"Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре учащихся 7-11 классов"
методическая разработка (7 класс) по теме

Халамова Наталья Анатольевна

Табулатура-это способ записи гитарной музыки без нот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Табулатура.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом детского творчества

пгт Подосиновец Кировской области

Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре
учащихся 7-11 классов.

Работу выполнила

Халамова Наталья Анатольевна,

педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Гитара и мы»
МОУДОД ДДТ пгт Подосиновец

Кировской области

2011

Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре.

        Начиная свою педагогическую деятельность и опираясь на программы детских музыкальных школ, студий и самоучители по гитаре, я заметила, что из-за традиционного обучения, которое начинается с изучения нот и нотной грамоты я начала терять учеников, так как этот длительный и утомительный процесс не для всех детей, а только для избранных. На кружок же хотели очень многие, особенно юноши старших классов и которым совсем неинтересна была нотная грамота.

Для того, чтобы заинтересовать своих воспитанников, решила разработать что-то новое, свое. Отсюда пришла идея изменить методику преподавания. Я начала создавать свою авторскую программу, где изучение содержания учебного материала представлено в три этапа.
        1-й этап – нетрадиционный подход в изучении музыкальной грамоты с помощью цифр, знаков, схем в обозначении нот и ладов.
Исходя из названий  струн и ладов, я записывала ноты их обозначением.

   Нота «ДО» -      2-I (вторая струна, первый лад) или   5-III (пятая, третий)

   Нота «РЕ» -       2-III (вторая струна, третий лад) или  2-О (вторая открытая)

   Нота «МИ» -     1-О (первая, открытая струна) или     4-II (четвертая, второй)

   Нота «ФА» -      1- I (первая струна, первый лад) или 4-III (четвертая, третий)

   Нота «СОЛЬ» - 1-III (первая струна, третий лад) или 3-О (третья открытая)

   Нота «ЛЯ»  -     3-II (третья струна, второй лад) или   5-О (пятая открытая)

   Нота «СИ» -      2-О (вторая открытая струна) или      5-II (пятая, второй)

Таким образом, простая песенка «Кузнечик» выглядела так:

1  O-V-O-V-IV-IV; 1 IV-O-IV-O-IV-V-V

1  V-VII-VII-VII-VII; VII-VIII-VIII-VIII-VIII и т.д.

Сначала эта система прижилась, так как записывали и изучали знакомые сольные мелодии, хотя запись их и была трудоемка.

В течение двух лет, наблюдая за воспитанниками и делая для себя диагностические выводы, я поняла, в чем заключается недостаток этой методики.
Дело в том, что струны обозначаются арабскими, а лады – римскими цифрами, поэтому многие учащиеся путали их значения, вследствие чего мелодия звучала неправильно. Тогда я приступила к разработке второго этапа.

2-й этап – использование табулатуры – записи гитарной музыки без нот, где лады обозначены арабскими цифрами.
Расположение струн на гитаре похоже на расположение нотного стана в музыке, только их не пять, а шесть. Ноты обозначаются арабскими цифрами на определенном ладу инструмента. Обозначения аккордов мы применяем и для обозначения нот:

C – до; D – ре; E – ми; F – фа; G – соль; A – ля; H – си.

Пример расположения и названия нот на грифе гитары.

E    1 - F                  3 - G            5 – A            7 – H     8 – C



H    1 – C                   3 – D           5 – E    6 – F                         8 - G


G                 2 – A                 4 – H    5 – C                       7 – D


D                    2 – E          3 – F            5 – G                       7 - A


A                   2 – H         3 – C                      5 – D            7 - E


E    1 - F                  3 - G            5 – A            7 – H      8 – C


E,H,G,D,A - название и обозначение открытых (не зажатых) струн.

1,2,3,4,5,6,7… - название и обозначение ладов.

C,D,E,F,G,A, H – название и обозначение нот.

Эта же простая мелодия песенки «Кузнечик» с аккомпанементом будет выглядеть так.

   Am         E         E7          Am   G              C           Dm   E7   Am

  1. 5 О 5 О 5 4 4 ; 4 О 4 О 4 5 5;  5 7 7 7 7;  7 8 8 8 8;  8 8 7 5 4 5 5;

Аккомпанемент (аккорды) – это сопровождение мелодии различными приемами игры на гитаре.

Am - ля минор, E – ми мажор, E7 – ми септаккорд  и т.д.    

          Воспитанники с заинтересованностью и энтузиазмом приняли новую корректировку, так как стали рисовать не все шесть струн, а только те, на которых записывали мелодию.

Позднее, с появлением Интернета, я узнала, что уже существовал такой способ записи гитарной музыки в Европе.  В Интернете запись нот обозначалась «ТАВ». Я решила ввести такой термин «Табулатура». Табулатура - это запись гитарной музыки без нот, где лады обозначаются арабскими цифрами. Запись, чтение с листа и усвоение мелодии пошло в два раза быстрей. Вместе с тем стали проявляться, лучше и быстрей развиваться музыкальный слух и техника ритмической игры.

Но возникла новая проблема. Учащиеся могут играть только те мелодии, которые хорошо знают или  хорошо запомнили, прослушивая постоянно на мобильном телефоне, а также равные по длительности звуков. Но вопрос изучения нот и их длительности все-таки меня волновал и волнует до сих пор. Проанализировав все положительные результаты своей методики обучения, ознакомившись с программами «Gutar Pro-4, 5», я перешла к третьему этапу преподавания, который является самым сложным.

3-й этап – изучение длительности нот,
темпоритмической структуры, размера, такта-теории музыки на начальном этапе.

   Am                 E              E7                Am              G                     C                     Dm    E7      Am

1. 5||:О 5 О 5 | 4 4 4 | О 4 О 4 | 5 5 5 :|||:7 7 7 7 7 | 8 8 8 8 8 | 8 7 5 4 | 5 5:||
     |_   |__|    |__|      |_  |   |_    |__|     |__|     |_   |   |_       |_ |==|  |__|     |_  |==|   |__|      |__|   |__|      |_  |.

Для учащихся, которые учатся или окончили музыкальную школу и знают нотную грамоту, ТАВ - это дополнительный и упрощенный способ записи музыки.
        Таким образом, не изучая нот и расположения их на нотном стане, мои воспитанники смогут воспроизвести и записать  в ТАВ практически любую мелодию. Следовательно, это самый простой способ записи гитарной музыки.

              Использование новой методики позволило мне добиться следующих результатов:
-сохранность контингента воспитанников студии составляет 100%;
- заинтересованность, быстрота овладения знаниями, умениями и навыками игры «соло» на гитаре: традиционная методика, которая включает изучение нотной грамоты, требует для обучения игре на гитаре не менее 5 лет, а с помощью табулатуры этот процесс займет не более 1 года;
- доступность нового метода обучения позволяет в короткий срок научиться исполнять сольные пьесы и несложный аккомпанемент к ним, а также развить у учащихся музыкальный слух и ритм с первых уроков;
-  повышение уровня мотивации и развитие творческих способностей учащихся:
 ежегодно воспитанники студии участвуют в конкурсах: районном фестивале бардовской песни «Белые ночи в Подосиновце», межрайонном конкурсе военно-патриотической песни «Песня всегда в строю», в 2006 году один из моих воспитанников принимал участие в областном конкурсе авторской песни «Гренландия»; мы не замыкаемся только деятельностью нашего объединения, а постоянно проводим творческие встречи с учащимися и преподавателями своей школы и школ района,  выступаем перед населением поселков Демьяново и Подосиновец;  совместно с библиотекарями школы и работниками детской библиотеки мы разработали и провели музыкальные гостиные, посвящённые творчеству Владимира Высоцкого, Игоря Талькова, Булата Окуджавы, Эдуарда Асадова, Виктора Цоя, Юрия Визбора, Николая Рубцова и местных поэтесс Надежды Мохиной и Екатерины Савиной; в стадии разработки находятся проекты  музыкальных вечеров по творчеству Юлия Кима, Ады Якушевой и братьев Мищуков Вадима и Валерия; традицией стали «Майские встречи», «Лидер года», которые наше объединение готовит и проводит совместно с районным Домом детского творчества;
- многие выпускники студии связывают выбор будущей профессии с музыкой: в 2007 и 2008 годах три девушки стали студентками Кировского педагогического колледжа, в 2008 году один из выпускников поступил в училище искусств г. Кирова по классу духовых инструментов и гитары, а будучи ещё учеником, он написал музыку для гимна школы, многие пошли учиться в высшие и средние учебные заведения, где обязательны музыкальные занятия, организуются творческие музыкальные конкурсы и фестивали, «капустники» и КВНы.

- моя авторская программа в 2006 году прошла экспертизу в Кировском ИПК и ПРО.

Всего  выпускников студии за 14 лет моей практики более шестидесяти, и я уверена, что гитару, как инструмент никто не бросил, а наоборот, многие участвуют во всевозможных конкурсах, фестивалях авторской песни, пишут сами музыку и стихи, создают вокально-инструментальные ансамбли.  С выпускниками объединения  мы организуем встречи, где они рассказывают о творческих успехах и достижениях, исполняют свои новые песни и музицируют.

На сегодняшний день в объединении «Гитара и мы» занимается 35 старшеклассников.
Я убеждена, что нахожусь на верном пути. Пройдет время – внесет новые коррективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Методика обучения игре бадминтон в 5-11 классах в образовательных учреждениях.

Методика обучения игре бадминтон в основной школе,...

Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре.

Табулатура-это запись гитарной музыки без нот, где арабскими цифрами записываются лады...

Методика обучения игре на гитаре (из опыта работы)

Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для детей в возрасте 11-16 лет....

Методическая разработка «ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»

ВВЕДЕНИЕ  В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в частности и в нашей стране, многие музыканты-педагоги стали задумываться о разработке профессиональной метод...

Курсовая работа по методике на тему: «Методы обучения игре на баяне у учащихся младшего школьного возраста»

В данной работе рассматриваюся:ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ У   УЧАЩИХСЯ   В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Урок как процесс передачи знаний, умений и навыковВозрастные особеннос...