Главные вкладки

    «Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»
    план-конспект на тему

    Фролова Наталья Валентиновна

     

    Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет

     

     Знакомство с  шахматной фигурой «король», c понятиями «ход фигуры», «взятие».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия по шахматам и ИЗО с использованием  компьютерных технологий. Для детей 5 лет.

    Тема: Запомни: основную роль играет в шахматах Король!

                                                                                     

    Цель: Знакомство с  шахматной фигурой «король», c понятиями «ход фигуры», «взятие».

    Задачи:

    1. Закрепить знания о расположении королей в начальном положении;
    2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (компьютерная графика)
    3. Развивать внимание и быстроту реакции в условиях проблемной ситуации;
    4. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

    Инструменты и материалы:  аудиозапись (по выбору педагога), костюм Шахматного короля, атрибуты черного и белого короля для детей (шапочки), шахматный кубик с заданием для игры «Сделай ход», напольные шахматы с фигурами королей,  демонстрационная шахматная доска и фигуры.

    Компьютерное программное обеспечение.  Графический редактор Paint

    1. Вводная часть:

    (звучит волшебная музыка)

    Педагог:

    - Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Сегодня  к нам в гости придет необычный гость – Шахматный король.

    (входит помощник педагога в костюме Шахматного короля)

    Шахматный король.

    - Здравствуйте, ребята, а знаете, какие фигуры самые главные на шахматной доске?  Правильно, мы - короли!

    Вы уже знакомы с  моим войском? Давайте проверим!

    Попробуйте отгадать загадки:

    1. Маленькая, удаленькая

    Все поля прошла

    И фигуру нашла. (Пешка)

    1. Не живёт в зверинце,

    Не берёт гостинцы,

    По косой он ходит

    Хоботом он водит. (Слон)

    1. Продвигается

    не косо и не прямо,

    А буквой «Г» -

    так шахматисты говорят. (Конь)

    1. Стою на самом краю,

    Пусть откроют – пойду.

    Только прямо хожу,

    Как  зовут,   не скажу.

    (Ладья)

    1. Он может ходить,

    Как Ладья и как Слон –

    И прямо и наискосок.

    Направо, налево,

    вперёд и назад…

    А бьёт он и   вдаль и в упор.

    Он очень опасен вблизи и вдали!

    Ты больше вниманья ему удели.

    (Ферзь)

    1.  Знают все ребята в мире

    И в Берлине, и в Москве.

         Сколько клеток черно-белых

         разместилось на доске? (64)


    2. Основная часть:

    2.1. Знакомство с шахматной фигурой «король», «ход фигуры» и «взятие»

    - Молодцы, ребята, вы знаете все мое войско, но без любых шахматных фигур можно сыграть настоящую партию, а без королей нельзя!

    Педагог

    - Наверно, ход у короля самый-самый? 

    Шахматный король (печально)

    - Ход это не важно,  для нас, королей, но знать вы это должны.

    Как и ферзь, король ходит в любую сторону: по прямой,  наискосок, но только на одну клетку.

     Педагог показывает «ход короля» на демонстрационной шахматной доске.

    - Итак, ребята, запомнили, как ходит король!

    Игра “Сделай ход”

    Дети подходят к напольным шахматам. В игре участвуют четыре ребенка: два короля – черный и белый (дети одевают атрибуты королей), и два помощника (которые кидают шахматный куб и называют ход). Задача королей перейти с одной стороны поля на другую, не столкнувшись друг с другом. Ходим только по очереди. Остальные дети - судьи.

    Педагог.

    - Уважаемый король, мы узнали, как ты ходишь,  а сейчас расскажи ребятам, как шахматный король «берет» другие фигуры?

    Шахматный король.

    Бьют короли, так же как и ходят: любую фигуру на соседней клетке. Попробуем!

    Игра «Кто быстрее?»

    В игре участвуют два ребенка: два короля – черный и белый.  На напольной шахматной доске расставляется по 3-4 фигуры черного и белого цвета. Задача королей взять все фигуры противника, и не попасть под удар самому.  Остальные дети – судьи и помощники королей.

    Шахматный король.

    - Молодцы наши «короли» и их помощники! Ребята, теперь вы знаете  «ход короля» и «взятие», но есть еще несколько правил, о которых мы узнаем на следующем занятии. До новых встреч!

    Педагог.  

    - Понравился вам шахматный король? Пригласим короля еще раз? Давайте сделаем подарок Шахматному королю,  предлагаю, ребята, нарисовать проект шахматного замка на компьютере.

    В какой компьютерной программе мы сможем изобразить проект замка? (В графическом редакторе Paint). Какие инструменты нам помогут изобразить замок? (прямоугольник, произвольные фигуры, линия, заливка, кисть, карандаш) Дети садятся за компьютерные столы, педагог обращает внимание на их осанку. 

    2.2. Работа за компьютером

    Дети рисуют проект шахматного замка с помощью инструментов Прямоугольник,  Произвольная фигура, Линия, Кисть, Заливка.

    Педагог помогает в случае затруднения. Выполнение задания в течение 7-10 минут.

    По окончании работы дети рассматривают рисунки, кратко рассказывают о своем замке. Педагог поощряет детей.

    Физ. минутка для глаз:

    Ах, как долго рисовали,
    Глазки у ребят устали.
    (Поморгать глазами)
    Посмотрите все в окно,
    (Посмотреть влево - вправо)
    Ах, как солнце высоко.
    (Посмотреть вверх.)
    Мы глаза сейчас закроем,
    (Закрыть глаза ладошками)
    В группе радугу построим,
    Вверх по радуге пойдем,
    (Посмотреть по дуге вверх- вправо и вверх - влево)
    Вправо, влево повернем,
    А потом скатимся вниз,
    (Посмотреть вниз)
    Жмурься сильно, но держись.
    (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

            

    3. Заключительная часть: Вам понравилось наше занятие? Что больше всего Вам понравилось? С кокой шахматной фигурой мы познакомились? Что означает «ход фигуры» и «взятие»? Какой подарок мы сделаем Шахматному королю на следующем занятии?

    На следующем занятии, распечатанные проекты замков составляются в композицию «Шахматное королевство».  Дети продолжают знакомиться с шахматной фигурой «король» и закрепляют свои знания по обучающей компьютерной программе «Большое шахматное путешествие»

    Список литературы:

    1. Авербах, Ю.  - Путешествие в шахматное королевство / Ю. Авербах, Бейлин М. М. – М.: Просвещение, 2006.
    2. Сухин, И.Г. – Шахматы для самых маленьких / И.Г. Сухин. -  М.: Астрель, 2008.
    3. Зылевич, И. – Интегрированное занятие по ИЗО // Дошкольное воспитание, 2010, № 1. С. 73.
    4. Зенкова, Г.М. – На перекрестке муз / Г.М. Зенкова, М.И. Найдов. – Кемерово, 2010.
    5. http://elenasadigova.ucoz.ru

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значимость обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте.

        Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития познавательных процессов....

    Игра "Живые Шахматы"

    Дидактическая игра...

    Интеллектуальная игра по шахматам "Морской бой"

    Особенностью занятия является нетрадиционная форма проведения, что дает положительный эффект для обобщения знаний обучающихся по пройденной теме. ...

    Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование)

    Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как...

    учимся играть в шахматы.

    Мы учимся играть в шахматы, и первое чем мы могли бы поделиться, это наш первый проект, мы только учимся....

    Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.

    В работе описывается опыт обучения младших школьников игре в шахматы....

    Играем в шахматы

    Презентация содержит основные правила и значения фигур игры "Шахматы"...