Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано
рабочая программа по музыке на тему

Букарова Надежда Нурмагомедовна

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста.

 

Педагогу-музыканту нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера  учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие  способностей человека в  различных областях, порой не связанных с музыкой. Особенностью программы «Обучение игре на фортепиано»  является  то, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения  в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится  общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Главное отличие данной программы от программ ДМШ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaja_programma_kursa.doc225 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Юго-Западного окружного управления образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднеобщеобразовательная школа 1945

Рекомендовано                                                             Утверждаю

педагогическим советом                                          Директор ГБОУ СОШ 1945

протокол №…3….                                                                    (ФИО)_Демин С. В.

от «12»  января  2012г.                                                                                  

Зам. директора по  воспитательной работе.

Воронов П.Н.

Направленность:   художественно-эстетическая

Образовательная программа

дополнительного образования детей

(адаптированная)

Музыкально-хоровая студия «Синяя Птица»

Обучение игре на фортепиано.

Вид деятельности: «инструментальное исполнительство»

Педагоги дополнительного образования:

                                                                  Букарова Надежда Нурмагомедовна

                                                                  Чмуранкова Елена Александровна

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации:8 лет.

Москва, 2012 год

Пояснительная записка.

Данная программа предлагает начинать обучение детей с  семилетнего возраста в нулевом классе. Обучение проходит в основном  по восьмилетней  программе. Это дает возможность в полной мере уделить  внимание,  развитию первоначальных навыков, используя форму индивидуального подхода, предполагающую изучение личности ребенка: его психологического развития, наличие или отсутствие музыкального опыта, самостоятельности мышления.  Желающие продолжить свое общение с музыкой  или поступающие в профессиональные  учебные заведения, могут   обучаться  в  восьмом  классе под руководством педагога.

Работая с учащимися, педагог воспитывает эстетический вкус, развивает  способности, музыкальное мышление, учит словесно охарактеризовывать  исполняемые произведения.  Часто в  представлении  ученика,  пение связано с выразительностью музыкальной или речевой  интонации, а  игра на фортепиано воспринимается  отдельно от вокального искусства. Используя вокально-хоровые навыки в классе фортепиано, педагог существенно сокращает путь к главной цели своих занятий - воспитанию  юного музыканта.

По окончании обучения, учащийся  сумеет  грамотно разбирать нотный текст. По нотам или наизусть исполнять музыкальные произведения, научится  игре в ансамбле. Получит навык чтения с листа.

В учебном процессе педагог учитывает индивидуальность каждого, пытаясь найти наиболее правильные методы работы. Независимо от степени одаренности учит  понимать характер, форму, штрихи, стиль музыкальных произведений.

Репертуар программы отражает не только академическую направленность. Большой интерес проявляется к произведениям современных композиторов, джазовой музыке. Такое  разнообразие дает возможность выбора для одного и того же класса различных по трудности вариантов программ.  

Актуальность программы.

Педагогу-музыканту нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера  учащегося в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие  способностей человека в  различных областях, порой не связанных с музыкой.

1. Развитие слуховой и зрительной памяти, т.к. процесс обучения  связан с запоминанием нотного текста, слухового анализа своей игры, музыкальных терминов  на итальянском языке, исполнения  музыкальных произведений на память.

    2. Развитие эмоционального восприятия подкрепляется     способностью мыслить вперед, переживая тот или иной музыкальный образ.

3. Развитие координации обеих рук  в результате одновременной игры, а также ног, используя прием педализации.

4. Развитие мелкой моторики  и крупной техники, что имеет связь  с развитием речи  у детей, способностью самовыражения в обществе.

    5. Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями. Умение владеть своими эмоциями в стрессовой ситуации.

. Отличительные особенности.

Особенностью программы «Обучение игре на фортепиано»  является то, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения  в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится  общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Главное отличие данной программы от программ ДМШ:

  1. Внимание к процессу развития  интеллектуального кругозора и всего мировоззрения  учащегося,  не замыкаясь в рамках узкого профессионализма.

  1. Набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.

  1. Комплексная работа  над развитием  максимальной слуховой активности ученика, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение.
  2. Система занятий  в специальных фортепианных классах делает возможной максимальную индивидуализацию педагогического подхода. Теоретические знания  ученик  получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

         5.Ученик  воспитывается в понимании  безграничного роста нашей музыкальной культуры, своего  небольшого вклада в нее через свои выступления в концертах….

Цель программы: Обучение детей игре на фортепиано.

 Формирование правильного  художественного вкуса к музыкальной культуре. Развитие музыкально-творческих способностей, образного мышления, слуха (интонационного, гармонического), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.

Задачи:

1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого ученика. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром.

2. Способствовать овладению основными пианистическими приёмами игры на инструменте, развитию музыкального слуха и памяти, чувства ритма.

3. Научить ученика самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения.

4.   Сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях.

5. Приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения произведений.  

6. Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, т.е. способствовать становлению культуры исполнительского мастерства;

7. Сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 7-летний срок обучения, рекомендуемый возраст для начала занятий  7лет. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в форме индивидуального занятия . 0-7 классы - 2 ч. в неделю. В одном и том же классе программа рабочих и итоговых  произведений может значительно отличаться по уровню сложности в зависимости от способностей  учащегося. В работе над репертуаром педагог должен иметь  произведения для концертного или экзаменационного исполнения, а также произведения для работы в классе или ознакомления. Продвижение ученика во многом зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.

Контроль и учет успеваемости.

Успеваемость учащихся в течение учебного года фиксируется в ведомости,  индивидуальном плане и дневнике. Ученики  нулевого класса имеют не менее двух выступлений за год: академический концерт в начале 2-го полугодия и переводной экзамен в конце года. В нулевом классе ученики исполняют 2-3 разнохарактерные пьесы (по желанию ученика и педагога). Учащиеся с 1-7-й класс имеют не менее 4-х публичных выступлений, за которые получают оценку: технический зачет, академический зачет в конце 1-го полугодия, переводной экзамен, контрольные уроки. Учащиеся выступают на концертах, конкурсах, фестивалях…, что способствует многостороннему, комплексному развитию. Ученики выпускного класса участвуют в прослушивании в конце 1-го полугодия и  в середине 2-го полугодия. На прослушивание выносится 2-3 произведения из программы по желанию ученика и педагога. Для учащихся выпускного класса предусмотрены обязательные выступления на академическом концерте в 1-м полугодии и отчетном концерте в конце учебного года.

Технический зачет — сдают учащиеся со 2-6 класс, исполняя, один этюд  и гамму, учитывая гаммы по тональностям (мажорные, минорные, аккорды, арпеджио). Зачет проходит в начале ноября, что позволяет  быстро вернуть форму после летних каникул и создать техническую базу для дальнейшей работы.

Академический зачет в конце 1-го полугодия. Учащиеся  играют программу из 2-х, 3-х произведений. В связи с возросшей нагрузкой на детей в общеобразовательных школах, программа предлагает некоторые изменения, касающиеся количества произведений и уровня их сложности. В то же время учитываются реальные возможности учащихся и не снижаются требования к качеству обучения.

Два раза в год (декабрь, май) проводятся отчетные концерты,  на которых учащиеся показывают свое исполнительское мастерство. Программа  определяется педагогом и учеником.

В течение года  педагог проводит по желанию  классные  концерты с участием всех учеников класса (исполнение произведений по жанрам,  собственное исполнение …), участвует в городских, окружных конкурсах, мероприятиях.

В конце каждой четверти педагог проводит контрольный урок с оценкой.

 

На протяжении  учебного года в классном порядке педагог проверяет навык чтения с листа, игру в  ансамбле.

В конце учебного года проводится итоговый переводной экзамен. Учащиеся со 2-6 класс  исполняют программу из 4-х произведений. Учащиеся 1-го класса исполняют 3 произведения, различного характера и жанра.

Выпускной экзамен проводится в  7-м классе. Выпускник играет программу из 4-х произведений различного жанра. По результатам игры комиссия, состоящая минимально из 3-х педагогов  озвучивает итоговую оценку. Результат заносится в Диплом об окончании музыкально-хоровой студии по предмету фортепиано.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Знакомство с инструментом.

2

1

1

2.

Обучение нотной грамоте.

31

13

18

3.

Формирование пианистических навыков. Работа с аппаратом.

20

7

13

4.

Изучение произведений. Чтение с листа. Работа над исполнительством.

18

3

15

5.

Академический концерт.

2

6.

Организационные мероприятия: концерты, конкурсы.

3

.

Итого:

76

Учебно-тематический план (2 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

15

4

11

2.

Развитие музыкальных способностей. Чтение с листа.

12

3

9

3.

Развитие пианистических навыков игры. Игра в ансамбле.

38

10

28

4.

Формирование художественно- исполнительских навыков.

4

4

5.

Академический концерт.Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен

1

1

7.

Организационные мероприятия: концерты, конкурсы.

4

2

Итого:

76

        

Учебно-тематический план (3 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

20

4

16

2.

Основы полифонического мышления.

7

2

5

3.

Развитие пианистических навыков игры. Навык чтения с листа. Игра в ансамбле.

37

8

29

4.

Формирование  художественно-исполнительских навыков.

5

5

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен

1

1

7.

Организационные мероприятия: конкурсы, фестивали, концерты.

4

Итого:

76

Учебно-тематический план (4 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

22

3

19

2.

Основы музыкальной терминологии

7

2

5

3.

Развитие пианистических навыков игры. Навык чтения с листа. Игра в ансамбле.

35

4

31

4.

Формирование  художественно-исполнительских навыков

5

5

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен.

1

1

7..

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы.

4

Итого:

76

Учебно-тематический план (5 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие  техники

30

4

16

2.

Основы музыкальной терминологии

5

2

3

3.

Развитие пианистических навыков игры. Игра в ансамбле. Чтение с листа.

29

4

25

4.

Развитие исполнительских навыков.

5

5

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен.

1

1

7.

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы

4

1

Итого:

76

        

Учебно-тематический план (6 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

32

8

24

2.

Основы музыкальной терминологии.

4

1

3

3.

Развитие пианистических навыков игры. Развитие навыков игры в ансамбле. Чтение с листа.

28

8

20

4.

Развитие исполнительских навыков.

5

5

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен.

1

1

7.

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы

4

Итого:

76

Учебно-тематический план (7 год обучения)

№ п/п

Название темы

Всего часов

Теоретич.

Практич.

1.

Развитие техники.

35

8

27

2.

Основы музыкальной терминологии.

4

1

3

3.

Развитие пианистических навыков игры. Развитие навыков игры в ансамбле. Чтение с листа.

26

6

20

4.

Развитие исполнительских навыков.

4

4

5.

Академический концерт. Технический зачет.

2

2

6.

Переводной экзамен.

1

1

7.

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы

4

Итого:

76

Учебно-тематический план (8 год обучения)

1.

Развитие техники.

23

3

20

2.

Музыкальная терминология.

4

4

3.

Развитие пианистических навыков игры. Чтение с листа.

25

10

15

4.

Развитие исполнительских навыков.

7

7

5.

Развитие навыков игры в ансамбле.

10

10

6.

Контрольное прослушивание.

2

2

7.

Итоговый выпускной экзамен.

1

1

Организационные мероприятия. Концерты, конкурсы

4

Итого:

76

 Содержание программы.

0-й класс.

На начальном этапе обучения  педагог знакомит ученика с устройством фортепиано, учит  быстро ориентироваться на клавиатуре, проводит беседы  о жанре, характере  произведений…Яркое  исполнение пьес педагогом, подбор по слуху, пение песенок, совместная игра ансамблей - помогает заинтересовать ребенка и плавно перейти к изучению нотной грамоты, упражнениям. Обучение нотной грамоте с 0-го класса  осуществляется по системе Артоболевской, и носит систематический характер. Развитие музыкально-художественных впечатлений формирует  навык чтения  с листа. В течение года  ученик  проходит  20-30  небольших произведений, учится играть различными  штрихами: non legato, legato, staccato .В основном это  народные песни, пьесы  танцевального характера, с элементами полифонии, этюды, ансамбли. В 1-м полугодии учащийся исполняет на академическом концерте 2-3 произведения. В конце учебного года  на переводном экзамене ученик играет 3 произведения: пьесу с элементами полифонии (менуэт, полонез, маленькая прелюдия), этюд, пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных программ.

По окончании нулевого класса, учащиеся будут уметь:

  1. Владеть приемами звукоизвлечения легато, нон легато,     стаккато.
  2. Владеть нотной грамотой.
  3. Владеть координацией движений рук и пальцев.
  4. Обладать свободой руки и всего аппарата.
  5. Исполнять на память простые разнохарактерные пьесы небольшой протяженностью.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

1. А. Любарский.  «Курочка».

2.А.  Руббах. «Воробей».

2

1.А.Гедике. «Ригодон».

2.К. Гурлит.  «Этюд» до мажор.

3.Г. Галынин. «Зайчик».

1 класс.

В течение учебного года учащийся  проходит 15–20 небольших, различных по форме музыкальных произведений:2-3 полифонических,4-6 этюдов на разные виды техники,5-6 разнохарактерных пьес, 1-2 крупные формы (по желанию).

Педагог учит выразительности исполнения, качественному и разнообразному звучанию,  знакомит с различными видами техники с помощью этюдов, упражнений, гамм, следит за   свободой пианистического аппарата.  Внимание уделяется ритму, штрихам и динамике. На переводном экзамене  исполняется  полифония, крупная форма (по желанию), этюд и пьеса. Ученик знакомится с новыми произведениями, читая с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими  учащимися или педагогом, учится подбирать по слуху.

По окончании первого класса, учащиеся будут уметь:

  1. Достаточно подвижно исполнять несложные технические произведения.
  2. Проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям. Определять характер произведения.
  3. Исполнять несколько разнохарактерных произведений на память  (в том числе и полифонию).
  4. Владеть навыком чтения с листа, подбирать по слуху.
  5. Знать основные темповые значения и муз. термины.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

  1. И.С. Бах «Менуэт» ре минор.
  2. К.Черни-Гермер. 1 часть, этюд  до мажор.
  3. А. Роулей.  «Хоровод гномов».

2

          1.И.С. Бах. «Полонез» соль минор.

          2.Ф. Лекуппе.  «Этюд» ля минор.

          3. А. Гедике.  Сонатина до мажор 1 часть.

          4. Д. Кабалевский.  «Клоуны».

2 класс.

В течение учебного года ученик проходит 10–12 различных по форме и жанру музыкальных произведений.

 Начиная со 2-го класса, учащиеся сдают технический зачет, мажорная гамма (до двух знаков) по выбору в прямом движении каждой рукой отдельно или вместе  в две октавы, в противоположном – двумя руками от одного звука при симметричной аппликатуре.  Аккорды  по 3 звука без обращения каждой рукой отдельно в тех же тональностях, короткие арпеджио  и этюд.

 В течение учебного года  ученик проходит 2-3 полифонических произведения, 4-6 этюдов на разные виды техники, 3-4 разнохарактерных пьесы, 1-2 крупные формы. Педагог учит выразительности исполнения,  качественному и разнообразному звучанию. Внимание уделяется ритму, штрихам,  динамике, основным темповым обозначениям и терминам. Ознакомление с педализацией. На переводном экзамене  исполняется  полифония, крупная форма, этюд и пьеса. Ученик знакомится с новыми произведениями, читая с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими  учащимися или педагогом, учится подбирать по слуху.

По окончании второго класса, учащиеся будут уметь:

  1. Достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до двух знаков) аккорды, арпеджио.
  2. Проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определять характер.
  3. Уметь с листа грамотно разбирать  несложные произведения, подбирать по слуху.
  4. Владеть навыками педализации.
  5. Знать  темповые значения и муз. термины.
  6. Самостоятельно выполнять домашние задания.
  7. Исполнять несколько произведений подряд на высоком художественном уровне.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

  1. И.С. Бах «Менуэт» соль  мажор.
  2. К.Черни-Гермер. 1 часть, этюд  ре мажор.
  3. П. И. Чайковский «Новая кукла».

2

          1.И.С. Бах. «Полонез» соль минор.

          2. А. Шитте  «Этюд» ля мажор.

          3.Д. Чимароза  Сонатина соль минор.

          4. Р. Шуман «Смелый наездник».

 

3 класс

В течение учебного года, учащиеся  проходят 2-3 полифонических произведения, 2 крупные формы, 5-7 этюдов на разные виды техники, 4-5 пьес. Среди них обязательно виртуозного и  кантиленного  характера.  Также учащиеся играют  гаммы  до 3-х знаков на 2 октавы двумя руками, в прямом и хроматическом движении вверх, вниз. Арпеджио:  короткие и длинные, аккорды  тонического трезвучия с обращениями. Педагог вправе изменять требования в соответствии с индивидуальностью ученика. Учащийся расширяет познания в области терминологии: темповые, динамические обозначения…, знакомится с формой произведений. Использует педаль, различные виды. Знакомится с особенностями исполнения полифонии и крупной формы, читает с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими  учащимися или педагогом.

По окончании третьего класса, учащиеся будут уметь:

  1. Достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до трех знаков), аккорды, арпеджио.
  2. Проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определять характер, стилевые особенности.
  3. Уметь с листа грамотно разбирать  несложные произведения, подбирать по слуху.
  4. Самостоятельно выполнять домашние задания.
  5. Исполнять несколько произведений подряд наизусть на высоком художественном уровне.
  6. Владеть навыками педализации.
  7. Знать основные темповые значения и муз. термины.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

1.М. Глинка.  Фуга ля минор.

2. К. Лешгорн. Этюд соль мажор.

3.Р. Шуман. «Смелый наездник».

2

  1. И.С.Бах. «Маленькая прелюдия» до мажор.
  2. К. Черни – Гермер.1часть, этюд ре мажор.
  3. Э. Мелартин. Сонатина соль минор.

4. Э. Григ. «Вальс»  ля минор.

4 класс

Учащиеся в течение всего года проходят 2 полифонии, 4 этюда на разные виды техники, 4-5 пьес, обязательно одну кантиленного характера. Одну или две  крупных формы. Гаммы до 4-х, знаков на 4 октавы в прямом, расходящемся и хроматич. движении. Арпеджио длинные, короткие с обращениями. Аккорды. Ученик осваивает новые полифонические приемы. Продолжает осваивать  педаль,  знакомится с новыми муз. терминами, улучшает навык чтения с листа.

По окончании четвертого класса, учащиеся будут уметь:

  1. Достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до четырех знаков), аккорды, арпеджио.
  2. Проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определять характер, стилевые особенности.
  3. Уметь с листа грамотно разбирать  несложные произведения, подбирать по слуху.
  4. Самостоятельно выполнять домашние задания.
  5. Исполнять несколько произведений подряд наизусть на высоком художественном уровне.
  6. Владеть навыками педализации, приемами звукоизвлечения в медленных кантиленных пьесах.
  7. Знать основные темповые значения и муз. термины.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

  1. И.С. Бах. Маленькая прелюдия №7 ми минор.
  2. Л. Шитте. Этюд ля мажор.
  3. Р. Шуман. «Дед Мороз» из цикла «Альбом для юношества».

2

1. Д. Ципполи. Фугетта ми минор.

2.И. Гайдн. Сонатина ре мажор,1 часть.

3. А. Лемуан. Этюд ля мажор.

4. С. Прокофьев.  «Прогулка» из цикла «Детская музыка».

5 класс 

Учащиеся в первом полугодии на техническом зачете исполняют  этюд, гамму на четыре октавы двумя руками вместе в прямом и противоположном движении; аккорды двумя руками вместе; арпеджио короткие и ломаные каждой рукой отдельно или вместе; арпеджио длинные каждой рукой отдельно или вместе. Хроматическую гамму двумя руками вместе в прямом движении, расходящиеся – от «ре» и «соль-диез».

В каждом   полугодии ученик проходит не менее четырех произведений. Если уровень трудности произведений превышает предложенный в программе, их количество в представляемых списках может уменьшаться. Большое место уделяется работе над  дифференциацией фактуры. Работа над артикуляцией и туше. Обязательно наличие крупной формы (желательно сонатное allegro). Для развития навыка чтения нотного текста следует обращаться как к сольным, так и ансамблевым произведениям, различным переложениям и популярным пьесам. Рекомендуемый уровень трудности – на 2 класса ниже.

По окончании пятого класса, учащиеся будут уметь:

  1. Подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до пяти знаков), аккорды, арпеджио.
  2. Владеть навыком педализации, приемами звукоизвлечения в медленных кантиленных пьесах.
  3. Знать стилевые особенности крупной формы.
  4. Уметь с листа грамотно разбирать  несложные произведения, подбирать по слуху. Играть в ансамбле.
  5. Исполнять произведения  наизусть на высоком художественном уровне с учетом жанровых  и темповых особенностей.
  6. Знать  темповые значения и муз. термины.
  7. Самостоятельно выполнять домашние задания.

Примерный вариант программы, рекомендуемый для исполнения учащимися на  академическом концерте и переводном экзамене.

1

1. Г. Гендель. Сарабанда с вариациями ре минор.

2. К. Лешгорн. Соч.65, этюд  № 31.

3.П.И. Чайковский «Баба-яга» из сб. «Детский альбом».

2

1.И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор.

2.В.А.Моцарт. Сонатина №6, I часть.

3.К.Черни-гермер II часть, этюд  №27.

4.Ф. Мендельсон. «Песня венецианского гондольера» соль минор.

6 класс.

Учащиеся в первом полугодии на техническом зачете исполняют

1 этюд, гамму двумя руками вместе в прямом и противоположном движении, в терцию и дециму; аккорды двумя руками вместе; арпеджио короткие, ломаные, длинные – тонические трезвучия с обращениями, двумя руками вместе; хроматическую  гамму двумя руками вместе в прямом движении, в противоположном   - от «ре» и «соль-диез» Требования могут меняться как в сторону облегчения, так и в сторону усложнения в зависимости от индивидуальных возможностей ученика. При исполнении гамм, обращается внимание на активность пальцев, гибкость запястья, ровность  звучания. Темпы индивидуальные, в зависимости от возможностей учащегося.

В течение года учащийся проходит  2-3 полифонии, крупные формы, пьесы различного стиля и характера (развёрнутую романтическую, виртуозную пьесу). В переводном экзамене этюд может быть заменён виртуозной пьесой. Большое внимание уделяется работе над формой музыкального произведения. Воспитывается выдержка и охват целого в связи с заметным увеличением объёма и сложностью музыкальных произведений в 6 классе. Особое внимание уделяется  игре в ансамбле и чтению с листа.

По окончании шестого класса, учащиеся будут уметь:

  1. Подвижно исполнять технические произведения с использованием мелкой  и крупной моторики, гаммы (до шести знаков), аккорды, арпеджио.
  2. Владеть навыком педализации, приемами звукоизвлечения в медленных кантиленных пьесах.
  3. Знать стилевые особенности полифонии, сонатной формы.
  4. Уметь с листа грамотно разбирать  несложные произведения, подбирать по слуху. Играть в ансамбле.
  5. Исполнять произведения  наизусть на высоком художественном уровне с учетом жанровых  и темповых особенностей.
  6. Проявлять самостоятельность при выборе произведений, показывая свою индивидуальность, темперамент.
  7. Обладать на выступлениях выдержкой, психологической устойчивостью.

.

1

1.И.С. Бах. Двухголосная инвенция  ля  минор.

2. К. Лешгорн. Соч.136, этюд №3.

3. Д. Шостакович. «Полька».

2

1.И.С. Бах. Трёхголосная инвенция ми мажор.

2.В.А.Моцарт. Лёгкая соната до мажор К.№545 I часть.

3. К. Лешгорн. Соч.66.этюд №15.

4.Ф. Шуберт. Скерцо си бемоль мажор.

7 класс.

На выпускной экзамен выносится полная программа, охватывающая весь репертуарный комплекс, состоящая не менее, чем из четырёх произведений. В некоторых случаях может быть разрешено исполнение программы по нотам. Произведения экзаменационной программы  неоднократно обыгрываются на прослушиваниях в течение года. Итоговая оценка учитывает успехи, продвижение учащегося в течение всего периода обучения в школе. Учащийся может пройти в год две программы, может повторить произведение из программ предыдущих классов. Главная задача 7 класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде. Акцент ставится на исполнительстве  и психологической готовности к концертным выступлениям.

По окончании седьмого класса, учащиеся будут уметь:

  1. Владеть техникой игры  смешанных форм движения с использованием мелкой  и крупной моторики, гаммы (до семи знаков), аккорды, арпеджио.
  2. Владеть навыком педализации, правильным  звукоизвлечением  в кантиленных пьесах.
  3. Знать стилевые особенности полифонии, сонатной формы. Уметь исполнять разнохарактерные пьесы.
  4. Уметь с листа грамотно разбирать  несложные произведения, подбирать по слуху. Играть в ансамбле.
  5. Исполнять произведения  наизусть на высоком художественном уровне с учетом жанровых  и темповых особенностей.
  6. Проявлять самостоятельность при выборе произведений, показывая свою индивидуальность, темперамент.
  7. Обладать на выступлениях выдержкой, психологической устойчивостью.

.

Примерные программы выпускного экзамена для учащихся.

1

1.И.С.Бах-Кабалевский. Органная прелюдия и фуга соль минор.

2.Л. Бетховен. Соната №19, II часть.

3.К.Черни. Соч.299, этюд №12.

4.М. Глинка. Ноктюрн ми бемоль мажор.

2

1.И.С.Бах ХТК I том, Прелюдия и фуга си бемоль мажор.

2.Л. Бетховен. Соната №1 I часть.

3.К. Черни. Соч.740, этюды №1 и №2.

4.Э. Григ. Соч51 Ноктюрн до мажор.

Методическое обеспечение программы.

Процесс обучения в классе фортепиано происходит на индивидуальных занятиях – это основная форма работы. На  уроках приобретаются основные пианистические навыки: положение корпуса за инструментом, свобода и пластичность рук, координация движений и приемы звукоизвлечения. Осваивается метроритмическое содержание, закладываются навыки чтения нотного текста. Ученик знакомится с разнообразными произведениями различных жанров и эпох. Большинство  из них тщательно прорабатываются, доводятся до уровня публичных выступлений в концертах, конкурсах, фестивалях….

Важным условием для овладения игрой на фортепиано является  правильное систематическое  выполнение домашних заданий. Педагог разъясняет, как распределить свободное время, составить расписание для занятий фортепиано, на что необходимо обратить внимание. Работа над уже выученным произведением, осмысление его образного содержания происходит через игру – показ  преподавателя, использование художественных иллюстраций, образов литературных героев…. С начинающими учениками используются игровые формы работы. Слушая игру учителя, ученик старается запомнить динамические градации, штрихи, обращает внимание на звучание произведения в целом.  Преодолеть трудности в исполнении помогает индивидуальный подход, учитывающий возрастные особенности и физические данные учащегося. Основные методы, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, стимулирование. Программа предлагает вариативность обучения. Темп развития каждого учащегося индивидуален. Большое значение имеет поэтапное освоение материала и совместный поиск  с педагогом правильного  решения. Результаты обучения детей заносятся в индивидуальный план, в конце  учебного года педагог  характеризует учащегося на основании его результатов. Методы выявления результатов разнообразны: конкурсы, фестивали, концертные выступления, академические концерты…

 

Для реализации программы требуется:

Отдельный класс, отвечающий медицинским требованиям.

Музыкальный инструмент: фортепиано, рояль.

Нотные и мультимедийные материалы, ИКТ.

Дидактические материалы для младших классов.

Этюды

  1. Гедике А. Соч.32.  40 мелодических этюдов для начинающих: №2, 3, 7. Соч.46 .50 лёгких пьес для фортепиано. Тетрадь1: №11, 18,20.

2.Черни К. Избранные фортепианные этюды/ Под. Ред. Г. Гермер Ч.1 №1-6

  3.Шитте А. Соч.108. 25 маленьких этюдов: №1-15. Соч.160. 25    лёгких этюдов: №1-20

 4.Сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей. Ч.1/ Сост. С. Ляховицкая и Баренбойм (по выбору)
   5. Школа игры на фортепиано/ Под. Ред. А. Николаева (по выбору).                          6. Юный пианист . Вып.1 Сост. И ред. Л. Ройзман и  В. Натансон: №1-  12.

 7.  Этюды для фортепиано.Вып.1/ Под. Ред. В. Дельновой (по выбору)

Пьесы

1. Гедике А. Соч. 36. 60 лёгких фортепианных пьес. Тетрадь1: Заинька. Колыбельная, Сарабанда, Танец.

2. Гречанинов А. Соч.98. Детский альбом: Маленькая сказочка, В. Разлуке, Мазурка.

3. Кабалевский Д. Соч.27 Избранные пьесы для детей:  Ночью на реке, Вроде вальса

4. Любарский Н. Сборник лёгких пьес на тему украинских народных песен: «И шумит и гудит», Пастушок. Курочка.

5. Майкопар С. Соч.28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка.

6. Моцарт Л. 12 пьес из нотной тетради Вольфганга Моцарта: Англез. Бурлеска, Ария, Менуэт ре мажор

7. Мясковский Н. 10 очень лёгких пьес для фортепиано: Весёлое настроение, Вроде вальса, Беззаботная песенка. Полифонические пьесы . 1-4 кл. ДМШ /  Сост.В.  Натансон: Обработки народных песен: « На горе», «Три садочка», «Отчего соловей».Шишков И. Песня.

8. Сборник полифонических пьес. Тетрадь1/ Сост. С. Ляховицкая. Русские народные песни: «Дровосек», «Ночка тёмная», «Не кукуй, кукушечка»  

9. Юный пианист. Вып.1/ Сост. И ред. Л. Ройзмана и В. Натансона: Беркович И. Вариации на тему русской песни « Во саду ли в огороде девица гуляла»

Ансамбли

1.Гречанинов А. Соч.99 «На зелёном лугу»

2. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.1/ Сост. С. 3. Ляховицкая и Л. Баренбойм: Русская народная песня «Исходила младёшенька» (обработка П. Чайковского, Украинская народная песня « Ехал казак за Дунай»

4. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып. 1,1-2 кл. ДМШ / Сост. И ред. Н. Любомудров, К. Сорокина, А. Туманян:  Русские народные песни: «Из-за дуба», «Дуня-тонкопряха»

5. Школа игры на фортепиано  Под ред. А.Николаева: Иорданский М. Песенка про чибиса, Украинская народная песня «Журавель»

Этюды

1.Беренс Г.Соч.70. 50 маленьких пьес без октав

2. Гедике А. Соч.32. 40 мелодичных этюдов для начинающих: 11,12,15, 18.19.23.24,29-32

3. Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих. Тетрадь 4: №31, 33

4. Гречанинов А. Соч.98 Детский альбом: этюд ми мажор

5. Лекуппэ Ф.Соч.17 Азбука 25 лёгких этюдов

6. Лемаун  А. Соч.37 Этюды: №1,2,4-7,9-12, 15-17

7. Лешгорн А. Соч.65 Избранные этюды для начинающих  (по выбору)

8. Черни К. Избранные фортепианные этюды/ Под ред. Г.Гермера Ч.1: №10,11,13-18, 20-29, 30-32

9. Шитте А. Соч.108. 25 маленьких этюдов №16. 21-23

Пьесы

  1. Барток Б. детям. Тетрадь 1:№1-3,5-7,13-15
  2. Бетховен Л. Экосезы: Ми бемоль мажор, Соль мажор
  3. Гайдн Й. Менуэт соль мажор. Двенадцать лёгких пьес
  4. Гендель Г. Ария ре минор. Три менуэта: Фа мажор, ре минор
  5. Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие
  6. Дварионас Б. Маленькая сюита: Вальс соль минор, Мельница, Прелюдия.
  7. Кабалевский Д. Соч.39 Клоуны
  8. Косенко В. Соч.15 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино
  9. Майкапар С.Соч.28 Бирюльки: Маленький командир, Мотылёк, Мимолётное видение
  10. Моцарт В. Аллегретто. 14 детских пьес из нотной тетради 8-летнего Моцарта.
  11. Николаева Т. Детский альбом. Сказочка.
  12. Раков Н. 8 пьес на тему русской народной песни:
  13. Сарауэр А. Восемь детских пьес.
  14. Селиванов В. Шуточка.

15. Чайковский П. Соч. 39 детский альбом: Болезнь куклы, Старинная французская, Марш оловянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка

16. Шостакович Д. Альбом фортепианных пьес: Вальс грустная сказка, танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец

17. Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества: Мелодия, Марш Сицилийская песенка, Весёлый крестьянин.

Дидактические материалы для средних и старших

классов.

Этюды

  1. Бертини А. 28 избранных этюдов (по выбору)

2 .Лемуан А. Соч.37 Этюды (по выбору)

3. Лешгорн А. Соч.66 Этюды №1-4

4.Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под редакцией Г. Гермера Ч.2: № 8-12, 15-21 24-32 Соч.299 Школа беглости: № 1-4, 6,7, 11

Пьесы

  1. Бах Ф.Э. Анданте ре мажор
  2. Бетховен Л. Аллеманда, Элегия
  3. Бизе Ж. Колыбельная
  4. Глиэр Р.Соч.31 Альбом фортепианных пьес (по выбору)
  5. Глинка М. Прощальный вальс соль мажор, Мазурка до минор

6.ГригЭ. Соч.12 Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины, Ариетта, Народный напев, Листок из альбома, Соч.38. Лирические пьесы: Народная песня, Халлинг соль минор, Вальс, Странник.

7. Грибоедов А. Вальсы: Ми минор, Ля бемоль мажор

8. Гречанинов А. Пастели: Осенняя песенка. Соч.173.№2 Признание

9. Гурилёв А. Прелюдии: фа минор, до минор

10. Дебюсси К. Маленький негритёнок.

11.Калинников В. Грустная песенка соль минор, Русское интермеццо.

12.Косенко В. Соч.15. 24 детские пьесы Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная сцена.

13.Лентович Н. Две украинские песни

14. Майкапар А. Соч.8 Маленькие новелетты: Мелодия, Романс, Итальянская серенада, Токкатина.

15. Мендельсон Ф. Соч.72 Шесть детских пьес: Ми бемоль мажор, Ре мажор

16. Моцарт В. Шесть вальсов (по выбору)

17. Николаева Т. Детский альбом: Старинный вальс.

18. Пахульский Г. Соч.8 Прелюдия до минор

19. Прокофьев С. Соч.65 Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков, Утро, Вечер, Вальс

20. Рамо Ж. Менуэт в форме рондо. Два менуэта соль мажор

21. Скарлатти Д. Пять лёгких пьес: Жига ре минор

22.Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Зима, Дождик, Маленькая токката

23.Тактакишвили О. Колыбельная, Мелодия

24.Чайковский П. Соч.39 Детский альбом: Шарманщик поёт, Камаринская, Сладкая грёзя

25. Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс, Полька, Вальс-шутка, романс

26. Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества: Деревенская песня, Песенка жнецов, Маленький романс, Охотничья песня, Северная песня, Песня матросов.

27. Шуберт Ф. Соч.50 Вальс соль мажор, си минор, Утренняя серенада.

28. Эйгес К. шесть лёгких пьес: Русская песня, В лесу.

Полифония

  1. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь1: №1,3,5-8,11, 12; Тетрадь2: № 1,2,3,6. Двухголосные инвенции: до мажор, си мажор, ми минор, ля минор. Трёхголосные инвенции: №1 до мажор, №7 ми минор, №11 соль минор, №15 си минор
  2. Майкапар С. Соч8 Фугетта соль-диез минор
  3. Пахельбель И. Чакона
  4. Лядов А. Соч.34№2 Канон до минор
  5. Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор.

Произведения крупной формы

  1. Бетховен Л. Сонатина фа мажор

2.Бортнянский Д. Соната до мажор, Рондо

3.Диабелли А.Сонатина соль мажор

4. Клементи М. Соч.36 Сонатины: №3  до мажор,

 №4 фа мажор, ре мажор 1 часть

5. Кулау Ф. Соч.55 №1 Сонатина до мажор. Соч.59. Сонатина ля мажор.

6.Майкапар М. Вариации на русскую тему

7. Моцарт В. Шесть сонатин: №1 до мажор, №4 си бемоль мажор.

8. Чимароза Д. Сонаты: соль минор, ми бемоль мажор

9. Шуман Р. Соч.118 Детская соната 1 часть

10. Глинка М. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя»

11. Гайдн Й. Сонаты:№2 ми минор. Ч.2,3; №5 до мажор; №7 ре мажор Ч.2,3; №12 соль мажор; №18 ми мажор Ч.2.3

12. Моцарт В. Сонаты: №2 фа мажор,ч.2,3; №4 ми бемоль мажор ч.2,3; №15 до мажор; №19 фа мажор ч.1 Анданте с вариациями фа мажор.

Ансамбли

  1. Аренский А. Соч.34. Шесть детских пьес (для фортепиано в 4 руки): Сказка, Вальс, Фуга на тему «Журавель»
  2. Балакирев М. 30 русских народных песен 9по выбору0
  3. БородинА. Полька (для фортепиано в 4 руки)
  4. Римский-Корсаков Н. Яр-хмель, хор из оперы «Царская невеста»
  5. Чайковский П. Пять русских народных песен. Брат и сестра. Вып.2.Сост. В.Натансон: Асафьев Б. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан»; Глинка М. Вальс-фантазия. Вып.3; 6. Глинка М. Сомнение, Моцарт В. Ария Керубино из оперы «Свадьба Фигаро».

7.Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки, Вып.2 2: Прокофьев С. Балет «Золушка»: Урок танца (гавот); отъезд Золушки на бал (вальс)

Список рекомендуемой литературы для педагога.

 

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». – М., 1978.
  2. Айзенштадт С.А. «Детский  альбом» П. И. Чайковского. - М.;Классика. 2003.
  3. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974 .
  4. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. Советский композитор,1979.
  5. Болино Г.К. Игры-задачи для начинающих музыкантов. – М. Музыка, 1974.
  6. Браудо И. А. «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе» - Музыка,1979.
  7. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М., Классика,2005.
  8. Вицинский А. В. Беседы с пианистами. – М. Классика – 21,2004.
  9. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997.
  10. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
  11. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961.
  12. Голубовская Н. «Искусство педализации». Л., 1974 .
  13. Коган Г. «Работа пианиста». – М., 1979.
  14. Корто А. О фортепианном искусстве.- М.: Классика , 2005.
  15. Либерман Е. Я. Работа над фортепианной техникой. – М: Музыка,1971.
  16. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967.
  17. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001.
  18. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». М., 1967.
  19. Николаев А.Очерки  по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М.: Музыка, 1980.
  20. Носина В. «Символика музыки Баха».
  21. Смирнова Т. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка,1992.
  22. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI.  М., 2002.
  23. Тимакин Е. «Воспитание пианиста».  М., 1984.
  24.  Тимакин Е. Навыки координации в развитии пианиста.- М.: Советский композитор,1987.
  25. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001 .
  26. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта».  М., 1958.

  1. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика,2002.
  2. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. – М.;Классика, 2002.
  3. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира». – М. Классика, 2002.

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. – (серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
  2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975.
  3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
  4. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
  5. Финкельштейн Э.И.  Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

      6.  Юдовина – Гольперина Т. «За роялем без слез, или я – детский      педагог». – СПб. Союз художников, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей«Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллект...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Образовательная программа "Интенсивный метод обучения игре на фортепиано"

Особенностью данной программы является использование методики интенсивного обучения. Эта методика исходит из реалий сегодняшнего темпа жизни: дети очень загружены занятиями в общеобразовательной школе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Обучение игре на балалайке»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ«Обучение игре на балалайке»...