Образовательная программа дополнительного образования детей«Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»
учебно-методическое пособие по теме

Ким Альбина Геннадьевна

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»»

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в при­нятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. С целью развития и активизации ученического самоуправления необходи­мо обучение актива.

Позиция личности может быть реализована более эффективно в том случае, если под­росток владеет определёнными знаниями, умениями, навыками. Данная про­грамма предусматривает использование технологии командообразования, обучения управленческим функциям, разработки локальных актов по учени­ческому самоуправлению.

Отличительной чертой образовательной программы является то, что она предусматривает работу на двух уровнях обучения: школьном и муниципаль­ном. Главной целью программы на школьном уровне является формирова­ние навыков командной деятельности; на муниципальном - практическое при­менение навыков, полученных в школе. Основной формой работы на муни­ципальном уровне является сбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Обучение команды актива ученического самоуправления

«Школа «Лидер»»

Авторы: Соколова Елена Павловна,

зам. директора по ВР МОУ лицей № 2;

                                                                Ким Альбина Геннадьевна,

педагог-психолог МДОУ № 9;

Раковская Людмила Анатольевна,

педагог-организатор МОУ СОШ № 34

г. Южно - Сахалинска

 «Если я не за себя, то кто за меня?

 Но если я только за себя, то зачем я?»

Гораций

Пояснительная записка

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самодеятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. С целью развития и активизации ученического самоуправления необходимо обучение актива.

Программа «Обучение команды актива ученического самоуправления «Школа «Лидер»» модифицированная: разработана на основе образовательной программы «Мы - команда» (2007 г.) Н.А. Шаповаловой, ст. преподавателя Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Формирование гражданских компетенций учащихся определяет социально-педагогическую направленность образовательной программы. Позиция личности может быть реализована более эффективно в том случае, если подросток владеет определёнными знаниями, умениями, навыками. Данная программа предусматривает использование технологии командообразования, обучения управленческим функциям, разработки локальных актов по ученическому самоуправлению.

Отличительной чертой образовательной программы является то, что она предусматривает работу на двух уровнях обучения: школьном и муниципальном. Главной целью программы на школьном уровне является формирование навыков командной деятельности; на муниципальном - практическое применение навыков, полученных в школе. Основной формой работы на муниципальном уровне является сбор.

Цель образовательной программы:

Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых учащимся п соуправлении образовательным учреждением.

Задачи:

  1. углубить представления учащихся о взаимодействии в команде;
  2. дать понятие о технологиях управления;
  3. освоить технологии интерактивного взаимодействия.

Программа предназначена для учащихся 11-14 лет, так как возрастные особенности подростков предполагают развитие самопознания, самоопределения, самореализации личности, что способствует формированию лидерских качеств учащихся.

Срок обучения -36 недель.

Объем -144 часов.

Режим занятий -4 часа в неделю.

Программа предусматривает работу в группах. Методика подготовки актива представляет собой обучение с применением мини-лекций (теоретическая основа), ролевых и деловых игр, специальных упражнений для разработки и закрепления навыков и умений, групповых обсуждений и анализа конкретных ситуаций из опыта деятельности участников.

Реализация образовательной программы предполагает формирование у учащихся представлений о лидерстве, основах организаторской деятельности; умений работать в команде и индивидуально; освоение навыка самостоятельной деятельности.

Оценка результативности осуществляется посредством диагностик: «Я -лидер» (авторы: Е. С. Федоров, О. В. Еремин, модификация Т. А. Мироновой), цветопись, определяется динамика развития операционных коммуникативных умений (лидерских организаторских качеств) учащихся на начало и конец учебного курса. Другими формами оценки результативности являются наличие портфолио, определение коэффициента участия школьников социально значимой деятельности.

Элементы образовательной программы прошли апробацию в течение 2 лет в образовательных учреждениях г. Южно-Сахалинска.

Учебно-тематический план

Темы

Всего часов

Теоретических

Практических

I.

Актив ученического самоуправления

22

8

14

1.1.

Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении

6

2

4

1.2.

Основы моделирования самоуправления в образовательном учреждении

6

2

4

1.3.

Нормативно- правовая база ученического самоуправления

4

2

2

1.4.

Актив ученического самоуправления как управленческая команда

6

2

       4

2.

Командообразование

26

4

22

2.1.

Формирование актива как команды.

6

6

2.2.

Формирование чувства «мы».

6

6

2.1

Выдвижение лидера команды.

4

2

2

2.4.

Качества команды, о которой можно только мечтать.

6

6

2.5.

Согласование правил поведения.

2

2

2.6.

Корпоративная культура,

2

2

3.

Функции управления.

54

18

36

3.1.

Постановка цели   команды.

4

1

3

3.2.

Технология организации работ.

4

1

3

3.3.

Распределение ролей и обязанностей в команде.

4

2

2

3.4

Стратегия деятельности команды актива.

6

2

4

3.5.

Планирование работы команды.

4

4

3.6.

Контроль

4

2

2

3.7.

Анализ

4

2

2

3.8.

Технология проведения собрания.

4

2

2

3.9.

Как научиться принимать решения.

4

4

3.10.

Деловые переговоры.

6

2

4

3.11.

Делегирование полномочий Как написать речь или подготовить выступление

4

2

2

З.12.

Учащиеся в управляющем совете школы.

6

2

4

IV.

Коммуникации в команде актива

12

4

8

4.1.

Язык общения

4

4

4.2.

Конфликты в команде

4

2

2

4.3.

Мотивация

2

1

1

4.4.

Будущее команды актива

2

1

1

V.

Коллективные формы работы

30

6

24

5.1

Игра как форма взаимодействия

6

б

5.2

КТД

10

2

8

5.3

PR - технологии

4

2

2

5.4

Социальное проектирование

10

2

8

Всего

144 ч.

40

104

Содержание образовательной программы

                                               Раздел 1.  Актив ученического самоуправления (22 ч.)

Тема № 1.1. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении.

Теория (2 ч.). История ученического самоуправления. Идеи философов и педагогов о самоуправлении. Опыт организации самоуправления в школе средних веков. Опыт Я.А. Коменского. Идеи М.В. Ломоносова, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского. Опыт СТ. Шацкого. «Положение о единой трудовой школе» (1918), «Устав единой трудовой школы» (1923). Опыт В.Н. Сорока-Росинского, А.С. Макаренко. Самоуправление в 30-40-е годы, 50-60-е годы XX века «Коммунарская методика» И.П. Иванова. «Ключевые дела» В. А. Караковского. Самоуправление в 90-е годы XX века и настоящее время.

Практика (4 ч.). Презентация опыта современного самоуправления в зарубежной школе; визитная карточка ученического самоуправления своего класса (объединения, школы).

Тема № 1.2. Основы моделирования самоуправления в образовательном учреждении.

Теория (2 ч.). Понятие модели. Классификация моделей, виды и типы моделей. Понятие моделирования. Принципы моделирования самоуправления. Основные характеристика модели. Требования к разработке модели: научная обоснованность, четкость структуры, качество нормативной базы, технологичность модели, наличие педагогически целесообразной деятельности, условия обеспечения функционирования модели, учет условий общеобразовательного учреждения.

Управленческая модель (жесткий, неформальный, комбинированный стили).

Практика (4 ч,) Разработка структуры модели:

1.  Блок целеполагания (цель, ценности, идеология).

2. Позиционный блок (схема с указанием взаимосвязей ее структурных компонентов).

     3, Организационный блок (выделение и описание возможностей уровней структурных компонентов).

4. Нормативный блок (основные нормативные документы, необходимые для организации самоуправления).

5. Содержательный блок (описание основного содержания деятельности всех структурных составляющих).

6. Технологический блок (возможные способы работы органов самоуправления).

Графическое представление модели самоуправления (административная деятельность и игровая деятельность).

Тема № 1.3 Нормативно- правовая база ученического самоуправления

Теория (2 ч.). Всеобщая декларация прав человека (ст. 19, ст. 20, ст. 21). Конвенция о правах ребенка (ст. 11,ст. 13,ст. 15, ст. 29). Конституция Российской Федерации (ст. 17, ст. 21, ст. 29, ст. 30, ст. 31). Закон РФ «Об образовании» (ст. 2, ст. 4, ст. 13, ст. 14, ст. 32, ст. 35, ст. 47, ст. 50). Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ст. 49, ст. 50. ст. 68, ст. 69). Устав государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы. Примерное положение о представительном органе ученического самоуправления. Примерное положение о программе ученического самоуправления «Демократическая республика».

Практика (2 ч.)  Возможные формы работы:

Деловая игра «Юридическая консультация»

Работа с методической литературой.

Конкурс «Твои права»

Игра - кругосветка (маршрутная игра) «Имею право!»

Интеллектуальная игра «Час знатоков»

Тема № 1.4 Актив ученического самоуправления как управленческая команда.

Теория (2 ч.). Обычная рабочая группа или команда. Необходимые факторы для формирования команды. Психологическая совместимость.

Трехуровневая система взаимодействия управленческой команды с другими субъектами управления образовательного учреждения:

  1. стратегический уровень - взаимодействие управленческой команды актива с советом общеобразовательного учреждения, с администрацией школы,
  2. тактический уровень - деятельность актива ученического самоуправления как управленческой команды (формулирует проблемы, планирует, организует выполнения принятых решений,
  3. оперативный уровень - актив организует деятельность закрепленных за ними направлений работы, курирует работу субъектов ученического самоуправления: комитетов, комиссий, центров, объединений.

Практика (4 ч.). Преимущества и недостатки работы в команде. Признаки эффективной команды. Основные принципы работы в команде. Управленческая команда актива.

Раздел 2. Командообразование (26 ч.)

Тема № 2.1. Формирование актива как команды.

Практика (6 ч.). Формирование управленческой команды. Процесс развития команды. Стадии образования команды: формирование, шторм, нормирование, деятельность. Особенности протекания каждой стадии, возможные конфликты и способы их урегулирования. Активисты, мыслители и заботливые. Создание команды. Навыки и приемы создания команды.

Постановка целей и задач. Процедура командообразования, предоставление самостоятельности инициативы, формирование командной культуры, мониторинг работы команды.

Тема № 2.2. Формирование чувства «мы».

Практика (6 ч.). Формирование чувства «мы». Выдвижение лидера команды. Согласование правил поведения. Корпоративная культура. Создание рабочей структуры команды, которая определяется целью команды и особенностями содержания работы. Распределение ролей в команде в соответствии с задачами индивидуальными способностями и желанием. Принятие норм, правил эффективной команды.

Тема №2.3. Выдвижение лидера Команды.

Теория (2 ч.). Личность как субъект общения. Факторы развития личности.

Темперамент как биологический фундамент, на котором формируется личность. Типология Кречмера, Айзенка, Выготского. Характеристика типов темперамента. Понятие характера. Черты характера. Акцентуация характера.

Практика (2 п.). Общение. Понятие общения как специфическая форма Взаимодействия. Роль лидера в команде. Формальное и неформальное лидерство. Потребность в задаче, потребность в поддержании команды и индивидуальные потребности. Стили лидерства, их сильные и слабые стороны. Ситуационное лидерство. Динамика группы: спираль трех факторов. Стимулирование развития группы. Техники профилактики распада команды.

Тема № 2.4. Качества команды, о которой можно только мечтать.

Практика (6 ч.). Формирование командного духа, сплоченности, сотрудничества.

Команда как отражение общей корпоративной культуры. Взаимосвязь личных и командных целей. Оценка эффективности работы команды. Анализ сильных и слабых сторон. Составление плана развития. Методы улучшения взаимодействия внутри команды.

Тема № 2.5. Согласование правил поведения.

Практика (2 ч.). Освоение навыка работы с правилами поведения. Правила должны поощрять проявление интереса к решаемой задаче, поддерживать открытость членов команды, их вовлеченность в работу и прежде всего — заинтересованность в успешном результате. В каждой команде правила должны быть уникальными. В работе над принятием правил должен поработать каждый член команды, Правила обсуждаются и принимаются всей командой.

Тема №2.6. Корпоративная культура.

Теории (2 ч.). Корпоративная культура в истории менеджмента. Культура: нормы поведения, ценности, обычаи, ритуалы и табу, принятые в команде. Сюда относится все, что принято называть системой взаимоотношений. Формированием культуры команды. Корпоративная культура как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать всех активистов на общие наш и ценностные установки, обеспечивать преданность делу, облегчать общение и достигать взаимопонимания. Принципы и обязательства - гарант сплочения активистов;

Раздел 3. Технологии управления (54 ч.).

Тема№3.1.Постановка цели команды.

Теория (1 ч.). Формулирование и постановка целей как важнейший этап управленческой деятельности. Цель результаты деятельности, которые приводят к  решению, устранению проблемы. Требования к цели, которые формулирует актив ученического самоуправления: конкретность, реальность и достижимость, доступность, позитивность. Стратегические и тактические.

Практика (3 ч.). Алгоритм формулирования цели: формулирование цели для решения выявленных ранее проблем; анализ факторов, влияющих на достижение цели, в частности, состав и содержание факторов внешней и внутренней среды.

Тема № 3.2. Технология организации работ.

Теория (1 ч,). Организация как вид организационной деятельности, которая призвана обеспечить выполнение плана (программы) или создает условия для принятия плана.

Практика (3 ч.). Определение перечня действий, необходимых для достижения цели, порядка выполнения этих действий. Технология организации работ будет выглядеть следующим образом: составление плана, назначение ответственных и сроков исполнения, утверждение плана органами самоуправления образовательного учреждения (совет актива, ученическая конференция, педагогический совет и т.д.), решение вопросов финансового и информационного обеспечения, решение вопросов взаимодействия с социальными партнерами, выполнение работ.

Тема № 3.3. Распределение ролей и обязанностей в команде.

Теория (2 ч.). Правильное выделение ролей, согласно выполняемым задачам. Установление правил взаимодействия между ними. Расстановка активистов по ролям, которые им более всего подходят.

Практика (2 ч.). Тест «Типы ролей в команде» (по Белбину), с целью определения потенциальных возможностей и качеств активистов, необходимых в той или иной деятельности. Поручения и должностные обязанности активистов.

Тема № 3.4 Стратегия деятельности команды актива.

Теория (2 ч.). Определение стратегии деятельности. Алгоритм действий команды.

Практика (4 ч.). Изучаем потребности (предложения) учащихся школы. Планирование работы актива. Организация ученической конференции. Участие в работе педагогического совета школы по определенным вопросам; в работе общешкольного собрания с вопросами активизации ученического самоуправления. Разработка локальных актов, документов. Установление связи с общественностью (проекты, переговоры, совещания)

Тема № 3.5. Планирование работы команды.

Практика (4 ч.). План как рабочий инструмент достижения поставленной цели. План- программа деятельности отдельного индивидуума (личный план) или коллектива на определенный период. Планирование как процесс, деятельность по составлению плана. Алгоритм планирования: выбор цели из сформулированных ранее, тип разрабатываемого плана, разработка перечня мероприятий (действий), которые необходимо совершить, чтобы добиться плана; анализ вероятности достижения плановых мероприятий и при необходимости произвести корректировку работ на всех стадиях (обратная связь).

Тема № 3.6. Контроль

Теория (2 ч.). Контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов: установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке; измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами; корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Практика (2 ч.). Разработка принципов технологии контроля: системности, обратной связи, целенаправленности, алгоритмичности, приоритетности, адаптивности, устойчивости.

Тема № 3.7. Анализ.

Теория (2 ч.). Анализ как вид и технология деятельности может быть классифицирован по различным признакам. По содержанию процесса анализа по объектам, по времени и периодичности проведения. Анализ по объектам в частности анализ структур, то есть деятельность субъектов самоуправления (комитетов, секторов, комиссий и. т.д.), их взаимодействие между собой и другими субъектами управления в образовательном учреждении, определяющих инициативность совместной деятельности. Анализ работы актива поквартально: выявление проблемы, принятие мер по их решению.

Практика (2 ч.). Анализ, оценка деятельности команды, выявление степени эффективности проводимых мероприятий, составление перспективного мшит работы (на определённый период).

Тема № 3,8. Технология проведения собрания.

Теория (2 ч,)  Алгоритм проведения собраний. Повестка дня. Определение цели собрания. Решения, выработанные в ходе собрания. Технология принятия решений. Типичные ошибки проведения собраний. Тематика общего принятия коллектива как высшего органа самоуправления. Регулярные ежедневные, еженедельные, ежемесячные сборы по обсуждению итогов прошедшего периода (что было хорошего за прошедшее время, что не понравилось). Практика (2 ч.). Сборы по обсуждению одной из проблем, актуальной для DC0X. По каждому поднятому вопросу здесь же принимается решение большинством голосов. Собрания по обсуждению проекта важных документов внутри школы, изменений в локальных актах).

Тема № 3.9. Как научиться принимать решения.

Практикa (4 ч.). Принятие решений - выбор одного из вариантов решения задачи или проблемы, в основе которого лежит информационное обеспечение м системный анализ ситуации. Процедура принятия решений: формулирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и корректировки гипотезы или программы действий. Решение - процесс и результат выбора Способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности. Алгоритм принятия решения. Определение проблемы. Прояснение ситуации. Формулирование и заслушивание вариантов решения проблемы. Принятие названия. Назначение ответственных за выполнение решений.

Тема № 3.10. Деловые переговоры.

Теория (2 ч.). Цели, задачи деловых переговоров. Шесть этапов деловых переговоров. Вступление. Изложение информации. Аргументация. Ответы па вопросы и нейтрализация возражений. Поиск удобного компромиссного решения. Подведение итогов, принятие решений. Типичные ошибки, которых следует избегать в процессе переговоров. Подготовка к переговорам. Практика (4 ч.). Освоение диалоговых технологий.

Тема № 3.11. Делегирование полномочий.

Теория (2 ч.). Передача полномочий как инструмент успеха в деятельности Команды и повышения ее работоспособности. Реальные полномочия, самостоятельное решение проблем, встающих перед коллективом, рабочими органами самоуправления. Передача полномочий органам ученического самоуправления одна из распространенных и нерешенных проблем в образовательных учреждениях. Как подготовить команду для передачи ей полномочий.

Практика (2 ч.). Пошаговая схема делегирования, полномочий: сбор фактов, выдвижение предложений, осуществление предложений.

Тема № 3.12. Учащиеся в управляющем совете школы. 

Теория (2 ч.). Участие школьников в управлении школой - развитие их гражданской позиции, приобретение опыта гражданской жизни. Права школьников по отношению к Управляющему совету: выборы в совет, обучение Навыкам управления, инициация проблемных вопросов. Взаимодействие с Органами ученического самоуправления.

Практика (4 ч.). Основные функции школьников управляющих (Разработка разумных правил поведения учащихся в школе, закрепление их прав и обязанностей в Уставе школы, постоянный контроль за их исполнением, их регулирование; выработка и продвижение предложений по режиму учебного дня (недели, учебного года), удобного для большинства учеников: расписание занятия, деятельности школьных кружков, клубов и секций; защита прав всех участников образовательного процесса, закрепленных законодательством РФ, отраженных в Уставе школы).

                                             Раздел №4. Коммуникации в команде актива (12 ч.)

Тема №4.1. Язык общения

Практика (4 ч.). Коммуникация - как процесс обмена информацией, её смысловым значением между двумя и более людьми. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься разумные решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, то есть сообщения.

Тема 4.2. Конфликты в команде

Теория (2ч.). Конфликты как неизбежное свойство человеческого общения. Конфликты -реальность, одна из стадий, которую необходимо пройти команде, чтобы развиваться дальше и добиваться успехов. Основные источники конфликтов: предубеждение, своенравность, чувствительность, соревнование за превосходство, недопонимание.

Практика (2 ч.). Решение ситуаций: Что  мешает решению конфликта. Эмоциональная реакция: обида, гнев. Нежелание выслушать другую сторону. Незнание истинных причин конфликта. Использование неправильного стиля общения. Ваш настрой на то, что конфликт не решаем. Уход от мирных переговоров.

Алгоритм решения конфликта.

Тема № 4.3. Мотивация

Теория (1 ч.). Мотивация - побуждение к действию. Задача функции мотивации в выполнение работу членами команды в соответствии с порученными им обязанностями, в соответствии с планом. Мотивация - создание внутреннего побуждения к действиям как результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. (Ребенок так же, как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам).

Практика (1 ч.). Условия мотивации. Критерии мотивации учащихся. Создание условий для положительной мотивации ребят к разнообразной деятельности.

Тема №4.4. Будущее команды актива

Теория (1 ч.). Анализ деятельности команды, выявление проблем, определение будущего команды, желания и способностей членов команды, сильные и слабые стороны деятельности команды (чем гордится команда, что команда не умеет делать, что команда делает отлично, как команда выглядит в глазах

учащихся, какие задачи должен решать каждый активист команды, чему еще ДОЛЖНА научиться команда, что команда должна сделать лучше, как команде О i Iп. более творческой, как команда может стать более сплоченной, кто и как Поможет команде совершенствоваться).

Практика (1 ч.). «Прогноз погоды» - средство достижения равновесия между командной задачей, Я и Мы.

                           Раздел 5.Коллективные формы работы (30 ч.).

Тема № 5.1. Игра как форма взаимодействия

Практика (6 ч.). Понятие игры, значение игр для человеческого общения. Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе. Функции игры: развлекательная, коммуникативная, функция самореализации, игротерапевтическая функция и функция социализации. Методика организации игровым программ. Игровая среда и специфика игр.

Игровые программы для разных возрастов, их организация и управление. Деловая игра и ее характеристика. Ситуативные и ролевые игры. Сюжетные Игры и имитационные игры. Предметные игры и игры драматизации. Структура деловой игры. Этапы проведения деловой игры. Сценарий. Сценарный план, питание игры. РР массовых мероприятий, методы и приемы оформления массовых мероприятий, игр. Изготовление декораций, подготовка атрибутики Игр, КТД, применение методики. Техника безопасности проведения массовых мероприятий. Принципы обеспечения безопасности массовых мероприятий. Фирмы работы:

Практикум «Ресурсы детского движения», игры, тренинг.

Тема №5.2. КТД

Теория (2 ч.). Отличительные признаки КТД. Три основных типа КТД представление. Малое творческое дело. Большое творческое дело. КТД требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, гак и от его участников. Организаторы дают задание участникам. («Постановка проблемной сценки»).

КТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела («Сочинить и произнести обвинительное слово в адрес: старухи Шапокляк «За выгул крыс в неположенном месте», Карлсону «За проживание без прописки», Лисе Алисе и коту Базилио «За втягивание детей в незаконные махинации», Придумать новый знак Зодиака и составить для него гороскоп).

Практика (8 ч.). Шесть стадий КТД:

  1. предварительная работа;
  2. коллективное планирование;      
  3. коллективная подготовка к КТД;
  4. проведение КТД;
  5. коллективное подведение итогов;
  6. непосредственное использование созданного опыта.

Тема №5.3, PR-технологии

Теория (2 ч.). В блок входит три основных линии обучения: риторика, эстетика, театральное искусство. Театр: теоретической основой материала служи i учение К.С. Станиславского и интерпретация его идей, предложенная П.М.

Ершовым. Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в первую очередь учащиеся открывали для себя поведение (действие), выразительность, создание характера как элементы толерантного мироощущения. Эстетика: развитие эстетического чувства, эстетического вкуса, эстетических идеалов построено на познании категории эстетической деятельности. От представления о категориях отношения: возвышенном, прекрасном, трагическом, комическом, безобразном, ужасном, низменном - кроме развития восприятия эстетического разнообразия, зависит способность включаться в систему общественных отношений. Формирование творческих способностей в искусстве, в быту и поступках людей связано с освоением категории эстетическое.

Практика (2 ч.). Риторика.

Тема № 5.4. Социальное проектирование

Теория (2 ч.). Понятие социального проектирования. На этапе изучения теоретических понятий социального проектирования участникам Школы даются основные требования к проекту, технология разработки социального проекта.

Практика (8 ч.). Разработка социального проекта.

Методическое обеспечение программы

Большое значение в реализации образовательной программы имеют групповые формы работы:

  1. тренинговые занятия, направленные на освоение и развития навыков, необходимых для успешного взаимодействия;
  2. игры (ситуативные, ролевые, деловые), позволяющие моделировать деятельность партнёров в определённой ситуации.

Для эффективного обучения по данной программе используется такая технология как сбор (выездной сбор), который создаёт в автономном пространстве ситуацию интенсивного творческого взаимодействия участников в организации совместной жизнедеятельности.

Список литературы для преподавателей

  1. Ахметова, И..Ф. Гражданское образование и социальное проектирование [Текст]: Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы / И.Ф. Ахметова, Н.М Воскресенская, И.Г. Димова. - М.: Новый учебник, 2003. -160 с.
  2. Браткин, А.Л. Чемоданчик тренера.! 0 продаваемых тренингов [Текст]/ А.Л. Браткин, И.А. Скоробогатова. - Москва, 2006. - 206 с.
  3. Вагин, И.О. Мастер- класс. Тренинги [Текст]/И.О. Вагин, П.Репинская. -М.: Астрель. Транриткнига, 2005. - с. 37- 39
  4. Вагин, И.О. Как стать первым. Практический коучинг по-русски [Текст]/ И.О. Вагин, А.И. Глущай. - М.: ACT Астель. Люкс, 2004. - 272 с.
  5. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я [Текст]: Метод, пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов, П. В. Степанов; под ред. Л.И.Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207с.
  6. Детское движение [Текст]. - Мн.: ООО Красико-Принт, 2004. -128 с.
  7. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права). 5-9 классы [Текст] / авт.-сост. М. Е. Сергеева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 94с.

    8. Идейно-нравственное воспитание [Текст]: В помощь классному руко-Ш14 и юлю. - Мн.: Краснко-принт, 2005. -272 с.

   9. Каменский, A.M. Воспитание авторитетом: образовательный потенци-(III внеурочной работы [Текст] / А. М. Каменский; Отв. ред. МЛ. Ушакова. -М.: Сентябрь, 2007.-144 с.

  10. Караковский, В.А. Воспитание для всех [Текст] / В.А. Караковский. - М.: 111111 школьных технологий, 2008. - 240 с.

11. Максвелл, Джон. Создай команду лидеров. Попурри [Текст] ]/ Джон МПКСВОЛЛ.   Минск, 2003.-24 с.

12.Максвелл, Джон. 21 минута в день на развитие лидерства. Попурри [Текст]/Джон Максвелл. - Минск, 2004. - 218 с.

13.Прутченков, А.С. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели [Текст]/ А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова. - М.,2005.-120 с.

     14. Педагогические игры [Текст]. - Мн.: Красико-принт, 2005. -128 с.

15. Педагогу - организатору [Текст] / Сост. Т.Е. Заводова. - Минск: Краси-ко-Принт, 2006.-128 с.

     16. Прутченков, А.С. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели [Текст]/ А.С. Прутченков, И.В. Калиш, Т.Г. Новикова. - М., 2005, -120 с.

    17. Сельченок, К.В. Психология лидерства[Текст]/К.В. Сельченок. - Минск, 2004.-365 с.

    18. Сельченок, КВ. Психологиялидерства[Текст]/К.В. Сельченок.—Минск, 2004.-365 с.

    19. Тесленко, И.Б. Менеджмент [Текст]/ И.Б. Тесленко, СВ. Федии, Н.В. Федина. -М.: Вита-Пресс, 2006. - 64 с.

    20.Фопель, К. Консультирование и тренинг организаций [Текст]/К. Фо-пель. Пер. с нем. - М. Генезис, 2005. - с.38-39

    21.Шаповалова, Н.А. Технология обучения команды актива [Текст]/ Н.А. Шаповалова. - БелРИППС, 2007. -100 с.

22


17



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"

Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Лидер"

Программа социализации и развития личности школьников, имеет социально-педагогическую направленность.Срок реализации - 1 год....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочая программа кружка ученического самоуправления "Школа Лидера" 5 - 11 класс

Цель программы:  Развитие лидерских качеств у обучающихся средних и старших классов в различных видах общественной и личностно значимой деятельности.Задачи программы:Развитие организаторских комм...


 

Комментарии

Данилова Светлана Васильевна

голосую. Молодец.

Альбина Геннадьевна!Интересная работа!Голосую!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020