Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"
методическая разработка по теме

Ильина Наталья Николаевна

 

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie_ped_nahodka.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое

Конкурс педагогов системы дополнительного образования «Педагогическая находка»

Развитие воображения

у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению

Автор:

Ильиной Натальей Николаевной,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое

                                                                     2012 г

Оглавление

Введение  …………………………………………………………………  стр. 3

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста ………. стр.4

Вывод ……………………………………………………………………... стр.8

Используемая литература ……………………………………………...... стр.9

Приложение

 Введение

        Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

С раннего детства жизнь требует достаточно сформированного уровня воображения. Так, уже к школе ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования образов предметов, знаков и символов, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, изобразительной деятельности и декоративно – прикладном творчестве, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития.

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста

Работа по развитию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 - 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и перекомбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно воображения.                                                                                

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.            

Для занятия декоративно – прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приемами того или иного народного промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, эстетическое чувство ребенка. Все дети любят заниматься искусством. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее радостнее. Поэтому так важно развивать воображение ребенка, особенно занимающегося творческой деятельностью. Воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.                                                                                        

Воображение часто называют фантазией. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего объекта, ситуации, условий. Для реализации творческого воображения и безграничной фантазии, заложенной в каждом ребенке, очень подходит бисер. Занимаясь творчеством на занятиях бисероплетения, они все чаще проявляют свою индивидуальность, фантазируют и придумывают. Помимо бисероплетения дети сочиняют небылицы, изображают цвета с помощью пантомимы, рисуют несуществующие деревья и выполняют различные задания по развитию воображения. Поделки, сплетенные из бисера, радуют глаза сочными, немеркнущими красками и ярким блеском. Восприятие сочетаемости цветов,

 помогает ребенку лучше узнать себя, почувствовать и оценить свои сильные стороны, что окажет позитивное влияние на развитии его личности,              

окажет, позитивное влияние на развитии его занятие включает, в себя гимнастику для глаз, что способствует тренировке и укреплению глазных мышц. На занятиях обучающиеся не только овладевают практическими навыками, но и воспитывают свой вкус, приобретают способность находить красоту в изделиях.  По желанию ребенка бисер превращается в веселую игрушку или нарядное украшение. Работая с бусинками, учащиеся непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. Бисероплетение прекрасно развивает мелкую моторику, координацию рук. Обучающиеся  осваивают петельную, параллельную  технику плетения на проволоке и далее уже используют ее с вариациями. Они создают своими руками не только отдельные фигурки, но и составляют композиции. Например, перед тем, как сплести дерево  ребята рассматривают рисунки, фотографии различных деревьев, обращают самостоятельность, возникает желание фантазировать. Здесь я уделяю огромное значение развитию воображения, как важного фактора в решении креативных задач. На занятиях я стараюсь держать в поле зрения каждого ребенка и помогать ему только в том случае, если убеждаюсь, что ребенок не способен справиться с заданием сам. Если же он может работать самостоятельно, его следует поощрять. Я ставлю перед собой цель  развивать у детей воображение не просто как процесс свободного фантазирования, а как особую форму активности, внимание на их разнообразие. У детей развивается направленность на создание чего-то нового: поделок, аппликаций  и т.п. Ну и, конечно, дети учатся не только делать вещи своими руками, но и дарить их. Любые творческие достижения детей не должны остаться без внимания, поэтому интересные работы оформляются в виде выставки, экспозиции творческих работ представляют как важное событие в жизни ребенка, это позволяет детям проявлять активность,  воспринимать действительность и конструировать художественные образы, развивать воображение и оригинальность мышления. Развитием воображения в процессе учебной работы детей можно и нужно  руководить. Я обычно включаю в занятия яркие образные рассказы. Об истории возникновение   бисероплетения, погружающие слушателей в мир далекого  прошлого, рисующие жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, или предлагаю продолжить детям начатый мной рассказ, совершить мысленное путешествие по географической карте. Все это значительно активизирует воображение детей. Вместе с тем я стремлюсь развить у них  критическое отношение к продуктам воображения, заботясь о том, чтобы  воображение не превращалось в пустое фантазерство. Занятия пытаюсь организовать так, чтобы в них были вовлечены  все учащиеся  объединения  или большинство из них, и чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением. Стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие содержало некоторые элементы игры и соревнования, что повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. На занятиях каждый ребенок постепенно познает искусство бисероплетения. Начиная с простого, переходя к более сложному, получает навыки, накапливает знания, опыт, развивает технику, что позволит ему в дальнейшем творить своими маленькими ручками удивительные вещи, которые восхитят даже взрослого.            Занятия по бисероплетению развивают у детей:

а) сосредоточенность,

б) способность довести начатое дело до конца,

в) математические способности,

г) фантазию, креативное мышление и воображение /Приложение:

конспект занятия на развитие воображения «Порхающая бабочка»/

Вывод: Воображение и фантазии необходимы для занятий творческой деятельностью. Их важно развивать, чтобы достичь больших результатов и мастерства в искусстве. Бисероплетение для детей действительно уникальная возможность развивать  творческое мышление. Ведь это очень пригодиться ему в будущем. Научно доказан факт того, что дети, которые занимаются творчеством, намного расторопнее и целеустремленнее, нежели те, с которыми недостаточно занимались в детстве.

Рекомендую занятия бисероплетения лично для Вас, уважаемые коллеги, и для ваших воспитанников.

 Используемая литература

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» спб: союз 1997г.

Интернет-ресурсы

  1. Творческая деятельность и развитие воображения ребенка

www.loiro. ru/files/articles 394

  1. Реферат: Воображение и творчество.

Best Referat.ru.referat – 115 c 84html

  1. Цветовой тест Люшера: Рефлексия настроения   

www.lushertest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики...

Содержание физической подготовки детей младшего школьного возраста при занятиях тхэквондо ВТФ

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов ...

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики в системе дополнительного образования....

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста на занятиях.

Здоровье во все времена является высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и радости, а также благополучия человека.Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, которая о...