программа кукольного театра
календарно-тематическое планирование по теме

Рябова Светлана Владимировна
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость». Эти слова Эрика Фромма. И чтобы развить способность любить и найти ей применение, надо создать условия адаптации и социализации ребенка в социальной среде. Одной из таких возможностей является кукольный театр, коллективная деятельность которого объективно создает условия для расширения круга для коммуникативной компетентности взаимоотношений и устойчивости между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kukolnogo.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Кукольного театра

Программа рассчитана на детей 9-11 лет

Срок реализации – 1 год.

Автор: Рябова  Светлана Владимировна

Место работы: МБОУ ТСОШ №1

с. Тасеево

2011 г.

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках- в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте.

В.Н. Сухомлинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость». Эти слова Эрика Фромма. И чтобы развить способность любить и найти ей применение, надо создать условия адаптации и социализации ребенка в социальной среде. Одной из таких возможностей является кукольный театр, коллективная деятельность которого объективно создает условия для расширения круга для коммуникативной компетентности взаимоотношений и устойчивости между детьми.

Но кукольный театр – это не только развлечение, но и средство воспитания эстетического вкуса и любви к литературе. Выступая за ширмой кукольного театра, ученики с меньшим смущением, увереннее и выразительнее произносят реплики действующих лиц. Актуальность кукольного театра в том, что жизнь и деятельность каждого ученика связана объективно с пополнением системы социальных ролей, насколько он готов и способен выполнять эти роли.

В кукольном театре систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности. Программа предполагает интеграцию, взаимопроникновение различных видов детской творческой деятельности (песенной, игровой, импровизация, беседа, слушание сказок, занятия искусствами) в процессе театрального воплощения.

Данная программа способствует арт-терапии детской агрессивности и основывается на следующем научном предположении; куклотерапия сиблимирует разрушительные, агрессивные тенденции и предупреждает тем самым их непосредственное проявление в проступках. 40-50% детей нуждаются в медицинской и педагогической коррекции и реабилитации. Куклотерапия эффективна также для коррекции детских страхов, посколько, как известно, именно это эмоциональное состояние и лежит в основе агрессивного поведения. Посредством театральной деятельности реализуется потребность ребенка выразить себя. Положительной стороной такой формы театрализации является сильная эмоциональная разрядка. Причём, как утверждают ученые, театральная деятельность имеет, как правило, не только творческий, но также психопрофилактический и коррекционный характер.

В спектаклях, у которых, как правило, счастливый конец, дети освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию. Если кукла идентифицируется с агрессией, ребенок приобретает власть и чувство превосходства над этим состоянием. Он понимает, что может играть свои эмоции, а значить и контролировать их.

Таким образом, в процессе арт-терапевтического занятия дети исследуют собственное и чужое агрессивное поведение, учатся управлять собой и взаимодействовать с другими.

Цель: Коррекция личности ребенка, через театрально-игровую деятельность.

Образовательные задачи:

  1. Расширение кругозора, развитие речи.
  2. Освоить основы кукловождения.
  3. Научиться самим изготовлять куклы.
  4. Приобретение навыков актерского мастерства и сценического проявления.
  5. Формирование активной позиции ребенка через участие.

Задачи развития и восприятия:

  1. совершенствование эмоциональной сферы личности, культуры воспитания;
  2. пробуждение образного, творческого мышления;
  3. формирование эмоционально-волевой сферы личности, культуры общения и поведения.

Воспитательные задачи:

  1. знакомство детей с культурными ценностями;
  2. подготовка детей к восприятию искусства, музыки, хореографии, театра, литературы;
  3. развитие способности целенаправленно наблюдать, давать эстетическую оценку предметам, нравственную оценку отношениям, поступкам;
  4. формирование умения и навыков вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем);
  5. выработка навыков социальной культуры (поведение в обществе).

Данная программа рассчитана на детей от 9 до 11 лет. Общение строится на принципах сотрудничества. Количество детей в группе от 12 до 15 человек, что позволяет обеспечить индивидуальный подход.

Методическое обеспечение

Данная программа реализуется в МБОУ ТСОШ №1

Во время беседы дети могут располагаться вокруг руководителя или полукругом. Нужен столик для демонстрационного материала, ширма, куклы-петрушки. Под рукой должно быть техническое средство для прослушивания различных звуков музыки, пространство для подвижных игр, действий с куклами.

Комната для организации декорации к спектаклям и выставка зарисовок детских рисунков к сказкам, произведениям.

Занятия, праздники, театральные игры, спектакли должны проходить в зале.

Занятия проходят 2 часа. Продолжительность одного спектакля не более 20 минут, а праздничного концерта – не более 1,5 часов.

Неизменным же условием для продуктивных занятий с детьми всех периодов обучения остается ощущение радости от красоты, общения.

Предусматривается самое тесное сотрудничество с родителями. Родители по возможности присутствуют на занятиях и праздниках.

Формы и методы работы:

Игра, танцы, рисование, пение, экскурсии, шитье, кукловождение, психологические игры, беседы, монологи, диалоги, мимика, пантомима.

Краткое описание основных форм и методов работы с детьми.

Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики);

психических процессов (восприятия, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти и др.),

речи (монолог, диалог),

творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Ожидаемый результат.

  1. Развить речь ребенка, обогатить словарный запас, правильно и четко произносить слова.
  2. Стимулировать внимание, память, мышление, воображение детей. Развить нравственные качества.
  3. Воспитывать гуманные чувства детей. Быть отзывчивым к взрослым и детям, радоваться успехам товарищей и огорчаться в случае их неудачи, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Условия для реализации программы.

  1. Помещение для занятий.
  2. Зал для постановки спектаклей.
  3. Брусочки для ширмы.
  4. Гвозди, молоток, пели рояльные.
  5. Ткань для ширмы (гобелен).
  6. Ватман.
  7. Гуашь.
  8. Различная ткань, вата, пуговицы, нитки для изготовления кукол.
  9. Швейная машинка.
  10. Сборники сценариев кукольного театра.

Учебно-тематический план

Тема

Содержание темы (формы деятельности)

Общее

Теория

Практика

Экскурсия

Игровое творчество.

1.Вживание в образ:

  1. животные «муха-цокотуха».
  2. растения: «праздник природы».
  3. мир людей.

2.Коллективные игра на развитие коммуникативных навыков,развитие речи, творчества.

3

1

1

2

1

Изобразительная деятельность.

1.Изготовление декораций к спектаклям.

2.«Час вдохновения». Музыкальные зарисовки.

5

3

1

1

4

2

Музыкальная деятельность.

1.Слушание звуков природы (представление и обсуждение музыкальных образов).

2.Игра «Угадай звуки».

3.Игра «Угадай животное по звукам».

4.Создание образов в движении под музыку.

5.Разучивание песен к спектаклям.

1

1

0,5

1

2,5

1

-

-

-

1

-

-

0,5

1

1,5

1

Танцева

льная деятельность.

1.Постановка танцевальных картинок: «Зайцы», «Лисички», «Рыбки» и т.д.

2.Постановка и разучивание танцев к спектаклям.

3

1

1

0,5

2

0,5

Основы кукловождения.

1.Изготовление кукол.

2.Упражнения – игры с куклой без ширмы.

3.Игровые импровизации с куклами.

2

2

5

2

2

5

Развитие актерского мастерства.

1.Беседы о театральном искусстве.

2.Изготовление ширмы.

3.Работа над выразительностью текста, жестов, эмоций.

2

0,5

4

2

1

-

0,5

3

Работа над спектаклем.

1. Репетиции спектаклей

2.Проведение праздников.

25

5,5

1

-

-

-

24

5,5

68

Содержание дополнительной образовательной программы.

Введение.

Что такое кукольный театр? Когда он образовался? Познакомить с разновидностями кукольного театра: театр картинок (фланелеграф), театр игрушек, театр петрушек.

I.Игровое творчество.

Дать представление о жизни животных. Познакомить с разными растениями. Объяснить, чем они отличаются друг от друга, где растут. Раскрыть красоту каждого вида растения: форму, цвет, линии. Развивать ассоциативное, образное мышление. В беседах использовать загадки, рассказы, сказки о растениях, чтобы активизировать мыслительные процессы, создания образных представлений.

Экскурсия в природу.

Познакомить детей и углубить их представления о профессиях: учитель, врач, медсестра, повар, парикмахер, милиционер и т.д.

Воспитывать уважительное отношение к труду. Подвести к убеждению, что красота может жить в результатах труда человека (здания, сооружения, вещи, посуда, мебель). Пробудить интерес к народным традициям и праздникам. Дать представление о проявлении гармонии и красоты в отношениях людей.

Необходимо особо остановиться на играх и театральной деятельности. Развивающие и дидактические игры: развивать внимание, память, воображение.

Развивающие игры – на развитие восприятия цвета, звуков, зрительной, слуховой памяти, ассоциативного мышления, воображения.

II.Изобразительная деятельность.

Представление о форме, цвете предметов. Создание образов: «Ветер» «Снежинки» «Озеро», «Море» и т.д.

Создание композиций: «Болото», «Зима», «Лес», «Бабочки» и другие.

Игра «Составление композиций из овощей, фруктов и других растений».

Игры на развитие воображения: из листика, круга, кляксы создать образ (дорисуй).

Создание иллюстрации к сказкам. Изготовление декораций к сказкам. Изготовление открыток-приглашений на спектакль.

III.Музыкальная деятельность.

Развитие восприятия звуков в пространстве.

Развитие образного восприятия музыки.

Представление о звуках в пространстве (шум, громкие и тихие звуки, звуки природы).

Игра «Угадай звуки» (тиканье часов, скрип двери, звуки природы).

Передача звуками состояние человека ( о-о– удивление, у-у – страх, ах! – восторг, ой-ой – боль, ура! – радость и т.д.).

Игра «Угадай животных по звукам».

Имитация движений животных под музыку.

Слушание музыкальных сказок.

IV.Танцевальная деятельность.

Общефизическое развитие.

Развитие ритмических способностей (координация движений).

Игры импровизации: «Я бабочка», «Я птица». Передача в движении повадок животных.

Игры музыкально-ритмические: «распускание цветка».

Передать в играх импровизациях и хореографических картинках характерность движений образов «Зайцы на поляне», «Лисички», «Рыбки», «Птички» и т.д.

Постановка и разучивание танцев к спектаклям.

V. Основы кукловождения.

Изготовление кукол.

Движение кукол в играх, сценках, миниатюрах (гостях, в магазине и т.д.).

VI.Развитие актерского мастерства.

Беседы по формированию этикета.

Посещение музея, РДК, художественной школы, музыкальной школы, где показ преобладает над рассказом, ведущим принципом является наглядность и достоверность.

Изготовление ширмы.

VII.Работа над спектаклем.

Постановка 7 спектаклей на праздники: «День матери», «Новогодний праздник», «8 Марта», «Масленица», «Праздник весны», «День Победы», «День Защиты Детей».

Список литературы.

О. Безымянная «Школьный театр».

А.В. Ефремова «Работа с мягкой игрушкой».

Н. Белова «Веселая компания».

В.Н. Петрова, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова «Постановка кукольного театра по традициям народных праздников».

Т.Н. Попова «Материалы культурного образования и нравственного воспитания детей».

Т.Н. Карамаленко, Ю.Г. Карамаленко «Кукольный театр».

Н. Трифонова «Кукольный театр своими руками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Кукольный театр"

Программа «Кукольный театр» - художественной направленности и рассчитана  на активизацию интереса школьников к искусству театра, к разным его видам, на развитие фантазии, познавательных процессов...

Программа "Кукольный театр"

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр в коррекционной школе необходим для осуществления коррекци...

Программа "Кукольный театр"

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр в коррекционной школе необходим для осуществления коррекци...

Программа "Кукольный театр"

Программа внеурочной деятельности...

Конспект вводного занятия по программе "Кукольный театр"

Вводное занятие в объединении "Театр кукол "Буратино". Играввые моменты, разновидность кукол, применяемых в объединении, изготовление первой куклы из подручного материала....

Программа КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

 Занятия в кружке  «Кукольный театр» являются комплексными и позволяют формировать УУД практически всех четырёх групп: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавате...