Образовательная программа дополнительного образования детей (адаптированная) Музыкально-хоровая студия "Синяя птица" Обучение игре на фортепиано.
рабочая программа по музыке по теме

Вид деятельности: "инструментальное исполнительство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 22.doc154.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Юго-Западного окружного управления образования

Государственное образовательное учреждение

Направленность:   художественно-эстетическая

Образовательная программа

дополнительного образования детей

(адаптированная)

Музыкально-хоровая студия «Синяя Птица»

Обучение игре на фортепиано.

Вид деятельности: «инструментальное исполнительство»

Педагоги дополнительного образования:

Букарова Н. Н.  Чмуранкова Е.А.

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации:7 лет.

Москва, 2011 год

Пояснительная записка.

Данная программа предлагает начинать обучение детей  с  семилетнего возраста в первом классе. Обучение проходит в основном  по семилетней  программе. Желающие продолжить свое общение с музыкой  или поступающие в профессиональные  учебные заведения, могут   обучаться  в  восьмом  классе под руководством педагога.

Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает  способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать  исполняемые произведения.  Часто в  представлении  ученика,  пение связано с выразительностью музыкальной или речевой  интонации, а  игра на фортепиано воспринимается  отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию  юного музыканта.

По окончании обучения, учащийся  сумеет  грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится  игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.

В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит  понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.

Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое  разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.  

Актуальность программы.

Педагогу-музыканту нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера  учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие  способностей человека в  различных областях, порой не связанных с музыкой.

1. Развитие слуховой и зрительной памяти, т.к. процесс обучения  связан с запоминанием нотного текста, слухового анализа своей игры, музыкальных терминов  на итальянском языке, исполнения  музыкальных произведений на память.

    2. Развитие эмоционального восприятия подкрепляется     способностью мыслить вперед, переживая тот или иной музыкальный образ.

3. Развитие координации обеих рук  в результате одновременной игры, а также ног, используя прием педализации.

4. Развитие мелкой моторики  и крупной техники, что имеет связь  с развитием речи  у детей, способностью самовыражения в обществе.

    5. Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями. Умение владеть своими эмоциями в стрессовой ситуации.

. Отличительные особенности.

Особенностью программы «Обучение игре на фортепиано»  состоит в  том, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения  в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится  общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Главное отличие данной программы от программ ДМШ:

  1. Внимание к процессу развития  интеллектуального кругозора и всего мировоззрения  учащегося,  не замыкаясь в рамках узкого профессионализма.

  1. Набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.

  1. Комплексная работа  над развитием  максимальной слуховой активности ученика, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение.
  2. Система занятий  в специальных фортепианных классах делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. Теоретические знания  ученик  получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

         5.Ученик  воспитывается в понимании  безграничного роста нашей музыкальной культуры, своего  небольшого вклада в нее через свои выступления в концертах….

Цель программы: сформировать правильный  художественный вкус к музыкальной культуре. Развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонического), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.

Задачи:

1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.

2. Способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.

3. Научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.

4.   Сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.

5. Приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.  

6. Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;

7. Сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.

Программа рассчитана на 7-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий 7лет. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме индивидуального занятия . 1-6 классы — 2 ч. в неделю, 7-й класс — 3 ч. в неделю. В одном и том же классе программа рабочих и итоговых  произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей  учащегося. В работе над репертуаром педагог должен иметь  произведения для концертного или экзаменационного исполнения, а также произведения для работы в классе или ознакомления. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

Контроль и учет успеваемости.

Успеваемость учащихся в течение учебного года фиксируется в ведомости,  индивидуальном плане и дневнике. Ученики  первого класса имеют не менее двух выступлений за год: академический концерт в начале 2-го полугодия и переводной экзамен в конце года. В первом классе ученики исполняют 2-3 разнохарактерные пьесы (по желанию ученика и педагога). Учащиеся со 2-6-й класс имеют не менее 4-х публичных выступлений, за которые получают оценку: технический зачет, академический зачет в конце 1-го полугодия, переводной экзамен, контрольные уроки. Учащиеся выступают на концертах, конкурсах, фестивалях…, что способствует многостороннему, комплексному развитию. Ученики выпускного класса участвуют в прослушивании в конце 1-го полугодия и  в середине 2-го полугодия. На прослушивание выносится 2-3 произведения из программы по желанию ученика и педагога. Для учащихся выпускного класса предусмотрены обязательные выступления на академическом концерте в 1-м полугодии и отчетном концерте в конце учебного года.

Технический зачет — сдают учащиеся со 2-6 класс, исполняя, один этюд  и гамму, учитывая гаммы по тональностям (мажорные, минорные, аккорды, арпеджио). Зачет проходит в начале ноября, что позволяет  быстро вернуть форму после летних каникул и создать техническую базу для дальнейшей работы.

Академический зачет в конце 1-го полугодия. Учащиеся  играют программу из 2-х, 3-х произведений. В связи с возросшей нагрузкой на детей в общеобразовательных школах, программа предлагает некоторые изменения, касающиеся количества произведений и уровня их сложности. В то же время учитываются реальные возможности учащихся и не снижаются требования к качеству обучения.

Два раза в год (декабрь, май) проводятся отчетные концерты,  на которых учащиеся показывают свое исполнительское мастерство. Программа  определяется педагогом и учеником.

В течение года  педагог проводит по желанию  классные  концерты с участием всех учеников класса (исполнение произведений по жанрам,  собственное исполнение …), участвует в городских, окружных конкурсах, мероприятиях.

В конце каждой четверти педагог проводит контрольный урок с оценкой.

 

На протяжении  учебного года в классном порядке педагог проверяет навык чтения с листа, игру в  ансамбле.

В конце учебного года проводится итоговый переводной экзамен. Учащиеся со 2-6 класс  исполняют программу из 4-х произведений. Учащиеся 1-го класса исполняют 3 произведения, различного характера и жанра.

Выпускные экзамены проводятся в 5-м или 7-м классе в зависимости от плана обучения. На выпускной экзамен выносится программа из 4-х произведений различного жанра. По результатам игры комиссия, состоящая минимально из 3-х педагогов  озвучивает итоговую оценку. Результат заносится в Диплом об окончании музыкально-хоровой студии по предмету фортепиано.

.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Знакомство с инструментом.

2

1

1

2.

Обучение нотной грамоте.

30

12

18

3.

Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом.

20

7

13

4.

Изучение произведений. Чтение с листа. Работа над исполнительством.

18

3

15

5.

Академический концерт.

2

6.

Организационные мероприятия: концерты, конкурсы.

4

.

Итого:

76

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

15

4

11

2.

Развитие музыкальных способностей. Чтение с листа.

12

3

9

3.

Развитие пианистических навыков игры. Игра в ансамбле.

38

10

28

4.

Формирование художественно- исполнительских навыков.

4

4

5.

Академический концерт.Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен

1

1

7.

Организационные мероприятия: концерты, конкурсы.

4

2

Итого:

76

        

Учебно-тематический план (3 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

20

4

16

2.

Основы полифонического мышления.

7

2

5

3.

Развитие пианистических навыков игры. Навык чтения с листа. Игра в ансамбле.

37

8

29

4.

Формирование  художественно-исполнительских навыков.

5

5

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен

1

1

7.

Организационные мероприятия: конкурсы, фестивали, концерты.

4

Итого:

76

Учебно-тематический план (4 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

22

3

19

2.

Основы музыкальной терминологии

7

2

5

3.

Развитие пианистических навыков игры. Навык чтения с листа. Игра в ансамбле.

35

4

31

4.

Формирование  художественно-исполнительских навыков

5

5

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен.

1

1

7..

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы.

4

Итого:

76

Учебно-тематический план (5 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие  техники

30

4

16

2.

Основы музыкальной терминологии

5

2

3

3.

Развитие пианистических навыков игры. Игра в ансамбле. Чтение с листа.

29

4

25

4.

Развитие исполнительских навыков.

5

5

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен.

1

1

7.

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы

4

1

Итого:

76

        

Учебно-тематический план (6 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

32

8

24

2.

Основы музыкальной терминологии.

4

1

3

3.

Развитие пианистических навыков игры. Развитие навыков игры в ансамбле. Чтение с листа.

28

8

20

4.

Развитие исполнительских навыков.

5

5

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен.

1

1

7.

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы

4

Итого:

76

Учебно-тематический план (7 год обучения)

1.

Развитие техники.

35

8

27

2.

Музыкальная терминология.

6

2

4

3.

Развитие пианистических навыков игры. Чтение с листа.

45

10

35

4.

Развитие исполнительских навыков.

7

7

5.

Развитие навыков игры в ансамбле.

12

2

10

6.

Контрольное прослушивание.

2

2

7.

Итоговый выпускной экзамен.

1

1

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы

4

Итого:

112

 Содержание программы.

1-й класс.

На начальном этапе обучения  педагог знакомит ученика с устройством фортепиано, учит  быстро ориентироваться на клавиатуре, проводит беседы  о жанре, характере  произведений…Яркое  исполнение пьес педагогом, подбор по слуху, пение песенок, совместная игра ансамблей - помогает заинтересовать ребенка и плавно перейти к изучению нотной грамоты, упражнениям. Обучение нотной грамоте с 1-го класса  осуществляется по системе Артоболевской, и носит систематический характер. Развитие музыкально-художественных впечатлений формирует  навык чтения  с листа. В течение года  ученик  проходит  20-30  небольших произведений, учится играть различными  штрихами: non legato, legato, staccato .В основном это  народные песни, пьесы  танцевального характера, с элементами полифонии, этюды, ансамбли. В 1-м полугодии учащийся исполняет на академическом концерте 2-3 произведения. В конце учебного года  на переводном экзамене ученик играет 3 произведения: пьесу с элементами полифонии (менуэт, полонез, маленькая прелюдия), этюд, пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных программ.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

1. А. Любарский.  «Курочка».

2.А.  Руббах. «Воробей».

2

1.А.Гедике. «Ригодон».

2.К. Гурлит.  «Этюд» до мажор.

3.Г. Галынин. «Зайчик».

2 класс.

В течение учебного года ученик проходит 10–12 различных по форме и жанру музыкальных произведений.

. Начиная со 2-го класса, учащиеся сдают технический зачет, мажорная гамма по выбору в прямом движении каждой рукой отдельно или вместе  в две октавы, в противоположном – двумя руками от одного звука при симметричной аппликатуре.  Аккорды  по 3 звука без обращения каждой рукой отдельно в тех же тональностях, короткие арпеджио  и этюд.

 В течение учебного года  ученик проходит 2-3 полифонических произведения, 4-6 этюдов на разные виды техники, 3-4 разнохарактерных пьесы, 1-2 крупные формы. Педагог учит выразительности исполнения,  качественному и разнообразному звучанию. Внимание уделяется ритму, штрихам и динамике. Ознакомление с педализацией. На переводном экзамене  исполняется  полифония, крупная форма, этюд и пьеса. Ученик знакомится с новыми произведениями, читая с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими  учащимися или педагогом.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

  1. И.С. Бах «Менуэт» ре минор.
  2. К.Черни-Гермер. 1 часть, этюд  до мажор.
  3. А. Роулей.  «Хоровод гномов».

2

          1.И.С. Бах. «Полонез» соль минор.

          2.Ф. Лекуппе.  «Этюд» ля минор.

          3. А. Гедике.  Сонатина до мажор 1 часть.

          4. Д. Кабалевский.  «Клоуны».

 

3 класс

В течение учебного года, учащиеся  проходят 2-3 полифонических произведения, 2 крупные формы, 5-7 этюдов на разные виды техники, 4-5 пьес. Среди них обязательно виртуозного и  кантиленного  характера.  Также учащиеся играют  гаммы  до 3-х знаков на 2 октавы двумя руками, в прямом и хроматическом движении вверх, вниз. Арпеджио:  короткие и длинные, аккорды  тонического трезвучия с обращениями. Педагог вправе изменять требования в соответствии с индивидуальностью ученика. Учащийся расширяет познания в области терминологии: темповые, динамические обозначения…, знакомится с формой произведений. Использует педаль, различные виды. Знакомится с особенностями исполнения полифонии и крупной формы, читает с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими  учащимися или педагогом.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

1.М. Глинка.  Фуга ля минор.

2. К.Лешгорн. Этюд соль мажор.

3.Р. Шуман. «Смелый наездник».

2

  1. И.С.Бах. «Маленькая прелюдия» до мажор.
  2. К. Черни – Гермер.1часть, этюд ре мажор.
  3. Э. Мелартин. Сонатина соль минор.

4. Э. Григ. «Вальс»  ля минор.

4 класс

Учащиеся в течение всего года проходят 2 полифонии, 4 этюда на разные виды техники, 4-5 пьес, обязательно одну кантиленного характера. Одну или две  крупных формы. Гаммы до 4-х, знаков на 4 октавы в прямом, расходящемся и хроматич. движении. Арпеджио длинные, короткие с обращениями. Аккорды. Ученик осваивает новые полифонические приемы. Продолжает осваивать  педаль,  знакомится с новыми муз. терминами, улучшает навык чтения с листа.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

  1. И.С. Бах. Маленькая прелюдия №7 ми минор.
  2. Л. Шитте. Этюд ля мажор.
  3. Р. Шуман. «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества».

2

1. Д. Ципполи. Фугетта ми минор.

2.И. Гайдн. Сонатина ре мажор,1 часть.

3. А. Лемуан. Этюд ля мажор.

4. С. Прокофьев.  «Прогулка» из цикла «Детская музыка».

5 класс

 

Учащиеся в первом полугодии на техническом зачете исполняют  этюд, гамму на четыре октавы двумя руками вместе в прямом и противоположном движении; аккорды двумя руками вместе; арпеджио короткие и ломаные каждой рукой отдельно или вместе; арпеджио длинные каждой рукой отдельно или вместе. Хроматическую гамму двумя руками вместе в прямом движении, расходящиеся – от «ре» и «соль-диез».

В каждом   полугодии ученик проходит не менее четырех произведений. Если уровень трудности произведений превышает предложенный в программе, их количество в представляемых списках может уменьшаться. Большое место уделяется работе над  дифференциацией фактуры. Работа над артикуляцией и туше. Обязательно наличие крупной формы (желательно сонатное allegro). Для развития навыка чтения нотного текста следует обращаться как к сольным, так и ансамблевым произведениям, различным переложениям и популярным пьесам. Рекомендуемый уровень трудности – на 2 класса ниже.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

1. Г. Гендель. Сарабанда с вариациями ре минор.

2. К. Лешгорн. Соч.65, этюд  № 31.

3.П.И. Чайковский «Баба-яга» из сб. «Детский альбом».

2

1.И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор.

2.В.А.Моцарт. Сонатина №6, I часть.

3.К.Черни-гермер II часть, этюд  №27.

4.Ф. Мендельсон. «Песня венецианского гондольера» соль минор.

6 класс.

Учащиеся в первом полугодии на техническом зачете исполняют

1 этюд, гамму двумя руками вместе в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму; аккорды двумя руками вместе; арпеджио короткие, ломаные, длинные – тонические трезвучия с обращениями, двумя руками вместе; хроматическую  гамму двумя руками вместе в прямом движении, в противоположном   - от «ре» и «соль-диез» Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения в зависимости от индивидуальных возможностей ученика. При исполнении гамм, обращается внимание на активность пальцев, гибкость запястья, ровность  звучания. Темпы индивидуальные, в зависимости от возможностей учащегося.

В течение года учащийся проходит  2-3 полифонии, крупные формы, пьесы различного стиля и характера (развёрнутую романтическую, виртуозную пьесу). В переводном экзамене этюд может быть заменён виртуозной пьесой. Большое внимание уделяется работе над формой музыкального произведения. Воспитывается выдержка и охват целого в связи с заметным увеличением объёма и сложностью музыкальных произведений в 6 классе. Особое внимание уделяется  игре в ансамбле и чтению с листа.

.

1

1.И.С. Бах. Двухголосная инвенция  ля  минор.

2. К. Лешгорн. Соч.136, этюд №3.

3. Д. Шостакович. «Полька».

2

1.И.С. Бах. Трёхголосная инвенция ми мажор.

2.В.А.Моцарт. Лёгкая соната до мажор К.№545 I часть.

3. К. Лешгорн. Соч.66.этюд №15.

4.Ф. Шуберт. Скерцо си бемоль мажор.

7 класс.

На выпускной экзамен выносится полная программа, охватывающая весь репертуарный комплекс, состоящая не менее, чем из четырёх произведений. В некоторых случаях может быть разрешено исполнение программы по нотам. Произведения экзаменационной программы  неоднократно обыгрываются на прослушиваниях в течение года. Итоговая оценка учитывает успехи, продвижение учащегося в течение всего периода обучения в школе. Учащийся может пройти в год две программы, может повторить произведение из программ предыдущих классов. Главная задача 7 класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде. Акцент ставится на исполнительстве  и психологической готовности к концертным выступлениям.

Примерные программы выпускного экзамена для учащихся.

1

1.И.С.Бах-Кабалевский. Органная прелюдия и фуга соль минор.

2.Л. Бетховен. Соната №19, II часть.

3.К.Черни. Соч.299, этюд №12.

4.М. Глинка. Ноктюрн ми бемоль мажор.

2

1.И.С.Бах ХТК I том, Прелюдия и фуга си бемоль мажор.

2.Л. Бетховен. Соната №1 I часть.

3.К. Черни. Соч.740, этюды №1 и №2.

4.Э. Григ. Соч51 Ноктюрн до мажор.

Список рекомендуемой литературы для педагога.

 

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978.
  2. Айзенштадт С.А. «Детский  альбом» П. И. Чайковского. - М.;Классика. 2003.
  3. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 .
  4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979.
  5. Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974.
  6. Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» - Музыка,1979.
  7. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005.
  8. Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004.
  9. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997.
  10. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
  11. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.
  12. Голубовская Н. «Искусство педализации». Л., 1974 .
  13. Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979.
  14. Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005.
  15. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971.
  16. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.
  17. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001.
  18. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1967.
  19. Николаев А.Очерки  по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980.
  20. Носина В. «Символика музыки Баха».
  21. Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992.
  22. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI.  М., 2002.
  23. Тимакин Е. «Воспитание пианиста».  М., 1984.
  24.  Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987.
  25. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .
  26. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта».  М., 1958.

  1. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002.
  2. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.
  3. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2002.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  4. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  5. Финкельштейн Э.И.  Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

      6.  Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский      педагог». – СПб. Союз художников, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Играем вместе"

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, разви...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и...

Образовательная программа дополнительного образования детей. «Развивайся играя».

Программа для детей с 7 до 11 лет. Рассчитана на 2 года обучения. Успешно используется во внеурочной деяительности в формате ФГОС....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...