Из опыта организации краеведческой работы в рамках летнего лагеря
статья (7 класс) по теме

Хобусаров Софрон Романович

В данной статье автор делится своим опытом по организации детского отдыха в летнее время. Как в условиях сельской школы организовать летний лагерь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_hobusarov_s.r..doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образования Верхневилюйского улуса

Хоринская СОШ им. Г.Н. Чиряева

Из опыта организации краеведческой работы в рамках летнего лагеря

Хобусаров С.Р., учитель якутского языка и литературы

Хоринской сельской гимназии Верхневилюйского улуса

Хоро 2011


Оглавление

Введение……………………………………………………………..

3

Практическая часть………………………………………………….

5

Содержание форм работ лагеря…………………………………….

5

Заключение………………………………………………………… 

8

Список использованной литературы…………………………...

9


Введение

Организованный летний отдых необходим как учащимся, так и учителям. Наблюдая в течение последних нескольких лет за тем, как организуется учебно-познавательная деятельность учащихся в разных школах улуса, мы укрепились в мысли о том, что необходимо формировать у школьников внутреннюю мотивацию и сознательную потребность в такого рода деятельности. Ведь, как правило, ученику, которого учитель «присмотрел», например, для выступления на школьной конференции, предлагается готовая тема выступления, материал для исследования, т.е. ребенок выступает как объект, на который, как и на традиционном уроке, направляется деятельность педагога.

Как сделать науку, казалось бы, далекую от средней школы, привлекательной для ребенка, какие ее стороны показать 10-12-летнему школьнику, чтобы он увидел в ней что-то привлекательное и необычное и сам захотел найти вопросы на возникшие у него вопросы? Мы попытались решить эти проблемы, использовав традиционную форму летнего лагеря.

В реализации нашей идеи мы выделили три главных момента.

Нужна команда учителей, которые хотят и могут работать в этом направлении, т.е. умеют выходить за традиционные рамки обучения. Чтобы набрать такую команду, мы провели мини-конкурс программ, в которых педагоги представляли свои модели летних лагерей. В результате собрались опытные учителя, которым можно было доверить новое для нашей школы дело. Учителя-единомышленники сообща составили примерный план работы. Поэтому весной 2007 года администрация нашей школы пошла к нам навстречу.

Как подобрать детей? Критериями, по которым осуществлялся набор, служили успешность и активность ребенка в учебной деятельности. Мы понимаем, что спектр критериев может и должен быть шире. В будущем году планируется его разработка и использование при наборе в лагерь детей. А сейчас мы отобрали 25 учеников 5-8 классов. Почему именно этот возраст? Потому что 10-13-летний школьник, попробовав себя в какой-то исследовательской деятельности и поняв, что ему она малоинтересна, может проверить себя в чем-то другом, т.е. продолжать искать ту сферу, которая будет отвечать его потребностям и, вполне возможно, станет интересом всей его жизни. Для старшеклассников же такая возможность практически упущена. Чем раньше ребенку будет предоставлена возможность выбора вида учебно-исследовательской деятельности, тем больше вероятность того, что, окончив школу, молодой человек сделает сознательный выбор будущей профессии. Таким образом, мы решаем и профориентационные проблемы учащихся.

Без понимания родителями нашей цели и без поддержки с их стороны не обойтись. Взрослые могут помочь в организационных моментах, участвовать в мероприятиях, оказать финансовую поддержку проекта. И действительно, родители со всей ответственностью отнеслись к нашему призыву о помощи.

Как же на практике выглядела работа лагеря «Ыллык»? Программа состояла из двух частей: образовательной и экскурсионной. Образовательная часть–это пять учебных курсов: физика, филология якутская и русская, история и краеведение. Занятия велись нашими учителями Хоринской сельской гимназии. Кроме того, в образовательную часть входило посещение библиотек, выход в сеть Интернет, проведение творческих работ, интеллектуальных игр. Экскурсионная часть состояла из запланированных маршрутов. Естественно, что программа имела и психологическое сопровождение. С нами работали школьные психологи. Они проводили всевозможные тестирования и тренинги. Также велся рейтинг достижений каждого ребенка.

Содержание форм работы лагеря

             Приведем конкретное содержание форм работы. Лекции проводились по основным теоретическим вопросам.

            Беседы чаще проводились в свободное от экскурсий  время по индивидуальным темам, а также во время занятий, если учащиеся имеют достаточное количество знаний по обсуждаемому вопросу.      

Большая часть времени была уделена экскурсиям. На этих экскурсиях дети впервые увидели шлаки железной руды, оставшиеся от наших предков-кузнецов и в местности Тэкээнэй увидели сохранившиеся өтөх (останки жилища) с камельком и внутренним убранством, старинной посудой. Здесь же они впервые увидели дом, совмещённый с хотоном. В местности Тыымпы посетили место первой школы, открытой в 1919 году, также нашли арку от ысыаха победы. В местности Үрэн, где по местным преданиям воевали древние якуты с тунгусами, нашли каменный наконечник стрелы. На берегу речки Түүкээн нашли кусочки древней керамики.

        Также были совершены автобусные экскурсии по пяти маршрутам:

  1. «Хоро–Тукас өтө5ө–Хоро»
  2. «Хоро–Үрэн–Хоро»
  3. «Хоро–Онхой–Хоро»
  4. «Хоро–Чаллыр–Хоро»
  5. «Хоро–Кэмпэндээйи–Хоро»

В местности Тукас  өтө5ө дети узнали, что здесь в начале ХХ века побывал А.Е. Кулаковский. Трое учащихся: Павлова Майя, Ефремов Вова и Евдокимова Вика ездили с учительницей якутского языка и литературы Бабарановой Е.Н. в соседнее село Онхой и записали предания, воспоминания старожилов наслега.

Эти экскурсии очень понравились и детям и учителям. Мы увидели много интересного и удивительного. На некоторых пеших маршрутах с нами ходили местные жители, интересующиеся прошлым.

Затем проводился зачет, составление доклада и рассказ о значимых для учащихся моментах.

Во время работы лагеря мы посадили 17 деревьев вокруг памятника павшим на полях Великой Отечественной Войны и помогли разобрать библиотеку местного библиофила Юрия Самсонова.

Дети и родители остались очень довольны лагерем. Пеший ход по маршруту «Үрэн-Түүкээн», занявший пять часов по бездорожью был испытанием, как для детей, так и для взрослых. И мы очень горды тем, что выдержали этот путь.

Дети научились разводить костер, варить обед, убирать за собой, ходить на дальние маршруты, рисовать карты-схемы, писать ежедневник и многому другому. За период работы лагеря не было ни одного случая нарушения порядка.

В конце сезона мы провели анкетирование. Ребята отвечали на вопросы о том, совпали ли их ожидания с тем, что они получили реально, помог ли лагерь определиться в области своих учебных интересов. Практически все ответы были положительными. Все дети хотят участвовать в работе лагеря и в будущем году.

Итогом работы нашего лагеря было то, что многие школьники участвовали во внутришкольных, улусных краеведческих, научно-практических конференциях, мероприятиях.

Наблюдая за ребятами, мы видели, что из них образуется сильная группа, которая могла бы стать ядром детской организации, основанной на интересе школьников к исследовательской деятельности. Когда мы поделились с ребятами идеей создания такой организации в школе, они приняли ее с интересом, поэтому начало учебного года для нас–это продолжение работы, начатой летом в лагере «Ыллык». Был разработан общий план работ под рабочим названием «Алаас ааттаах, киhи сурахтаах».

Мы поставили перед собой следующие цели:

  1. Ознакомить учащихся с прошлым родной деревни;
  2. Выяснить места жительств жителей Хоринского наслега до 1950-годов (кто в какой местности жил);
  3. Закрепить знания, полученные в ходе деятельности архивными данными;
  4. Поставить памятные таблички с именами на месте етехов.

Для достижения данных целей надо решить следующие задачи:

  1. Собрать устный материал со старожилов села;
  2. Проводить теоретические и практические занятия для закрепления полученных знаний и умений;
  3. Заинтересовать учащихся образовательно-исследовательской деятельностью.

В следующем летнем сезоне хотелось бы совершить:

–Дальние поездки с ночевкой в палатках;

–Конные маршруты;

–Сплавы по реке;

–Напечатать сборник о проделанной работе.

В результате работы лагеря мы пришли к следующим выводам:

  1. Большое количество разновозрастных руководителей было правильным;
  2. Количество и контингент детей подобрано удачно;
  3. Отсутствие видеокамеры и цифрового аппарата приводит к мысли о необходимости создания научно-технической лаборатории;
  4. На основе результатов работы необходимо сделать проект научно-исследовательской работы в школе;
  5. Продолжать работу следующим летом тем же составом.

Заключение

В итоге нашей работы, мы пришли к следующим выводам:

  1. Лагерь «Ыллык» работает в июне месяце на базе нашей школы.  В течение 2 лет лагерь посетили 50 учащихся нашей школы с 5 по 8 классы;
  2. Участники лагеря посетили много мест на территории нашего села, известных легендами, примечательными событиями. Почти всегда ходили в экскурсии пешком. Съездили на экскурсию в с. Кемпендяй.
  3. В результате посещения лагеря дети приобрели следующие знания и  навыки:

- научились общаться с ребятами из разных классов, со взрослыми;

- научились помогать друг другу, поняли, что такое взаимовыручка;

- научились тому, как вести себя на природе, в экстремальных условиях (разжигать костер по правилам, находить чистые источники для питьевой воды, правильно определять брод и переправляться через ручейки, канавы, ставить палатку, сушить одежду и т.п.);

- научились ходить пешком на дальние расстояния;

-научились методам краеведческого исследования, этике исследователя.

        Мы уверены, что полученные знания и навыки пригодятся в дальнейшей исследовательской работе.

        

Список использованной литературы

  1. Моисеенко Е.Л. Как организовать летний отдых учащихся? М., 1994
  2. Багдарыын Сүлбэ. Алаас ааттаах, суол сурахтаах. Якутск, 1992
  3. Иитии кыhата//№2(10), 2008 г.
  4. Хоро нэhилиэгэ. Дьокуускай: Бичик, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация краеведческой работы учащихся как средство развития духовно-нравственного потенциала

Данная статья описывает необходимость организации краеведческой работы  с учащимия для развития духовно-нравственного потенциала школьников...

Программа организации оздоровительного отдыха детей в летнем лагере с дневным перабыванием

Материал содержит обоснование проблемы, структуру работы, методы и приемы  в данном направлении,  а также ожидаемые результаты деятельности...

Программа работы профильной группы - клуб «Юные журналисты» в рамках летнего лагеря

В программе представлен план работы с учащимися профильной группы, участниками клуба юных журналистов. Основное содержание составляют вопросы создания школьной газеты, альманаха....

Программа работы игротехника в летнем лагере

Программа работы игротехника в летнем лагере...

Ежедневный план работы отряда в летнем лагере с анализом дня

В документе представлен подробный план отряда школьного детского оздоровительного лагеря с ежедневным анализом всех дней смены...

Презентация "Из опыта туристско-краеведческой работы"

Одной из главных  задач современного общества и государства является воспитание ответственного, творческого, инициативного, всесторонне развитого  гражданина России. Туристско-краеведческая ...