Обучение игре на блокфлейте детей дошкольного возраста
методическая разработка по музыке на тему

Зарубина Зинаида Владимировна

Методика современного музыкального обучения представляет собой совокупность форм, методов и средств, направленных на достижение целей и задач усвоения учащимся личностно-значимого, художественно-эстетического музыкального образования. Особенно плодотворным в музыкальном развитии детей дошкольного возраста признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах. В качестве инновационной деятельности по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста наиболее интересно обучение игре на блокфлейте. 



Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Красносельского района

«Обучение  игре на блокфлейте детей дошкольного возраста»

                                                                                             Автор-составитель:  

                                                                               музыкальный руководитель

                                                                                                        Зарубина З.В.

Санкт-Петербург

2018

1.Введение.

Главной задачей музыкального руководителя в процессе формирования гармонично развитой личности является воспитание средствами музыки.

Воспитание творческой личности проходит в неразрывном единстве с игрой на музыкальных инструментах. Основу  составляют знание и  владение приемами и способами игры, разнообразными исполнительскими средствами, характерными для каждого инструмента.

Педагог должен создать благоприятную, творческую атмосферу  - это основное условие творческого развития ребенка. Педагог должен пробудить интерес и привить любовь к инструментам; во всех проблемных ситуациях думать, прежде всего, об ученике - это залог успешного воспитательного процесса.

Методика современного музыкального обучения представляет собой совокупность форм, методов и средств, направленных на достижение целей и задач усвоения учащимся личностно-значимого, художественно-эстетического музыкального образования.

 

В свете переориентации современной педагогики практической потребностью становится разработка новых подходов к содержанию воспитания и обучения, следуя которым, не ребенка надо прилаживать к учебному материалу, как это делается при традиционном, информационном подходе, а содержание воспитания подчинить развитию воспитанника, как высшей цели. 

Особенно плодотворным в музыкальном развитии детей дошкольного возраста признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах. Основой элементарного музицирования является система австрийского композитора и педагога К. Орфа. Элементарное музицирование по принципам К. Орфа - это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка»). В качестве инновационной деятельности по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста наиболее интересно обучение игре на блокфлейте. 

Блокфлейта – один из инструментов детского оркестра. Роль этого инструмента в музыкальном образовании трудно переоценить. Обучать игре на блокфлейте возможно только со старшего дошкольного возраста из-за анатомо-физиологических особенностей детей. Музицирование на блокфлейте способствует не только развитию музыкально-творческих и общих способностей старших дошкольников, но укреплению здоровья дошкольников. Работа с блокфлейтой способствует вентиляции легких. Это также дыхательная гимнастика, которая способствует профилактике и укреплению бронхо-легочной системы. Занятия с блокфлейтой способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этим занятиям дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, т.к. ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере. Блокфлейта - звуковысотный инструмент, что позволяет использовать ее самостоятельно, а не в качестве аккомпанемента. Обучение игре на блокфлейте в старшем дошкольном возрасте – это первая ступень профессионального обучения музицированию на духовых инструментах.

Исходя из вышесказанного, при наличии Орф-инструментария может быть успешно решена проблема общего, музыкального развития, а также проблема сохранения здоровья ребенка. 

2.Знакомство с инструментом.

Девизом этого этапа могут стать слова Аристотеля: “Познание начинается с удивления”. Основная задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ознакомление с ее выразительными средствами и инструментальным воплощением в доступной и художественно-увлекательной форме.

Начинать учить игре на блокфлейте детей 6-7 лет. Ребёнок старшего дошкольного возраста в своей учебной деятельности опирается на чувственный опыт и знания, полученные в жизни. Его отличает исключительная конкретность восприятия музыкальных образов, чуткость к вокальному звучанию мелодий, сосредоточение слухового внимания лишь на коротких, лаконичных по структуре, ритму и интонациям музыкальных произведениях.

На начальном этапе обилие стоящих перед ребёнком задач частично отвлекает его от главного – глубокого восприятия музыки и ее осмысленного исполнения. Можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание воспитанника на одних задачах и допуская при этом лишь частичное выполнение других.

В области постановочных навыков приемы работы преподавателя большей частью направлены на активизацию подражательных реакций учащегося, столь характерных для детей этого возраста.

Учитывая желание ребенка скорее исполнить “настоящую музыку”, на занятиях широко используется ансамбль, состоящий из воспитанников и педагога.

 Ансамблевая игра помогает развитию чувства метроритма и полифонического слышания.

2.1.Этапы обучения игре на блокфлейте.

Обучение игре на флейте осуществляется поэтапно:
1 этап – подготовительный;
2 этап – обучающий «Серьезные занятия»;
3 этап – импровизационное музицирование;
4 этап – оркестр, театрализация. 

В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на блокфлейте:
- дети узнают, как правильно пользоваться инструментом;
- как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения;

- дети знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся ими грамотно пользоваться;
-они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком;
-осваивают навык кантиленной игры;

- учатся объяснять элементарные понятия теории музыки;
- формируются умения подбирать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.


Обучающий этап «Серьезные занятия» начинается с «рабочих песен» - сначала однозвучных и двухзвучных, потом трех и четырехзвучных и наконец, пятизвучных. «Рабочие» они, прежде всего, потому, что в этой части мы скорее работаем, чем развлекаемся: хотя эта граница и не очень жесткая, но важно держать настрой на труд и усилие. Продуманы порядок, четкость в объяснениях и подаче упражнения, что особенно важно в групповых занятиях, где успехи каждого сильно зависят от слаженной работы всех. А вот в импровизационных занятиях царит принцип игры: каждый день – новое, и всегда своё!

3 этап. Музицирование вырастает из импровизации, и поэтому, все упражнения должны подготавливать к импровизации, творчеству. Пока дети недостаточно освоили игру на блокфлейте, провожу упражнение по импровизации только на тех инструментах, на которых они играют без затруднений. Дети с удовольствием придумывают на флейте свою мелодию, используя знакомые ноты и приемы звукоизвлечения.

Таким образом, придумывая спонтанные звуковые композиции, у детей развивается фантазия, воображение, изобретательность в игре звуками, тембрами, ритмами. 

Импровизационное музицирование строится:
- Из коротких «диалогов» между учителем и отдельными детьми.
- Диалогом между одним ребенком с другим.


Извлекая ранее выученные звуки (ноты) и проигрывая их в различной

ритмической и мелодической последовательности, ребенок получает самостоятельно придуманную музыку (мелодию), показывает, играет ее на своей флейте, остальные повторяют приемом «эхо». Пусть эта песенка будет не сложная, но это собственное сочинение, и его повторяют все. Так вырастают самостоятельные формы. Успешность – главный принцип обучения. 

Заключительным этапом детской творческой деятельности являются оркестр, театрализация, концерт на основе усвоенного материала. Их педагогическая ценность в том, что дети, увлекаясь общей идеей, сплачиваются, помогают друг другу, в результате чего создается благоприятный микроклимат в группе.

Для обучения игре на флейте используется фольклорный материал, который легко разрабатывается методами элементарного музицирования – он по своей природе предполагает естественное взаимодействие в единой композиции пения, движения и игры на инструментах. Репертуар постепенно усложняется, за период обучения дети осваивают ноты первой октавы и две ноты второй октавы (До, Ре). 

Все способы работы с материалом в конце занятия собираются в композицию, включающую движение, речь и пение, оркестровку, - в «единую форму», подразумевающую элементы театрализации.

2.2. Структура занятий.


Занятие по элементарному музицированию имеет четкую, отработанную структуру. Его разделы – разминка, основная часть и заключительная композиция – взаимосвязаны и обязательно выстроены к успешному финалу занятия, к созданию заключительной композиции (единой формы).

Единая форма, создаваемая в течение занятия или нескольких занятий, - творческий итог, результат активной работы с музыкальным материалом. 

Разминка не только организует внимание детей, готовит их к взаимодействию в группе, обеспечивает нужный мышечный и слуховой тонус. Разминка состоит из приветствия, работы над ритмом, дыханием и звукообразованием, работы со звуком и голосом.

Приветствие – помогает установить физический и психологический контакт между детьми.

3. Техника и приемы игры на блокфлейте.

3.1. Звукоизвлечение.



С первых занятий следует заострить внимание детей на звучании инструмента (на правильном звукоизвлечении, выразительности исполнения, прививать культуру звука). Хорошее качество звука на инструменте определяется чистой интонацией, динамическим разноообразием, тембровой окраской, необходимой продолжительностью.

Для того, чтобы произвести звук на блокфлейте, следует поместить мундштук между губами, чуть подтянув их внутрь. После того, набрав дыхание, кончиком языка нужно прикоснуться к внутренней стороне зубов верхней челюсти и со слогом «ту» или «та» быстро оттолкнуть от них язык, открыв, таким образом, путь для проникновения струи воздуха в инструмент. Начала звука (атака) производится аккуратно и точно. Звук должен быть чистым, без шипа и призвуков. Требование красивого и певучего тона, выразительной напевности при исполнении мелодий, осмысленной фразировки составляет заботу педагога, начиная с самых первых ступеней воспитания музыканта и в течение всего времени обучения.

Напевая песни со словами, дети легче запоминают напев, и охотнее занимаются в первый период знакомства с инструментом. Благодаря этому методу ребенок учится «петь» на инструменте.


Правильное звукоизвлечение на блокфлейте с использованием различных вариантов:
По одному, упражнения: «Непрерывность», «Всяк играет и поет» и др.

3.1.Постановка исполнительского дыхания.

Правильная постановка дыхания будет способствовать развитию легких, грудной клетки и дыхательных мышц. Неправильная постановка не только мешает развитию этих мышц, но и отрицательно влияние всего организма.

Развивать дыхание нужно осторожно, естественным путем. Мальчики преимущественно используют при вдохе мышцы брюшной полости, а девочки - грудной. По мере овладения музыкальным материалом мальчиков нужно следует знакомить с грудным типом дыхания, а девочек с брюшным. Грудо - брюшной тип дыхания наиболее рациональный при игре на флейте. Малейшее поднятие плеч указывает на неверный - ключичный тип дыхания.

Вначале обучения ученику часто не хватает воздуха, так как их исполнительское дыхание еще не развито, воздух расходуется неэкономно. Следует постепенно и бережно работать над развитием исполнительского дыхания, используя упражнение» длинные звуки», исполняя пьесы медленного характера.

От дыхания зависит качество звука, динамическая сторона исполнения, верное звучание инструмента. Слишком сильный напор делает звуки выше, слишком слабый - ниже.

Моменты вдоха не должны быть случайными, с помощью дыхания отделяется одна от другой музыкальные фразы. Надо стараться распределить дыхание на всю музыкальную фразу, не допуская при этом полного иссякания воздуха в легких. Если музыкальная фраза так длинна, что не может быть исполнена на одном дыхании, следует поискать место, где можно взять дыхание, не нарушив логику музыкального развертывания. Поэтому в начале работы над произведением педагог должен указать, где следует брать дыхание, привлекая к этой работе ученика. Система дыхательных упражнений направлена на развитие дыхательного аппарата, его гибкости и эластичности: увеличение объема легких путем тренировки речевого и голосового аппарата, в сочетании с соответствующими движениями. Например, упражнения «Свеча», «Мыльный пузырь» с реальными предметами помогают осознать процесс мягкого, осторожного выдоха, учатся управлять силой дыхания (подуй на свечу так, чтоб пламя колебалось, но не гасло). Используются и другие дыхательные упражнения: «Ветерок», «Винни Пух», «Веселые выдохи», «Бабочка» и т.д.

3.2. Работа над ритмом.

Ритмические упражнения являются основой на каждом занятии и позволяют развивать познавательную активность дошкольников, творческую самостоятельность. Каждое упражнение помогает ощутить в себе ритм и делать это ощущение естественным проявлением. Работа над ритмом включает в себя: игры с клавесами, «звучащие жесты»; музыкальные движения (шаги, бег, подскоки, кружение, «змейка», «эхо»; и т.д.).

Работа над дыханием и ритмом являются основой в игре на блокфлейте.
Прием «Эхо», педагог или ребенок играет, все повторяют.
В диалоге (педагог – ребенок, ребенок – ребенок), каждый придумывает свою ритмическую импровизацию на этом звуке.
Графическое моделирование ритма (ритмосхемы).


 3.3. Игры со звуком и голосом.

Игры со звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям: 
- изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них; детских музыкальных инструментов; голоса; 

- приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;

- исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструменте;

- развитию тембрового и звуковысотного слуха;

- развитию потребности самовыражения через звук. 
Применяются следующие игры с голосом: «Бесконечная музыка», «Поющий шарик», «Трубочка», «Страшная сказка», «Жарко – холодно», «Путешествие по горам» и др.

Большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике и артикуляционным играм, которые способствуют выработке навыков произвольного управления лицевой мускулатурой, а также для укрепления произношения гласных и согласных звуков. Артикуляционные игры сопровождаются стихотворным текстом.

3.4.Постановка пальцевого аппарата.

При правильной, естественной постановке пальцев, кистей и рук напряжение снимается. Ученику должно быть удобно держать инструмент. Пальцы следует располагать так, чтобы они свободно опускались на звуковые отверствия: мизинцы обеих рук, в слегка закругленном положении, располагаются над лицевой частью блокфлейты. Неверно опускать мизинцы, подгибая их под ствол инструмента.

Отверствия следует плотно закрывать подушечками пальцев, но не напряженно.

При исполнении звуков, требующих частичного закрытия отверствия большим пальцем левой руки, кисть не должна менять своего положения.  Следует следить, чтобы не создавалось напряжение. Голову нужно держать ровно, локти обеих рук приподнятыми на некотором расстоянии от грудной клетки.

Следует добиваться естественного положения, свободы и непринужденности во всем теле, нужно избегать напряженности в мышцах ног, рук, шеи, лица.


Пальчиковые игры – применяются для подготовки пальцев к игре на блокфлейте. Для их проведения использую скороговорки, детские стихи, потешки: «Жук» (Л. Виноградов), «Курочка чернопестра», «Плавают утята» и др. Прежде, чем начать играть на флейте, нужно подготовить пальцы. Складываем большой и указательный пальцы, наподобие клюва курочки, и «разговариваем» клювиком; потом складываем пальцы на подобие клюва уточки (плоским прикосновением и тоже «разговариваем».) При этом произносим нараспев несколько раз подряд скороговорку: «Курочка чернопестра, уточка с носа плоска».

4.Музыкальные понятия и термины.


Работа с блокфлейтой включает в себя элементарные музыкальные понятия и термины и практическое выполнение в игровых ситуациях, т.к. именно в игре происходит непроизвольное запоминание теоретического материала. Рассмотрим пример с понятием «Пауза» на музыкальном упражнении «Царские одежды» (Л.Виноградова). Дети под музыку двигаются по залу, в конце музыкального предложения, на паузу три раза ритмично хлопают в ладоши, упражнение повторяется до окончания музыкальной пьесы. Второй вариант - хлопки заменяются игрой на блокфлейте или других музыкальных инструментах.

Знакомство с новой нотой происходит примерно в такой последовательности: показать расположение ноты на нотном стане и на блокфлейте, детям записать ноту в индивидуальной рабочей тетради.

5. Планирование занятий.

При планировании занятия учитываются возрастные и индивидуальные особенности группы, определяя тему и подбирая музыкальный материал, делаю его подробный анализ и планирую «шаги» занятия:
- анализ исходного текста (образное содержание, строение, фразы, мелодические интонации и т.д.);
- в связи с исходным текстом определяю объем музыкально- теоретических сведений, которые должен получить ребенок;
- предполагаю варианты пластических или танцевальных движений;
- выбор метода представления материала – имитационный (повторение и практика) или проблемный (через исследование, игру и импровизацию); 
- планирование структуры работы с музыкальным материалом, предусмотреть возможности упрощения или сокращения количества заданий (по степени возможности их реализации в процессе занятия).

В процессе занятия постоянно присутствует направленность на активизацию всех видов деятельности, в том числе и познавательной. Любая активность подкрепляется желанием, готовностью к действиям, формирует сосредоточенность в намерении к достижению цели.

6. Методы и приемы обучения.


Обучение детей строится на двух основных методах: метод моделирования музыкального языка и метод активации творческих проявлений.


Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку, в доступном для него виде, особенности выразительных средств и их отношений. Автор делает вывод, что моделироваться могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма и др. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. Метод моделирования выступает как один из способов обучения дошкольников.


Метод активации творческих проявлений подразумевает, направляемое педагогом детское музицирование и игру в самых разнообразных формах. В метод творческих проявлений входят: 
- речевые упражнения; 
- поэтическое музицирование;
- координационно-подвижные игры и упражнения;
- игры с инструментами К.Орфа и звучащими самодельными инструментами;
- пальчиковые игры.


Так же используются и другие методы и приемы обучения. 

Практические методы: игра, как ведущий метод в овладении приемами инструментальной игры; упражнение – дидактическая форма, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных и здоровьесберегающих задач в коллективной и индивидуальной деятельности; моделирование – процесс создания элементарных ритмических, мелодических, графических, звуковых и двигательных моделей в групповом и индивидуальном решении. 

Словесные методы: рассказ, беседа, направленные на совершенствование речевых, коммуникативных и других умений детей. 

Наглядные методы – наблюдение, применение ритмических и графических схем, пиктограмм и др. дидактического материала. Приемы – мышечная релаксация, двигательное расслабление, психогимнастика. Элементы музыкотерапии, сказкотерапии. Форма проведения занятий – коллективная, подгрупповая, индивидуальная.

7. Заключение.



Отличительная особенность технологии в том, что с самых первых занятий ребенок включается в активную музыкальную деятельность, получает мощный творческий импульс к эмоционально-эстетическому и музыкальному развитию. Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать» (Песталоцци). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. 

Соответствовать данному утверждению  нам  помогают современные авторские методики Т. Э. Тютюнниковой, Т. А. Боровик, В.А. Жилина,        Л. Виноградова, основанные на системе К. Орфа. Педагогические принципы автора проекта совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка, как на партнера по совместной деятельности.

Занятия по обучению игре на блокфлейте предполагают творческое взаимодействие, то есть совместную деятельность в творении и исполнении педагога и воспитанников, воспитанников друг с другом. Ведущими принципами в организации детской инструментальной игры являются:
- креативность – выход за рамки стандартного мышления; сотворчество взрослого и ребенка; уважение личности ребенка, предоставление ему права выбора форм самореализации; развитие чувства собственного достоинства;
- синкретичность – синтез музыки, движения, слова, инструментальной игры, где каждый ребенок имеет возможность реализовать себя по способностям, возможностям, здоровью;
- общение – творческое развитие, самореализация каждого ребенка на фоне совместных действий; СОтворчество, СОучастие, СОпереживание;
- реализацию развивающего действия через коллективные формы деятельности; формирование здоровьесберегающей мотивации. 

Таким образом, при обучении детей игре на блокфлейте, успешно реализуется важная культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка. Устанавливаются прочные отношения творческого сотрудничества между музыкальным руководителем и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-классу для родителей на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи детей у детей дошкольного возраста".

В презентации выделены основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Приводятся примеры игр и упражнений, способствующих усвоению грамматических категори...

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.

В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Координация — умение согласо­вывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четк...

Рабочая программа дошкольного образования по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с ЗПР

Ведущая цель Программы - создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, театрализованной деятельности....

Областной семинар для специалистов дошкольных учреждений. Тема:Использование здоровьесберегающих технологий в системе развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающие технологии — это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ре...