"Приобщение детей первого года обучения к народному творчеству через проведение народных праздников"
статья

Кислова Ирина Алексеевна

Данная статья посвящена теме приобщения детей 1-го года обучения (т.е. дети, которые первый год занимаются в моём ансамбле «Народная песня») к народному творчеству через проведение народных праздников. Практика показала, что это наиболее естественный и эффективный способ приобщения к национальной традиционной культуре, где учащимися осваивается разнообразный по жанрам фольклорный материал, тем самым вызывая интерес у детей к изучению и исполнению. 

Согласно народной традиции праздник происходит в непринуждённой атмосфере, где дети развивают свои творческие способности, учатся импровизировать, общаться. Они быстрее и глубже «пропускают» через своё сознание поэтический, музыкальный, хореографический и сценический материал, подготовленный и показанный на празднике. Прожив атмосферу праздничного действа, дети учатся понимать традиции своего народа. 

Задача педагога состоит в том, чтобы сохранить у детей те умения, навыки и знания, которые они получили при подготовке и проведении народного праздника, что достигается посредством систематического проведения народных праздников различной тематики в течение учебного года (как правило, 2-3 праздника в год). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

на тему «Приобщение детей первого года обучения

к народному творчеству через проведение

народных праздников»

педагога дополнительного образования

ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района СПб

Кисловой Ирины Алексеевны

Санкт-Петербург

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ….…………………………………………………………………….... 3

1. Народный праздник как наиболее естественный и эффективный способ приобщения к народному творчеству …………………………………………. 4

2. Этапы организации народного праздника …….............................................. 4

Приложение 1.1 …………………………………………..................................... 8

Приложение 1.2 ………………………………………………………………….. 9

Список литературы ………..………………………………………………….... 10

ВВЕДЕНИЕ

Приобщение детей к народному творчеству, к традициям своего народа осознаётся современным обществом как важная и актуальная проблема. Войдя в третье тысячелетие, наше общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потеснёнными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». И здесь, прежде всего, страдают дети – они теряют связь с семьёй, природой, истоками своей культуры.

В связи с этим перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребёнка к основам культуры.

По словам К.Д. Ушинского воспитательная сила фольклора, закладывающая нравственные представления, формирующие внутренний мир ребёнка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь бы «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

1. Народный праздник как наиболее естественный и эффективный способ приобщения к народному творчеству.

Для меня, педагога дополнительного образования, очень важно уже с первого года обучения (это дети начальной школы) ввести ребёнка в яркий ритмический мир русского фольклора, где дети знакомятся с традиционными праздниками народного календаря, приобретают навыки песенного исполнительства и игрового поведения.

Практика показала, что наиболее естественным и эффективным способом приобщения детей 1-го года обучения к народному творчеству является проведение народного праздника.

Согласно народной традиции праздник проходит в непринуждённой атмосфере. Благодаря участию в нём, дети развивают свои творческие способности, учатся импровизировать, общаться. Они быстрее и глубже «пропускают» через своё сознание поэтический, музыкальный, игровой, хореографический и сценический материал, подготовленный и показанный на празднике. И что самое главное, прожив атмосферу праздничного действа, дети учатся понимать традиции своего народа.

2. Этапы организации народного праздника.

Очень важно правильно организовать и выстроить праздник так, чтобы каждый ребёнок был не пассивным наблюдателем, а активным участником праздничного действа. Любая, даже незначительная, роль, полученная в празднике, поможет заинтересовать и замотивировать даже самого пассивного и неотзывчивого ребёнка, воспитать у него ответственность за порученное дело – всё это в дальнейшем позволит «не потерять» ребёнка из ансамбля.

Хотелось бы более подробно остановиться на этапах организации народного праздника.

I этап – Предварительное планирование

В начале года проводится собрание, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздника и устанавливается срок его проведения. Выбирается родительский комитет (актив) для оказания помощи в организации мероприятия – помощь в оформлении зала, где будет проходить праздник; перевозка и сооружение декораций; пошив праздничных костюмов и изготовление их атрибутов; переодевание детей; организация чаепития.

II этап – Работа над сценарием

На данном этапе создаётся сценарий праздника, включающий в себя интересный и посильный для детей 1-го года обучения речевой, поэтический, песенный, игровой и сценический материал. Очень важно, чтобы этот материал в празднике «менялся» –  например, звучат стихи, затем сценки-обыгрывания, следом звучит песня, затем игра и т.д. В кульминации праздника звучат наиболее яркие, хорошо отработанные всем коллективом песни (например, частушки, плясовая, шуточная с обыгрыванием).

III этап – Предварительное знакомство детей с праздником. Определение целей и задач праздника

Когда сценарий готов, детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется, что это за праздник, и чему он посвящён, определяются цель и задачи мероприятия. После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняется, кто будет присутствовать на нём (родители, учителя, одноклассники), и что они будут делать.

На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, сценических постановок понимали, для чего они это делают.

IV этап – Репетиции

После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию репертуара (стихов, песен, сценических постановок и т.д.). На данном этапе идёт также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы.

V этап – Проведение праздника

В день праздника даются последние рекомендации и советы детям, участвующим в мероприятии. Важно, чтобы каждый ребёнок хорошо осознал свою роль в празднике.

VI этап – Подведение итогов

Детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы привязать к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили от участия в народном празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети делятся впечатлениями, рассказывают, что им понравилось. При помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, разбираются неполучившиеся моменты.

VII этап – Последействие праздника

На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Они запечатлеваются детьми в рисунках. Также фотографии и видеозаписи с праздника, сделанные присутствовавшими на нём родителями, выкладываются в социальной сети на странице группы ансамбля «Народная песня».

Всё это помогает детям глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нём хорошие воспоминания и использовать приобретённые навыки, умения и знания в дальнейшей творческой работе в коллективе.

Кроме этого, проводится анонимное анкетирование детей, участников народного праздника, и их родителей для отслеживания результативности проведённого мероприятия.

Целью анкетирования является прослеживание обратной связи для дальнейшего совершенствования творческой работы с детьми по подготовке и проведению других народных праздников.

Ниже приводятся две анкеты – для детей и для родителей (см. Приложение 1.1 и 1.2 соответственно).

Приложение 1.1

АНКЕТА

Дорогой друг, участник народного праздника! Просим заполнить эту анкету и высказать своё мнение. Пожалуйста, ответь на вопросы, приведённые ниже (подчеркнуть или обвести подходящий ответ / ответить предложением).

1. Интересно ли тебе было участвовать  в народном празднике?

2. Трудно ли тебе было разучить репертуар для народного праздника?

- стихи

 

- песни

- игры

- сценки

3. Улучшились ли твои взаимоотношения с детьми-участниками праздника, благодаря совместной деятельности?

4. Считаешь ли ты важным сохранение народных традиций?

5. Твои пожелания по проведению народного праздника.

Приложение 1.2

АНКЕТА

Здравствуйте, уважаемые родители! Просим заполнить вас эту анкету и высказать своё мнение. Пожалуйста, ответьте на вопросы, приведённые ниже (подчеркнуть или обвести подходящий ответ / ответить предложением).

1. Интересно ли вам было на народном празднике?

2. Понравились ли вам номера, исполненные на празднике?

- стихи

 

- песни

- игры

- сценки

3. Как вы считаете, приобрёл ли ваш ребёнок новые знания, участвуя в народном празднике?

4. Считаете ли вы важным сохранение и изучение народных традиций?

5. Ваши пожелания по проведению народного праздника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лебедева М.Т., Ватракова И.С., Николаева О.Р, Сидоров Е.П. «Возрождая традиции России. Часть II» // СПб, 1994.

2. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе» // Линка-Пресс. М., 2000.

3. Кураева М.В., Сайед Хуссен Ю.П. «Приобщение детей к народной культуре посредством фольклорных праздников» // Ульяновский колледж культуры и искусства. Ульяновск, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для детей первого года обучения в коллективе ансамбля детской эстрадной песни.

Методическая разработка занятия по артикуляционной гимнастике детей первого года обучения в ансамбле детской эстрадной песни.Методическая разработка занятия «Ёж Ежович и его друзья»Объяснительная запи...

План занятия по рисованию: «Воспоминание о лете» (для детей первого года обучения)

Цель занятия: Развитие способности к свободному формированию наглядных форм.Задачи:- Формирование умений создавать образы на основе заданныхусловий.- Закрепление умений пользоваться кистью и красками ...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ  КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ  Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...

План-конспект открытого занятия для детей первого года обучения.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-8 лет по теме «Что такое бальный танец?». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг, т...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...

Конспект открытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии» (для детей первого года обучения, возраст 5-6 лет)

Конспектоткрытого занятия на тему: «Ритмика с элементами хореографии»(для детей первого года обучения,  возраст 5-6 лет)...