Программа "Кукольный театр"
рабочая программа (6, 7, 8 класс)

Ульянова Нина Николаевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_kukolnyy_teatr.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СТОДОЛИЩЕНСКАЯ

средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Кукольный театр»

5-8 класс

                                             

Составитель: Ульянова Н.Н.

учитель высшей категории

                             

2016 /2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности В.А. Горского и др. М.: Просвещение, 2013

Цели изучения программы - эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи:

  • Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
  • Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
  • Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
  • Развитие творческих способностей.

  • Программа данного кружка разработана для учащихся 5-8 классов и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

В наш компьютерный век стремительно падает интерес детей к чтению художественной литературы. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Да и драматично выгляди ситуация, складывающаяся в сфере российского литературного образования и детского чтения. В ходе образовательных реформ чтение превращается в поверхностное знакомство с пересказами произведений, что наносит большой вред мировоззренческому, духовно – нравственному становлению и развитию детей. Важно осознать, что детское чтение сегодня – поле битвы за души детей, а значит и за будущее России. Именно уроки литературного чтения должны научить детей любить, научить прощать, научить делать добро. Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно все возможно.

Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.

Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить от ношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Педагогические принципы

Дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей, положения ребенка в семье, школе; уважение личности; использование метода предметного обучения; поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Организация процесса

На занятия принимаются все желающие с 10 летнего возраста, имеющие склонности к этому виду искусства. Планируемое количество обучающихся 15 человек. Эта норма исходит из санитарно - гигиенических норм. Такое количество позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально - личностного подхода к обучающимся, что очень важно. Занятия проводятся 1 час в неделю. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий учащихся, их родителей, а также возможностей учреждения. Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу. Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю, овладеют навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступят к работе над выбранной пьесой. При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние кукольного театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся. Шире использовать индивидуальные формы работы. Одним из важных моментов и условий плодотворной работы является подведение итогов промежуточных и годовых. Они проходят открыто в присутствии всех занимающихся. Форма проведения разная. При этом помнить: успехи каждого сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умений. На каждом занятии итоги работы подводить в идее заключительного инструктажа. Исходя из интересов и потребностей детей, порядок изложенных тем и количество часов может меняться.

Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Формирование Универсальных Учебных Действий

Личностные УУД: формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Формирование установки на здоровый образ жизни.

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий ,умение  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: Моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах. Различение допустимых и недопустимых форм поведения. Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Ожидаемый результат 

В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:

  • об истории театральной куклы;
  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);
  • об устройстве театра.

и умеет:

  • водить куклу над ширмой;
  • изготавливать театральную куклу из различных материалов;
  • создавать декорации и афиши для спектаклей.

Содержание

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Таинственные превращения

2

2

3

Работа над выбранной для спектакля пьесой

44

44

4

Изготовление кукол и бутафории

8

8

5

Выбор пьесы для спектакля

6

6

6

Показ пьесы детям

6

6

Всего

68

10

58

Календарно-тематический план

Тема

Дата

1

Вводное занятие. Театр. Его истоки.

09.09

2

Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

09.09

3

Таинственные превращения. Введение детей в мир театра,

16.09

4

Таинственные превращения.

16.09

5

Выбор для спектакля пьесы.

23.09

6

Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

23.09

7

Распределение ролей

30.09

8

Чтение произведения учащимися

30.09

9

Отработка чтения каждой роли

07.10

10

Обработка чтения каждой роли, репетиция за

07.10

11-

Обучение работе над ширмой

14.10

12

Обучение работе над ширмой

14. 10

13

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли

21.10

14

Изготовление кукол и бутафории.

21.10

15

Изготовление кукол и бутафории.

28.10

16

Репетиция пьесы.

28.10

17

Генеральная репетиция пьесы.

11.11

18

Показ пьесы детям.

11.11

19

Выбор пьесы. Чтение пьесы

18.11

20

Распределение ролей. Читки по ролям за столом.

18.11

21

Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.

25.11

222

Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.

25.11

23

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли

02.12

24

Установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории,

02.12

25

Звуковое оформление спектакля

09.12

26

Репетиция сказки

09.12

27

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

16.12

28

Показ пьесы детям.

16.12

29

Выбор для спектакля пьесы.

23.12

30

Распределение роли и чтение произведения учащимися.

23.12

31

Выразительное чтение произведения учащихся.

30.12

32

Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.

30.12

33

Изготовление бутафории, и кукол для пьесы.

13.01

34

Репетиция пьесы.

13.01

35

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть

20.01

36

Соединения действия куклы со словами своей рели.

20.01

37

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления

27.01

38

Репетиция пьесы. подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

27.01

39

Генеральная репетиция. Музыкальное оформление.

03.02

40

Показ пьесы детям

03.02

41

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем. Беседа о прочитанном.

10.02

42

Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.

10.02

43

Читка по ролям.

17.02

44

Работа с куклой на ширме.

17.02

45

Работа с куклой на ширме.

24.02

46

Изготовление кукол и бутафории.

24.02

47

Изготовление кукол и бутафории.

03.03

48

Изготовление кукол и бутафории.

03.03

49

Репетиция пьесы.

10.03

50

Изготовление кукол и бутафории.

10.03

51

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.

17.03

52

Генеральная репетиция..

17.03

53

Звуковое оформление

07.04

54

Показ пьесы учащимся начальных классов

07.04

55

Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем.

14.04

56

Распределение ролей характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Определение места и времени.

14.04

57

Читка по ролям.

21.04

58

Изготовление кукол и бутафории.

21.04

59

Изготовление кукол и бутафории.

28.04

60

Читка по ролям.

28.04

61

Работа с куклой на ширме.

05.05

62

Работа с куклой на ширме.

05.05

63

Работа с куклой на ширме.

12.05

64

Работа с куклой на ширме.

12.05

65

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть. Распределение технических обязанностей.

17.05

66

Генеральная репетиция.

17.05

67

Звуковое оформление

24.05

68

Показ пьесы  зрителям

24.05

Список литературы

1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001г.

3. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.

4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?...

Театр яши, театр яшәячәк

Тема: «Театр жил и будет жить…»Класс: 7Цель:1. Развитие творческих способностей учащихся; развитие эстетических представлений и актёрских способностей у детей;2. Познакомить учащихся с некоторым...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Час общения на тему "Театр, театр, театр"

2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют  узкое представление о  театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...