Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников
рабочая программа на тему

Юрлова Елена Алексеевна

Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованных учителей начальных классов, беспокойных  преподавателей химии  и  продвинутых родителей  первоклассников.
«Маленькие рассказы о большой Химии» - это программа учения с увлечением.
Каждое занятие – это обязательно небольшая практическая работа, ответы на многочисленные «почему и как».  Новый материал в виде красочной и яркой презентации. Физическая минутка в виде химической игры.
Домашнее задание в виде практической работы с родителями.
Удачно выполненная работа может стать основой для подготовки итогового исследовательского проекта  и участия в конкурсах.
      Так, играя, ребёнок постепенно усваивает основные химические понятия и
  учится технике индивидуального химического эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pojasnitelnaja zapiska70 КБ
Microsoft Office document icon planirowanie96.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt..ppt1.67 МБ
Файл instruktivnye_kartochki_dlya_roditeley.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль «Открытый урок»

«Маленькие рассказы о большой Химии»

 Автор: Юрлова Елена Алексеевна  (244-017-855)

              Учитель биологии и химии

               МОУ СОШ с. Столыпино

               Балтайского района

               Саратовской области

                          Адрес: ул. Первомайская, д.8, с. Столыпино

            Балтайского района  Саратовской области

               412645

2011год

 Автор: Юрлова Елена Алексеевна  

              Учитель биологии и химии

               МОУ СОШ с. Столыпино

               Балтайского района

               Саратовской области

«Маленькие рассказы о большой Химии»

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

В бедах, свалившихся на человечество, виноваты люди, выпускники наших школ.

Нам, учителям , надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества.

Химическое образование в средней школе призвано заложить основы экологических знаний, способствовать выработке экологически грамотного, безопасного поведения. Чтобы обеспечить рациональное поведение, а во многих случаях и элементарную безопасность – свою и окружающих, чтобы предотвратить ущерб природе. необходимо формирование у школьника определённой системы взглядов и навыков, которые должны быть обеспечены содержанием базового курса химии.

Но состояние школьной химии нам хорошо известно: обилие задач и недостаток времени, плюс ко всему кризис памяти. Таблица умножения – это предел для среднего ученика.  Говорить о знаках химических элементов, классификации, формулах веществ, характерных реакциях -  просто не приходиться – они их не помнят.

Внедрение в школах ПК, использование возможностей Интернета, делает   учёбу интересной, но для того чтобы ученик искал в компьютере полезную информацию, а не сидел часами в игре, его надо заинтересовать. В восьмом классе это делать уже поздно. Кроме того, в курсе химии 8 класса учитель физически не может научить видеть, задавать вопросы, искать на них ответы – ему бы программу пройти! Несколько часов практики на весь курс химии – это издевательство над  школьной химией.

Один из способов решения этой проблемы я хочу предложить своим коллегам в этой статье. «Маленькие рассказы о большой Химии» - это программа изучения первичных  химических знаний  в начальной школе.

Созданы эта программа было в начале 90-х годов на основе американской программы «Хем Ком» и программы Н.Н. Романовой «Мамина кухня».

В ней не было экономических вопросов как в американской программе. Тогда мы и не думали об экономии вода ( о счётчиках  и не слышали). И было меньше науки (и меньше часов) как в гимназической программе Нелли Николаевны. Но свою программу я  «обкатывала» на собственных детях и приспосабливала к их интересам и нуждам.

Упор был  на практическое использование полученных знаний. С современной точки зрения, каждое занятие было маленькой проектной работой. Ребятам было интересно. Они и дома продолжали «химичить» Но времена изменились. Сначала перестали оплачивать занятия – всё происходило на моём энтузиазме. А затем изменение сетки часов поставило крест на наших занятиях – они в эту сетка не помещались.

Мои дети окончили школу, получили высшее образование, создали свои семьи. У меня растут внук и внучка.

Теперь  школа  изменилась, работать стало  интересно.

Кружковая работа в начальной школе должна способствовать повышению интереса детей к учёбе. Почему бы не возродить мой опыт двадцатилетней давности?

Может быть кому-нибудь это поможет: заинтересованным учителям начальных классов. беспокойным преподавателям химии или продвинутым родителям. А почему бы и нет?!

Я представляю на ваш суд современный вариант, в котором широко используются современные технологии.

Начальная школа – это прекрасное время, когда дети смотрят на мир широко раскрытыми глазами. Учить задавать вопросы их не надо – им и так всё интересно!

Важно, чтобы в этот момент рядом с ними будет внимательный взрослый, который или ответит на вопрос или, что намного полезнее, поможет найти ответ самому ребёнку.

  1. В процессе изучения программы  у ребёнка формируется целостная картина мира на основе личного опыта,
  2. укрепляется  уважительное отношение к старшим, как источнику полезной информации,
  3. формируется теплое и заботливое отношение к семье и её членам,

.

Детям представляется  широкая  панорама  природных  явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках данной программы благодаря интеграции естественнонаучных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания. Таким образом, программа создаёт прочный фундамент для изучения естественных предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.

Большим плюсом данной программы являются педагогические принципы,  на которых строится преподавание. Я использую главное, на мой взгляд,  правило – учение с увлечением. Нельзя ребёнка чему-либо научить. Он должен учиться сам! А чтобы он учился – его надо заинтересовать. Всё просто!

А уж заинтересовать ребёнка химией не составит труда. Демонстрационные опыты, практические работы, создание учебных ситуаций, с элементами игры, в которых ребёнок вынужден действовать самостоятельно, домашние работы с родителями. Уроки, на которых ребёнок делает что-то своими руками, проявляя при этом свою сообразительность и смекалку. Так, играя, ребёнок постепенно усваивает основные химические понятия. Учится технике индивидуального химического эксперимента – более половины времени ребёнок работает с химическим оборудованием.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными науками, программа вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Программа  помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы , воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение программы состоит также в том, что в ходе её изучения первоклассники овладевают основами практико-ориентированных знаний о веществе,  учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Программа обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты.

Последовательность изложения нового материала базируется на принципе открывающейся перспективы — младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям.

Содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных знаний об окружающих веществах  до знаний о нашей планете (круговороты  веществ)

В основе методики преподавания программы «Маленькие рассказы о большой Химии» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду:

  1. Учащиеся изучают свойства веществ.
  2. Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.
  3. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.
  4. Моделирование объектов и явлений окружающего мира.
  5. Совершают  экскурсии и учебные прогулки,
  6. Участвуют в  практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
  7. Привлекают к совместной работе своих родителей. Только при их непосредственном участии и заинтересованности возможно проведение домашних практических работ (Приложение 1)
  8. .Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, дома на кухне, в саду   и на огороде.
  9. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. (Приложение 2)

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

  1. 1)работа с лабораторным оборудованием;
  2. 2) знакомство с веществами и их свойствами;
  3. 3) практическое использование полученных знаний в повседневной жизни
  4. 4) моделирование экологических явлений с помощью проведения химических реакций
  5. 5)осуществление проектной деятельности в рамках программы

Программа «Маленькие рассказы о большой Химии» рассчитана на 1 час в неделю.

Всего 34 часа. (Приложение 3)   Все часы разделены на четыре раздела:

  1. «Попробуем сами» -10 часов. Работа с лабораторным оборудованием.
  2. «Мамина кухня» - 8-10 часов. Знакомство с веществами кухни и их свойствами.
  3. «Поглядим вокруг» - 10 часов. Знакомство с окружающими веществами.
  4. «А что из этого получиться?» - 4-6 часов. Экскурсии в природу.

      Работа над проектами.

К концу изучения курса ученики должны знать

- вещество, тело;

-агрегатное состояние вещества: твёрдое, жидкое, газообразное;

-молекула, атом, химический элемент;

-свойства веществ;

-смеси и чистые вещества;

-химические явления;

-правила техники безопасность

К концу изучения курса ученики должны уметь:

-работать с лабораторным оборудованием;

-разделять смеси;

-работать с индикаторами;

- описывать свойства веществ;

-узнавать вещества по их свойствам;

-использовать свойства веществ  для получения реальных результатов.

Каждое занятие – это обязательно небольшая практическая работа, ответы на многочисленные «почему и как».  Новый материал в виде красочной и яркой презентации. Физическая минутка в виде химической игры (Приложение 2)

Домашнее задание в виде практической работы с родителями. (Приложение 1)

Для полноценного сотрудничества с родителями каждый ученик получает

карточку - инструкцию по выполнению домашней практической работы, которая заполняется с помощью родителей и сдаётся на следующем занятии учителю.

Удачно выполненная работа может стать основой для подготовки итогового исследовательского проекта для защиты в конце года.

При проведении занятий я часто использовала ребят старших классов: им было интересно, рос их авторитет в глазах малышей, и, конечно, усиливался собственный интерес к изучению химии. Да и малышам доставало удовольствие «терроризировать»

старшеклассников вопросами на законных основаниях.

Тематика занятий определятся  во многом оборудованием школьной химической лаборатории, наличием реактивов и наглядных пособий.  Но и личность учителя тоже играет немаловажную роль. Ваша заинтересованность может ещё более расширить горизонты знаний Ваших учеников.

В конце года ребята легко справлялись с идентификацией  нескольких веществ. Могли описывать свойства многих простых и сложных веществ. Приводить примеры использования веществ в повседневной жизни.  Ребята имели представление о круговороте воды в природе и её универсального значения для жизни на планете Земля.

Имели понятия  о роли человека в загрязнении воздуха и воды, охране  природы. К концу года первоклашки становились настоящими мамиными помощниками на кухне. Они получали устойчивые навыки работы с лабораторным оборудованием. 7-8 летние дети учились логически мыслить, анализировать. Сопоставлять и обобщать факты, что явилось серьёзной подготовкой к  последующему изучению естественных наук.

Итоги трёхлетней практики преподавания

программы «Маленькие рассказы о большой Химии» в первом классе:

  1. Качество знаний по химии в классах, где в первом классе изучалась программа, было значительно выше среднего (76%)
  2. Усвоение нового материала по естественным  предметам происходило значительно быстрее.
  3. Творческая активность учеников этих классов проявлялась в последствии при изучении всех предметов естественного цикла.
  4. Большинство выпускников (70%) получили высшее и средне-техническое образование.

Используемая литература и другие источники

  1. М. Ильин «Избранное» Государственное издательство детской литературы 1958 год
  2. О.В. Ларина «Удивительные явления природы» ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС» 2008 год
  3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа / Под. науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп.- М.: Баласс,2011.
  4. О. Ольгин. «Давайте похимичим!» Москва «Детская литература» 2001 год

  1. Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» /Под ред. А.А. Вахрушева.-М.: Баласс, 2011.  (Образовательная система «Школа 2100»).

  1. «Первое сентября» « Химия»  №3 1993 год
  2. С. Рязанцев. «В мире запахов и звуков» Москва «Терра» 1997 год
  3. Л.Н. Толстой «Рассказ аэронавта» Москва «Детская литература»1978 год

  1. Том Тим. «Научные забавы» Издательский Дом Мещерякова 2005
  2. «Химия и жизнь» №4 1992 год
  3. «Химия и жизнь» №6 1993 год
  4. «Химия и жизнь» №3 1993 год
  5. «Химия в школе» №4 1988 год
  6. «Химия в школе» №4 1989 год
  7. «Химия в школе» №2 1990 год

  1. Э, Гроссе «Химия для любознательных» Ленинград «Химия» 1985 год

  1. http://elementy.ru

  1. http://www.jvitanah.com

  1. http://catalogmineralov.ru

  1. http://alhimik.ru



Предварительный просмотр:

Автор: Юрлова Елена Алексеевна  

              Учитель биологии и химии

               МОУ СОШ с. Столыпино

               Балтайского района

               Саратовской области

«Маленькие рассказы о большой Химии»

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

занятия

Тема занятия

Дата

Представление нового материала

Практическая работа. Оборудование и реактивы

Игра, физкультурная минутка

Домашнее задание,  практическая работа

Попробуем сами

1

Химическое оборудование

сентябрь

Презентация

«Лабораторное оборудование»

«Способы работа с лабораторным оборудованием»

Пробирка, колба, держатель, горелка, штатив, ложечка, капельница

Способы работы с оборудованием

«Лабораторное оборудование» дома

2

Вещества и тела

Сентябрь

Демонстрация тел из разных веществ

Определение агрегатного состояния веществ.

Примеры веществ из хим. лаборатории

Определить вещества с закрытыми глазами

Тела из одного вещества. Кто больше?

3

Вещества и их свойства

Сентябрь

Презентация «Агрегатное состояние вещества и их свойства»

«Свойства веществ»

Плотность, растворимость, цвет, запах и т.д.

Газ-

жидкость-

твёрдое тело

Свойства веществ

(соль, сахар и т. п.)

4

Газы

Сентябрь

Презентация «Газы»

«Занимательные опыты с воздухом»

Полиэтиленовый пакет, пушинка, кораблик с парусом, лампа, свеча

«Делаем ветер»

Поймайте воздух.

Чем это можно сделать?

5

Вода. Превращения воды

Октябрь

Презентация «Роль воды в природе и жизни человека»

«Превращение воды»

Снег, вода, пар. Банка.

«Молекулы»

Замораживаем и кипятим

6

Растворение веществ

Октябрь

Демонстрация круговорота воды в природе.

Карта полушарий

Растворимые и нерастворимые вещества

Марганцовка, мука, вода, мензурка

«Где какая вода»

Раствор сахара не мешая.

7

Кристаллы

Октябрь

Презентация «Кристаллы»

Прозрачная кубическая ёмкость, круглые конфеты.

«Получение кристаллов медного купороса»

Микроскоп, предметные стёкла

«Снежинки»

Получить заснеженную веточку

8

Очистка воды

Октябрь

Презентация «Охрана чистоты воды»

«Способы очистки вода»

Фильтр, воронки

Газ-

жидкость-

твёрдое тело

Приготовить соль-экстра.

9

Химические явления

Ноябрь

Презентация «Признаки химических явлений»

Демонстрационная практическая работа

«Признаки химических реакций»

Найти химические реакции дома

10

Индикаторы

Ноябрь

Презентация

«Индикаторы»

Практическая работа «Изменение окраски индикаторов»

«Признаки химических реакций»

Компот и варенье как индикатор

Мамина кухня

11

Сахар

Ноябрь

Презентация

«Сладкая история»

Практическая работа «Сахар и фрукты»

Дольки лимона, сахар, сахарная пудра

«Слиплись пальчики у нас»

Изготовление леденцов и ирисок

12

Соль

Декабрь

Презентация «Соль в природе и жизни человека»

 «Влияние поваренной соли на живые организмы»

«Тянем, тянем, тянем воду»

Заготовка продуктов в прок. Соление каких продуктов используют твои родители?

13

Сода

Декабрь

Презентация

«Бурная жизнь обычной соды»

 «Свойства соды»

«Признаки химических реакций»

Изготовление сухой газировки

14

Кислоты

Декабрь

Презентация

«Такие разные кислоты»

 «Изменение окраски индикаторов в растворах кислот»

Идентификация кислот. Решение экспериментальных задач.

«Снежинки»

Сколько кислот есть у тебя дома?

15

Крахмал

Декабрь

«Крахмал – основное питательное вещество»

«Получение крахмала. Характерная реакция «

«Растения – животные»

Поиск продуктов, содержащих крахмал

16

Подсолнечное масло

Январь

«История одного семечка»

«Получение масла. Изучение его свойств»

«Растения – животные»

Поиск продуктов, содержащих масла

17

Мука

Январь

«Как люди хлеб изобрели»

«Состав муки. Приготовление хлеба»

«Испекли мы каравай»

Принять участие в изготовлении блюда из теста и подготовить рассказ об этом

18

Молоко

Январь

«Молоко млекопитающих»

«Состав, строение, прокисание молока»

«Убежало молоко»

Продукты из молока.

Правильно моем банку из-под молока

19

Витамины

Январь

«Что такое витамины и как их едят»

«Витамин С в сухофруктах и варенье»

«Растения – животные»

Ищем витамин С дома

20

Пищевые добавки

Февраль

«Правильная  пища – залог крепкого здоровья»

«Определение состава и качества продуктов питания по данным на  упаковках »

«Признаки химических реакций»

Найти упаковки с просроченными продуктами и наличием вредных пищевых добавок

Поглядим вокруг

21

Мыло

Февраль

«История мыла или чем моются люди»

«Свойства мыла или постираем?»

«Мыло и грязь»

Проверить растворы моющих средств индикаторами. Подготовить список СМС

22

Пламя. Парафин

Февраль

«История светильника»

«Физические и химические явления при горении свечи»

«Мыло и грязь»

Сделать свечку

23

Воздух

Февраль

«Такой сложный воздух»

«Физические свойства воздуха»

«Состав воздуха»

Газ-

жидкость-

твёрдое тело

Найдите сквозняки.

«Куда дует ветер»

24

Кислород

Март

«Наш спаситель и защитник – кислород»

«Условия горения и его прекращение»

«Медленное окисление»

«Признаки химических реакций»

Определить время горения свечи под банками разной ёмкости

25

Углекислый газ

Март

«Углекислый газ для нас и против нас»

«Получение углекислого газа. Его свойства и характерная реакция»

Газ-

жидкость-

твёрдое тело

Изучите способность углекислого газа растворяться в холодной и тёплой воде.

26

Каучук и резина

Март

«Слёзы дерева гевеи»

Демонстрация коллекций

«Свойства каучука на резиновом клее»

«Свойства резинки»

«Потянули, потянули»

Изготовление рогатки.

27

Стекло

Апрель

«История стекла»

Демонстрация коллекций

«Увеличительные стёкла»

«Большое и маленькое»

Предметы из разного стекла у тебя дома

28

Бумага

Апрель

«История бумаги»

Демонстрация коллекций

«Свойства бумаги»

«Горит – не горит»

Предметы домашнего обихода из бумаги

29

Металлы

Апрель

«Металлы и человек»

Демонстрация коллекций

«Основные признаки металлов и их применение в жизни человека»

«Металл – неметалл»

Металлические предметы из  металлов

30

Глина

Апрель

«Терракота»

Демонстрация коллекций

«Лепим из глины»

«Море волнуется раз»

Глина, фаянс, фарфор и изделия из них

А что из этого получится

31

Экскурсия «Камни»

Май

«Ищем кальциты»

Собрать коллекцию камней

32

Экскурсия «Природная вода»

Май

«Ревизия родников села»

Отчёт о качестве воды

33

Презентация проектов

Май

Подготовка презентаций проектов

34

Заключительное занятие

май

Защита проектов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сладкая история Иллюстрации к рассказу о сахаре

Слайд 2

«Маленькие рассказы о большой Химии» Презентация к занятию №11на тему «Сахар» Автор: Юрлова Елена Алексеевна Учитель биологии и химии МОУ СОШ с. Столыпино Балтайского района Саратовской области

Слайд 3

Вы любите сладкое?

Слайд 5

Ну конечно, любите!

Слайд 6

А вы знаете, что у всех этих вкусных вещей – общее?

Слайд 7

Ну, конечно, сахар. И вот его история.

Слайд 8

В древности пища подслащивалась только медом

Слайд 9

Мёд всегда добывался человеком Россия Африка Греция Египет

Слайд 10

Но на земле существовали и другие сладкие вещи

Слайд 11

Сахарный тростник

Слайд 12

Канадский клён

Слайд 13

Сахарная свёкла

Слайд 14

Давайте посмотрим как делают сахар

Слайд 15

Ну, например, из сахарной свёклы…

Слайд 16

На полях выращивают сахарную свёклу

Слайд 17

Свёклу убирают

Слайд 18

Свёклу моют и измельчают

Слайд 19

Из сока растений получают сахар

Слайд 20

Сахар получали в виде вот таких голов

Слайд 21

Так кололи сахар в прошлом

Слайд 22

Щипчики для колки сахара

Слайд 23

А теперь сахар - разный…



Предварительный просмотр:

Индикаторы.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок на очередном занятии по программе «Маленькие рассказы о большой Химии» познакомился с индикаторами.

Для выполнения домашней исследовательской работы по изучению действия индикаторов ему потребуется приготовить сам индикатор. Индикатором может быть любой раствор , содержащий антоцианы – растительные красители.

Для приготовления раствора индикатора можно взять варенье, джем , сушёные или замороженные ягоды – смородины, вишни, малины, черноплодной рябины, тёрнослива и т.п. Залить их водой и довести до кипения, но не кипятить. Полученный раствор и будет индикатором.

Раствор будет менять окраску в зависимости от того , какое вещество вы будите исследовать.

Напоминаю, что небольшое количество раствора индикатора необходимо сохранить для сравнения.

В приготовленные растворы веществ, объёмом 15-30 см3(не более половины обычной рюмки) добавить раствор индикатора. Получившуюся окраска отметьте в инструктивной карточке. Для проведения практической работы удобно пользовать одноразовой посудой.

№        Раствор вещества        Окраска индикатора

1        Мыло

        

2        Стиральный порошок

        

3        Лимонная кислота

        

4        Уксусная кислота

        

5        Шампунь

        

6        Средство для мытья посуды

        

Уважаемые мамы!  Никогда не застирывайте пятна от ягод мылом или порошком– останутся  синие пятна.  Чтобы отстирать пятно от ягод – полейте его кипятком,  и оно исчезнет! Буду очень рада, если мои советы  Вам  пригодятся.

Крахмал.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок на очередном занятии по программе «Маленькие рассказы о большой Химии» познакомился с крахмалом.

Для выполнения домашней исследовательской работы по поиску продуктов, содержащих крахмал, ему потребуется слабый раствор иода.

Для этого несколько капель иода ( иод, который есть в любой аптечке) добавьте  в воду до  получения тёмно-жёлтого раствора.

Полученный раствор нанесите на  предложенные объекты. При изменении окраски иода отметьте это в инструктивной карточке. Отсутствие некоторых продуктов роли не играет. Просто поставьте прочерк напротив отсутствующего продукта.

№        Объект исследования        Окраска раствора иода

1        Мука

        

2        Рис

        

3        Макароны

        

4        Хлеб

        

5        Лук (долька)

        

6        Картофель (кусочек)

        

7        Апельсин (кусочек)

        

8        Лимон (кусочек)

        

9        Морковь (кусочек)

        

10        Пшено

        

11        Гречка

        

12        Яблоко (кусочек)

        

13        Колбаса (кусочек)

        

14        Майонез (капля)

        

15        Сметана  (капля)

        

16

        Орехи (семечки)        

        И т. п.

Кристаллы.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок на очередном занятии по программе «Маленькие рассказы о большой Химии» познакомился с кристаллами.

Для выполнения домашней исследовательской работы по изготовлению заснеженной веточки Вам понадобиться насыщенный раствор поваренной соли и  веточка дерева (лучше еловая или сосновая).

Для приготовления насыщенного раствора поваренной соли возьмите половину стакана соли и добавьте примерно половину литра воды. Доведите воду до кипения в небольшой кастрюле. Перелейте получившийся насыщенный раствор соли в полулитровую банку и опустите в неё веточку дерева. Оставьте банку  с веткой до полного остывания.

При остывании растворимость соли будет уменьшаться и лишняя соль отложиться на веточке. Если её аккуратно вынуть и подсушить, то можно  получить красивую композицию к празднику. Украсьте веточку мишурой  и поставьте свечку – композиция к празднику готова.

Сахар.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок на очередном занятии по программе «Маленькие рассказы о большой Химии» познакомился с сахаром.

Для выполнения домашней исследовательской работы по изучению свойств сахара попробуйте приготовить домашние конфеты. Вам понадобятся для приготовления леденцов:

 

4 ст. л. сахара

1 ст. л. воды

Сахар с водой уварить на маленьком огне до прозрачности (капля сиропа должна моментально застывать в холодной воде), затем добавить немного уксуса (можно яблочного) или крупинку лимонной кислоты (с кислотой важно не переборщить) и, для ароматизации, - каплю эссенции.

Залить в смазанные маслом формы, воткнуть заранее приготовленные палочки - застыло - готово. Если нет форм – не беда, можно просто вылить в тарелку, смазанную маслом. Просто потом застывшую массу надо расколоть на мелкие кусочки.

Для приготовления ирисок Вам понадобятся:

1 стакан сахара (200 г)

100 мл молока или сливок

40 г сливочного масла

ваниль по вкусу

Сахар с молоком или сливками уваривать на маленьком огне, постоянно помешивая, пока масса не приобретет кофейный цвет. Капнуть немного уваренной карамели в холодную воду - если сразу загустела - снять с огня, добавить ваниль и разлить по формам.

Если хотите, чтобы ирис  был мягче - теплую смесь разотрите  с маслом. – получится – помадка. Её  выливают на тарелку, смоченную водой (или смазанную маслом), и режут на квадратики.

Уважаемые родители! Обратите внимание Вашего ребёнка на то, как изменились свойства сахара после варки. (Цвет, вкус, запах)

С уважением Юрлова Е.А!

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к программе "Маленькие рассказы о большой химии"

Для заинтересованных учителей начальных классов, беспокойных преподавателей химии и продвинутых родителей первоклассников.  "Маленькие рассказы о большой Химии" - это программа учения с увлечение...

Учение с увлечением

Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...

ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта, олимпийского движения « От маленьких побед к большим достижениям»

Детство и школьные годы – особый период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни, организм  настраивается на здоровый или «больной» образ жизни, у школьника  выраб...

Программа дополнительного образования детей Учение с увлечением (английский язык).

Программадополнительного образования детей «Учение с увлечением»(Взгляд на мир через культуры)Культурологическая направленностьВозраст учащихся - 11-14 летСрок реализации программы ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»

Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на...

Календарно-тематическое планирование к программе "Маленькими шагами в большой мир танца" для 1-го года обучения

Календарно-тематическое планирование к программе "Маленькими шагами в большой мир танца" для 1-го года обучения...

Рабочая программа "Учение с увлечением"

Рабочая программа "Учение с увлечением"...