ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
опыты и эксперименты

Варик Виктор Анатольевич

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

На классных часах считается целесообразным придерживаться направлений приобщения младших школьников к знаниям основных законов развития индивида на личностно-ориентированном уровне, формирование и совершенствовании потребности в собственном здоровье, выработке индивидуального способа физического, духовного и нравственного совершенствования, психологической саморегуляции, обучение технологиям самопознания, самоконтроля и программирования собственной деятельности по укреплению своего здоровья. Валеологизация обучения и воспитания в настоящей группе младших школьников, которые приняли участие в исследовании, осуществляется при помощи таких приемов:

1) практического применения различных релаксационных приемов и упражнений;

2) учета сведений о состоянии здоровья каждого ребенка;

3) предупреждение перегрузки младших школьников;

4) систематическое развитие и совершенствование на прикладном уровне культуры общения;

5) развитие культуры умственного труда;

6) формирование необходимых условий для самовыражения и самореализации личности каждого ребенка;

7) развитие и совершенствование мотивации учения;

8) применение различных видов учебной деятельности;

9) организация оптимальных гигиенических условий для младших школьников.

Для определения динамики процесса формирования и развития здорового образа жизни младших школьников исследуемой выборки настоящего исследования были применены такие контрольные методы:

1) анкетирование на тему «Я и мое здоровье»;

2) анкетирование на тему «Расти здоровым».

Для определения динамичного изменения представлений младших школьников о здоровом образе жизни, их видение собственного здоровья и режима дня и отдыха, включая и ориентацию на здоровый образ жизни детям еще раз была предложена анкета «Я и мое здоровье».

Повторные результаты анкетирования младших школьников по их представлению о здоровом образе жизни после проведенных занятий представлены в Таблице 5.

Таблица 5

Повторные результаты анкетирования младших школьников по представлению о здоровом образе жизни

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащихся

%

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

1

Когда человек делает все для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье

15

58%

2

Когда человек выполняет правила личной гигиены, чтобы быть здоровым

11

42%

2

Что ты знаешь о свое здоровье?

1

Мое здоровье отличное.

8

31%

2

Удовлетворительное.

16

61%

3

Не очень хорошее.

2

8%

3

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят?

1

Ничего не беспокоит.

15

58%

2

Болит голова.

5

19%

3

Другие болезни.

6

23%

4

Часто ли ты пропускаешь занятия по причине болезни?

1

Пропуски каждую неделю.

2

8%

2

Пропуски каждый месяц.

7

27%

3

Пропусков нет.

17

65%

5

Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

1

Да.

18

69%

2

Нет.

--

--

3

Иногда.

9

31%

6

Занимаешься ли ты на уроке физкультуры?

1

С полной отдачей.

25

96%

2

Без желания.

--

--

3

Не занимаюсь.

1

4%

7

Занимаешься ли спортом?

1

Хожу на танцы.

11

42%

2

Различные виды спорта.

13

51%

3

Не занимаюсь.

2

8%

8

Чувствуешь ли усталость после уроков?

1

Всегда.

2

8%

2

Иногда.

7

27%

3

Нет.

17

65%

Таким образом, проанализировав полученные результаты повторного анкетирования группы младших школьников настоящего исследования, возможно сделать такие выводы:

Прежде всего, комплексная валеологизация учебного процесса младших школьников принесла конструктивные результаты по формированию и развитию у детей представлений о необходимости соблюдения здорового образа жизни, привела к оптимальной переоценке детьми собственного образа жизни в связи с изменениями их основных представлений о ЗОЖ, о важном значении соблюдения здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.

Так, в данной выборке детей младшего школьного возраста практически все учащиеся (96 %) занимаются на уроке физкультуры с наиболее полной отдачей, а также уже при повторном анкетировании уже нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале исследования этих учащихся было 35 %. Данный факт свидетельствует о том, что подавляющая часть детей прилагают все усилия, которые направлены на совершенствование организма, чтобы укрепить собственное здоровье. При этом их регулярные усилия обнаруживают весьма позитивные результаты: 58 % детей не беспокоят часто болезни, как это было при первичном анкетировании; только у 19 % младших школьников периодически болит голова, а 65 % детей не имеют пропусков уроков по болезням.

Следует обратить внимание на то, что валеологизация учебного процесса, которая включает формирование и дальнейшее развитие позитивных эмоций и полное нивелирование напряжения в период учебных занятий, оказала весьма позитивное воздействие на здоровье младших школьников данной группы исследования: 65 % школьников не чувствуют после уроков усталости, а только лишь 27 % устают редко и периодически, время от времени.

Таким образом, в соответствии с уровнями представлений младших школьников о здоровом образе жизни, которые были определены в начале исследования, до занятий, принимая во внимание динамику представлений детей по параметру представлений об уровнях ЗОЖ, теперь учащиеся распределились следующим образом:

1) высокий уровень - 65 % детей;

2) средний уровень - 25 %;

3) поверхностный уровень - 10 %;

4) низкий уровень - 0 % детей.

Для наглядной динамики изменений уровней представлений младших школьников о здоровом образе жизни после проведенных занятий был составлен Рисунок 2.

Рисунок 2 – Динамика распределения младших школьников по уровням представлений о здоровом образе жизни

до и после проведенных занятий

Итак, по данным, представленным в Рисунке 2, можно увидеть, что практически в два раза увеличился процент младших школьников с высоким уровнем, что является весьма благоприятным критерием формирования представлений о здоровом образе жизни. Кроме этого, это говорит о выраженной эффективности проведенной программы валеологизации комплексного процесса обучения младших школьников.

Обращает на себя внимание также тот факт, что число детей с поверхностным уровнем сократилось на 15%, и полностью отсутствует низкий уровень представлений о формировании здорового образа жизни.

В общем, по результатам Рисунка 2 очевидно, что системная результативность занятий по формированию и развитию у младших школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни показывает свою практическую полезность и выраженную эффективность в работе в данном направлении.

С целью определения характерных особенностей жизнедеятельности младших школьников, которые направлены на сохранение и укрепление их здоровья, была предложена анкета-тест под названием «Расти здоровым».

Результаты ответов младших школьников по данному анкетированию отражены в Таблице 6.

Таблица 6

Результаты ответов младших школьников по анкете-тесту

«Расти здоровым»

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащи-хся

%

1

На свежем воздухе я…

1

Занимаюсь спортом, гуляю.

9

35%

2

Играю, бегаю.

7

27%

3

Катаюсь на велосипеде, играю.

10

38%

2

В школе я…

1

Учусь.

10

38%

2

Учусь, занимаюсь спортом.

9

35%

3

Пишу, читаю, играю, бегаю.

7

27%

3

Аппетит у меня…

1

Хороший.

11

42%

2

Не очень хороший (удовлетворительный)

8

31%

3

Плохой.

7

27%

4

Иногда я чувствую себя…

1

Уставшим.

11

42%

2

Плохо.

9

35%

3

Больным.

6

23%

5

Утром я просыпаюсь…

1

С хорошим настроением.

8

31%

2

В 8 часов.

9

35%

3

В 9 часов.

9

35%

6

Телевизор я смотрю…

1

Редко.

17

65%

2

Часто.

5

19%

3

Вечером.

4

16%

7

В сауну я…

1

Не хожу.

11

42%

2

Хожу часто.

8

31%

3

Хожу иногда.

7

27%

8

Обливаться холодной водой я…

1

Люблю.

11

42%

2

Не боюсь.

10

38%

3

Боюсь.

5

19%

9

Простуда меня…

1

Боится.

12

46%

2

Иногда посещает.

8

31%

3

Часто посещает.

6

23%

10

Свои руки я…

1

Часто мою.

11

42%

2

Содержу в чистоте.

15

58%

11

Зубы сои я…

1

Чищу 2 раза в день

15

58%

2

Лечу вовремя, берегу.

11

42%

12

Заниматься спортом я…

1

Люблю.

19

73%

2

Не люблю (очень устаю).

7

27%

Анализ Таблицы 6 и комплексная оценка основных характеристик жизни и ведущей деятельности младших школьников настоящего исследования в их совокупности позволила разработать следующие три уровня соответствия индивидуального стиля здоровому образу жизни:

1. Оптимальный уровень соответствия. Данный уровень отражает творческий характер применения ведущих положений здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности младшего школьника. Ребенком освоен основной спектр самосовершенствования и техник саморегуляции. Кроме этого, им неукоснительно соблюдаются все гигиенические предписания в отношении распорядка дня, организации питания, применения профилактических средств. Свободное время благоприятствует формированию и развитию личности при помощи включения в его структуру различных видов деятельности. К этому уровню относятся 18 % младших школьников из данной выборки.

2. Средний уровень соответствия. В повседневной жизни и деятельности личность ориентирована придерживаться основных принципов здорового образа жизни, но на практике реализует их не всегда планомерно. Установка на самосовершенствование при этом присутствует, но вполне возможны затруднения в подборе наиболее адекватных средств в составлении программы по ведению здорового образа жизни. Положительные привычки преобладают, осознаются отрицательные и проводится работа по их устранению. Данному уровню соответствует 58 % младших школьников.

3. Недостаточный уровень соответствия. Человек не руководствуется в повседневной практике нормами и основными требованиями соблюдения здорового образа жизни. Некоторые привычки, проявления и склонности в общем соответствуют ЗОЖ, но сознательно они не формируются и регулярно не поддерживаются. При этом в свободное время довольно велика доля различных пассивных видов отдыха. К такому уровню относится 24 % младших школьников.

В Рисунке 3 наглядно представлена картина распределения младших школьников по уровням соответствия ЗОЖ.

Рисунок 3 – Распределение младших школьников по выраженности уровней соответствия ЗОЖ

Таким образом, проследив динамику процесса формирования и развития здорового образа жизни младших школьников при помощи анализа выше проведенных результатов анкетирования, а кроме этого, при помощи распределения детей по выделенным уровням, возможно сформулировать такие выводы:

1. Комплексная валеологизация процессов обучения и воспитания в данной выборке младших школьников полностью способствовала улучшению общего состояния здоровья детей.

2. Результаты изучения уровня соответствия индивидуального стиля младших школьников свидетельствует об увеличившемся числе детей, которые придерживаются основных принципов здорового образа жизни (режим дня, рациональное питание, оптимальный двигательный режим и т.д.). Положительные привычки в отношении здорового образа жизни преобладают у большинства младших школьников, при этом ими осознаются и негативные, а также проводится систематическая работа по их устранению.

3. Осознание младшими школьниками ценности здоровья представилось важным стимулом осознания личной потребности в своем здоровье и роста ориентированности следовать ведущим принципам здорового образа жизни.

4. Результаты проведенного исследования уровня развития мотивации говорят о возросшем числе младших школьников, которые осознают личную и социальную важность здорового образа жизни. Теперь основная доля таких детей, принявших участие в настоящем исследовании, приписывают ответственность за отклонение от норм соблюдения здорового образа жизни только самим себе.

5. В исследуемой выборке младших школьников построение образовательного процесса проводилось при учете не только возросших, но и индивидуальных морфофункциональных и психофизических характеристик детей. Обучение строилось в соответствии с научно-обоснованным режимом дня, который нашел свое отражение в расписании учебных занятий. Это в полной мере способствовало развитию детского организма в условиях процесса обучения и воспитания в школе. Так, к концу учебного года обучения, у 17 % младших школьников обнаружена положительная динамика в состоянии здоровья.

6. Стиль работы педагога исследуемой выборки детей способствовал формированию высокого уровня мотивации к учению, к снятию психической напряженности, которая приводит к переутомлению. Так, в начале первого года обучения 35 % детей всегда чувствовали усталость после уроков и уровень тревожности у них был довольно высок, но к концу второго года обучения выявлено явное понижение уровня тревожности и усталость после занятий чувствует теперь только 9 % младших школьников.

Этого удалось достичь при помощи использования личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания, применяющихся на валеологической основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье представляет собой высшую человеческую ценность; это важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития детского организма.

Высокий уровень заболеваемости, вредные привычки настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, стабильной мотивации и потребности сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих. Возникает практическая необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения ВОЗ, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В деятельности данных школ вместе с общим образованием существенное значение уделяется получению учениками знаний и выработки умений, которые крайне необходимы для принятия верных решений, связанных с сохранением и укреплением своего здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.

Связь между здоровьем и поведением вполне очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни нужны вместе с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует собственные знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.

Проведенное исследование условий формирования здорового образа жизни у младших школьников позволило определить благоприятные психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию ЗОЖ у детей:

  1. четкое соблюдение режима дня;
  2. обязательное пребывание детей на свежем воздухе;
  3. проведение витаминопрофилактики простудных заболеваний, уроков оздоровительной физкультуры;
  4. осуществление бесед с учащимися, родителями, учителями по вопросам здорового образа жизни;
  5. санитарно-просветительская работа и др.

соблюдение данных условий в существенной мере способствовало избавлению ребенка в учебном процессе от патогенного общения, удалось добиться эмоциональной раскрепощенности детей, которая является нормой школ здоровья и развития.

Преподавание курса здорового образа жизни исследуемой выборки детей способствовало:

  1. развитию у младших школьников ценности представления о здоровом человеке, его здоровом образе жизни;
  2. формирование потребности вести подобный образ жизни;
  3. развитию способностей и самореализации собственного организма в изменяющихся условиях биосоциальной среды;
  4. повышению уровня здоровья детей.

Таким образом, учитывая положительное действие нашего учебного процесса на общее состояние здоровья учащихся, в ходе исследования были выявлены возможности, предупреждающие ухудшение здоровья детей.

Валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков.

Приложение 1

Анкета для учащихся

  1. Что, по твоему, означает «здоровый образ жизни»?
  2. Что ты знаешь о своем здоровье? (нужное подчеркнуть)

Мое здоровье:

- отличное

- удовлетворительное

- не очень хорошее

- плохое.

3. Мои болезни (перечисли)

- постоянно болею

- иногда болею

- часто болею

4. Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? (н.п.)

- пропуски каждую неделю

- пропуски каждый месяц

- пропусков нет

5. Делаешь ли ты утром зарядку? (н.п.)

- да

- нет

- иногда

6. Занимаешься ли на уроке физкультуры? (н.п.)

- с полной отдачей

- без желания

- лишь бы не ругали

7. Занимаешься ли спортом? (н.п.)

- в школьной секции

- в спортивной школе

- в других учреждениях

8. Чувствуешь ли усталость после уроков? (н.п.)

- очень устаю

- не очень устаю

- всегда

- иногда


Приложение 2

Анкета «Уровень тревожности»

Вопрос

Да

Нет

1

Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

2

Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

3

Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

4

Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?

5

Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?

6

Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

7

Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

8

Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?

9

Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

10

Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?


Приложение 3

Анкета «Режим дня»

  1. В котором часу встал сегодня?
  2. Сколько будет уроков?
  3. В котором часу ушел из школы?
  4. Занимаешься ли спортом (в секции, участие в соревнованиях, каким спортом, с какого по какой час)?
  5. С какого по какой час делал уроки?
  6. Гулял ли на свежем воздухе, с какого по какой час?
  7. Занимаешься ли музыкой? С какого по какой час?
  8. Читал ли художественную литературу? С какого по какой час?
  9. Смотрел ли телевизор, с какого по какой час?
  10. В котором часу лег спать?


Приложение 4

Анкета «Расти здоровым»

Допиши незаконченные предложения

  1. На свежем воздухе я…
  2. В школе я…
  3. Аппетит у меня…
  4. Иногда я чувствую себя…
  5. Утром я просыпаюсь…
  6. Телевизор я смотрю…
  7. В сауну я…
  8. Обливаться холодной водой я…
  9. Простуда меня…
  10. Свои руки я…
  11. Зубы свои я…
  12. Заниматься спортом я…

Приложение 5

Программы формирования ЗОЖ младших школьников

Цель занятий

Время проведения

I. Темы бесед

1) «Режим дня»

Распределить время для лучшего самочувствия детей.

2) «Открытое сердце»

3) «Хозяин ли я своего здоровья»

4) «Аутотренинг»

5) «Умственный труд школьника»

II. Игры

1) «Веселые старты»

Упражнения, направленные на формирование ЗОЖ

2) «Состязания в ловкости и силе»

3) Праздник воли на основах индивидуального развития (в секции, различные кружки)

III. Встреча с семьей

1) «Я и моя здоровая семья»

2) «Укрепление здоровья детей»

3) «Прогулка в парке»