Мастер-класс для педагогов дополнительного образования "Использование "звёздочки обдумывания" в проектной деятельности"
методическая разработка по теме

Андреева Елена Владимировна

Мастер-класс проводился для педагогов нашего Центра детского творчества "Юность" с целью повысить мотивацию  педагогов к овладению   проектной деятельностью.  Педагоги познакомились с использованием приема "звездочка обдумывания" в проектировании на примере выполнения работы в технике модульного оригами.  Рассмотрели оригами как вид искусства и его значение для развития ребенка. Научились делать модули и собрали рыбку в технике модульного оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klassdokument_microsoft_office_word.docx24.91 КБ
Файл samoanaliz_master-klassa.docx12.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов Центра «Юность».

Дата проведения:  1 декабря 2011г.

Время:10.00 - 11.00ч.

Место проведения: Центр «Юность», каб. №10 б

Проводит: Андреева Е.В. – педагог дополнительного образования

I квалификационной категории  МОБУ ДОД ЦРТД и Ю  «Юность»

Тема: Использование «звездочки обдумывания»

в проектировании.

Расскажи мне – и я услышу,

                                                                               Покажи мне – и я запомню,

                                                                            Дай мне сделать самому –

                                                  И я пойму!

Японская пословица.

Цель мастер-класса:  повысить мотивацию педагогов к овладению проектной деятельностью.

Задачи:  - познакомить педагогов с приемами, помогающими в работе над проектом, - «звездочкой обдумывания» на примере выполнения работ в технике  модульного оригами;

-рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого  мышления, фантазии педагогов, выполнить рыбку в технике модульного оригами.

Форма проведения мастер-класса: 

-с педагогами и для них без участия детей;

-лекция с элементами презентации +практическая работа.

Оформление:- презентация по теме мастер-класса;

-  работы детей и педагога в технике модульного оригами;

- методические материалы, книги по бумагопластике.

Материалы и инструменты для работы:

- белая и цветная бумага для компьютера (не менее 2 листов на человека);

-ножницы.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса.  Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическо - демонстрационная часть.

Основные этапы выполнения проекта.

Составление «звездочки обдумывания».

Оригами как вид искусства.

Значение оригами для развития ребенка.

3. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения модуля  в технике модульного оригами.

Изготовление рыбки в технике модульного оригами.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

  1. Вступительная часть.

1.Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

2.Целевые установки. Содержание мастер-класса.

- Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня – «Использование «звездочки обдумывания» в проектировании».  Это один из приемов используемый на поисково-конструкторском (проектировочном) этапе проектной деятельности. Мы совместно составим с вами «звездочку обдумывания», а   в процессе практической деятельности вы освоите азы модульного оригами и сделаете рыбку.

Чтобы научить своих  воспитанников выполнять творческие проекты, необходимо самим научиться их создавать. Надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам в этом.

2. Теоретическо - демонстрационная часть.

Итак, мы начинаем. Алгоритм выполнения проекта включает в себя три этапа:

- поисково- конструкторский (или собственно проектировочный);

- технологический (этап реализации проекта);

- заключительный (презентация и практическое применение проекта).

Любое проектирование начинается с выбора темы проекта.

Это будет актуальная на данный момент тема – «Изготовление игрушки для новогодней елки».

Обозначив тему проекта, мы должны собрать и изучить информацию о проектируемом объекте. Здесь дети могут провести исследование по истории и современности новогодних игрушек.

Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, сначала это делается мысленно, а потом практически, в материале. На этапе обдумывания будущего изделия, можно воспользоваться специальным приемом, называемым «звездочкой обдумывания». Давайте вместе составим нашу «звездочку обдумывания». В центре мы пишем объект, который решили сделать, в  нашем случае это – новогодняя игрушка. Вокруг записываем возможные решения возникающих вопросов, без которых невозможно изготовить изделие. Внешне это напоминает звезду с расходящимися во все стороны лучами. Такая запись решения взаимосвязанных вопросов помогает хорошо их обдумать, т.к., все они находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частей вопросов.

Итак, ищем ответы на вопросы.

  1. Что мы будем делать? (рыбку)
  2. Какова форма и размер изделия (конструкция)?
  3. Из каких материалов мы будем делать рыбку?
  4. В какой технике выполнить изделие?
  5. Какие инструменты нам понадобятся?
  6. О чем необходимо помнить при работе с инструментами?
  7. Какова потребность в изделии (этот предмет для себя, для дома, для учреждения)?
  8. Основные затраты на изготовление изделия (стоимость)
  9. Основные этапы изготовления.
  10.  Поиск информации (книги, интернет, консультация педагога, родители).
  11.  Презентация (рассказ, буклет, выставка)

Здесь возникает еще несколько тем тема для исследований  – что такое оригами, какая бывает бумага и когда и где ее изобрели.

Дальше в соответствии с ответами нашей звездочки мы подбираем варианты идей. Их можно нарисовать самим, или взять готовые из интернета или книг. Рассмотрев достоинства и недостатки выбираем один вариант и составляем технологическую карту.  Начинается технологический этап. Нам надо определить последовательность выполнения операций, иначе поделка может превратиться в брак.

Технологическая карта, это документ, в котором описан весь технологический процесс с указанием материалов, инструментов и графического рисунка.

После составления технологической карты идет процесс изготовления. Педагог проводит контроль соблюдения техники безопасности, качества выполняемой работы.

Заключительный этап включает в себя оценку качества выполненного изделия и его защиту (презентацию).

«Истоки творческих способностей
 и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.


                      
Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.
Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья – бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».                
Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги— кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами». 
 Оригами– традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.                                                                                                              

Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.
Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары-кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».                                                                                           

 Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели – благо бумагу можно достать даже в тюрьме.  И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это – абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярно в Китае. Это заставляет задуматься: много ли мы знаем о развитии бумажного складывания на родине бумаги? Такая техника называется китайское модульное оригами.
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.  Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».                                              

 Диаграмм для китайского модульного оригами мало – гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям, или придумывают свои. Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.
Особенности этой техники:  использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей( модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.), очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. 

Значение оригами для развития ребенка:
- учит детей  различным приемам работы с бумагой;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями;
- стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;                                                
- развивает мелкую моторику рук и глазомер;
- помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.
Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

  1. Практическая часть.

Рассмотрим технологическую карту. Выполним модули и соберем рыбку.

  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Я постаралась рассказать обо всех этапах проектной деятельности, более подробно остановилась на поисково-конструкторском, где используется прием «звездочка обдумывания», и на технологическом. Подведем итог.  Составим алгоритм продуктивной творческой деятельности.

  1. Выбор темы проекта.
  2. Сбор информации об объекте труда.
  3. Создание «звездочки обдумывания». Что собой представляет этот прием? В каких случаях он  применяется?
  4. Выбор варианта изделия
  5. Составление технологической карты
  6. Осуществление технологического процесса
  7. Защита (презентация)

Как по вашему мнению прошел мастер-класс? Ваши вопросы и предложения?



Предварительный просмотр:

Самоанализ мастер-класса

Проведенного Андреевой Еленой Владимировной

 для педагогов Центра «Юность» 1.12.2011г.

на тему: Использование «звездочки обдумывания»

 в проектной деятельности.

Целью данного мастер-класса было повысить мотивацию педагогов к овладению проектной деятельностью. Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены основные этапы работы над проектом. Педагоги познакомились с приемом, помогающим в работе над творческим проектом – «звездочкой обдумывания» на примере выполнения работы в технике модульного оригами-рыбки. Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения выполнения модуля с создания рыбок.

Мастер-класс был проведен в форме лекции с элементами презентации плюс практическая работа. С педагогами и для них, без участия детей.

 Были представлены несколько работ выполненных в технике модульного оригами. Участники были обеспечены материалами и инструментами

Вступительная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания.

В теоритическо -демонстрационной части были рассмотрены этапы выполнения проекта, составление «звездочки обдумывания» и технологической карты.

Во время практической работы дано краткое сообщение по истории оригами, значении оригами для развития ребенка. По схемам педагоги выполнили модули и собрали из них рыбку.

В завершении был подведен итог, составлен алгоритм продуктивной творческой деятельности.

Вывод. Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера было доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть, вызвала небольшие затруднения, но все справились с заданием на отлично. В целом мне мастер –класс понравился, результатом я довольна.

                                                                          Андреева Е.В.