Статья: "Социальная ответственность в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования: опыт и проблемы»
статья на тему

Статья для сотрудников учреждений дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социальная ответственность в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования:

опыт и проблемы»

И.А. Семина, методист

ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

Современное общество в условиях глобализации, масштабной информатизации со сверхбыстрой сменой технологий и развитием социальных интернет сетей предъявляет новые требования к профессиональной подготовке педагогических кадров, к качеству образования в целом.

Поэтому, основная задача любой образовательной организации сегодня заключается в том, чтобы раскрыть интеллектуальные способности каждого ребенка, воспитать у него готовность к деятельности в высокотехнологичном конкурентном обществе.

Для целенаправленного формирования личности, развития навыков решения многочисленных социальных, экономических, экологических проблем в будущем, участия в научных открытиях и понимания культурного наследия общества требуется раннее развитие творческих способностей обучающихся.

Особенность дополнительного образования заключается в том, что оно, в отличие от основного образования, не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. 

Основу дополнительного образования детей, и именно это отличает его от внешкольной работы, составляет образовательная деятельность. Это уже не работа кружков, а серьезная организация образовательного процесса на основе образовательных программ, разработанных, обычно, самими педагогами. Все программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Главное, чтобы предмет обучения соответствовал потребностям детей и чтобы нашелся педагог, не только хорошо знающий свое дело, но способный работать с детьми и заинтересовать их. Если в дополнительном образовании предлагаемая детям программа не соответствует запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она исключается из учебного плана учреждения.

Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка, исходя из его потребностей.

Дополнительное образование является средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях.

Таким образом, объектом социальной ответственности педагога дополнительного образования является ребенок, подросток, которого нужно социализировать в окружающую, в том числе, профессиональную среду, заложить в него представления о добре и зле, справедливости и чести, достоинстве и добродетели, то есть социальные и духовные ценности. Воспитать в каждом ученике гражданскую и этническую идентичность.

        Как показывает практика, учреждения дополнительного образования имеют рядом общих проблем. Вот некоторые из них:

- имеется дефицит методического обеспечения образовательного процесса учебными пособиями нового поколения;

- наблюдается некоторая пассивность отдельных педагогов в использовании современных образовательных ресурсов, недостаточное владение новыми педагогическими методиками и технологиями. Не все педагоги готовы к созданию собственных цифровых образовательных ресурсов и цифровых творческих портфолио учащихся.

        В связи с чем, необходимо сосредоточить усилия на решении таких важных задач как:

- развитие чувства личной ответственности у каждого педагога,

- создание условий для повышения уровня технологической грамотности педагогов, их постоянного профессионального развития.

Педагог дополнительного образования сегодня должен не только владеть современными формами и методами обучения в области информационных технологий, но и активно и гибко использовать их в обучении.

Далее, необходимо обеспечить учебный процесс мультимедийными образовательными материалами нового поколения, разработать эффективные средства социальной коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. То есть, в целом, обеспечить доступность дополнительного образования.

        К решению поставленных задач ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» приступил последовательно и поэтапно.

С целью развития социальной ответственности педагогов ДДЮТ «На Ленской» был разработан Кодекс профессиональной этики и служебного подведения работников дворца, который представляет собой свод правил и принципов педагогической и профессиональной этики каждого работника.

Было сформировано единое информационно-образовательное пространство, в котором успешно функционируют детские творческие коллективы – победители конкурсов различного уровня, издается периодическая газета «У нас на Ленской», открыто новое творческое объединение «Видео Сми»,обновляется интерактивный сайт.

Есть уже и весомые результаты нашей работы: в этом году коллектив ДДЮТ «На Ленской» стал лауреатом городского смотра-конкурса достижений учреждений дополнительного образования детей в номинации «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи», лауреатом Всероссийского конкурса программ развития учреждений дополнительного образования детей «Арктур – 2016».

Активно развивается сотрудничество Дворца с учреждениями культуры и образования города и области. Нашими партнерами являются: РГПУ им. А.И. Герцена, Смольный институт Российской академии образования, образовательный интернет-портал «Музучитель.ру», Санкт-Петербургский Государственный университет аэрокосмического приборостроения, Гуманитарный университет профсоюзов, музыкально–педагогический колледж, Ленинградский областной колледж культуры и искусства, Российский колледж традиционной культуры, Малоохтинский колледж, Музыкально-педагогический колледж и другие.

С января 2016 года во дворце функционирует городская опытно-экспериментальная площадка, где идет работа над большим проектом по теме «Разработка эффективных средств коммуникации между участниками образовательного процесса».

        Конечные продукты проекта, которые мы сможем предложить к внедрению в образовательный процесс учреждений дополнительного образования. Это: система работы образовательного учреждения с различными социальными целевыми группами участников образовательного процесса; модель сетевого взаимодействия образовательных учреждений по организации повышения квалификации и методической поддержки педагогических работников системы дополнительного образования, модель маркетинговых коммуникаций по двум основным направлениям – реклама образовательных услуг и связи с общественностью. 

        Резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что формирование социальной ответственности в образовательной организации напрямую зависит от каждого субъекта образовательного процесса: администрации, педагогов, родителей, представителей общественных организаций, деятельность которых должна базироваться на создании педагогических условий для развития у обучающихся творческих способностей, удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организации свободного времени и профессиональном определении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"

Данная программа  направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и  может быть использована в работе методистами ОДОД....

Реферат профессиональной деятельности педагога дополнительного образования ГБОУ СОШ № 494 по программе «Настольный теннис».

Настольный теннис - динамичный и  увлекательный   вид   спорта. В современном занятом мире это один из наиболее доступных видов спорта, ведь стол можно поставить везде при нал...

Образец портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Образец портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования - руководителя школьного музея (аттестация на первую квалификационную категорию по должности "педагог дополнительно...

Портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Зайцевой Елены Эдуардовны

Портфолио содержит анализ  педагогической деятельности за 2011-2015гг. Перечислены результаты и достижения педагога-руководителя хореографического объединения "Фантазия" и театрального объединени...

Методическая разработка обучающего семинара «Нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования»

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с...

Самоанализ профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Во внеурочное время ребята расширяют и углубляют свои знания и умения в кружковой работе.  Оно не дает готовых рецептов, а требует прочувствовать, самостоятельных творческих решений в практическо...

Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования

В современном обществе информационные технологии играют все более важную роль в различных сферах деятельности, включая образование. Особенно в профессиональной деятельности педагогов дополнитель...