краеведение и туризм рабочая программа
рабочая программа по теме

Рабочая программа по внеурочке в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_kraevedenie_i_turizm.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Успенская средняя общеобразовательная школа»

Ливенского района Орловской области

Рассмотрено                                                                                                   Утверждено: Директор школы

на заседании МО:                                                                                                                  В.В.Пеньков

РМО                  В.М.Чижова                                                                                          «»                2011г                                

  «»                        2011г                                                                                                                                          

 Согласовано ЗДУВР:

                               В.И.Пенькова

«»        2011г.

Рабочая программа внеурочной деятельности.

Кружок «Краеведение и туризм».

Составитель:

учитель начальных классов Л.Ф.Ревякина

Пояснительная записка к образовательной программе «Краеведение и туризм»

«Любовь   к  родному  краю,   знание   его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение   обычаев,   фольклора,   музыки,   предметов   материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Никакая армия музейных работников не справится с этой задачей, если им на помощь   не   придет  другая  -  армия   краеведов  -  энтузиастов,   главных «ликвидаторов» краеведческой безграмотности среди населения. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений  в  быту,  в  природопользовании,  в  ремеслах  и  промыслах,  в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.

Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребенка в постоянно обновляющемся обществе. Одна из задач данной программы: помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания и опыт в современной жизни. Условием успеха работы является ясное представление о ее программе и путях ее осуществления.

Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.

Город Ливны и Орловская область обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Использование их в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого школьника.

Концептуальные особенности программы. Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, v общественно значимой и практической туристско-краеведческой деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности (духовного, интеллектуального, физического); максимального выявления, инициирования, использование индивидуального (субъектного) опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя, в самоопределении самореализации через систему туристических походов, путешествий, экскурсий и краеведческих исследований;

личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего края и изучения её особенностей.

Программа рассчитана на 1-4 классы.

Актуальность программы: восполнение пробелов в изучении краеведения в школе (обязательно образование), создание системы в вопросах изучения краеведения.

Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

Основные задачи программы:

 обучающие:

  1. дать представление об историческом прошлом родного края, традициях своего народа, о взаимодействии человека и окружающей среды;
  2. развивать и поддерживать интерес к различным сторонам прошлого и настоящего края;

•        научить ряду практических умений и навыков;  воспитательные:

  1. прививать любовь и бережное отношение к родному краю, к его народу;
  1. сохранение материальной и духовной культуры Орловского края;
  2. сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
  1. воспитать самосознание, предназначение в жизни, самоуважение, а также адекватную самооценку;

•        содействовать сближению поколений.  развивающие:

  1. развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний и к здоровому образу жизни;
  2. способствовать    развитию    у    детей    логического    мышления,    наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;

Содержание программы рассчитано на три года занятий с учащимися начальной школы, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы 1-го года обучения - 15 человек 2-го и последующих лет - не менее 12 человек.

Учебная программа каждого года занятий рассчитана на 144 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личных творческих наклонностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать , количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.

Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения; подвижные игры и оздоровительные прогулки), так и познавательно творческой деятельности (экскурсии, беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов, изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).

Педагогу важно предусматривать организацию отдыха детей во время занятий. Каждое мероприятие - туристическая прогулка, мини соревнования, физические упражнения, экскурсия и прочие - должно предполагать общее оздоровительно, закаливающее воздействие на организм учащихся, нормализацию всех его функций.

Содержание программ составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско - краеведческой и исследовательской деятельности.

Воспитанники 1-2-го года непосредственно знакомятся с окружающим их миром, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой). У них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Воспитанники 3 года расширяют зону познания окружающего мира и знакомятся с достопримечательностями района, с зелеными массивами своего района; участвуют в однодневных мини - походах по родному краю (ближайшим окрестностям); закрепляют и совершенствуют навыки здорового образа жизни, охраны окружающей природной среды и безопасности жизнедеятельности.

Систематическую оздоровительно - познавательную, туристско-краеведческую деятельность с младшими школьниками 1-4 классов необходимо строить на непрерывно сменяющих друг друга, а в некоторых случаях и накладывающихся друг на друга циклах (макро -, микро -, мезо -), каждый из которых должен включать подготовку к мероприятию, его организацию и проведение и подведение его итогов (оформление выставки творческих работ; творческие отчеты - инсценировки, рассказы и п.; совместный анализ достижений и промахов на состязаниях и мини-соревнованиях).

Организация образовательного процесса.

Поскольку туристско-краеведческая деятельность учащихся носит добровольный характер то при её планировании и организации важное значение имеет учет мотиваций учащихся, удовлетворении спектра их потребностей, что отражено в содержании и методах обучения. Программа рассчитана на 3 года и состоит из нескольких взаимосвязанных тематических блоков, которые ежегодно повторяются с дополнением и усложнением первоначально полученных знаний, умений и навыков. В ней заложены большие возможности для осуществления взаимосвязи с основным образованием: географией, биологией, историей, экологией, курсом ОБЖ и рядом других учебных дисциплин.

Своеобразие образовательного курса «Краеведение и туризм» определяется тем, что изучение курса начинается с личности ребенка, с его приходом в этот мир. Затем идет его постепенное погружение в мир окружающий: в историю, географию, культуру города, района, края. От «Я», семьи, дома - к своей малой, а затем большой Родине.

Изучение курса «Краеведения» невозможно без путешествий, экспедиций, походов, а следовательно, и без туристской подготовки. Образовательный курс «Туризм» рассматривается с одной стороны как самостоятельный курс, с другой он тесно связан с краеведением и выступает условием для выполнения краеведческих заданий.

Курс «Краеведение» усиливает персонификацию краеведческого материала. Изучая биографии своих родственников, знаменитых земляков, ребята постигают мастерство жизни, выделяют жизненные приоритеты прославленных людей, сверяют свои поступки и дела с их делами и поступками.

Важное значение в успешной реализации этой деятельности имеет заинтересованность как воспитанников и педагогов. В связи с этим используются различные методы создания положительной мотивации обучаемых.

Эмоциональные:

  1. ситуация успеха,
  2. поощрение и порицание,
  3. познавательная игра,
  4. свободный выбор задания,
  5. удовлетворение желания быть значимой личностью. Волевые:
  6. предъявление образовательных требований,
  7. формирование ответственного отношения к получению знаний,
  8. информирование о прогнозируемых результатах образования. Социальные:
  9. развитие желания быть полезным обществу,

•        создание      ситуации      взаимопомощи,      взаимопроверки      и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

  1. опора на субъектный опыт ребенка,
  2. решение творческих задач,
  3. создание проблемных ситуаций.

Краеведческая программа также способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств у подрастающего поколения через учения своей «малой Родины»: от «родного гнезда» - своего края - до Отечества.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу первого учебного года дети должны:

Знать:

история села Успенское;

как жили наши предки;

историю учреждения Орловской области;

государственные символы России (герб, флаг, гимн)

орловскую и ливенскую символику;

название улиц села Успенского;

дбмашний адрес;

туристские законы;

личное и групповое снаряжение;

правила поведения на природе.

Уметь:

-составлять рассказ о своем крае;

находить свое село на карте Орловской области; завязывать простейшие узлы; соблюдать личную гигиену.

Иметь представление:

о быте и нравах наших предков; о жилище наших предков; о туристских кострах; о компасе.

В конце третьего года обучения дети должны: Знать:

  1. историю и дату основания города Ливны;
  2. слободы и их назначение;
  3. военную историю Орловской области;
  4. имена ливенцев Героев ВОВ;
  5. русский бытовой фольклор.

Уметь:

  1. составлять рассказ об истории своего города;
  2. вязать туристические узлы;
  3. ориентироваться в своем микрорайоне.

Иметь представление:

  1. о древнейшем прошлом города Ливны; об археологии ливенского края; о Ливнах в смутное

    время;

  1. о промышленности нашего города

№ШП

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

КРАЕВЕДЕНИЕ

1.

Вводное занятие. Ознакомление с курсом обучения.

2

Техника безопасности.

2.

Ознакомительная экскурсия на СЮТур.

2

3.

«Наш край в древности».

4

4.

Экскурсия «Ливенская крепость».

2

5.

Первая экскурсия в школьную библиотеку.

2

6.

Жилище наших предков.

2

.   7.

Основание Орловской крепости.

2

7.1.

Экскурсия в краеведческий музей.

2

8.

Учреждение Орловской губернии.

2

9.

Государственные символы России.

9.1.

Флаг, герб, гимн России.

2

9.2.

Гербы городов Орловского края.

2

9.3.

Символика города Ливны (флаг, герб, гимн).

2

10.

Название улиц города.

10.1.

Улицы моего микрорайона.

2

10.2.

Прогулка «Улицы моего микрорайона».

2

10.3.

Экскурсия «Главная улица нашего города».

2

11.

История городского парка культуры и отдыха.

2

12.

Великая Отечественная война в истории страны.

2

12.1.

Великая Отечественная война в истории родного

2

города, семьи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Тематический план занятий «Туризм и краеведение».

№п/п

Название темы

Количество часов

1.

Организационное занятие.

1

Техника безопасности.

2.

Азбука туриста.

Азбука туриста. Туризм и туристы.

1

Туристское снаряжение.

1

Структура туристской прогулки.

1

Подготовка к прогулкам.

1

Питание во время прогулки.

1

Организация привала.

1

Азбука ориентирования.

1

Дорога домой.

2

Что такое север, юг, запад, восток?

1

Туристские экскурсии и прогулки.

4

3.

Краеведение.

Моя семья.

1

Мой дом, мои соседи, мои друзья.

1

Моя школа.

1

Моя улица.

1

Село, в котором я живу.

1

Знаменитые земляки.

2

Мое село в годы ВОВ.

1

Мое село сегодня.

1

Праздники моего села.

2

4.

Природа и мы.

Птицы и животные родного края. Охрана их человеком.

2

Времена года.

3

Зеленая аптека.

1

Итого:

32

Основная часть.

1.        Организационное занятие.

Знакомство с детьми. Разучивание туристических речовок и песен. Знакомство с техникой безопасности.

2.        Азбука туриста.

.Туризм и туристы. Кто такие туристы. Виды туристских прогулок и экскурсий (пешеходные, водные, лыжные, горные и т.д.) Особенности туристских прогулок.

Законы туристят. Значение туристских законов.

Туристское снаряжение. Что мы берем в поход? Рюкзак. Укладка рюкзака. Палатка, её назначения. Котелок. Карта, её назначение.

Структура туристской прогулки. Построение, проверка готовности к туристской прогулке. Темп, скорость ходьбы. Подгоночный привал (через 15 минут). Промежуточный привал (через 40 минут). Длительный привал. Отдых (игры, наблюдения). Сбор и построение. Возвращение домой.

Подготовка к прогулкам. Самочувствие детей. Правила поведения детей на прогулке. Подбор обуви и одежды, продуктов питания. Уточнение цели экскурсии или прогулки, её плана.

Питание вовремя прогулки. Питьевой баланс и режим питания. Составление меню. Отвары из трав шиповника, боярышника. Подбор конфет (леденцы). Полоскание рта.

Организация привала. Подбор места для палатки. Игры, загадки, наблюдения в природе.

Азбука ориентирования. Дорога домой. Рассказ маршрута из дома в школу и обратно.

Что такое север, юг? Стороны горизонта. Компас. Игра «Ищем клад». Туристские игры, эстафеты, упражнения.

3.        Краеведение.

Моя семья. Мои родители, место их работы. Мои бабушка и дедушка. Корни своей фамилии. Деятельность родителей в рисунках детей. Встречи с родственниками детей. Беседы.

Мой дом, мои соседи, мои друзья. Мой дом, его обустройство, окружающая природа. Мои друзья, соседи. Достопримечательности моей улицы.

Наша школа. Традиции нашей школы. Выпускники, которыми гордится наша школа. Отношение к

школьному имуществу.

Моя улица. История названия улицы.

Село, в котором я живу. История основания села. Экскурсия по селу. Знаменитые земляки. Выдающиеся люди, уроженцы села Успенского.

Моё село в годы ВОВ. Ознакомление детей с событиями в родном крае в годы ВОВ с использованием фотографий. Экскурсия к памятнику воинам ВОВ в родном селе.

Моё село сегодня. Экскурсия по селу.Знакомство школьников с новостройками, достопримечательными местами.

Праздники моего села. День поселения, 9 мая, Новый год, Рождество и т.д.

4. Природа и мы.

Растительный и животный мир родного края. Знакомство с растениями и животными. Прогулка в школьный сад. Охрана растительного и животного мира человеком.

Времена года. Сезонные изменения в природе. Год. Месяц. Неделя.

Зелёная аптека. Лекарственные и ядовитые растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Краеведение и туризм. Ленинградская область"

Туристско-экскурсионная деятельность занимает значительное место среди многочисленных интересов школьников. Знакомство с ООПТ, памятниками природы и достопримечательностями Ленинградской области играе...

Рабочая программа туризм и краеведение

Программа расчитана на год обучения. Занятия 6 часов в неделю...

Внеурочная деятельность "Юный туризм"- Рабочая программа

Рабочая программа по внеурочной деятельности + КТП...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА

Программа рассчитана на 1 год, усложнение материала из занятия в занятие в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения»

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Основы туризма и краеведения" составлена на основе  авторской программы  внеурочной деятельности П.В. Спепанова Туристско-крае...