Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования
методическая разработка по музыке по теме

Методика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Московский институт открытого образования Кафедра педагогики

Аристова Наталья Анатольевна

Методика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования

Москва 2010


Введение.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что во время прогресса, наблюдается отставание духовно-нравственного и культурного развития людей. Поэтому очень важно приобщить детей и подростков к музыкальной культуре, к различным искусствам. Чем богаче будет внутренний мир человека, тем более наполненной и интересной станет в дальнейшем его жизнь.

Одним из наиболее распространённых видов музыкального искусства является искусство игры на фортепиано. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся овладевают грамотным исполнением фортепианных сочинений разных жанров: народных мелодий, классической музыки, несложных романсов, дуэтов и ансамблей, получают знания о возникновении фортепианного исполнительского искусства. Так же они развивают творческое начало, артистизм, самовыражаются.

Юные музыканты развивают музыкальный и эстетический вкус, овладевают

правильной фортепианной техникой, формируют исполнительские навыки.

Вместе с тем, решается проблема досуга и воспитания молодёжи со здоровой

психикой, высокой культурой, творческим потенциалом.

В творчестве каждый человек может открывать в себе способности, которых

он раньше не замечал.

Любой творческий успех важен, особенно если он приводит к желанию

повторить его, тогда он будет ещё больше стимулировать ребёнка к работе, раскрепостит его от внутренней неуверенности в себе, если таковая была.

Особенность обучения в системе дополнительного образования состоит в

том, что предлагаемое обучение не ставит целью ориентировать учащегося

1


на профессиональное овладение избранным предметом. Дети могут переходить от одного увлечения к другому, третьему, меняя свои предпочтения. Таким образом, основными задачами дополнительного образования в целом становится: расширение представлений ребёнка, подростка о своих потенциальных возможностях; поддержание интереса к выбранному предмету обучения как будущему виду деятельности на любительском или, может быть, профессиональном уровне; развитие способностей в различных областях культуры и искусства.

«Тот , кто не имеет досуга, достоин сожаления»

(Аристотель)

Дополнительное образование - это та сфера, где ребёнок и подросток может реализовать своё право на свободный выбор занятия и освоить ту деятель ность, к которой его влечёт, которая ближе его натуре. Именно свободный выбор является существенным признаком дополнитель ного образования. В плане организации образовательного процесса дополни тельное образование - социокультурная технология, сочетающая педагоги ческие возможности с индивидуальным развитием личности. Использование термина «технология» означает, что дополнительное образо вание необходимо рассматривать как сложную систему, составляющие элементы которой объединены в своём взаимодействии в одно целое. Дополнительное образование детей и подростков, как социально-педагоги ческий феномен, развивается на базе, и является преемником внещкольного образования, наследником его лучших традиций, передового опыта, накоп ленного поколениями педагогов, замечательных педагогических идей,


апробированных на практике.

В конце 19 века при народных домах стали открываться первые клубы для детей и подростков. В начале 20 века в стране были организованы первые внешкольные учреждения, занимающиеся в первую очередь культурно-просветительской работой ( посещение театров, музеев, загородные про гулки, участие в концертах).

Дополнительное образование - процесс практически непрерывный. Он имеет несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга. Сначала создаются условия, благоприятные для творческой деятельности. Затем обеспечивается взаимодействие в творческом процессе начинающих и тех, кто уже в какой-то мере освоил тот или иной вид деятельности. Далее начинается самостоятельное творчество, формирование потребности в творческом восприятии мира и осмыслении самого себя в этом мире. Педагогический процесс в сфере дополнительного образования строится в форме поиска решений как сугубо конкретных, так и общечеловеческих целей. Учреждения дополнительного образования выполняют компенсатор ные, а часто и реабилитационные функции, они дают добротное, допрофес-сиональное образование. Многие учреждения дополнительного образования работают в тесном взаимодействии с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Произошедшие изменения в нашем обществе поставили перед педагогом дополнительного образования задачу обновления содержания, форм и методов обучения в режиме свободного времени, включило педагогов-практиков в социально-педагогическую деятельность по созданию оптималь ных условий с целью развития творческой личности человека.


в сфере дополнительного образования ( в данном случае, обучение на фортепиано) поставленная цель может быть реализована с помощью решения следующих задач:

1.        Социальных:

  1. способствовать развитию творческого потенциала ученика, помогая ему реализовать свои способности и культурные потребности -формировать интерес к музыке, поэзии, драматическому искусству
  2. воспитывать в ученике духовно-нравственное начало
  3. помочь подростку адаптироваться в очень сложный для него период физиологической и психологической перестройки всего организма

-привить навыки культурного общения и поведения в обществе.

2.        Педагогических:

  1. обучить игре на фортепиано
  2. развить   творческие и исполнительские способности
  3. формировать в ученике навыки самостоятельной работы
  4. воспитывать в учащихся стремление к профессиональной компетентности, а так же упорство в достижении цели, ответственности за свой труд
  5. воспитывать умение донести содержание музыкального произведения до слушателя, умение подчинить своё минутное настроение творческим задачам
  6. развивать индивидуальные способности ребёнка, подростка.

Успешной реализации поставленных целей и задач можно добиться, соблюдая следующие общедидактические принципы обучения:

1. от простого к сложному, постепенность и последовательность


2.        дифференцированность и вариативность ( в зависимости от успеваемости,
природной одарённости, музыкальной подготовки, учащийся зачисляется в

коллектив на соответствующий уровень обучения)

  1. индивидуальный подход в обучении: подбор репертуара, протяжённость занятия и его структура строятся с учётом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащегося
  2. демократический стиль общения: отношения педагога с учащимися долж ны строиться на взаимоуважении и взаимопонимании
  3. сотрудничество с другими творческими коллективами, расширение твор ческого кругозора и коммуникативности

6.        использование дополнительных образовательных форм. Посещение
театров, концертных залов, музыкальных лекториев, просмотр видеоматери
алов, прослушивание аудиозаписей для повышения музыкально-культурного
уровня.

В процессе воспитания таланта очень важна семья, её поддержка, забота, понимание. Родители призваны быть самыми лучшими воспитателями. Опыт наблюдения за семьями особо одарённых детей позволяет учёным выделить следующие их особенности:

1.        высокая ценность культуры и образования в семье

  1. постоянное внимание к ребёнку дома
  2. выступление родителей в роли любящих и мудрых наставников

4.        особое внимание к школьному обучению ребёнка и его успеваемости
В обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста перво
степенная роль отводится игровой деятельности, движению, развитию
творческих способностей. То же и в музыкальной сфере.


у детей, обучающихся музыке, игре на фортепиано, существенно повыша ется уровень читательских, счётно - арифметических, письменно-графических навыков, так как во время музыкальных занятий активизируются функции мозга, улучшается эмоциональный настрой ребёнка.

Таким образом, музыкальное развитие ребёнка положительно влияет и на его общее развитие.

В обучении игре на фортепиано я применяю различные методы обучения: 1.0т простого к сложному

  1. Наглядно-иллюстративный ( картины, видеозапись)
  2. репродуктивного показа ( показ педагогом, посещение концертов)
  3. индивидуального подхода ( учитывается психика ребёнка физиологи ческие особенности)
  4. поддержка интереса ( популярный репертуар)

В своей педагогической практике я сталкиваюсь с горячим желанием ребят научиться игре на фортепиано. Воспитываю в юных музыкантах любовь к музыке, трепетное и вдохновенное отношение к искусству звучания. Учу ребят в исполнении фортепианных произведений раскры вать художественный образ, чувства и переживания, а так же воспитываю добросовестное отношение к своему делу, дисциплине и преодолению трудностей, к самостоятельному решению творческих задач. В обучении и воспитании своих учеников придерживаюсь следующего методического подхода:

1. рекомендую ряд произведений, упражнений, помогающих освоить необходимые умения и навыки: правильную посадку, пальцевую технику.

6


координацию движения и т.д.

  1. использую индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Предаю огромное значение поддержанию интереса к предмету
  3. определяю выбор репертуара, исходя из особенностей каждого ребёнка в отдельности
  4. стимулирую волевые качества в выступлении детей и подростков перед публикой
  5. воспитываю в юных музыкантах артистизм, свободу и яркость исполнения
  6. беру во внимание слушание музыки в исполнении профессиональных музыкантов ( в записи и в концертных залах)
  7. развиваю самостоятельность образно-музыкального решения

9.        подхожу индивидуально к проблеме подросткового периода и его
особенностей.

Особенности коллектива Характеристика детей

в моём коллективе 16 человек. Возраст учащихся от 6 до 16 лет Программа рассчитана на 7 лет обучения.

Форма занятий - индивидуальная. Уроки 2 раза в неделю по 1 часу. Домашние и классные занятия проходят на фортепиано. Наличие домашнего инструмента обязательно. Все дети из полных семей. Четыре ребёнка из многодетных семей.

Наличие музыкального слуха, чувства ритма, память проверяется при поступлении в коллектив.


у каждого ребёнка свои индивидуальные особенности: характер, привыч ки, воспитание.

По своей программе я работаю с детьми 17 лет. Общий трудовой стаж 29 лет.

В моём классе дети учатся читать с листа, выучивать наизусть, делать гармонический анализ изучаемых произведений. Наряду с практическими навыками, дети обязательно знают теорию музыки, знают строение изучаемых произведений. Занятия музыкой от учащегося требуют усидчивости, развивают его эмоциональность и воображение. Творить, создавать каждый раз заново - занимательный процесс совместной работы педагога и ученика. Сосредоточенность и внимание во время занятий на фортепиано вознаграждается положительным результатом. Ребёнок получает удовольствие от своего занятия музыкой, от успехов в работе. Уроки проходят интересно и увлекательно.

С первых уроков обращаю внимание ребят на качество звука. Независимо от сложности репертуара и года обучения - качество звука и выразитель ность всегда на первом месте.

Проводится множество концертов, фестивалей, конкурсов различного уровня и значения, на которых обязательно выступают мои ученики. Каждый из моих воспитанников имеет возможность продемонстрировать свой талант, способности, возможности. В качестве зрителей они посе щают музыкальные гостиные, концерты. Это способствует ещё больщему развитию музыкальности. Важное значение на занятиях я придаю совместному музицированию

8


( ансамблю). Это игра в четыре руки на фортепиано. Сначала ребёнок играет со мной, позже со своим одноклассником.

Так же у старшеклассников проходит концертмейстерский класс ( форте пиано и флейта). Совместное переживание музыки приводит к развитию ярких музыкальных впечатлений, к работе над художественным образом. Совместное исполнение приводит к появлению инициативы у детей и подростков, к самостоятельности в работе. Учащемуся интересно -значит он ждёт хороших результатов. Процесс разучивания наполняет работу смыслом и содержанием. В свою очередь любовь педагога к своим уче никам порождает доверие и уважение ученика. Важен так же педагоги ческий такт и терпение, самообладание и воздействие на детей, интуиция педагога. Этими педагогическими качествами я стараюсь обладать.

Возрастные особенности у подростков В разном возрасте дети исполняют произведения по-разному: чем младше ребёнок, тем медленнее темп, меньше техники, не достаточно глубокий звук. У подростка уже появляется громогласное fortissimo, беглость пальцев. По моим наблюдениям, в переходном возрасте может произойти «разлаженность» в исполнении, вдруг может пропасть удобство, лёгкость, безошибочность, точность движений.

Причина коренится в расстройстве координации между замыслом, предс тавлением и средствами воплощения.

Моя задача, как педагога, в этот период следить за свободой внешней и внутренней ( мускульная и психическая свобода). А так же обратить вни мание на слуховой контроль, поддержать рабочую дисциплину.


и вот когда у подростка будет восстановлено равновесие осознания своего

«я», будет восстановлена гармония и простота исполнения.

Работая над трудностями, преодолевая их, подросток воспитывает волю и

характер. Я, педагог, старший помощник. Ведь трудности отпугивают, если они непреодолимы. Моя задача - делать так, чтобы у подростка

не пропал интерес к работе. С моей стороны должно быть чутьё, такт и внимание к особенностям и возможностям своего ученика.

Необходимо хвалить, и даже захваливать, научить учащегося не бояться

временных неудач, воспитывать упорство и настойчивость.

Я всегда даю возможность юному музыканту сыграть выученное им на

память произведение целиком, не перебивая поправками.

Начиная занятие, обязательно задаю вопрос, какие затруднения подросток

испытывал при выполнении домашнего задания.

Всегда берём за правило с учениками - повторять пройденное, ведь от

работы мало пользы, если старое забывается.

Заключение. Исходя из всего выше сказанного, музыка становится для детей и

подростков живой, выразительной, содержательной и увлекательной

речью, способом и методом восприятия мира, а фортепианная игра -

непосредственным выражением их внутреннего мира.

Я глубоко убеждена, что для наиболее удачных успехов в обучении игре

на фортепиано и музыкальном воспитании детей и подростков, надо

искать методические подходы к учащимся, исходя из особенностей и

способностей юного музыканта.

Необходимо сделать так, чтобы ученик не утратил интерес к занятиям, а

10


уроки были увлекательными. Нужно осуществлять последовательный контроль, чтобы работа над развитием музыкальности не превратилась для детей и подростков в обузу.

Примеры. 1. Мальчик Ваня пришёл ко мне в класс в возрасте 5 лет. С первых заня-занятий стало ясно, что у ребёнка абсолютный слух. Подбор по слуху мелодий, разбор пьес, выучивание наизусть давались легко, с большим интересом.

Музицирование становилось для малыша творческой радостью, увлека тельной игрой, праздником.С моей стороны было воспитание самосто ятельности, инициативы, любознательности.

За первый год обучения Ваня играл уже произведения за 2 и даже 3 класс. Слушали с ним много симфонической, классической музыки. Участвовал он во всех концертах. На фестивалях, конкурсах становился лауреатом. Был у Вани напарник Алёша по ансамблевому исполнению, на два года старше его. Во время исполнения ансамбля лица мальчиков светлели, улыбка не сходила с лица. Звучание фортепиано доставляло им большое наслаждение, ош;ущение счастья.

Ваня в подростковом возрасте стал сочинять музыку и слова к своим же песням. Приезжал на встречи выпускников, радовал своим выступлением. Алёша (напарник Вани по ансамблю) с родителями переехал в Вену, и там очень успешно учился в консерватории. Как первую учительницу, меня до сих пор Алёша поздравляет по телефону со всеми праздниками.

11


Приятно осознавать, что я посеяла зёрнышко, из которого выросло дерево

большой любви к музыкальному искусству.

2.        Никита и Тимофей - два брата, погодки. Пришли ко мне в класс имея
начальные навыки обучения. Но, увы, ручки были скрюченными, зажаты
ми, в музыкальных терминах разбирались смутно, исполнение пьесок

нельзя было назвать цельным, слаженным.

Моя работа была направлена на приведение в порядок слуховое восприя тие звучащей музыки. Я учила овладевать удобными движениями, рас крепощала ребят физически и психологически. Из урока в урок работа велась внимательно, скрупулезно, чутко. Учитывала особенности каждого брата, характер и темперамент, усидчи вость и внимательность.

На второй год обучения в моём классе , они играли уже ансамбли в четыре руки. Такое исполнение особенно вдохновляло их. Средние музыкаль ные способности ребят развивались с прогрессией в лучшую сторону. Звучание в их исполнении становилось выразительным, эмоциональным, цельным и слаженным.

Я рада, что помогла ребятам поверить в свои музыкальные способности, которые развивались под моим наблюдением. Исполнение на фортепи ано, музицирование стало для ребят жизненной радостью, любимым занятием.

3.        Святослав - музыкант очень чуткий, интеллигентный, легко ранимый.

Грамотно исполнял выученный репертуар. Проблема была в том, что

он очень боялся публичных выступлений, боялся сцены. Терпение и

12


большое желание перебороть свой страх и волнение завершились победой ~ он стал лауреатом.

4. Александра, девочка яркая, эмоциональная, контактная, лидер по нату ре. Терпение, трудолюбие - надо было ей прививать, воспитывать из урока в урок. Живое сравнение из жизни: капли дождя, кошечка наточила коготки, вкусный торт с начинкой, рисуем акварелью, кисточкой.... Всё это тут же передавалось в звуках, выходящих из-под Сашиных пальчиков. Это пела и рассказывала её душа, воображение. Занятия превращались в музыкальные спектакли.

Список литературы.

  1. Голованов В.П. «Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях»   - М: Школьная книга, 2001
  2. Голованов В.П. «Методика и технология работы педагога дополнительного образования» - М Владос, 2000
  3. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада» -М.: Классика - XXI 2006
  4. Калиш И.В. «От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей» -М: владос,2000
  5. «Как научить играть на рояле» -М.: Классика - XXI 2006
  6. Коган Г. «У врат мастерства» -М.: «Советский композитор» 1977
  7. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М.: «Советский композитор» 1989

8 Цыпин Г.М. «Музыкально-исполнительское искусство и педагогика» Белгород 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и...

Доклад по теме "Специфика обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования"

В докладе коротко раскрыты условия, ресурсы и преимущества дополнительного образования детей для развития класса фортепиано....

Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного образования.

Коллективное музицирование в кружках хорового пения, вокально-инструментальных ансамблях, оркестрах народных инструментов переоценить невозможно! В них формируются коллективизм, ответственность, товар...

Методическая разработка: "Организация домашней работы игры на баяне, в системе дополнительного образования"

quot;Организация домашней работы игры на баяне, в системе дополнительного образования"...

Методика обучения игры на фортепиано

Учебно-методический материал: Методика обучения игры на фортепианоСоставители: Дидук Ю.В., Сыркашева О.Н.Растущие требования к развитию виртуозности предполагают обращение к более интенсивны...