разработка воспитательного мероприятия на тему: "Государственный герб России"
методическая разработка по теме

Горобинская Лариса Владимировна

Данное мероприятие разработано для воспитанников детского творческого объединения "Мир природы, возраст воспитанников 9-10 лет.

Цель занятия:

  • Познакомить воспитанников с историей становления государственного герба России.
  • Ознакомитьучащихся с понятием «герб».
  • Расширить представления воспитанников о государственном гербе России.
  • Воспитать чувство уважения к гербу России как символу нашей Отчизны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennyy_gerb_rossii.docx48.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

номинация: сценарии праздников, конкурсов, викторин, классных часов и др.

  Воспитательное мероприятие

«Государственный герб России »

                                                                                       

Разработала: Горобинская Л.В.

                                                                                              педагог     дополнительного

                                                                                     образования

                                                                                                                               

с. Красноселькуп – 2012 год

Государственный герб России

Цель занятия: 

  1. Познакомить воспитанников с историей становления государственного герба России.
  2. Ознакомить учащихся с понятием «герб».
  3. Расширить представления воспитанников о государственном гербе России.
  4. Воспитать чувство уважения к гербу России как символу нашей Отчизны.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия «Государственный герб России».

(Слайд №1).

Педагог: Ребята, а как вы думаете, что такое герб?

Ответы воспитанников.

Педагог: Слово  «герб» пришло в русский язык в 16-17 вв. В его основе лежит немецкое  erbе, что означает «наследство». Герб позволяет

узнать своего владельца, а также судить о его положении, правах, привилегиях.

Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны,

родовой герб - о принадлежности его владельца к определенному сословию. Герб утверждается высшей властью.

Герб всегда являлся символом достоинства и чести, поэтому надругательство над гербом расценивается как оскорбление его владельца. Это относится и к государственным, и к любым другим гербам. В средневековой Европе, например, герб дворянина, совершившего недостойный поступок, могли подвергнуть своего рода казни: публично перевернуть, разбить молотком, залить черной краской, лишить каких – либо эмблем. Все это было сродни гражданской казни, когда человека лишали его гражданских прав.

Таким образом, владельцем герба может быть и отдельный человек, и объединение людей, и государство.

(Слайд №2).

Педагог: Ребята, а кто скажет, кто изображен на Государственном гербе России?

Ответ воспитанников: Орёл.

Педагог: А какой орел изображен на гербе России.

Ответ воспитанников: Двуглавый орёл.

Педагог: Правильно ребята. А как вы думаете, когда  двуглавый орёл появился на гербе?

Ответы воспитанников.

Педагог:  Оказывается самое раннее изображение двуглавого орла ученые обнаружили высеченным в скале недалеко от турецкого селения Богазкей в 150 км к востоку от нынешней столицы Анкары. Здесь когда-то находилась столица Хеттского царства, существовавшего в 17 – 13 вв. до нашей эры.

(Слайд №3).

Педагог: Самое интересное, что при раскопках под Смоленском археологи нашли бляшку, датируемую второй половиной 10 в., с изображением хищной двуглавой птицы. На декоративной плитке 12 – 13 вв. из города Василева на Днестре также можно видеть эмблему двуглавого орла. В 15 в. его помещали и на некоторых монетах. Наиболее известны из них деньги тверского князя Михаила Борисовича.

Педагог: В Российском государственном архиве древних актов в Москве хранится грамота Ивана III, датируемая 1497 г. Грамоту скрепили четыре печати. Наиболее примечательной из них была сделанная из красного воска печать Ивана III . На лицевой стороне печати помещено изображение всадника, поражающего копьем змия. На оборотной стороне – двуглавого орла с распростертыми крыльями и двумя коронами над головами. Эмблемы печати – всадник и орел – стали восприниматься как официальные символы Российского государства. Поэтому  в 1997 г.,  отмечалось 500 – летие государственного герба России.

Педагог: Изменения в российском гербе в последующие столетия хорошо видны на государственных печатях.

(Слайд №4).

В 16 – 17 вв. в Московском царстве использовались две государственных печати – Большая и Малая. На Большой государственной печати всадник помещался на груди двуглавого орла. На Малой печати всадник и орел изображались на двух сторонах. На Большой государственной печати Ивана Грозного, которая относится к концу 1570-х гг., на лицевой стороне изображен двуглавый орел с всадником на щитке на груди, на оборотной – единорог.

На печати  Лжедмитрия  орел изображен поднятыми вверх крыльями.

(Слайд №5).

На печати царя Михаила Федоровича крылья орла опустились, над головами орла помещались три короны.

В период правления Алексея Михайловича крылья российского орла поднялись вверх, а в его лапах появились скипетр и держава – символы самодержавной власти.

(Слайд №6).

Педагог: В 1722 г. Петр I учредил при Сенате Герольдмейстерскую контору, которая должна была заниматься составлением гербов. Ее возглавил С.А. Колычев. В помощники к нему пригласили итальянца Ф. Санти, который и стал первым российским профессиональным герольдистом.

Санти составил новое описание государственной печати. В соответствии с ним  черный двуглавый орел располагался на золотом поле, на его груди помещался московский герб, окруженный цепью ордена Андрея Первозванного.

(Слайд №7).

Педагог: Последнее изменение государственного герба в дореволюционный период состоялось в 1882 – 1883 гг. Александр III принял выполненные художником  А.Шарлеманем  Большой, Средний и Малый гербы

Педагог: Наконец после вступления на трон Царя Александра III (1881-1894) в своде законов Российской Империи впервые появляется точное описание Большого  и Малого  Государственного Герба, который с этого момента становится неизменным.

(Слайды №8, 9).

Педагог: В 1917 г. после падения монархии для печати Временного правительства новый герб изобразил художник И.Я. Билибин. Крылья орла опустились. Ни корон, ни скипетра и державы, ни щита с Георгием Победоносцем, ни цепи Андреевского ордена – ничего этого не было.

(Слайд №10).

В октябре 1917 г. к власти пришли большевики и продолжили борьбу со старыми символами. В январе 1918 г. Ленин дал изготовить государственную печать. Образец герба РСФСР был выполнен в 1920 г.

Девиз герба СССР давался уже на языках 11 республик, с 1946 г. – 16-ти. Герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, отражал основные идеи молодого государства. Серп и молот стали символом союза рабочих и крестьян. Лучи солнца и земной  шар провозглашали наступление новой эры. Колосья, перевитые лентой с девизом, - единство советских республик в борьбе за социализм. Со временем число союзных республик возросло.  

 Последнее изменение в гербе произошло в 1956 г., когда установилось окончательное число республик и надписей – 15. В таком виде герб СССР просуществовал до 1991 г.

(Слайд №11).

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему с приходом нового Временного правительства изменялся герб?

Ответы воспитанников.

Педагог: А почему большевики изменили герб?

Ответы воспитанников.

Педагог: В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб - золотого двуглавого орла  на красном поле.

В 1993 году, указом Президента Б.Н.Ельцина двуглавый Орел был утвержден в качестве государственного герба. И наконец, 08.12.2000 двуглавый Орел был утвержден Государственной Думой.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

 (Слайд №12).

Педагог: Рисунок герба выполнил художник  Е. Ухналев. Так в начале нового тысячелетия возродилась государственная эмблема – двуглавый орел.

Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет, единение народов европейской и азиатской частей современной России.

Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.    

(Слайд №13).

Итог занятия.  

Педагог: Ребята, в лапах у орла находиться скипетр и держава, что они олицетворяют?

Ответ воспитанников:

Педагог: Что  свидетельствует современный государственный герб?

Ответы воспитанников: Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.

Педагог: Кто выполнил рисунок государственного герба России?

Ответ воспитанников: Рисунок герба выполнил художник  Е. Ухналев.

 Педагог: Вам понравилось  занятие?

Ответы воспитанников.

Педагог: Что нового о  гербе России  вы узнали на занятии?

Ответы воспитанников.

          Спасибо, до свидания.

Литература: Е.В.Пчелов << Государственные символы России>>.

используемые ресурсы Интернета:

hhttp://bg-znanie.ru/print.php?nid=134

http://www.lyamino.moy.su/info/gerb.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция «О, Россия!»

Воспитательное мероприятие. МАОУСОШ №2 г. Малая Вишера Новгородская область. Исполнитель : Павлюк Любовь Леонидовна и 5А класс. Павлюк Любовь Леонидовна – классный руководитель 5Акласса. Направлени...

Внеклассное мероприятие на тему:"Государственные символы России"

Внеклассное мероприятие на тему:"Государственные символы России"...

открытое внеклассное мероприятие "История создания государственного герба Росси"

Необходимость в описании гербов возникла в момент возникновения самих гербов в настоящее время каждый герб сопровождается описанием, а по возможности и разъяснением их символики. Процесс проникновения...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ: "Государственная символика России и Тульской области: история и современность"

Цель проведения:  проследить историю формирования государственной символики России и Тульской области, воспитание патриотических чувств школьников.Задачи:ØРасширить и закрепить знания учащихся об...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Рисуем музыку» на Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Тематическое направление - приобщение детей к культурному наследию. Разработка представлена в форме технологической карты в соответствии со структурой ФГОС. Важнейшей целью ставилось способствовать ра...

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: " Рождество и Новый год в Великобритании и России"

Данная разработка рассчитана на 5-7 классы, как вариант мероприятия на урок английского языка....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...