Статья на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по физкультуре

Богданова Мирослава Владимировна

В статье представлены материалы исследования, рассматривающие вопросы физического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в рамках взаимодействия социальных институтов семьи и школы, а также выявления отношения родителей и детей к здоровому образу жизни, физической культуре и совместной деятельности в процессе физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_s_dopolneniyami.doc884 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Богданова Мирослава Владимировна

Учитель физической культуры
лицея №329 Невского района
(Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация. В статье представлены материалы исследования, рассматривающие вопросы физического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в рамках взаимодействия социальных институтов семьи и школы, а также выявления отношения родителей и детей к здоровому образу жизни, физической культуре и совместной деятельности в процессе физического воспитания [1,2,8,9].

Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, физическая культура, дети младшего школьного возраста, двигательная активность.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к начальному общему образованию, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направленный на обогащение форм взаимодействия всех участников образовательного процесса для развития личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

На современном этапе образование в нашей стране приобретает характер открытой системы, где немаловажная роль отводится родителям, как полноправным участникам образовательного процесса, которым определена ведущая роль в формировании здорового образа жизни, укреплении здоровья и всестороннего развития личности ребёнка.

Как известно, формирование ответственного отношения к здоровью и положительной мотивации обучающихся к здоровому образу жизни зависит от активного сотрудничества и взаимодействия всех участников образовательного процесса, но главная роль в этом аспекте отводится родителям и их активной позиции по формированию детского сознания. Именно в семье закладываются у ребёнка определённое отношение к процессам и явлениям окружающего мира и формируются различные стереотипы мышления и поведения.

Идея социального партнерства школы и семьи получила распространение в начале 2000-х гг., которая предполагала совместную организаторскую и проектную деятельность родителей и образовательных учреждений, ответственность за результаты обучения и воспитания и максимально возможное включение в жизнь школы.

Ответственное отношение родителей к здоровому образу жизни, их физическое и духовное здоровье, просветительская и физкультурно-спортивная деятельность оказывают огромное влияние на укрепление здоровья и развитие детей.

С каждым годом двигательная активность детей младшего школьного возраста снижается с началом обучения в школе, у половины детей обнаруживается психическое утомление. Отсутствие свободного времени, большое количество заданий, многообразие интересов требует от обучающихся усидчивости, внимания и правильной организации режима дня. И здесь особая роль отводится родителям по формированию здорового образа жизни и физическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

К сожалению, слабый уровень физкультурно-спортивной компетентности родителей является одной из причин снижения физического развития детей младшего школьного возраста. Всё более очевидно становится выстраивание отношений родителей с детьми и педагогами, с учётом их активности и уровня компетентности, а также организованных исследований, направленных на разработку и внедрение новых мотивирующих физкультурно-оздоровительных программ.

В связи с чем, назрела необходимость поиска системообразующих подходов к проектированию новых образовательных программ и систем по взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Цель эксперимента: разработать программу внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с привлечением родителей.

В начале эксперимента было проведено анкетирование родителей и детей с целью выявления отношения к физической культуре и здоровому образу жизни. Проведенное анкетирование выявило низкий уровень участия родителей в совместных физкультурных и спортивных мероприятиях, при этом было выявлено положительное отношение детей к занятиям физической культурой и спортом. В ходе анкетирования также был выявлен низкий уровень физкультурно-спортивной компетентности родителей, связанный с отсутствием знаний основ физической культуры, слабое представление о современных системах физических упражнений и основ методики занятий физическими упражнениями с детьми. Кроме этого, родители сетовали на материальное положение, отсутствие свободного времени на занятия физической культурой с детьми, в связи с высокой занятостью и отсутствие навыков и желания заниматься физическими упражнениями. Большинство опрошенных родителей отметили, что им не хватает знаний и необходима квалифицированная помощь специалистов в организации совместных занятий физической культурой с детьми. Полученные данные анкетирования показали, что большинство родителей не интересуются уровнем двигательной активности своих детей и не осуществляют контроль за использованием её различных форм.

В связи с выявленным низким уровнем взаимодействия всех участников образовательного процесса была разработана программа внеурочной деятельности по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с привлечением родителей, которая предусматривала новые подходы в организации физкультурной работы в начальной школе.

Основными положениями программы являлись:

  • систематизация средств и методов, направленных на мотивационно-потребностную сферу обучающихся, их интересам, двигательной активности и творчеству;
  • обучение навыкам, необходимым для формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья;
  • формирование социальной активности родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и организации совместной физкультурно-спортивной деятельности со всеми участниками образовательного процесса.

Программа включала в себя физкультурно-спортивный и образовательный разделы, которые реализовывались в форме теоретических, практических и самостоятельных занятий по видам спорта и современным системам упражнений, спортивных праздников и фестивалей, спортивных квэстов, конкурсов, семейных выходных и индивидуальных занятий.

Совместные занятия родителей и детей проводились один раз в неделю продолжительностью 1 час и имели цель приобщения к здоровому образу жизни через семейный институт, формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями и организация досуга обучающихся в свободное от учебного процесса время. При проведении совместных занятий дети совместно с родителями осваивали различные физические упражнения через доступные средства физической культуры и спорта. При проведении занятий особое внимание уделялось обучающимся специальной медицинской группы и использовался индивидуальный подход для определении нагрузки. Теоретические занятия был направлен на изучение методики составления комплексов общеразвивающих упражнений, основ гигиены, профилактики простудных заболеваний, контроля физической нагрузки и состояния здоровья, а также формирование системы знаний у детей и их родителей в области сохранения и укрепления здоровья.

Сравнение данных опроса родителей и детей после эксперимента, позволило выявить существенные изменения. Так, например, на 10% увеличилось количество родителей, которые стали находить время для совместных занятий физическими упражнениями с детьми, а также снизилось количество родителей до 6% у которых не хватало времени для занятий физической культурой (Рисунок 1).

84% родителей после эксперимента стараются найти время для совместных занятий физической культурой с детьми, но при этом более 40% из них сетуют на низкий уровень своей компетентности в области физической культуры, нехватку времени регулярно заниматься физическими упражнениями и собственное здоровье. Родителям, которым не хватает знаний в области физической культуры не обращаются к учителю за квалифицированной помощью из-за стеснения или считают это выше своего достоинства.

Рисунок 1.  Динамика изменения мнений респондентов по вопросу: «Располагаете ли Вы временем, для занятий физической культурой с вашим ребенком?»

До эксперимента, по мнению родителей, главным фактором в физическом воспитании ребенка является личный пример (26%) и посещение спортивных мероприятий (24%) (Рисунок 2). После эксперимента 36% родителей стали считать, что большее влияние на физическое развитие детей оказывают совместные занятия, при этом более 20% из них считает, что необходим личный пример, в частности приоритет в данном вопросе отдают отцам (18%).

Рисунок 2.  Динамика изменения мнений респондентов по вопросу: «Какие факторы влияют на физическое воспитание детей?».

На вопрос: «Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы повысить уровень физической подготовленности детей?», 26% опрошенных родителей считают увеличение количества занятий в неделю по физической культуре и спорту и 28% опрошенных родителей считают главным условием, это совершенствование материально-технической базы  (Рисунок 3). При этом на 9% уменьшилось количество родителей негативно высказывающихся о методике преподавания физической культуры, после посещения уроков и совместных физкультурно-спортивных мероприятий.

Рисунок 3.  Динамика изменения мнений респондентов по вопросу: «Условия для повышения уровня физической подготовленности младших школьников?»

После эксперимента количество родителей, которые хотели бы, чтобы их ребёнок в будущем занимался спортом увеличилось до 73%. Количество родителей, которые против занятий спортом или считают, что занятий в школе ребёнку достаточно уменьшилось до 10% и 17% соответственно (Рисунок 4).

Рисунок 4.  Динамика изменения мнений респондентов по вопросу: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок в будущем занимался спортом?»

После эксперимента на вопрос: «Какую из форм физической активности вашего ребенка вы предпочли», возросло количество родителей (30%), которые выбрали совместные занятия в формате клубных форм (Рисунок 5). При этом у родителей  остаются популярными такие формы физической активности как: секционные занятия по видам спорта и активный отдых.

 Более 90% опрошенных детей в возрасте от 10 до 11 лет с большим желанием посещают занятия физической культурой. Большинству из них нравятся уроки, которые проходят в игровой форме, с элементами эстафет или спортивных игр. Также дети не прочь заниматься в свободное время и на переменах различными подвижными играми. На вопрос: «Твои родители занимаются физической культурой?», утвердительно ответили 22% детей, отрицательно 78%.

Рисунок 5.  Динамика изменения мнений респондентов по вопросу: «Какую из форм физической активности вашего ребенка вы бы предпочли?»

Заключение. На основе анализа научно-методической литературы и опроса специалистов в области физической культуры и спорта выявлено, что у детей младшего школьного возраста слабая мотивация к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой, что требует поиска новых путей развития физкультурного образования школьников. Для  эффективного решения данной проблемы необходима организация внеклассной деятельности по взаимодействию семьи и школы, обеспечивающей полноценное физическое развитие детей младшего школьного возраста.

Опрос детей младшего школьного возраста дал положительные результаты. Так, опрошенные дети стали больше интересоваться спортом (до 61%, после 76%); смотреть телевизионные спортивные передачи (до 65%, после 75%); активно проводить время на свежем воздухе (до 67%, после 72%); повысились знания о личной гигиене (до 50%, после 66%); посещать спортивные секции (до 24%, после 33%).

По мнению 32% родителей, большая загруженность в школе мешает их детям заниматься физической культурой. Более 60% родителей считают, что учителя должны мотивировать детей к занятиям физической культурой, 26% из них считают, что это должна быть совместная работа с родителями, 12% родителей ответили, что физическая культура мешает образовательному процессу. После эксперимента более 70% родителей стали отводить большую роль совместным занятиям (ребенок-родитель-учитель) с учителями школы.

Список литературы

  1. Васильев С.А. Активация педагогического взаимодействия школы и семьи в физическом воспитании детей младшего школьного возраста: дис. Канд. Пед. наук: 13.00.01 / Васильев Станислав Андреевич. – Чебоксары, 2014. – 133 с.
  2. Лубышева Л.И., Шукаева А.В.  Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни детей младшего школьного возраста // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. – 2007. - №3. – С. 2-5.
  3. Несмеянов А.А., Фетисова С.Л., Фокин А.М. «Питербаскет и его применение в физическом воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы инновационной деятельности в образовательных учреждениях. 2015. С. 95-102.
  4. Петренкина Н.Л., Соловьева Т.В., Фокин А.М. Особенности реализации олимпийского образования в условиях дошкольного учреждения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 219-223.
  5. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: / Под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 237 с.
  6. Фетисова С.Л., Фокин А.М. Значение физической подготовленности при обучении школьников волейболу // Фитнес в физкультурном образовательном пространстве России и подготовке специалистов по физической культуре и спорту. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 293-300.
  7. Фетисова С.Л., Фокин А.М. Методология обучения игровой соревновательной деятельности // Двигательная активность и здоровье учащейся молодежи. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. С. 137-140.
  8. Фетисова С.Л., Фокин А.М. Пути спортивно-ориентированной системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Формирование, сохранение и укрепление здоровья детей в современных условиях развития общества. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 194-199.
  9. Шукаева А.В. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового стиля жизни у детей младшего школьного возраста на основе деятельности семейного физкультурно-оздоровительного клуба: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шукаева Алла Викторовна. - Смоленск, 2006. - 213 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".

Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

Влияние физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

ПРОГРАММА «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Задачи программы:u     содействовать укреплению здоровья;u     формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и ...

Методические рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни детей:

Пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка....

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....

Статья "Формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста"

В статье "Формирование  компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста" изучены теоретические подходы к вопросам  формирования  компьютерной грамотности у детей ...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста Тема: «Здоровье в порядке? »

Цель: сформировать у детей представлений о ценности здорового образа жизни.Задачи: - продолжать формировать представления о личной гигиене;- развивать умение заботиться о чистоте своего тела (умы...