Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста на занятиях.
методическая разработка (5 класс)

Соломачева Галина Геннадьевна

Здоровье во все времена является высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и радости, а также благополучия человека.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, которая определяет его способность к труду и обеспечивает гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного

возраста на занятиях.

Здоровье во все времена является высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и радости, а также благополучия человека.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, которая определяет его способность к труду и обеспечивает гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Здоровье – это бесценный дар природы, источник счастья. И дар нужно умело сохранить, этот источник надо направить по правильному руслу. В этом ребёнку должен помочь взрослый: и родители, и педагоги, и психологи (Колосова Е.В., 2018).

Проблема раннего формирования культуры здоровья является своевременной и достаточно сложной. Младший школьный возраст имеет решающее значение для формирования физического и психического здоровья. Ведь именно в возрасте 7-10 лет происходит интенсивное развитие органов и формирование функциональных систем организма, формируется характер, закладываются основные черты личности. На этом этапе требуется сформировать у младших школьников базу знаний и практические навыки

здорового образа жизни, осмысленную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом, закаливание, правильный режим, правильное питание, личная гигиена, отсутствие плохих привычек и т.д.

Подход ребенка к собственному здоровью считается фундаментом, на котором возможно будет построить здание потребности в педагогическом сопровождении формирования основ здорового образа жизни. Оно появляется и формируется в ходе осознания ребенком себя как личности и человека. Отношение детей к здоровью непосредственно находится в зависимости от сформированности в его сознании данного понятия (Коджаспирова Г.М., 2005).

Путем решения проблем сохранения здоровья у детей младшего школьного

возраста является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Соответствующие знания о здоровом образе жизни формируются в ходе занятий также и на занятиях в учреждениях дополнительного образования.

Один из способов на занятиях дополнительного образования для формирования знаний о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста является беседа.

Круг тем может быть самым разнообразным, а главным образом касаться вопросов формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся, например, профилактика вредных привычек, гигиена и т.д.

Также, при формировании знаний о здоровом образе жизни и позитивного отношения к физическим упражнениям на занятиях большое значение имеет игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, дающий возможность как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность обучающихся. В играх ребята вступают в различные сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, педагог раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

Существуют разные методы формирования здорового образа жизни у детей в младшем школьном возрасте, но нужно отметить, что наше время в связи с развитием технического прогресса, в дополнительном образовании появились новые направления, связанные с работой на компьютере и с новой техникой. Поэтому на занятиях необходимо обращать особое внимание у детей на сохранение зрения и снятие утомляемости. Педагоги на своих занятиях должны использовать средство для снятия усталости и напряжения глаз у учащихся младшего школьного возраста, т.е. гимнастики для глаз.

Гимнастики для глаз предназначены для организации минутки здоровья на занятиях у детей. Целью физкультминутки является снятие утомляемости глаз и укрепление зрения обучающихся (6). Зрительные гимнастика обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, укрепляет мышцы век, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах т.д. (7)

Существуют разные варианты использования гимнастик для глаз: с сигнальными метками, с опорой на схему, со стихами, с настенными и потолочными офтальмотренажерами, электронные зрительные гимнастики. Рассмотрим, например гимнастики для глаз со стихотворением «Стрекоза»(6):

Вот какая стрекоза - как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)

Влево - вправо, назад – вперед. (Глазами смотрят вправо - влево.)

Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

На занятиях можно применять разные варианты зрительных гимнастик, но чаще всего детям нравятся электронные физминутки. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, а также вызывает приятные эмоции.

Для зрительного восприятия разработаны электронные физминутки, которые представляют собой презентацию из слайдов, по которым перемещается крупная точка(например, мяч). Данные гимнастики не только являются интересными, но и полезными для детей.

Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат (Сластенин В.А., 2007).

Таким образом, при формировании знаний о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста необходимы разные методы работы с обучающихся для освоения соответствующих знаний: игры, беседы, рассказы, электронные гимнастики для глаз и др. Эффективность формирования знаний о здоровом жизни и применение данных знаний в жизни детей младшего школьного возраста в значительной степени будет

зависеть от разнообразия методов, которые педагог будет применять на занятиях.

Литература

1. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е.А. Чевылова. –

Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю.

Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.

3. Колосова Е.В. Методические рекомендации для проведения занятий по

физической культуре Учебно-методическое пособие. – Саратов: ИЦ «Наука», 2018. – 161с.

4. Сластёнин В.А. Педагогига : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластёнина. – 7-е изд., стер. – М.

: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.

5. http://ccenter.68edu.ru/metodrazrab/tezisi1.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

6. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-dlya-glaz.html (дата

обращения: 15.03.2020).

7. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/12fb/00036e5a-ed62858a/ (дата обращения:

15.03.2020).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы».

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что...

Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста

Особенности формирования здорового образа жизни для детей младшего дошкольного возраста...

Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...

Педагогический проект по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет "Здоровье - богатство для всех и каждого"

Актуальность темы данного проекта определена тенденцией уменьшения количества здоровых детей дошкольного и школьного возраста и увеличения уровня детей с физическими отклонениями здоровья, количества ...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Определить, на практике способы формирования умения разрешать конфликты у детей младшего школьного возраста на занятиях внеурочной деятельности...