Табулатура как методика обучения игре на шестиструнной гитаре.
статья (7 класс) на тему

Халамова Наталья Анатольевна

Табулатура-это запись гитарной музыки без нот, где арабскими цифрами записываются лады

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей дом детского творчества

 пгт Подосиновец Кировской области

Табулатура как методика обучения

игре на шестиструнной гитаре.

подготовила

педагог дополнительного образования

МКОУДОД ДДТ пгт Подосиновец

Халамова Наталья Анатольевна

пгт Подосиновец
                      2014

        Начиная свою педагогическую деятельность и опираясь на программы детских музыкальных школ, студий и самоучители по гитаре я заметила, что из-за традиционного обучения, которое начинается с изучения нот и нотной грамоты я начала терять учеников, так как это длительный и утомительный процесс не для всех детей, а только для избранных. На кружок же хотели очень многие, особенно юноши старших классов и которым совсем неинтересна была нотная грамота.

Чтобы заинтересовать своих воспитанников, решила разработать что-то новое, свое. Отсюда пришла идея изменить методику преподавания.

Я начала создавать свою авторскую программу.

        Мой первый этап заключался в следующем:

Исходя из названий  струн и ладов, я записывала ноты их обозначением.

   Нота «ДО» - 2 - I (вторая струна, первый лад) или 5 - III (пятая, третий)

   Нота «РЕ» -  2 - III (вторая струна, третий лад) или 2 - О (вторая открытая)

   Нота «МИ» - 1- О (первая, открытая струна) или 4 - II (четвертая, второй)

   Нота «ФА» -  1- I (первая струна, первый лад) или 4 - III (четвертая, третий)

   Нота «СОЛЬ» - 1- III (первая струна, третий лад) или 3 - О (третья открытая)

   Нота «ЛЯ»  -  3 - II (третья струна, второй лад) или 5 - О (пятая открытая)

   Нота «СИ» -   2- О (вторая открытая струна) или 5 - II (пятая, второй)

Таким образом, простая песенка «Кузнечик» выглядела так:

1  O-V-O-V-IV-IV; 1 IV-O-IV-O-IV-V-V  или 1  V-VII-VII-VII-VII; VII-VIII-VIII-VIII-VIII и т.д.

Сначала эта система прижилась, так как записывали и изучали знакомые сольные мелодии, хотя запись их и была трудоемка.

В течение двух лет, наблюдая за воспитанниками и делая для себя диагностические выводы, я поняла, в чем заключается недостаток этой методики.
         Дело в том, что струны обозначаются арабскими, а лады – римскими цифрами, поэтому многие учащиеся путали их значения, вследствие чего мелодия звучала неправильно.

Тогда я приступила к разработке второго этапа.

Расположение струн на гитаре похоже на расположение нотного стана в музыке, только их не пять, а шесть. Ноты обозначаются арабскими цифрами на определенном ладу инструмента.

Обозначения аккордов мы применяем и для обозначения нот:

C – до; D – ре; E – ми; F – фа; G – соль; A – ля; H – си.

Пример расположения и названия нот на грифе гитары. 1 и 6 струны одинаковые - Е

E    1 – F                    3 - G               5 – A            7 – H   8 – C

H    1 – C                   3 – D              5 – E    6 – F            8 - G

G                 2 – A                  4 – H  5 – C           7 – D

D                   2 – E       3 – F                5 – G            7 - A

A                  2 – H      3 – C              5 – D             7 - E

E, H, G, D, A - название и обозначение открытых (не зажатых) струн.

1, 2, 3, 4, 5, 6,7… - название и обозначение ладов.

C, D, E, F, G, A, H - название и обозначение нот.

Эта же простая мелодия песенки «Кузнечик» с аккомпанементом будет выглядеть так.

   Am       E         E7          Am     G              C                  Dm  E7 Am

  1. 5 О 5 О 5 4 4 ; 4 О 4 О 4 5 5;  5 7 7 7 7;  7 8 8 8 8;  8 8 7 5 4 5 5;

Аккомпанемент (аккорды) – это сопровождение мелодии различными приемами игры на гитаре.

Am - ля минор,; E – ми мажор,; E7 – ми септаккорд  и т.д.    

Моя авторская программа прошла экспертизу в Кировском ИПК и ПРО в 2006 году.

          Воспитанники с заинтересованностью и энтузиазмом приняли новую корректировку, так как стали рисовать не все шесть струн, а только те, на которых записывали мелодию.

Позднее, с появлением Интернета, я узнала, что уже существовал такой способ записи гитарной музыки в Европе.  В Интернете запись нот обозначалась «ТАВ». Я решила ввести такой термин « Табулатура»

Табулатура - это запись гитарной музыки без нот, где лады обозначаются арабскими цифрами. Запись, чтение с листа и усвоение мелодии пошло в два раза быстрей. Вместе с тем стали проявляться, лучше и быстрей развиваться музыкальный слух и техника ритмической игры.

        Но возникла новая проблема. Учащиеся могут играть только те мелодии, которые хорошо знают или  хорошо запомнили, прослушивая постоянно на мобильном телефоне, а также равные по длительности звуков.

Но вопрос: надо изучать ноты и их длительности все-таки меня волновал и волнует до сих пор.

Проанализировав все положительные результаты своей методики обучения, ознакомившись с программой «Gutar Pro 5» я перешла к третьему этапу преподавания, который является самым сложным. Это изучение длительности нот.

Для учащихся, которые учатся или окончили музыкальную школу и знают нотную грамоту, ТАВ - это дополнительный и упрощенный способ записи музыки. Таким образом, не изучая нот и расположения их на нотном стане, мои воспитанники смогут воспроизвести и записать  в ТАВ практически любую мелодию. Следовательно, это самый простой способ записи гитарной музыки.

С введением нового метода обучения отсев учащихся уменьшился.

С помощью данной методики преподавания игры на гитаре на протяжении последних пяти  лет было обучено более 20 человек.

Всего  выпускников студии за 17 лет моей практики более пятидесяти, и я уверена, что гитару, как инструмент никто не бросил, а наоборот, многие участвуют во всевозможных конкурсах, фестивалях авторской песни, пишут сами музыку и стихи, создают вокально-инструментальные ансамбли.  Двое из моих выпускников принимали участие и стали Дипломантами во Всероссийском конкурсе авторской песни «Гренландия». Большинство пошли учиться в педучилища и институты, где обязательны музыкальные занятия, организуются творческие музыкальные конкурсы и фестивали, «капустники» и КВНы. Мои выпускники являются активными участниками всех проводимых мероприятий. Девчонки любят играть и петь под гитару, а юноши – сочинять и аранжировать песни. Также они создают свои ВИА – группы.

С выпускниками объединения  мы организуем встречи, где они рассказывают о творческих успехах и достижениях, исполняют свои новые песни и музицируют.

На сегодняшний день в объединении «Гитара и мы» занимается 35 старшеклассников 6-11 классов.

Мы не замыкаемся только деятельностью нашего объединения, а постоянно проводим творческие встречи с учащимися и преподавателями своей школы и школ района,  выступаем перед населением поселков Демьяново и Подосиновец. Так, например, совместно с библиотекарем школы и работниками детской библиотеки мы разработали и провели музыкальные гостиные, посвящённые творчеству Владимира Высоцкого, Игоря Талькова, Булата Окуджавы, Эдуарда Асадова, Виктора Цоя, Юрия Визбора, Николая Рубцова и местных поэтесс Надежды Мохиной и Екатерины Савиной. В стадии разработки находятся проекты  музыкальных вечеров по творчеству Олега Митяева, Ады Якушевой и братьев Валерия  и Вадима Мищуков. Традицией стали «Майские встречи», «Лидер года», которые наше объединение готовит и проводит совместно с районным Домом детского творчества.

Я убеждена, что нахожусь на верном пути. Пройдет время – внесет новые коррективы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

Методика обучения игре бадминтон в 5-11 классах в образовательных учреждениях.

Методика обучения игре бадминтон в основной школе,...

Курсовая работа на тему: Методика обучения игры футбол

ОглавлениеBведение………………………………………………………………………..….31. Классификация техники игры…………………………………...………..…...52. Методика обучения и поочередность отдельных приемов игры…………...92.1. Индивидуальная тактичес...

Методика обучения игре на гитаре (из опыта работы)

Методика обучения игре на шестиструнной гитаре для детей в возрасте 11-16 лет....

Методическая разработка «ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ И ПРИЁМЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ»

ВВЕДЕНИЕ  В настоящее время гитара получила огромную популярность во всем мире, в частности и в нашей стране, многие музыканты-педагоги стали задумываться о разработке профессиональной метод...