Позитивный опыт профессиональной деятельности педагога
статья на тему

обобщение опыта работы по позитивному общению педагога с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_pedagoga.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Центр детского творчества « Росинка»»

Обобщение опыта работы

методиста ЦДТ «Росинка» Засориной С.А.

по теме:

 «Общение педагога с детьми»

Отношения « педагог – ребенок» достаточно серьезная  педагогическая проблема. Педагог должен строить свои отношения с детьми так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие педагога на ребенка было эффективным, необходимо обеспечить не только прямую связь – восприятие педагога ребенком, но и обратную – восприятие ребенка педагогом.

Педагогическое общение – это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и ребенка.

Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, и к детям относится как субъекту. Что это означает?

Во- первых, уважение педагогом духовного мира ребенка, признание его свободной субъективной воли, права на несогласие с педагогом и на выбор поведения.

Во- вторых, интерес к миру ребенка и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху.

В- третьих, восприятие индивидуальности ребенка как ценности со всеми только ему присущими качествами и свойствами.

Немаловажна в общении с детьми и дистанция, которую держит по отношению к ним педагог.

Дистанция – это форма выражения отношения. У каждого педагога она различна. Чем больше педагог боится детей и не верит в свои силы, тем более он увеличит дистанцию. И это, в свою очередь, еще больше ослабляет его позицию. Дистанция не должна создавать у ребенка впечатления. Что педагог к нему безразличен.

Способы изменения дистанции- это и обращение к ребенку, и тональность речи.

Важно в первые моменты общения с детьми найти дистанцию, которая не была бы большой, но и не казалась бы претензией на слишком ранние дружеские отношения безо всяких на это основания.

Один из ключевых моментов  - установление личных контактов с каждым ребенком. Личный контакт создает у ребенка уверенность в том, что его заметили, им интересуются, ему уделяют внимание. О нем заботятся.

Формы установления личного контакта довольно многообразны:

Внимательный взгляд, улыбка, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, а так же тактильный контакт: мягкое касание, дружеские объятия. Педагог, владеющий этой палитрой форм, устанавливает личный контакт почти с каждым ребенком. Достоинство и уверенность в себе должны быть присущи как ребенку, так и педагогу. Умение ребенка общаться с окружающими в значительной степени зависит от того, как это делает педагог. Естественность, искренность и вежливость по отношению к ребенку вызывают его соответствующие ответные проявления.

Самое главное педагог  должен всегда помнить о непохожести внутреннего мира детей, об их индивидуальности. Поэтому самое главное для педагога уметь выявлять и оглашать достоинства ребенка, общаться с ним, опираясь на его положительные качества. Каждый ребенок потенциально и хороший и плохой, и добрый и злой, но доброту вызывают обстоятельства, куда входят и педагогические методы воздействия. Педагог должен уметь строить свои отношения  с детьми так, чтобы стимулировать у них доброту, гасить всё дурное и не допускать их до мысли совершать зло.

Ещё одна из форм установления личного контакта голос педагога. Голос педагога – профессиональное орудие. Хорошо звучащий голос  создает у ребенка определенный эмоциональный настрой, облегчает восприятие речи.

Основные качества профессионального звучания голоса – это достаточная сила звука, подвижность и гибкость голоса, приятный тембр.

Хочется заметить, что существует большая трудность у некоторых педагогов – это сочетание педагогической требовательности с признанием индивидуальности ребенка и его права на неповторимость и своеобразие своей личности. Требование к  ребенку должно быть связано с уважение к нему. Как же проявить это уважение? Применяя этикет как традиционную форму поведения. Он помогает педагогу вне зависимости от настроения, физического состояния, отношений с ребенком сохранять высокий уровень, уровень взаимного уважения. Педагог должен опираться на положительные качества и достоинства  детей. Это повышает их самооценку, самоуважение.

Например: « Ты самый сильный, помоги нам пожалуйста!», « У тебя очень хорошо получается, помоги Ване!» или « Ты быстро справился – вот тебе задание потрудней» и др.

Ещё одно важное и обязательное условие для педагога – преобладание поощрения над наказанием. Нарушение этого соотношения порождает неожиданные негативные воспитательные результаты.

Встречаются случаи настолько серьёзной педагогической запущенности ребенка, что педагогу трудно отыскать повод для его положительной оценки. Но и такая ситуация не исключает возможности поощрения. Можно положительно оценить такие достоинства, как: веселый нрав, аккуратность, раскованность, энергичность и др.

Разрешать конфликты помогает компромисс. Педагог, не боящийся идти на компромисс, чаще всего легко выходит из конфликта. И наоборот, конфликт затягивается, если педагог не способен пойти на компромисс. Компромисс сложен, он требует от педагога психологической зоркости, этической чуткости и даже своего рода актерского мастерства.

« Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд»

                                                                                                                                         В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Опыт внедрения интерактивных методов развития коллектива в профессиональной деятельности педагога

В работе дано описание и анаиз упражнений и разминок использованных во внекласнной работе классного руководителя...

Позитивный опыт профессиональной деятельности педагога

обобщение опыта работы по позитивному общению педагога с детьми...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....