ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов
опыты и эксперименты

Варик Виктор Анатольевич

Приведены результаты анкетирования школьников по вопросам эдорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Часть 1. Процедура исследования и анализ результатов

Экспериментальное исследование формирования здорового образа жизни у младших школьников осуществлялось на базе ГБОУ СОШ № 44. Всего в исследовании приняло участие 26 учащихся младших классов данной образовательной организации. На начальном этапе исследования младшим школьникам была предложена анкета, в которой вопросы ориентированы на определение представлений детей о здоровом образе жизни, их практической готовности вести такой образ жизни, включая их представления о состоянии собственного здоровья, отношение к физическим упражнениям и общее стремление к такому образу жизни. В результате начального анкетирования были получены результаты, отраженные в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования младших школьников по представлению о здоровом образе жизни

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов

%

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

1

Нужно заниматься спортом

6

23%

2

Нужно закаляться

6

23%

3

Есть фрукты, овощи

6

23%

4

Нужно не болеть

4

15%

5

Быть здоровым

4

15%

2

Что ты знаешь о своем здоровье?

1

Мое здоровье отличное

14

55%

2

Не очень хорошее: часто болит голова

6

30%

3

Удовлетворительное

4

15%

3

Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят

1

Ничего не беспокоит

15

58%

2

Постоянно болею

1

4%

3

Простуда

10

38%

4

Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни?

1

Пропусков нет

17

65%

2

Пропуски каждый месяц

7

27%

3

Пропуски каждую неделю

2

8%

5

Делаешь ли ты утром физическую зарядку?

1

Нет

7

27%

2

Да

12

46%

3

Иногда

7

27%

6

Как ты занимаешься на уроках физкультуры?

1

С полной отдачей

17

65%

2

Лишь бы не ругали

5

19%

3

Без желания

4

15%

7

Занимаешься ли ты спортом?

1

В спортивной школе

7

27%

2

В других учреждениях

6

23%

3

В школьной секции

7

27%

4

Нигде

6

23%

8

Чувствуешь ли усталость после уроков?

1

Очень устаю

3

11%

2

Всегда

1

4%

3

Иногда

17

65%

4

Не очень устаю

5

20%

Итак, проанализировав полученные в итоге результаты данного анкетирования младших школьников, возможно сформулировать следующие основные выводы:

Понятие о здоровом образе жизни у младших школьников данной выборки ассоциируется с представлением о категории здоровья; при этом 23 % детей полагают, что здоровый образ жизни – это «когда у человека ничего не болит», т.е. тут можно заключить, что они не предусматривают каких-либо активных действий со своей стороны, ориентированных на укрепление здоровья.

У 15 % младших школьников представление о здоровом образе жизни ассоциируется с понятием что «нужно быть здоровым».

69 % детей обладают элементарными представлениями о здоровом образе жизни, при этом они определяют некоторые элементы ЗОЖ; к примеру, «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не структурированы и весьма фрагментарны.

По поводу отношения к состоянию собственного здоровья у детей следующее: 62 % полагают, что у них здоровье «отличное», 23 % - оценивают здоровье как «не очень хорошее» и лишь 15 % младших школьников считают, что у них здоровье «удовлетворительное».

К занятиям физкультурой дети относятся в общем вполне положительно, 46 % - занимаются различными видами спорта, кроме этого, 77 % детей посещают различные кружки и секции.

Таким образом, предварительно можно заключить, что в общем большая часть младших школьников, принявших участие в настоящем исследовании, ориентированы на практике придерживаться основных принципов здорового образа жизни, но реализуют их не всегда регулярно и систематически. Так, лишь 46 % детей делают утреннюю зарядку ежедневно, а 27 % - только иногда, а 27 % - зарядку не делают вовсе.

Это свидетельствует о том, что установка на самосовершенствование выражена только у меньшей части детей. На основе полученных результатов анализа представлений младших школьников о здоровом образе жизни мы определили следующие 4 уровня их решения.

1. Высокий уровень: определяется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к самостоятельному развитию потенциалов организма и личности, о ЗОЖ как комплексе форм и способов жизни и деятельности, которые дают практическую возможность личности гармонично и всесторонне развиваться и совершенствоваться. При это у детей выражен интерес к основным аспектам валеологии и ориентация на расширение знаний в данной сфере.

2. Средний уровень: знания и представления младших школьников о своем здоровье и формировании здорового образа жизни не полно систематизированы, но наблюдаются простейшие понятия об основных элементах здоровья и здорового образа жизни; при этом дети лучше разбираются в тех вопросах, которые связаны с прикладным решением каких-то проблем в данной сфере.

3. Поверхностный уровень: на данном уровне у младших школьников знания о здоровом образе жизни и здоровье в целом весьма фрагментарны. В базовых понятиях они ориентируются с трудом; при этом их знания и представления в основном бытового характера, которые приобретены ими стихийно, не всегда соответствуют окружающей реальности, интереса к своему здоровью они почти не проявляют.

4. Низкий уровень: такие дети не способны отвечать на вопросы анкеты, по существу. Младшие школьники обнаруживают низкую осведомленность в основных элементарных аспектах укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

В соответствии с определенными выше уровнями младших школьников в данном исследовании возможно распределить следующим образом:

1) высокий уровень - 30 % детей;

2) средний уровень - 35 %;

3) поверхностный уровень - 25 %;

4) низкий уровень - 10 % детей.

Для большей наглядности данные уровни распределений представлений младших школьников о здоровом образе жизни отражены в Рисунке 1.

Рисунок 1 – распределение младших школьников по уровням представлений о здоровом образе жизни

Также следует отметить, что в итоге проведенного анкетирования были определены не только уровни представлений младших школьников о здоровом образе жизни, но и их готовность к ведению собственного ЗОЖ.

Не подлежит сомнению тот факт, что младшие школьники в процессе своего обучения, к сожалению, довольно часто теряют собственное здоровье, при этом испытывая определенные перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Они довольно часто находятся в состоянии тревожности, что также весьма негативно влияет на здоровье школьников.

Поэтому с целью определения уровня тревожности было среди младших школьников проведено анкетирование, вопросы которого были ориентированы на определение положительных либо отрицательных эмоций, которые непосредственно связаны с процессами обучения в школе.

Результаты данного анкетирования младших школьников представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования младших школьников по представлению об уровне их тревожности

Вопросы

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащихся

Число процентов

1

Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник?

Да

18

69%

Нет

8

31%

2

Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко?

Да

18

69%

Нет

8

31%

3

Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

Да

12

46%

Нет

14

54%

4

Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?

Да

16

62%

Нет

10

38%

5

Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку?

Да

14

54%

Нет

12

46%

6

Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе?

Да

5

19%

Нет

21

81%

7

Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов?

Да

20

77%

Нет

6

23%

8

Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?

Да

11

42%

Нет

15

58%

9

Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

Да

16

62%

Нет

10

38%

10

Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?

Да

23

88%

Нет

3

12%

В результате анализа полученных ответов от младших школьников на вопросы анкеты возможно сделать такие выводы: уровень тревожности у детей в настоящем исследовании довольно высок; 69 % детей довольно сильно переживают, когда учитель ставит им плохие отметки, и при этом 62 % переживают из-за любых даже незначительных неудач в учебе.

Отрицательные тенденции в состоянии здоровья младших школьников в существенной мере детерминированы эмоциональными психическими напряжениями, которые они испытывают в школе, порой регулярно.

Так, выше приведенное анкетирование обнаружило, что 31 % младших школьников испытывают оптимистическое и жизнерадостное самочувствие, которое находится во взаимосвязи с чувством уверенности в себе, с эмоциональной удовлетворенностью и интегрируются у них в состояние общего психологического комфорта. А состояние психического дискомфорта свойственно для 62 % обследуемых детей.

При этом каждый второй ребенок может переживать некоторое неустойчивое состояние: желание идти в школу (доминирующая причина – это общение с одноклассниками) может сменяться тревожностью, а также повышенной утомляемостью (ведущие причины – ответ у доски, боязнь получить негативную оценку от преподавателя).

Полученные результаты дают основание предположить, что подобная эмоциональная напряженность, тревожность и иные негативные переживания, которые представляются основной причиной различных психологических расстройств, формируются у младших школьников по причине авторитарной позиции педагогов.

Обучение как основной ведущий вид деятельности, в основном как бы навязывается младшим школьникам, т.е. у них отсутствует эмоциональная вовлеченность и эмоциональный положительный интерес. На данной основе формируется постепенно некоторая искаженность морально-нравственных поведенческих компетенций детей, что в результате ведет к понижению их общественной активности, ухудшению развития и, соответственно, и ослаблению общего состояния здоровья.

Почти все имеющиеся учебные дисциплины по причине авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, а также перегруженности учебных программ, недостаточной материальной базы, оказывают отрицательное влияние практически на все элементы здоровья подрастающего поколения: замедляют развитие, стимулируют переутомление и различные психологические расстройства, в общем нарушают его мотивационную и смысловую области, провоцируют различного рода хронические заболевания.

Таким образом, полученные в результате исследования данные явно обнаруживают практическую необходимость формирования у младших школьников потребности в собственном здоровье, формирования у них системных представлений о сути и необходимости здорового образа жизни и разработки индивидуального способа валеологически детерминированного конструктивного поведения.

В качестве основного вывода по данному разделу настоящего исследования можно сказать, что разрешение проблемы сохранения здоровья младших школьников требует соблюдения следующих условий:

1) привитие навыков самоанализа младшими школьниками собственной валеологической подготовки, ориентации и умений управлять своим здоровьем;

2) валеологического системного исследования школьного образования и выявления его влияния на здоровье школьников.

Изучая на уроках классного часа тематику «Основные ритмы жизни», младшие школьники могут знакомиться с основными ритмами рабочего дня. Дети вместе с педагогом разрабатывают и утверждают порядок и ритм каждого дня, т.е. режим дня.

С этой целью младшие школьники на одном из уроков приносят собственные режимы дня, которые до урока предварительно разрабатывают каждый дома вместе с родителями. В течение всей недели дети заполняют специальную анкету под названием «Режим дня школьника», а потом приносят ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для младших школьников, которые обучаются во вторую смену, вносят необходимые корректировки вместе с педагогом в свой режим дня таким образом, чтобы они полностью соответствовали формированию и развитию именно здорового образа жизни.

В итоге обработки ответов младших школьников на вопросы анкеты «Режим дня» получилась Таблица 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования младших школьников

по режиму дня

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащи-хся

Число проце-нтов

1

В котором часу встал сегодня?

1

8-00

15

58%

2

9-00

8

31%

3

10-00

3

11%

2

Сколько было уроков?

1

5 уроков

26

100%

3

В котором часу ушел из школы?

1

17-15

26

100%

4

Занимаешься ли спортом (с какого по какой час)?

1

Да, с 18-00 до 19-00

18

69%

2

Нет

8

31%

5

С какого по какой час делал уроки?

1

С 9-00 до 10-00

8

31%

2

С 17-00 до 18-00

15

58%

3

С 18-00 до 19-00

3

11%

6

Гулял ли на воздухе, с какого по какой час?

1

С 17-15 до 18-00

15

58%

2

С 17-00 до 18-00

8

31%

3

С18-00до19-00(20-00)

3

11%

7

Занимаешься ли музыкой, с какого по какой час?

1

Да, с 10-00 до 11-00

7

27%

2

Занимаюсь танцами с 18-00 до 19-00

8

31%

3

Нет

11

42%

8

Читал ли художественную литературу, с какого по какой час?

1

Да, с 10-00 до 11-00

8

31%

2

Да, с 17-30 до 18-30

11

42%

3

В течение дня

7

27%

9

Смотрел ли телевизор, с какого по какой час?

1

С 21-00 до 22-00

8

31%

2

С 20-00 до 21-00

11

42%

3

Нет

7

27%

10

В котром часу лег спать?

1

В 21-00

15

58%

2

В 22-00

8

31%

3

После 22-00

3

11%

Рассмотрев полученные результаты, возможно сформулировать такие выводы: режим дня большей части младших школьников соответствует в общем правильному режиму дня, который соответственно и способствует формированию и последующему развитию здорового образа жизни.

Сон представляет собой крайне важную часть режима дня, который способствует восстановлению сил организма. Известно и неоднократно уже доказано, что дети младшего школьного возраста должны спать ориентировочно 10-11 часов в сутки: это известно детям настоящей выборки исследования; об этом свидетельствуют результаты таблицы: 58 % младших школьников ложатся спать в 21-00 и просыпаются в 8-00, 30% - детей ложатся спать в 22-00 и, следовательно, просыпаются в 9-00.

Часы, которые дети проводят в школе, четко регламентируются распорядком и регламентами школьной жизни, так все дети приступают к занятиям в 13-15, а из школы выходят после пяти уроков в 17-15.

Пребывание на свежем воздухе предоставляет оптимальную жизнедеятельность организма, так 89 % младших школьников проводят на свежем воздухе около часа либо двух, что положительно воздействует на их организм.

Режим дня класса также определяет время для нужной общественной деятельности младшего школьника – учебной и вне учебной работы, самообслуживания, а также время на удовлетворение определенных личных интересов ребенка, которые способствуют его гармоничному формированию и дальнейшему развитию: чтение художественной литературы, музыка, танцы, занятия спортом и т.д. Несомненно, что соблюдение режима и распорядка дня формирует у младших школьников бережное отношение к каждой минуте, четкое чувство времени. Выполнение распорядка дня требует от младшего школьника не однократного какого-то действия, а регулярных и системных последовательных усилий, что соответственно дает отличную практическую возможность развития самодисциплины.

На одном из уроков классного часа, изучая тему «Общение и его значение в жизни человека» уделялось повышенное внимание, т.к. мы определили довольно высокий уровень тревожности у младших школьников в данном исследовании. Для профилактики и преодоления выраженной тревожности младших школьников рекомендуем применять следующие методы:

1) индивидуализацию и дифференциацию обучения (по степени, по скорости освоения, по характеру познавательной активности, по самостоятельной коррекции степени зависимости от оценки окружающих людей)

2) согласование требований учебной деятельности и собственных психологических возможностей ребенка;

3) рациональный и структурированный анализ причин неудач у младших школьников.

Также следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей позитивных эмоций и интереса в процессе обучения, а кроме этого, формировать и развивать навык конструктивно и без конфликтов общаться как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.

Так, на одном из уроков, который посвящен теме «Открытое сердце», была проведена с младшими школьниками беседа, направленная на формирование и развитие позитивных эмоций у детей, а также на определение и конкретизацию их представлений у себя и у окружающих людей, а также определялась степень воздействия хорошего настроения на общее самочувствие и здоровье человека.

Результаты обработки ответов младших школьников на вопросы беседы отражены в Таблице 4.

Таблица 4

Результаты беседы с младшими школьниками о влиянии позитивного настроения на здоровье человека

Вопросы анкеты

Ответы учащихся

Кол-во ответов учащи-хся

Число проце-нтов

1

Что нам помогает сохранить хорошее настроение?

1

Улыбка

8

30%

2

Хорошее здоровье

9

35%

3

Добрые слова

9

35%

2

С чего вы начинаете свое утро?

1

С улыбки

14

54%

2

Говорю маме «Доброе утро»

12

46%

3

Что вы пожелали бы своим родным с утра?

1

Хорошее настроение

9

35%

2

Доброго дня

9

35%

3

Удачи на работе

8

30%

4

Что оказывает на наше здоровье положительное действие?

1

Добрые слова

8

30%

2

Хорошее настроение

9

35%

3

Улыбка. Добрый взгляд

9

35%

5

Какое действие оказывает добрые слова на людей?

1

Поднимают настроение

9

35%

2

Твое сердце радуется

10

38%

3

Успокаивают человека

7

27%

6

От кого зависит ваше хорошее настроение?

1

От нас и нашего поведения

14

54%

2

От окружающих людей

12

46%

При окончании беседы было предложено младшим школьникам нарисовать сердце, отразив в нем собственные эмоции и чувства, которые оставило у них данное занятие.

Следует отметить, что все младшие школьники нарисовали «улыбающееся» сердце, что говорит о том, что данная беседа вызвала у них исключительно только позитивные эмоции и оставила конструктивный эмоциональный настрой.

В итоге анализа данной таблицы возможно сформулировать такие выводы:

35 % младших школьников связывают собственное позитивное настроение с понятием здоровье, другие 35 % детей - с окружающими людьми, добрые слова поднимают их настроение. Сами же дети кроме этого имеют представления о том, что если к тебе другие окружающие люди позитивно относятся, то и ты должен отвечать им тем же: желать доброго дня, так как тогда позитивный заряд человека пронесет через весь день, делясь им с другими людьми, а значит, сохранит не только собственное здоровье, но и здоровье окружающих людей.

Таким образом, можно заключить основной вывод о том, что в организации процессов обучения в исследуемой группе младших школьников, педагог применяет комплексный и дифференцированный подход.

Данный подход, прежде всего, состоит в том, что это оказание систематической помощи детям в преодолении пассивного и соглашательного, потребительского отношения к формированию и развитию собственной личности. Кроме этого, это помощь в поиске и удовлетворении истинных потребностей, не обремененных какими-либо обычаями и предписаниями. Также это ликвидация негативной запрограммированности поведения младшего школьника вместе с тактичным, личностно-ориентированным, предоставлением истинной информации о жизненных ценностях, о факторах риска и факторах устойчивости.

Все указанные выше положения помогают нивелировать и ослабить основные причины рассогласования в сотрудничестве педагога и учеников, а также стимулировать позитивные эмоции в ходе обучения и на прикладном уровне обеспечить процесс личностной индивидуализации, что представляется значительным условием оптимального формирования и последующего развития здорового образа жизни.