Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»
учебно-методический материал на тему

Васюхно Марина Владимировна

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизио­логический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зри­тельный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие ме­ханизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.

Как всякий навык, игра на фортепьяно, в процессе своего формиро­вания проходит ряд этапов. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формиро­вание навыка игре на Фортепьяно осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_igre_na_fortepiano.docx31.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец детского и юношеского творчества

Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий

Тема: "Обучение игре на фортепиано

детей с недостаточным развитием координации движений»

Подготовила: педагог МБУ ДО ДДЮТ Васюхно М.В.

г. Армавир

2015 г.

Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем.

Как всякий навык, игра на фортепьяно, в процессе своего формирования проходит ряд этапов. Каждый из них тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка игре на Фортепьяно осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Процесс обучения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавание нот. В дальнейшем происходит соотнесение нот с соответствующими звуками на клавиатуре и осуществляется воспроизведение нотной записи, проигрывание. Успешность обучения зависит от согласованной деятельности всех анализаторов. Несформированность, нарушение в  деятельности одного анализатора повлечет к различным проблемам в обучении

Как показывают педагогические наблюдения, в последние годы увеличивается количество детей с недостаточным развитием координации движений, которые либо значительно затрудняют процесс обучения, либо приводят к профессиональной непригодности. Однако при правильном организованном процессе обучения можно не только скорректировать имеющиеся нарушения  моторики и предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, но и достичь успешного овладения игрой на инструменте. Специфические особенности психомоторного развития, при отклонении в координации движений, требуют разработки специальных методов и приемов работы.

Данный материал включает в себя работу по развитию координации движений по следующим направлениям:

- мышечная релаксация

- общеразвивающая гимнастика

- работа над координацией движений        при постановке руки

- работа над ритмом.

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

Цель - создать условия для расслабления мышц игрового аппарата по контрасту с напряжением.

1. Расслабление мышц рук.

Упражнения направлены на расслабление мышц рук и воспитайте "чувства мышцы". Для этого ребенок должен        сосредоточиться        на своих ощущениях.

"КОШКА" - Вы наблюдали, как        кошка,        готовясь        схватить        добычу        выпускает когти и напрягает лапы. Предстаете себе эту картину и изобразите, как кошка готовится к прыжку. Она приподнимает передние лапы с выпущенными когтями. Ребенок, сидя на стуле, приподнимает на уровне груди, согнутые в локтях, руки с растопыренными, полусогнутыми, напряженными пальцами.

Держи так руки! Напряглись! Пальцы стали деревянными! В руках уже легкая дрожь. Напряженность усиливается! Неприятно такое напряжение! Прекратили! Пальцы расслабились! Расслабленные руки свободно падают на колени. Руки расслаблены, отдыхают. Выполните это упражнение 2 раза.

" НЕ УРОНИ ВАЗУ ” - представьте себе, что Вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Руки вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело и руки напрягаются.  Ребенок сидит, руки вытянуты вперед, ладони повернуты вовнутрь, пальцы слегка раздвинуть! Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя! Напряжены ваши руки от кончиков пальцев до самых плеч.

Уронили руки на колени. Мышцы рук расслаблены. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям. Ваши руки тяжелые, приятно расслабленные, теплые. Выполняйте это упражнение 2 раза.

" СИЛАЧИ " - это упражнение поможет почувствовать мышцы рук, их напряжение, а затем расслабление.  Ребенок, сидя на стуле, сгибает в локтях руки сжатыми в кулаки пальцами и напрягает бицепсы. Давайте с силой сожмем в локтях руки, пальцы сжаты в кулаки. Почувствуйте, как напряглись ваши бицепсы. Еще больше сожмите руки! Вот какие вы сильные! Мышцы напряжены! В руках легкая дрожь! Долгое напряжение неприятно! Руки устали! Уронили их на колени? Теперь руки расслабились стали вялые, как лапша. Вы ощущаете приятную расслабленность и тепло в руках. Особенно в ладонях и кончиках пальцев.

" ВНУШЕНИЕ РАССЛАБЛЕНИЯ РУК ”

На предыдущих занятиях вы почувствовали расслабление мышц рук после напряжения. Сейчас постарайтесь вызвать расслабление рук, вспоминая свои прошлые ощущения, представляя себе это расслабление. Чтобы лучше сосредоточиться на своих ощущения, по моей команде закройте глаза. Постарайтесь прислушаться к себе, вспомните, как расслабились ваши руки в упражнениях "Кошка", "Не урони вазу", "Силачи".

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

Гимнастические упражнения служат прежде всего для иннервации движений. При помощи гимнастики мышцы развиваются быстрее, оттачивается сила, синхронность, быстрота, ловкость движений. При выполнении упражнений руководствоваться следующим:1.

  1.  Никогда не заниматься до усталости.
  2.  Полезны упражнения, выполненные с полным вниманием.

3. Даже при работе одного сустава пальца, все тело должно быть освобожденным.

Упражнения:

. Вращение плена в сагиттальной плоскости: вовремя вращения рука свободно висит.

2. Объединяющий круг: при поднятии рук сначала тыльные поверхности кисти смотрят друг на друга, примерно перед лицом пальцы начинают подниматься и при выпрямленной руке смотрят уже вверх; руки поднимаются непосредственно перед корпусом и опускаются по бокам, широко протягивающимся, мягким движением; при опускании ладони смотрят вперед, затем при совершенно опущенной руке поворачиваются во внутрь чтобы в начале подъема тыльные поверхности кистей рук опять были повернуты друг к другу.

Если мышцы, двигающие плечо, будут недостаточно сильны, то может затрудниться вся техническая работа пианиста.

За. Разводите руки в стороны так, чтобы кончики пальцев описывали верхний полукруг, стараясь увеличить круг размаха.

36. Проделаете те же движения вниз.

4. Опишите круги выпрямленной, но не напряженной рукой в положении

отведения. Рука образует единое целое от кончиков пальцев до плеча. Вращение должно быть всегда размашистым. Должно чувствоваться, будто кончики пальцев ведут руку.

о. Взмахните правой рукой вверх, в тоже время, прикасаясь согнутой левой к правому плечу. Затем повторите это наоборот. Упражнение выполняйте в спокойном темпе. Рука должна переходить в высшее положение одним энергичным взмахом.

6. Вращаете предплечье. При этом плечо не должно активно 2^чавствовать в движении, а наоборот - быть расслабленным. Обе руки должны одновременно описывать окружности в сагиттальной плоскости, но в противоположном направлении.

7.Сгибайте кисть расслабленно, мягко: пальцы тоже должны быть расслаблены. Расставив толчком пальцы, вскиньте кисти в параллельное положение, затем расслабьте снова. Выправление начинают пальцы активным движением; при расслаблении же кисть сама падает вниз.

8. Поверните ладони вверх при незначительно согнутых пальцах. Исходя из    этого положения, максимально разогните пальцы.

9. Описывайте круги каждым пальцем поочередно, по 8-10 раз. Сначала вниз, потом вверх.

10. Отведите в бок каждый палец поочередно на возможно большее расстояние. Повторяете упражнение так, чтобы пальцы не переутомлялись.

РАБОТА НАД КООРДИНАЦИЕЙ

ДВИКЕНИЙ  ПРИ ПОСТАНОВКИ РУКИ

Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, координацию движений зависят от предварительной подготовки ребенка.

С детьми, не имеющими предварительной подготовки, рекомендуется позаниматься танцевальной импровизацией, используя классическую и джазовую музыку. Хорошо если ребенок потанцует о - 10 минут перед началом и после занятий за фортепьяно. В таком легком и приятном времяпровождении ребенок укрепит мышцы, освободится от зажатости, разовьет ритмическое чувство и пластику движений.

Упр. I. Преподаватель играет пьесу П.И.Чайковского ’’Подснежник". Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза- подснежник "растет" - правая рука плавно поднимается и опускается, па протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок под снежника. Объясните ребенку, что ладошку не следует показывать, т.к. подснежник не распускается, как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая Фраза - то же самое левой рукой. Третья фраза - поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными кистями.

Упр.2. Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Сравните с движениями двух лифтов в доме. Усложняйте упражнения в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на I и 5 пальцы, наконец, на каждый палец отдельно.

Упр.3.

1 вариант. Ребенок "водит" руками маленькую машинку то влево, то вправо. Следите, чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы.

2 вариант. Разделите стол на две части - дорога для левой руки, дорога для правой. До линии машинку следует вести левой рукой, затем плавно перехватить правой и вести правой рукой, затем плавно перехватить левой и вести по второй половине стола, выполнить возвратное движение и т.п.

Упр.4. "Марширующие гномы". Пальцы "шагают", как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы , 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 3 и 5,

1 и 5, 4 и 3. Расскажите историю о забавных гномах, которые сидят на стульчиках и шагают ножками. Обратите внимание на движения его тела: ноги шагают, колени согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Теперь ученику понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.

Упр.5. "Паучок". "Шагают" все пальцы. Преподаватель дает команду, какими пальцами шагать. Причем следует называть разные пальцы для

левой и правой руки. Например, одновременно "шагают” в левой руке 5 и 1, в правой руке 2 и 4 пальцы или в левой руке 3 и 1 и в правой 3 и 5.

Упр.6. "Паучки пошли в поход". Расскажите, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками все пальцы подряд, осторожно отдает рюкзак второму паучку. Ребенок переносит "тяжесть" из пальца в палец, из руки в руку.

Урр.7. "Вешалка". Ребенок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями. Пусть дома мама покажет, как висит в шкафу вешалка: ее можно раскачивать, но она не падает, так как держится за крючок. Сравните: вешалка - рука, а пальцы - крючок.

РАБОТА НАД РИТМОМ

Практика показывает, что у детей имеющих недостатки в координации движений, наибольшую трудность, при разучивании произведений, вызывает работа над ритмом. Уже в донотоном периоде обучения ребенок должен почувствовать и воспринять ритм предложенных ему музыкальных примеров. Следует объяснить, что означают изображения длительностей нот, пауз, точек возле нот или пауз и т.д. Для ребенка начертание этих знаков должно ассоциироваться с определенной протяженностью звука или молчания.

Активная работа по развитию метроритмического чувства ребенка начинается с первых занятий. Покажите ученику ритмическую запись и начните выполнять с ним серию упражнений. Цель этих упражнений и всей последующей работы - выработать чувство внутренней ритмической пульсации, познакомить со сложными ритмическими фигурациями, подготовить ребенка к исполнению современных и джазовых произведений.

Первыми помощниками в изучении ритма являются слух и музыкальная память, Физическое ощущение движения. Объясните ребенку, что музыка живая и у нее есть сердце и пульс, как у человека. Предложите игру ” я буду музыкой, а ты моим пульсом". Ребенок стучит пульс различных музыкальных отрывков, которые исполняет педагог.

Далее приступаем к записи. Пульс записывается вертикальными черточками, а ритм длительностями. Работать над ритмическими схемами предлагается в следующей последовательности: берется маленький блок и отрабатывается до автоматизма левая рука стучит пульс, правая ритм        и наоборот.

Из блоков составляются длинные и разнообразные схемы. Можно написать блоки на картонках и ребенок сам будет их раскладывать в разных комбинациях и стучать. Далее знакомьте детей с более сложными ритмическими фигурами.

Работа над ритмическими схемами должна вестись параллельно с игрой песен и пьес. Их ритм гораздо проще ритмичных упражнений и не вызывает сложностей в исполнении. Большую помощь при этом могут оказать подобранные к исполняемой мелодии и совпадающие с ее ритмом стишки, подтекстовки.

               3 А К Л Ю Ч Е Н И Е

Целесообразное развитие фортепьяно техники должно основываться на свободе пианистического аппарата. Освобождение в движениях пианиста понимается не как частичное, изолированное, а как организованная координация соответствующих нервно-мышечных функций организма.

В этом заключается организованная координированная свобода музыканта- исполнителя.

Для достижения координированной свободы необходимо в процессе технической работы постоянное наблюдение над тем, чтобы ни в одной части пианистического аппарата не появилась скованность. Выработка у учащихся сознательного контроля над степенью напряжения и освобождения в своем игровом аппарате является необходимой предпосылкой для становления автоматического контролера, который приобретает важное значение в самом исполнении, освобождая внимание пианиста от наблюдения за двигательным процессом.

Воспитание у пианиста такого "автоматического" контролера должно проводиться с первых этапов обучения, в противном случае могут закрепиться неправильные условные рефлексы и зажимы будут возникать то в одной, то в другой части пианистического аппарата.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М. 1985 г.
  2. Бирмак А. О художественной технике пианиста. М. 1973 г.
  3. Вопросы фортепьянной  педагогики под редакцией В. Натансон. М. 1971 г.
  4. Гат И. Техника фортепьянной игры. М. 1975 г.
  5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М. 1997 г.
  6. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. М. 1992 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по географии 6 класс.Образовательная система "Школа-2100."Рельеф литосферы"

Проблмно-диалогический урок с использованием разных технологий....

Методическая разработка занятия по джазовому танцу для подростков 14 - 18 лет : «Способы освоения чувства пространства и развития координации у обучающихся технике джаз-танца».

Среди множества форм воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем учат понимать и создавать прекрасное. Развивается образное мышление и фантазия. Танец является...

Методическая разработка Работа над гаммами в Детской музыкальной школе

Настоящее пособие рассчитано, в первую очередь, на студентов музыкальных училищ, изучающих курс методики преподавания игры на фортепиано, т.е. на неопытных ещё музыкантов. Отсюда подробные разъяснения...

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Школа"

Тема: Школа.Цели:обучающие (ориентированные на достижение предметных результатов обучения):— во всех видах речевой деятельности освоить новые лексические единицы по теме «Школа»,&mda...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Методическая разработка урока в 8 классе "Современный музыкальный театр"

Знакомство учащихся 8 класса с современным музыкальнымтеатров. Выявление его отличительных особенностей. Слушание фрагментов из совремнных музыкальных спектаклей....