этнографические исследования учащихся.- М.,2001.

    18. Остапец-Свешников А.А. Могучее средство развития личности.- М.: Агенство ДОК,1994.- 212с.

    19. Остапец-Свешников А.А. Педагогика и психология туристско – краеведческой деятельности учащихся .- М.:ЦДЮТК,2001.- 96с.

    20. Прус И.Т. Краеведческая работа в школе. – К., 1984.

    21. Сейнескш А.Р. Родной край: В помощь педагогу – краеведу .- М., 1994.

    22. Строев К.Ф. Краеведение .- М., 1974.

    23. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ// Исследовательские работы школьников .- 2008.- №4.

    24. Щербаков А.М. Краеведческая работа в школе .- М.: Учпедгиз, 1959.

    25. Юньев И.С. Беседы о краеведении, 1966.

                                                                                                                                                 Приложение №1

                                                             

    Календарно-тематический график  первого года обучения на 2019-2020 учебный год

    № п/п

    Месяц

    Число

    Время проведения занятия

    Ко-во часов

    Тема занятия

    Место проведения

    1

    13.25-14.25

    1

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

    МБУ ДО ДДТ

    (МБОУ Благодатская  СОШ)

    2

    1

    Знакомство со школьным музеем

    3

    1

    Посещение районного краеведческого музея

    4

    1

    Задачи учётно-хранительской работы

    5

    1

    Пополнение фондов музея

    6

    1

    Шифровка. Оформление шифра экспонатов.

    7-8

    2

    Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги.

    9

    1

    Пополнение фондов музея

    10

    11

    13

    14-

    17

    18-22

    23-24

    13.25-14.25

    25-26

    27-28

    29-32

    33

    34

    35-41

    42-45

    46-49

    50

    13.25-14.25

    51-53

    54-57

    58-61

    62-63

    64

    65

    66

    67

    68

    69-70

    71

    Планирование работы на следующий год

    72

    Подведение итогов работы кружка

    Календарно-тематический график  второго  года обучения на 2020-2021 учебный год

    № п/п

    Месяц

    Число

    Время проведения занятия

    Ко-во часов

    Тема занятия

    Место проведения

    1

    13.25-14.25

    1

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

    МБУ ДО ДДТ

    (МБОУ Благодатская  СОШ)

    2

    3

    4

    5

    6

    7-8

    9

    10

    11

    13

    14-

    17

    18-22

    23-24

    13.25-14.25

    25-26

    27-28

    29-32

    33

    34

    35-41

    42-45

    46-49

    50

    13.25-14.25

    51-53

    54-57

    58-61

    62-63

    64

    65

    66

    67

    68

    69-70

    71

    Планирование работы на следующий год

    72

    Подведение итогов работы кружка

    Календарно-тематический график  третьего  года обучения на 2021-2022 учебный год

    № п/п

    Месяц

    Число

    Время проведения занятия

    Ко-во часов

    Тема занятия

    Место проведения

    1

    13.25-14.25

    1

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

    МБУ ДО ДДТ

    (МБОУ Благодатская  СОШ)

    2

    3

    4

    5

    6

    7-8

    9

    10

    11

    13

    14-

    17

    18-22

    23-24

    13.25-14.25

    25-26

    27-28

    29-32

    33

    34

    35-41

    42-45

    46-49

    50

    13.25-14.25

    51-53

    54-57

    58-61

    62-63

    64

    65

    66

    67

    68

    69-70

    71

    72

    Подведение итогов работы кружка

                                                                                                                                                   Приложение № 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа историко-краеведческого кружка "Поиск"

    Представлена программа кружка....

    Программа историко-краеведческого кружка "В гостях у Клио"

    Работа кружка  направлена на изучение вспомогательных исторических дисциплин, таких как история календаря, нумизматика и геральдика, археология и генеалогия, музееведение и религиоведение,...

    Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

    В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

    Дополнительная образовательная программа Историко-краеведческого объединения «Патриот» Рассчитанная на детей 12 – 16 лет

    Программа написана для историко-краеведческого кружка «Патриот», работающим на базе музея Холбонской школы, который  является старейшим школьным музеем Забайкальского края (образован в 1970 году)...

    Рабочая программа историко-краеведческого клуба "Поиск"

    Рабочая программа определяет цели и задачи деятельности исторического клуба. В материале предствлены планирование деятельности, список проводимых мероприятий. Направление: гражданско-патриотическое во...

    Программа Историко-краеведческого кружка "Патриот"

    Историко-краеведческий кружок "Патриот"...