Артикуляционная гимнастика для детей первого года обучения в коллективе ансамбля детской эстрадной песни.
методическая разработка по теме

Евтина Елена Юрьевна

Методическая разработка занятия по артикуляционной гимнастике детей первого года обучения в ансамбле детской эстрадной песни.

Методическая разработка занятия «Ёж Ежович и его друзья»

Объяснительная записка.

Песенное творчество в нашей стране имеет богатые традиции, а значит, вокальное развитие детей можно осуществлять на лучших образцах эстрадной песни. Ребёнок - творец по своей натуре . Помочь ему раскрыть свои способности , научить основным приёмам , которые помогут ему в дальнейшем – вот основная задача педагога . Музыка для ребёнка- мир радостных переживаний. Чтобы открыть дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Кроме того, дети обожают всякое звукоподражание, для них совершенно естественно наделять звуки настроением, характером, одушевлять их. А если дети чем-то занимаются с удовольствием, значит, у них вырабатывается хорошая мотивация к учению. Ранний детский возраст имеет ряд преимуществ для развития музыкальности, а также свои физиологические особенности. Необходимо успеть использовать возрастные особенности ребёнка – увлекаться, удивляться, подражать, мыслить образно.

Необходимо организовать обучение с опорой на доступность, последовательность, наглядность, образные игровые формы, интерес, индивидуальный подход. В возрасте 6-7 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат - тонкие связки малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания связок и колебания только их краёв характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения. Часто дети не умеют воспроизвести слышимый звук, у них нет координации между слухом и голосом. После определённого времени занятий – у кого раньше, у кого позднее, такая координация появляется. При этом учитываются индивидуальные особенности ребёнка. К каждому из них необходимо найти подход и подобрать те слова, которые дойдут до его понимания.

Урок проходит в форме игры. В этом возрасте трудно удержать внимание детей , но когда к ним на занятие приходит всеми любимый Ёж Ежович, они с удовольствием делают вместе с ним дыхательную зарядку и артикуляционную гимнастику (на основе методик В.Емельянова и Стрельниковой) .

Материальные условия :

Светлое, хорошо проветриваемое помещение.

1. Оборудование (стулья, предназначенные для младшего школьного возраста).

2. Технические средства (компьютер, звукоусиливающая аппаратура).

3. Музыкальный инструмент (фортепиано).

4. Наглядность (игрушка).

Цель: Получение и закрепление необходимых вокальных навыков. 

Задачи:

Развивающие - Выявление и развитие индивидуальных природных данных ребёнка;

Обучающие - Воспитание начальных исполнительских навыков:

1.произнесение звука, а значит, и распознавание его в речи;

2.пропевание звука, а значит, и развитие музыкального слуха;

3.движение, а значит моторика звука и развитие дыхания;

4.инсценирование, то есть образное представление всего звучащего.

Воспитательные- Формирование культуры поведения, ответственности за коллективное творчество.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Ход занятия:

Организационный этап –

Педагог: Здравствуйте, дети! На прошлом занятии мы говорили о том, как нужно беречь голос. Что для этого нужно?

Дети. Не кричать, холодную воду не пить, горло закалять.

Педагог: Закаляли? (ответ). Чтобы вам красиво петь, нужно голос разогреть. А сегодня к нам в гости пришёл Ёж Ежович и рассказал сказку про язычок.

Основная часть – 1. «Вдох» Дети стоят, руки на живот .

Педагог: Идёт по лесу Ёж Ежович, пыхтит, отдувается!

Дети показывают вдох носом (в животик) – контролируя ручками живот, показывая как он раздувается.

2. «Выдох» Изображаем тяжело идущего старого ёжика.

3. «Маленькие ежата»

Педагог: А за ним бегут ежата, маленькие зверята!

Дети показывают то же, но в ускоренном темпе, сохраняя при этом установку - спокойное положение корпуса.

4. « Скрип»

Педагог: Подбежали ежата к дедушке, открывают вместе с ним дверь……

Дети показывают рукой, как ежата открывают дверь и издают при этом звуки, напоминающие скрип двери – шуршащие, скрипящие (штро –бас , В.Емельянов называет его -массаж для связок).

5. «Радостное изумление»

Педагог: А за дверью …..

Дети широко открывают глаза, изображая радостное изумление, делают вдох ртом (в живот) на звук А – А и задерживают дыхание на несколько секунд. Педагог: А за дверью их встречает мама, она держит в руках праздничный пирог, какой запах у этого пирога…!

6. «Кошка» Дети подносят ладошки к лицу и берут вдох носом с закрытым ртом (обязательное условие: глазки блестят и губы на улыбке).

Педагог: Кто это на нас шипит из-за стола?

Дети: « Кошка!» Открывают рот, показывают зубки, губы – прямоугольником.

7. «Ррррр…» Делают вдох носом, выдох ртом на звук «ш» (коротко и активно). Следим за дыханием, которое берётся в «живот».

Педагог: А мы кошку угостим пирогом и она нам песенку споёт.

Дети пропевают звук «ррр» на улыбке по восходящему трезвучию. А мы кошке расскажем сказку про язычок.

8. «Сказка про Язычок»

1 этап

Рассказывает педагог Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щёку постучал, в другую – не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щеку, потом другую. Не открывается. Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а за тем нижнюю губу. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать.

Выполняют дети: - рот закрыт (губы сомкнуты) - «проткнуть» языком одну и другую щеку - покусать кончик языка

2 этап

Рассказывает педагог «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?» - возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня ещё ничего не жевали». И стали жевать язычок, сначала с одной стороны, потом с другой. И справой и с левой стороны, язык оказался невкусным. Язычок снова попытался протиснуться между зубками, но они продолжали его покусывать. Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а за тем верхнюю.

Выполняют дети - «проткнуть» языком одну и другую щеку -«проткнуть» языком верхнюю губу -«проткнуть» языком нижнюю губу Зевнуть - пожевать язычок боковыми зубами справа и слева - покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад - покусать нижнюю губу по всей длине, а потом верхнюю.

3 этап.

Рассказывает педагог Нижняя губа обиделась. А верхняя губа улыбнулась (ей было немного щекотно). А зубки все не унимались. Они попытались откусить кусочек щеки. Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?». Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки И ещё раз верхние и, конечно же, нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать!».

Выполняют дети: - оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение - поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, изобразить улыбку - провести языком между губами и верхними зубами, как будто очищая их - повторить движения языком - обнажить зубы, растянув губы в улыбке

Педагог : Молодцы , ребята! Давайте ёще раз улыбнёмся Ежу Ежовичу и простимся с ним. Он придёт к нам на следующий урок. А мы с вами споём сейчас песню, в которой наш язычок и зубки найдут себе дело - будут работать очень ответственно, ведь мы помогли им сделать хорошую зарядку.

Дети пропевают свой репертуар.

Критерии оценивания работы учащихся:

• Ребёнок музыкально отзывчив на восприятие музыки.

• Быстро узнаёт ранее услышанную мелодию с голоса или музыкального инструмента.

• Испытывает радость от процесса познания.

• Способен выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных.

• Свободно выполняет музыкально-ритмические задания (хлопки, притопы).

• Формирует начальные дикционные навыки, правильную артикуляцию, певческое дыхание и звукообразование.

• Точно интонирует в пределах 7-10 звуков.

• Умеет эмоционально переживать создаваемый в пении образ.

Главный итог занятия «Ёж Ежович и его друзья» первого года обучения – это активное накопление детьми разнообразного художественного опыта. 

Всё это приводит к активному восприятию музыки с раннего детского возраста.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование в ансамбле детской эстрадной песни

Содержание программы первого года обучения.1.Раздел. Вводное занятие. Пение как вид музыкальной деятельности. 2.Раздел. Постановка голоса.2.1.Тема: Диагностика. Певческая установка. Правиль...

План занятия по рисованию: «Воспоминание о лете» (для детей первого года обучения)

Цель занятия: Развитие способности к свободному формированию наглядных форм.Задачи:- Формирование умений создавать образы на основе заданныхусловий.- Закрепление умений пользоваться кистью и красками ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ  Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...

План-конспект открытого занятия для детей первого года обучения.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-8 лет по теме «Что такое бальный танец?». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг, т...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...

"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"

Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народны...