Образовательная программа дополнительного образования детей «Обучение игре на фортепиано»
рабочая программа по теме

Тюхтенева Елена Евгеньевна

 

Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и  юношей. Общий курс фортепиано - это одно из направлений комплекса музыкальных знаний ученика, это одна из возможностей подготовки  детей  к  активному  любительскому  музицированию.

   Общий курс фортепиано характеризуется:

- расширением  музыкального  кругозора, музыкальных  впечатлений,  репертуара;

- процессом  обучения  навыкам  игры  на  фортепиано;

- возможностью  большей  реализации  творческих  способностей  и  потребности

  самовыражения;

- совместным  музицированием   детей  и  преподавателей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

   Хоровая  школа  мальчиков  и  юношей

г. Конаково

Образовательная программа

дополнительного образования детей

 «Обучение игре на фортепиано»

Возраст детей 6 - 17 лет

Продолжительность обучения 7 лет

 Составитель:

преподаватель по классу фортепиано

Тюхтенева   Елена   Евгеньевна

                 

       

Конаково

 2013г.

                                                    Пояснительная  записка

   Творчество и творческая деятельность определяют сегодня ценность человека. Развитие творческой личности, индивидуальности человека - это одна из задач Хоровой  школы  мальчиков  и  юношей. Общий курс фортепиано - это одно из направлений комплекса музыкальных знаний ученика, это одна из возможностей подготовки  детей  к  активному  любительскому  музицированию.

   Общий курс фортепиано характеризуется:

- расширением  музыкального  кругозора, музыкальных  впечатлений,  репертуара;

- процессом  обучения  навыкам  игры  на  фортепиано;

- возможностью  большей  реализации  творческих  способностей  и  потребности

  самовыражения;

- совместным  музицированием   детей  и  преподавателей.

   Предмет  «Фортепиано»,  является  первым  звеном  в  процессе  последовательного  развития  и воспитания  творческой  личности  музыканта.  

   Данная  программа  разработана  для  учащихся  1 - 7 классов  «Хоровой  школы  мальчиков  и  юношей»  г. Конаково.

   Дополнительный,  8-й  год  обучения  разрешается  ученикам,  обладающим  профессиональными  данными,  но  по  возрасту  не  имеющим  еще  права  поступления  в  музыкальное  училище.  Этот  год  должен  быть  использован  для  всестороннего  развития  ученика,  углубления  и  закрепления  всех  полученных  ранее  навыков  и  знаний.  

   Детям  дошкольного  возраста  (с  6 лет)  рекомендуется  начинать  обучение  в  подготовительных  классах.

   Различные  сроки  обучения  дают  возможность  осуществлять  дифференцированный  подход  к  обучению  учащихся,  различных  по  возрасту,  музыкальным  данным,  уровню  подготовки  и  другим  индивидуальным  особенностям.

   За  время  обучения  педагог  должен  научить  ученика  самостоятельно  разучивать  и  грамотно,  выразительно  исполнять  (по  нотам  и  наизусть)  на  фортепиано  произведения  из  репертуара  ДМШ,  а  также  сформировать  у  него  навык  чтения  нот  с  листа,  подбора  по  слуху,  транспонирования,  игры  в  различных  ансамблях.

   Основной  формой  учебной  и  воспитательной  работы  в  классе  фортепиано  является  урок,  проводимый  в  форме  индивидуального  занятия  педагога  с  учеником.

   Форма  индивидуальных  занятий  в  классе  фортепиано  создает  педагогу  необходимые  условия  для  внимательного  всестороннего  изучения  и  воспитания  каждого  ученика.  Объективная  оценка  его  индивидуальных  возможностей  (общего  и  физического  развития,  строения  рук  и  приспосабливаемости  к  инструменту,  музыкальной  памяти  и  т.д.)  обусловливает  конкретные  дифференцированные  педагогические  задачи  и  методы  работы.

   Учебно-воспитательная  работа  в  классе  фортепиано  включает  в  себя:

- Тщательное  изучение  основной  программы  учащихся  с  целью  публичного  исполнения  ее;

- Воспитание  эстетического  вкуса  учащихся  на  основе  осознанного  восприятия  музыки;

- Ознакомление  под  руководством  педагога  с  разнообразными  музыкальными  произведениями;

- Развитие  основных  технических  навыков  на  материале  упражнений  и  этюдов;

- Повышение  музыкальной  грамотности,  расширение  и  закрепление  теоретических  познаний;

- Помощь  ученикам  в  их  самостоятельном  музицировании  и  участии  в  общественной  жизни  школы.

   Все  названные  формы  работы  фортепианного  класса  образуют  в  совокупности  «комплексный  метод»  музыкального  воспитания  и  обучения  игре  на  фортепиано.

   Успеваемость  учащегося  во  многом  зависит  от  целесообразно  составленного  индивидуального  плана,  в  котором  должно  быть  предусмотрено  последовательное  и  гармоничное  развитие  учащегося,  учтены  его  индивидуальные  особенности,  уровень  общего  музыкального  и  технического развития  и  связанные  с  этим  конкретные  педагогические  задачи.

   При  составлении  индивидуальной  программы  учитывается  принцип  педагогической  целесообразности:  доступность  изложения,  лаконизм  и  законченность  формы,  совершенство  инструментального  воплощения.  Программа  каждого  ученика  должна  быть  разнообразной  по  стилям  и  жанрам.  Наряду  с  трудными  сочинениями,  требующими  напряжения  всех  сил  ученика,  включаются  в  план  и  более  легкие  для  него,  которые  могут  быть  быстро  разучены.

   Одним  из  важнейших  средств  музыкального  воспитания,  развития  эстетического  вкуса  у  учащегося  является  выбор  репертуара,  в  котором  основное  место  отводится  изучению  произведений  русских  и  зарубежных  классиков,  произведений  композиторов  союзных  республик  - основоположников  национальной  музыкальной  культуры,  а  также  советских  и  современных  композиторов.

   Репертуар  ученика  должен  быть  разнообразным  по  содержанию,  форме,  стилю,  фактуре.

   

   Настоящая  рабочая  программа  отражает  разнообразие  репертуара,  его  академическую  направленность,  а  также  возможность  индивидуального  подхода  к  каждому  ученику.  В  одном  и  том  же  классе  экзаменационная  программа  может  отличаться  по  уровню  трудности.  Количество  музыкальных  произведений,  рекомендуемых  для  изучения  в  каждом  классе,  дается  в  годовых  требованиях.

   В  работе  над  репертуаром  педагог  должен  учитывать,  что большинство  произведений  предназначается  для  публичного  или  экзаменационного  исполнения,  а  остальные  - для  работы  в классе  или  ознакомления.  Следовательно,  педагог  может  устанавливать  степень  завершенности  исполнения  учеником  того  или  иного  произведения.  Вся  работа  над  репертуаром  фиксируется  в  индивидуальном  плане  ученика.

   Именно  репертуар  является  одним  из  главных  факторов  в  обучении  учащихся  комплексу  важнейших  навыков  музицирования  и  самостоятельного  творчества:  игре  по  слуху,  транспонированию,  чтению  с  листа,  игре  в  ансамбле,  умению  проаккомпанировать  по  нотам  и  на  слух,  сочинению  и  импровизации.

Особенности  организации  учебного  процесса.

   Обучение  в  «Хоровой  школе  мальчиков  и  юношей»  имеет  свою  специфику.  Программа  разработана  с  учетом  специфики  обучения  на  вокально-хоровом  отделении  школы.  Дети  активно  заняты  в  концертной  деятельности,  гастрольных  поездках.  Протяженность  рабочего  дня  учащегося  довольно  велика,  мало  времени  отводится  на  домашнюю  работу.  В  связи  с  этим  на  педагогах  лежит  большая  ответственность  по  реализации  идей  комплексного  обучения,  при  этом  избегая  значительного  увеличения  учебной  нагрузки,  а  также  чрезмерной  интенсификации  учебного  процесса.

   В  подготовительном   классе  учащиеся  имеют  1 час  индивидуальных  занятий  в  неделю  (возможен  второй  час  по  заявлению  родителей),  

1 – 7 класс  - 2 часа  в  неделю.

   В  основу  образовательного  процесса  в   ХШМЮ   положена  концепция  развивающего  обучения,  согласно  которой  работа  над  приобретением  и  совершенствованием  исполнительских  навыков  и  умений  находится  в  неразрывной  связи  с  всесторонним,  универсальным  развитием  личности  ученика,  расширением  его  художественного  и  общекультурного  кругозора,  активизацией  творческих  и  познавательных  сил.

   Показателем  эффективности  любого  процесса  обучения  служит  конечный  результат.  Для  учащихся  Хоровой  школы  это  публичное  выступление,  которое  стимулирует  и  повышает  результативность  обучения,  усиливает  его  привлекательность,  воспитывает  и  концентрирует  лучшие  качества,  помогает  ощутить  общественную  значимость  своего  труда  и  увидеть  его  результат

 

Контроль  и  учет  успеваемости.

  Успеваемость  учащихся  в  игре  на  инструменте  учитывается  на  различных  выступлениях:  контрольных  уроках,  академических  зачетах,  экзаменах,  конкурсах,  концертах,  прослушиваниях  к  ним  и  т.д.

   Экзамены  проводятся  в  соответствии  с  действующими  учебными  планами  в  выпускном  классе  (7 кл.)  и  в  классе  профессиональной  ориентации  (8 кл.)

   На  выпускной  экзамен  выносятся  четыре  произведения  различных  жанров  и  форм.  Экзаменационные  программы  в  классах  профессиональной  ориентации  составляются  в  соответствии  с  Приемными  требованиями  по  специальным  дисциплинам  для  поступающих  в  средние  специальные  учебные  музыкальные  заведения.

   В  остальных  классах  учащиеся,  как  правило,  выступают  на  академических  концертах  два  раза  в  год  - I  полугодие  (декабрь)  и  II  полугодие  (май).

   За  учебный  год  педагог  должен  подготовить  с  учеником  4 – 5 произведения,  различных  по  жанру  и  форме  ( в  том  числе  возможны  ансамблевые),  для  показа  на  академических  концертах.

   Технические  зачеты  проводятся   в  виде  зачета  с  оценкой  два  раза  в  году  (ноябрь  и  март).

   Контрольные  уроки  по  проверке  технической  подготовки  учащихся  проводятся  с  3 класса.  На  контрольный  урок  выносятся:  этюд;  одна  мажорная  или  минорная  гамма  со  всеми  изучаемыми  в  данном  классе  техническими  формулами;  чтение  нот  с  листа  и  знание  музыкальных  терминов.

   В  каждом  полугодии  организуются  концерты,  где  учащиеся  имеют  возможность  проявить  свои  способности  в  исполнительской  деятельности.  

   Программа  выступлений  в  целом  составляется  так,  чтобы  выявить  сильные  стороны  ученика  и  отразить  работу  над  преодолением  недостатков.  Ученики  в  течение  года  должны  сыграть  произведения  различных  жанров  и  форм  (полифония,  крупная  форма,  пьесы  и  этюды).

   В  течение  всех  лет  обучения  педагог  должен  знакомить  учащихся  с  творчеством  выдающихся  композиторов,  с  музыкальными  жанрами  и   формами,  наиболее  употребительными  терминами,  а  также  развивать  умение  словесно  охарактеризовать  исполняемое  в  классе  произведение.

   Важнейшей  формой  методической  работы  коллектива  педагогов  является  обсуждение  выступлений  учеников  на  зачетных  вечерах,  экзаменах  и  концертах,  подведение  итогов  контрольных  уроков,  обмен  опытом  и  взаимопомощь.

   При  выведении  итоговой  (переводной)  оценки  учитывается  следующее:

  1. оценка  годовой  работы  ученика,  выведенная  на  основе  его  продвижения;
  2. оценка  ученика  за  выступление  на  академическом  концерте  или  экзамене,  а  также  результаты  контрольных  уроков;
  3. другие  выступления  ученика  в  течение  учебного  года.

   Каждый  педагог  должен  использовать  все  возможности  для  повышения  своей  квалификации,  постоянно  работать  за  инструментом,  участвовать  в  школьных  концертах – отчетах,  изучать  вновь  выходящую  музыкальную  и  методическую  литературу,  а  также  труды  по  смежным  дисциплинам  - психологии,  педагогике,  эстетике.

                             ГОДОВЫЕ   ТРЕБОВАНИЯ    ПО   КЛАССАМ

                                                Подготовительный  класс

   Прием  детей  с  6 лет.  Одновременно  с  изучением  нотной  грамоты  педагог  занимается  с  учащимся  подбором  по  слуху,  пением  песенок – попевок.  С  первого  урока  - знакомство  с  фортепиано.  Работа  над  упражнениями,  формирующими  правильные  игровые  навыки.  За  год  учащийся  должен  пройти  15 – 20 мелких  произведений,  освоить  основные  приемы  игры:  non  legato,  legato,  staccato.  Освоение  нотной  грамоты:  простейшие  упражнения  в  чтении  нот  с  листа.  Приобщение  ученика  к  ансамблевому  музицированию  (исполнение  с  педагогом  простейших  пьес  в  четыре  руки).

   В  репертуаре  предполагаются  пьесы  разного  характера:  народные  песни,  пьесы  песенного  и  танцевального  характера,  пьесы  с  элементами  полифонии,  этюды,  ансамбли.

   За  год  учащийся  должен  выступить  на  зачетах  в  1-м  полугодии  (ученик  должен  исполнить  2  произведения)   и  во  2-м  полугодии  (исполняются  3  произведения).  Возможны  разные  варианты  экзаменационных  программ.

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. Г. Гумберт  «Этюд»  До мажор

И. Филипп  «Колыбельная»

Ю. Литовко  «Часики»

  1. Украинская  народная  песня  «Ой,  лопнул  обруч»

Е. Гнесина  Маленькие  этюды:  № 9  До  мажор

Ю. Литовко  «Перепелка»

М. Красев  «Журавель»

      3.  Л. Шитте  Соч. 160   «Этюд»  № 1

           Русская  народная  песня  «Коровушка»

           Польская  народная  песня  «Висла»

  1. Е. Гнесина  «Этюд»  До  мажор

Т. Салютринская  «Пастух  играет»

А. Рубах  «Воробей»

                                                            Первый  класс

   В  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  с  учеником  20 – 30  музыкальных  произведений:  народные  песни,  пьесы  песенного  и  танцевального  характера,  пьесы  с  элементами  полифонии,  этюды  и  ансамбли,  а  также  (для  более  подвинутых  учащихся)  - легкие  сонатины  и  вариации.

   Читать  с  листа  необходимо  регулярно,  пока  учащийся  не  научится  свободно  разбирать  новый  текст.

   Использование  упражнений  в  виде  различных  последований  пальцев  (нон  легато,  затем  легато)  в  пределах  позиции  руки  от  разных  звуков  и  с  перемещениями  по  октавам.  Подбор  по  слуху. Игра  мажорных  и  минорных  гамм  на  две  октавы  (требования  индивидуальные).

   В  течение  всех  лет  обучения  педагог  должен:

-  ознакомить  учащихся  с  творчеством  выдающихся  композиторов,  чьи  произведения  изучаются  в  классах  фортепиано  и  фортепианного  ансамбля;  с  музыкальными  жанрами,  формами,  наиболее  употребительными  терминами;

-    развивать  умение  словесно  охарактеризовать  исполняемые  в  классе  музыкальные  произведения.

   За  год  педагог  проходит  с  учеником  2 – 4 полифонических  произведения,  1 – 2 произведения  крупной  формы,  6 – 8 этюдов,  5 – 6 пьес  (включая  ансамбли).

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. Е. Гнесина  «Маленькие  этюды»:  № 11

Л. Моцарт  «Менуэт»  Ре  минор

Й. Гайдн  «Анданте»  Соль  мажор

Д. Кабалевский  «Ежик»

  1. Л. Шитте  Соч. 160  «Этюд»  № 22

И. Кригер  «Менуэт»  ля  минор

Д. Тюрк  «Аллегретто»  Ре  мажор

А. Гедике  «Ригодон»

  1. К. Черни  «Этюд»  ре  минор

Д. Тюрк  «Ариозо»

И. Беркович  Вариации  на  тему  «Во  саду  ли,  в  огороде»

Старинная  французская  песня

  1.  И. Бах  «Менуэт»  соль минор  (Нотная  тетрадь  Анны  Магдалены  Бах)

Черни – Гермер    «Этюды»  № 15,  16

Д. Штейбельт  Соч.  33  «Адажио»

М. Клементи  «Сонатина»  Соль мажор,  I ч.

   

                                                         Второй  класс

   В  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  с  учеником  15 – 20  различных  музыкальных  произведений:

2 – 4  полифонических  произведений;

2 произведения крупной  формы;

5 – 6 пьес  (включая  2 – 3 ансамбля);

5 – 8  этюдов.

   Чтение  с  листа;  игра  с  педагогом  в  четыре  руки  простых  ансамблевых  пьес  разных   жанров.  Работа  над  пальцевой  техникой  в  различных  видах  упражнений,  а  также  над  развитием  навыков  свободных  кистевых  движений  путем  игры  интервалов.  Работа  над  гаммами   и  упражнениями   в  две  октавы.

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. Г. Персел  «Ария»  ре минор

А. Гедике  Соч. 36  «Сонатина»  До  мажор

А. Лемуан  Соч.  37  «Этюд»  № 17

          С. Майкапар  Соч. 28  «Мотылек»

  1. И. Бах  «Менуэт»  ре  минор  (из  Нотной  тетради  Анны  Магдалены  Бах)

Д. Тюрк  «Сонатина»  До  мажор

А. Жилинскис  «Этюд»  Соль  мажор

М. Шмитц  «Марш  гномиков»

  1. В. Моцарт  «Менуэт»  Фа  мажор

Л. Бетховен  «Сонатина»  Соль  мажор

Ф. Лекуппе   «Этюд»  До  мажор

А. Хачатурян  «Андантино»

  1. И. Бах  Маленькие  прелюдии  и  фуги.  Тетрадь  I  

        «Маленькая  прелюдия»  № 2  До  мажор

      М. Клементи  Соч. 36  «Сонатина»  Соль  мажор  I ч.

      Г. Беренс  Соч. 70  «Этюд»  № 33

      Р. Шуман  соч. 68, № 2  «Солдатский  марш»

                                                Третий  класс

   В  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  с  учеником  15 – 20  различных  музыкальных  произведений,  в  том  числе  несколько  в  порядке  ознакомления:

2 – 4   полифонических  произведения;

2  произведения  крупной  формы;

5 – 6   пьес  разного  характера  (включая  2 – 3 ансамбля);

5 – 6 этюдов.

   Чтение  с  листа  пьес  различного  характера  (уровня  трудности  1 класса).  Игра  в  ансамбле.  Подбор  по  слуху  мелодий,  используя  на  опорных  звуках  простейшее  аккордовое  сопровождение.  Учитывая  индивидуальные  возможности  ученика,  целесообразно  сочинение  легких  пьес  различных  жанров  в  форме  периода.

   Упражнения  в  виде  различных  позиционных  фигур,  коротких  трелей  и  других  мелизмов  (морденты,  группетто),  репетиций  интервалами  (с  перемещением  через  октаву  или  секвенционно).

  Мажорные  (C,  G,  F  - dur)  и  минорные  (a,  e,  d  - moll)  гаммы  в  четыре  октавы:  прямая,  расходящаяся,  трезвучие  с  обращениями,  длинное  арпеджио

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. И. Бах  «Менуэт»  до  минор  (из  Нотной  тетради  Анны  Магдалены  Бах)

Э. Мелартин  Соч. 84,  № 2  «Сонатина»  Си – бемоль  мажор

А. Лемуан  «Этюд»  До  мажор

Р. Шуман  Соч. 68  Альбом  для  юношества:  «Веселый  крестьянин»

  1. Ж. Арман  «Фегетта»  До  мажор

Д. Чимароза  «Соната»  ре  минор

К. Черни  «Этюд»  Ре  мажор

В. Лесслер  «Выходной  день»

     3.   Ф. Э. Бах  «Маленькая  фантазия»  ре  минор

      Ф. Кулау  «Вариации»  Соль  мажор

      К. Черни   «Этюд»  Фа  мажор

      А. Гедике  «В  лесу  ночью»

  1.  И. Бах  Маленькие  прелюдии  и  фуги.  Тетрадь  I

         «Маленькая  прелюдия»  № 10  соль  минор

      Я. Дюссек  Соч.  20  «Сонатина»  № 5 До  мажор

      А. Лемуан  Соч.  37  «Этюд»  №  29

       М. Парцхаладзе   «Размышление»

                                            Четвертый  класс

   В  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  с  учеником  10 – 15  различных  музыкальных  произведений,  в  том  числе  несколько  в  порядке  ознакомления:

2 – 3 полифонических  произведения;

1 – 2 произведения  крупной  формы;

5 – 7  пьес  (включая  2 – 3 ансамбля);

     5 – 7 этюдов.

   Чтение  с  листа  пьес  различного  характера  (уровень  трудности  примерно  на  два  класса  ниже  изучаемых  учеником);  дальнейшее  освоение  навыков  игры  в  ансамбле,  легких  переложений  отрывков  из  оперной,  балетной  и  симфонической  музыки;   подбор  по  слуху  знакомых  произведений  с  сопровождением  различного  типа;  возможно  сочинение  небольших  пьес  в  разных  жанрах.

   Начинается  и  продолжается  в  течение  последующих лет  обучения  работа  над  осознанной  художественной  интерпретацией  музыкального  образа,  стиля,  формы  исполняемых  музыкальных  произведений.

   Работа  над  развитием  беглости  пальцев  на  материале  разнообразных  упражнений,  выбираемых  педагогом  с  учетом  индивидуальных  потребностей  и  возможностей  ученика;  постепенный  переход  к  работе  над  октавами  для  развития  кистевой  техники  (упражнения  секстами).

 Мажорные  гаммы  (C, G, D, A, F, B – dur)  и  минорные  гаммы (a, e, h, fis, d, g – moll)  в  четыре  октавы:  прямая,  расходящаяся,  аккорды,  арпеджио -  длинное,  короткое).

Все  требования  индивидуальные,  на  усмотрение  педагога.

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. Д. Циполи  «Фугетта»  ми  минор

Д. Чимароза  «Соната»  Соль  мажор

Л. Шитте  Соч. 68  «Этюд»  № 3

А. Эшпай  «Перепелочка»

  1. И. Бах  Маленькие  прелюдии  и  фуги.  Тетрадь  II.

             «Маленькая  прелюдия»  № 1 До  мажор

          Й. Гайдн  «Соната»  Соль  мажор.  Ч. II, III

          К. Черни  Соч. 139,  № 36  «Этюд»  Ре  мажор

          В. Купревич  «В  пути»  из  цикла  «Путевые  эскизы»

  1. Г. Гендель  «Куранта»  Фа  мажор

М. Клементи  Соч. 36,  № 5  «Сонатина»  Соль  мажор

К. Черни  Соч. 139, № 100  «Этюд»  ми  минор

М. Парцхаладзе  «В  старинном  стиле»

  1. И. Бах  «Маленькая  прелюдия»  ре  минор

Р. Шуман  Соч. 118,  № 1   «Детская  соната»  Соль  мажор

К. Черни  Соч. 718,  № 11  «Этюд»  Ля  мажор

А. Бабаджанян  «Мелодия»

                                                  Пятый  класс

   В  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  с  учеником  10 – 15 различных  музыкальных  произведений,  в  том  числе  несколько  в  порядке  ознакомления:

2 – 3 полифонических  произведения;

1 – 2  произведения  крупной  формы;

5 – 6 пьес  (включая  ансамбли);

5 – 6 этюдов.

   Чтение  с  листа  пьес  различного  характера  (уровень  трудности  примерно  на  два  класса  ниже  изучаемых  учеником);  дальнейшее  освоение  навыков  игры  в  ансамбле,  легких  переложений  отрывков  из  оперной,  балетной  и  симфонической  музыки;   подбор  по  слуху  знакомых  произведений  с  сопровождением  различного  типа;  возможно  сочинение  небольших  пьес  в  разных  жанрах.

   Продолжается  работа  над  осознанной  художественной  интерпретацией  музыкального  образа,  стиля,  формы  исполняемых  музыкальных  произведений.

   Работа  над  развитием  беглости  пальцев  на  материале  разнообразных  упражнений,  выбираемых  педагогом  с  учетом  индивидуальных  потребностей  и  возможностей  ученика;  постепенный  переход  к  работе  над  октавами  для  развития  кистевой  техники  (упражнения  секстами).

   Мажорные  и  минорные  гаммы  до  4-х  знаков  в  четыре  октавы  в  прямом  и  противоположном  движении:  прямая,  расходящаяся,  аккорды,  арпеджио  - длинное,  короткое,  ломанное.

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. Г. Гендель  «Аллеманда»  ре  минор

М. Клементи  Соч. 36,  № 6  «Сонатина»  Ре  мажор.  Ч. I

Л. Шитте  Соч. 68  «Этюд»  № 5

Д. Шостакович  «Романс»

  1. И. Бах  «Маленькая  прелюдия»  Ре  мажор

Д. Кабалевский  «Вариации»  на  словацкую  тему

А. Лешгорн  Соч. 66  «Этюд»  № 4

Э. Григ  Соч. 37  «Вальс»  ми  минор

  1. И. Бах  «Двухголосная  инвенция»  № 13  ля  минор

Я. Дюссек  Соч. 20  «Сонатина»  Ми – бемоль  мажор

К. Черни  Соч. 299, № 1  «Этюд»  До  мажор

          Р. Глиэр  «Романс»

  1. И. Бах  «Аллеманда»  из  Французской  сюиты  си  минор

В. Моцарт  «Соната»  № 15  До мажор

К. Черни  Соч. 299  «Этюд»  №  11

Р. Шуман  «Фантастический  танец»

                                                         Шестой  класс

   В  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  с  учеником  10 – 15 произведений,  в  том  числе  несколько  в  порядке  ознакомления:

2 - 3 полифонических  произведения;

1 – 2 произведения  крупной  формы;

3 – 5 пьес  (включая  1 ансамбль);

4 – 6 этюдов.

   Чтение  с  листа  постепенно  усложняющихся  произведений  различных  жанров  музыкальной  литературы  (уровень  трудности  примерно  на  два  класса  ниже  изучаемых  учеником).  Дальнейшее  освоение  навыков   игры  в  ансамбле,  легких  переложений  отрывков  из  оперной,  балетной  и  симфонической  музыки.  Подбор  по  слуху  знакомых  произведений  с  гармоническим   оформлением,  возможно  сочинение  небольших  пьес  в  разных  жанрах.

   Продолжается  работа  над  осознанной  художественной  интерпретацией  музыкального  образа,  стиля,  формы  исполняемых  музыкальных  произведений.

   Все  мажорные  и  минорные  гаммы  - в  прямом  и  противоположном  движении  в  четыре  октавы:  расходящаяся,  аккорды,  арпеджио  - длинное,  короткое,  ломанное,  в  терцию,  в  дециму.

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. Г. Телеман  «Фантазия»  си  минор

Д. Чимароза  «Соната»  Си – бемоль  мажор

Г. Беренс   32  избранных этюда:  «Этюд»  № 26

          М. Мусоргский  «Слеза»

  1. И. Бах  «Сарабанда»  из  Французской  сюиты  до  минор

Й. Гайдн  «Соната»  Соль  мажор  Ч. I

А. Лешгорн  Соч. 66  «Этюд»  № 17

Ф. Шопен  «Полонез»  Си – бемоль  мажор

  1. И. Бах  «Фуга»  До  мажор  № 4 (Маленькие  прелюдии  и  фуги)

В. Моцарт  «Рондо»  из  сонаты  До  мажор  № 15

К. Черни  Соч. 299  «Этюд»  № 8

Ю. Весняк  «Элегия»

      4.  И. Бах  «Трехголосная  инвенция»  № 2   до  минор

           Л. Бетховен  «Шесть  легких  вариаций»  Соль  мажор

           К. Черни  Соч. 299  «Этюд»  №  29

           Э. Григ  Соч. 3,   № 6   «Поэтическая  картинка»

                                                     Седьмой  класс

   В  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  с  учеником  10 – 15 различных  музыкальных  произведений,  в  том  числе  несколько  - в  порядке  ознакомления:

1 – 2 полифонических    произведения;

1 – 2 произведения  крупной  формы;

4 – 5 пьес  (включая  1 ансамбль)

3 – 5  этюдов

аккомпанемент.

Продолжение  занятий  по  чтению  с  листа,  подбору  по  слуху.

   Все  мажорные  и  минорные  гаммы  во  всех  видах:  прямая,  расходящаяся,  аккорды,  арпеджио  - длинное,  короткое,  ломанное,  в  терцию,  в  дециму,  хроматическая.

   Учащиеся, готовящиеся  к  поступлению  в  музыкальное  училище  на  фортепианное  отделение,  должны  совершенствовать  техническую  подготовку,  добиваясь  при  исполнении  гамм,  арпеджио  и  других  технических  формул  более быстрого  темпа,  хорошего  звукоизвлечения,  расширяя  требования,  указанные  в  VI классе.  Остальные  учащиеся  могут  повторять  гаммы  в  объеме  требований  6 класса,  добиваясь  более  технического  уровня  исполнения.

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. И. Бах  «Трехголосная  инвенция»  № 6  Ми  мажор

Л. Бетховен    6 легких  сонат:  «Легкая  соната»  Ре  мажор  (финал)

И. Крамер  Соч. 60  Избранные  этюды:  «Этюд»  № 1

М. Зив  «Старинный  романс»

  1. Г. Гендель  «Каприччио»  соль  минор

Й. Гайдн  «Соната  Ре  мажор  Ч. I

М. Мошковский  Соч. 91, № 7  «Этюд»  Соль  мажор

Ю. Щуровский  «Элегический  прелюд»

  1. И. Бах  «Фантазия»  до  минор

М. Глинка  «Вариации»  на  тему  «Среди  долины  ровныя»

          И. Гуммель  Соч. 125,  № 1  «Этюд»  Ми  мажор

          М. Шмитц  « Романтическое  интермеццо»

  1. И. Бах  «Трехголосная  инвенция»  № 11  соль  минор

В. Моцарт  «Соната»  № 12  Фа  мажор  Ч. I

А. Кобылянский  «Октавный  этюд»  № 1

                                            Восьмой  класс

   Дополнительный,  8-ой  год  обучения  предоставляется  учащимся,  обладающим  профессиональными  данными  и  желающим  продолжить  образование,  но  не  достигшим  необходимого  возраста,  а  также  - подвинутым  учащимся  с  целью  углубления  и  закрепления  всех  полученных  навыков  и  знаний.

   В  течение  учебного  года  педагог  должен  проработать  с  учеником  10 – 15  различных  музыкальных  произведений,  в  том  числе  несколько  - в  порядке  ознакомления:

2  полифонических  произведения;

2  произведения  крупной  формы;

4 – 6  пьес  (включая  аккомпанемент  или  ансамбль);

4 – 5 этюдов.

   Продолжаются  занятия  по  чтению  с  листа,  подбору  по  слуху,  аккомпанементу.

Все  мажорные  и  минорные  гаммы  во  всех  видах:  прямая,  расходящаяся,  аккорды,  арпеджио  - длинное,  короткое,  ломанное,  в  терцию,  в  дециму,  хроматическая.

  Учащиеся, готовящиеся  к  поступлению  в  музыкальное  училище  на  фортепианное  отделение,  должны  совершенствовать  техническую  подготовку,  добиваясь  при  исполнении  гамм,  арпеджио  и  других  технических  формул  более быстрого  темпа,  хорошего  звукоизвлечения.

Примеры  экзаменационных  программ:

  1. И. Бах  «Трехголосная  инвенция»  № 12 Ля  мажор

В. Моцарт  «Соната»  № 12 Фа  мажор  Ч. I

И. Крамер  60  избранных  этюдов:  «Этюд»  № 4

П. Чайковский  «Май»  из  цикла  «Времена  года»

  1. М. Глинка  «Фуга»  ля  минор

Й. Гайдн  «Соната»  № 2   ми  минор  Ч. I

А. Лешгорн  Соч. 136  «Этюд»  № 15

Э. Григ  Соч.  43  «Весной»

     3.  Н. Мясковский    Соч.  78,  № 4  «Фуга»  си  минор

          Й. Гайдн  «соната»  № 38  си  минор  Ч. I

          К. Черни  Соч. 299  «Этюд»  № 20

          Ю. Весняк  «Ноктюрн»

  1. И. Бах  Хорошо темперированный  клавир. Т. I:  Прелюдия  и  фуга  соль  минор

Л. Бетховен  «Соната»  № 6  Фа  мажор  Ч. I

М. Мошковский  Соч. 72  «Этюд»  № 6

Ф. Шуберт  Соч. 142  «Экспромт»  Ля – бемоль  мажор  

                                             Литература

  1. Артоболевская  А.Д.  Первая  встреча  с  музыкой.  – М.:  Советский  композитор,  1978г.
  2. Баренбойм  Л.  «Музыкальная  педагогика  и  исполнительство»  - Л.,  1974
  3. Баренбойм  Л.А.,  Перунова  Н.  Путь  к  музыке.  – Л.: Сов.  Композитор,  1989г.  168 с.
  4. Геталова  О.,  Визная  И.  В  музыку  с  радостью. – С. Петербург:  изд.  «Композитор»
  5. Колтунова А.  «Крошки  из  лукошка»  пьесы  для  начинающих  пианистов. – Севастополь,  1998г.
  6. Крюкова  В.В.   «Музыкальная  педагогика». – Ростов  н/Д:  «Феникс»,  2002.  – 288 с.
  7. Литовкою Ю.  «Музыкальный  букварь»  для  начинающих  пианистов. – С. Петербург: изд-во  «Союз  художников»,  2004 г.
  8. Милич  Б.Е.  Фортепиано  5  класс  детская  музыкальная  школа. – Москва:  «Кифара»,  2002
  9. Милич  Б.Е.  Фортепиано  6  класс  детская  музыкальная  школа. – Москва:  «Кифара»,  2002
  10. Мильштейн  Я.  «Хорошо  темперированный  клавир  И. С. Баха  и особенности  его  исполнения»  - Классика  ХХI :  М., 2001
  11. Музицирование  для  детей  и  взрослых. Вып. 1  Сост.  Барахтина Ю.В. – Новосибсрск:  изд-во  «Окарина»,  2006
  12. Музицирование  для  детей  и  взрослых. Вып. 2  Сост.  Барахтина Ю.В. – Новосибсрск:  изд-во  «Окарина»,  2008
  13. Музицирование  для  детей  и  взрослых. Вып. 3  Сост.  Барахтина Ю.В. – Новосибсрск:  изд-во  «Окарина»,  2006
  14. Музыкальная  мозаика  для  фортепиано.  2 – 4 классы.  Вып. 4. Для  ДМШ.  Учебно – методическое  пособие.  Сост.  С.А. Барсукова. – Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2003г. – 56 с.
  15.  Нейгауз  Г.   «Об  искусстве  фортепианной  игры»,  3 издание,  М.,  1967
  16.  Соколова Н.  «Ребенок  за  роялем»  Хрестоматия  для  фортепиано  в  2  и  4  руки  с  пением.  – СПб.:  Изд-во  «Лань».  1997. – 64 с.
  17. Перельман  Н.   «В  классе  рояля»  - Классика  ХХI :  М., 2002
  18. Пьесы,  сонатины,  вариации и   ансамбли.  Для  фортепиано.  3 – 4 классы  ДМШ. Вып. 2.  Учебно-методическое  пособие.  Сост. С.А. Барсукова. – Ростов н /Д: изд-во  «Феникс», 2003г. – 80 с.
  19.  Пьесы,  сонатины,  вариации  и  этюды  для  фортепиано  5 – 7 классы  детских  музыкальных  школ.  Вып. 3.  Учебно-методическое  пособие.  Сост.  С.А. Барсукова.  – Ростов  н/Д:  изд-во  «Феникс»,  2003г.  – 72с.
  20. Сборник  пьес  для  фортепиано  для  ДМШ  1 – 2 класс.  Вып. 2  Учебно-методическое  пособие.  Сост. С.А. Барсукова. – Ростов н /Д: изд-во  «Феникс», 2003г. – 64 с.
  21. Тимакин  Е.  «Воспитание  пианиста»  - М., 1984
  22.  Хрестоматия  для  фортепиано / 4 класс  детской  музыкальной  школы / Ред. – сост. А. И. Четверухина,  Т.А. Верижникова,  Е.А. Подрудкова.  – М.:  Музыка,  2002. – 80 с.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей. Обучение игре на фортепиано

Образовательная программа дополнительного образования  детей. "Обучение детей на фортепиано" предлагает обучение детей  с семилетнего возраста. Педагогу-музыканту нельзя забывать об отв...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Образовательная программа "Интенсивный метод обучения игре на фортепиано"

Особенностью данной программы является использование методики интенсивного обучения. Эта методика исходит из реалий сегодняшнего темпа жизни: дети очень загружены занятиями в общеобразовательной школе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Обучение игре на балалайке»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ«Обучение игре на балалайке»...

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...

Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»

Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано.  Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...