Значимость обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте.
статья по теме

Драгина Кристина Борисовна

    Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития познавательных процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Шахматы и другие интеллектуальные игры – это не только спорт, искусство и наука, но и отличное средство для развития познавательных процессов. Еще Сухомлинский в своей работе "Сердце отдаю детям" писал: "Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры". Влияние шахмат на раннее развитие детей доказано многочисленными исследованиями психологов. В Венесуэле провели тестирование учащихся двух школ, в одной из которых шахматы были включены в школьную программу, общий уровень знаний по всем предметам у школьников-шахматистов оказался значительно выше. Подобные эксперименты, проводившиеся в других странах, показали такой же результат.

    В Японии проводились исследования, подтвердившие, что врожденные способности лучше раскрываются у детей, которые играют в шахматы и другие интеллектуальные игры. Рекомендовано начинать обучение в возрасте 4-5 лет, когда процессы мышления еще формируются.  Исследования людей, перенесших инсульт, показали, что в начале игры решающее значение имеет правое полушарие, отвечающее за творческие способности, а в середине и конце – левое, отвечающее за логическое мышление. Таким образом, у детей, играющих в шахматы, развиваются оба полушария.

   Раньше всех шахматы ввели в школьную программу в Калмыкии. Прошло больше 10 лет, и уже можно судить о результатах. Сегодня абсолютно все дети в Калмыкии умеют играть в шахматы. Успеваемость учащихся повысилась в полтора раза, республика занимает первое место в России по количеству школьников, получивших максимальный балл по ЕГЭ. Резко снизилась подростковая преступность – дети занялись интересным делом вместо того, чтобы хулиганить.  Сегодня шахматы в качестве факультатива преподаются в школах Нижнего Новгорода, Ханты-Мансийска, Кабардино-Балкарии, Томской области и Калмыкии. Планируется ввести шахматный факультатив во всех регионах РФ.

   В мире шахматы входят в школьную программу многих стран: Испании, Голландии, Израиля, Аргентины, Бразилии, Мексики, Исландии, Швеции, Венгрии, США, Канады, Молдавии и многих других. В Индии шахматами занимаются свыше двух миллионов учащихся. Широкое распространение и государственную поддержку шахматы получили в Китае и Сингапуре.

Разработанная методика обучения детей азам игры в шахматы апробирована на детях с 4  до 7 лет ,  и реализована в качестве одного из компонентов комплексной программы «Развитие познавательных процессов у детей 3 – 10 лет».    

    В его состав входят:

- 1 блок занятий построенный на основе методической литературы И.Г.Сухина «Шахматы для самых маленьких»,

А.Дорофеевой «Хочу учится шахматам».

- 2 блок занятий построенный на основе компъютерной обучающей программы «Шахматы  в Сказках»,

- комплект заданий  для детей,

- памятки для родителей.

В роли наставника могут выступать не только учителя, но и родители, а также другие взрослые члены семьи.

   В первом блоке - приводится учебный материал для первого, азбучного, ознакомления с шахматами. Вводятся понятия шахматной доски и шахматных фигур, расстановки шахматных фигур на шахматной доске в начальной позиции. Знакомство с каждой фигурой отдельно. Решение задач с применением пройденных фигур.

   Во втором блоке – приводится учебный материал для доступного изложения основных шахматных правил и приёмов игры.

     Игра в шахматы развивает все виды внимания, память, образно- логическое мышление, наглядно - действенное мышление, пространственное представление, вырабатывает усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

      Игра в шахматы учит правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в следующих партиях. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций и задач, особенно имеющих несколько вариантов решений.

      Игры в шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

    Когда лучше начать заниматься с ребенком? В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2–3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сензитивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.

   Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

   Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.

     Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Невольно возникает вопрос: за счет чего возможно столь быстрое усвоение обширнейшей программы?

     Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

   

     Исходя из этого, целью уроков ставится последовательное развитие мышления, а не обучение игре, как таковой. Именно на это должна быть направлена методика преподавания. Учитель – это не тренер, у него нет задачи – выделить лучших и добиться высоких результатов. Его цель – развитие всех учеников, поэтому спортивная составляющая шахмат исключается сразу. И.Г. Сухин говорит, что дети любят не играть, а ВЫИГРЫВАТЬ в шахматы, обида от поражения может полностью отбить интерес к игре. Поэтому уроки строятся таким образом, чтобы не было проигравших. Это достигается либо одновременным решением заданий, либо сеансами одновременной игры с учителем, начиная с заведомо выигрышной позиции, либо игра в парах под конец урока, чтобы не успеть ее завершить.

Обучение проводится в игровой форме, дети выполняют занимательные задания, решают различные задачи, смотрят и слушают  шахматные спектакли-сказки. Выполняют творческие задания – сочиняют сказки про шахматные фигуры, делают иллюстрации к задачам, придумывают свои задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....

Мастер - класс по теме: "Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста"

Мастер -  класс проводился  мною на районном методическом объединении  "Игра - важнейший этап в жизни ребенка"....

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данный материал  раскрывает   методы, формы и приёмы  работы по формированию  сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...

Обучение игре на блокфлейте детей дошкольного возраста

Методика современного музыкального обучения представляет собой совокупность форм, методов и средств, направленных на достижение целей и задач усвоения учащимся личностно-значимого, художественно-эстет...

План-Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста

laquo;Чёрно-белая магия» знакомство с игрой шахматы.Цель: Познакомить дошкольников с новой интеллектуальной настольной игрой.Задачи:Образовательные: Познакомить с новыми понятиями:...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В ШАХМАТЫ

Данная статья изучает возможности использования современных информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения игре в шахматы в учреждениях дополнительного образования. Рассматриваются сред...

Развивающие игры – загадки для детей дошкольного возраста по программе «Народные игры и забавы для дошколят»

Игровая деятельность  – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основны...