Проект по изучению уральской росписи
методическая разработка по теме

Здесь вашему вниманию предлагается разработка проектной деятельности по изучению уральской роспис.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uralskaya_rospis_proekt.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества

«Созвездие» г. Орска»

Проектная деятельность

Педагога Япаровой Е. О.

Объединение «Юный художник»

д/к «Автомобилист»

на 2011 – 2016 уч. г.

В настоящее время необычайно возрос интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда. Изделия народных мастеров активно входят в окружающую культурную среду, воспитывают нравственно и эстетически.

Вещи, окружающие человека, всегда естественно и просто говорят о его жизни, духовно- материальной среде. Тем более, вещи рукотворные, художественные. Каждый предмет- носитель жизненного опыта, идущего иногда из исторических глубин.

Народное искусство привлекает к себе удивительной художественной цельностью, художественной силой. Нельзя не восхищаться произведениями народного творчества: в форме вещей, их орнаменте, в изображениях отражены идеалы народной эстетики. В самых казалось бы простых и незатейливых вещах народ утверждал свое понимание красоты, вырабатывал свои особенности цветового решения. Орнамент становился одним из наиболее выразительных средств декоративности, и в то же время он наполнялся разносторонним и глубоким содержанием.

В последние годы активно разрабатываются теоретические основы эстетической культуры современного человека, в особенности подрастающего поколения. Эстетическое отношение к действительности является одним из её важнейших компонентов.

Актуальность проблемы

Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и  как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству. Возрождение искусства росписи является неотъемлемой частью знаний по традиционной культуре. При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и  близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии.

Однако, при знакомстве с работой педагогов в направлении декоративно – прикладного искусства, я обратила внимание на то, что практически никто из них не знакомит детей с нашей родной культурой, а точнее с уральской росписью, известную еще  с  XVII века.

Отсюда и тема проекта звучит таким образом: «Уральская роспись. Новая жизнь».

Традиционно Урал – это центр народных крестьянских промыслов. Проект предполагает проведение серии мероприятий по ознакомлению, сохранению и возрождению предметов культурного наследия, связанных с уникальной уральской народной росписью.

Основная идея проекта – воспроизведение уральской росписи на бытовых предметах нашего времени, художественное переосмысление наследия наших земляков. В ходе реализации проекта предполагается тщательное исследование изб, в которых ещё сохранилась данная роспись, сбор материала, изучение источников по народной росписи на Урале, а также сбор устной информации от старожилов.

Проект предполагает проведение различных мероприятий по ознакомлению и впоследствии изготовлению  предметов культурного наследия, связанных с уникальной уральской народной росписью. Будут исследованы старинные бытовые принадлежности, на которых еще сохранилась роспись, изучены источники по народной росписи на Урале, а также собрана устная информация от работников городского краеведческого музея.

Важной частью проекта станет не только фото-, видео- и мультимедийная фиксация, но и художественная составляющая: фрагменты росписи будут перенесены на бытовые предметы нашего времени, а также будет проведен мастер – класс для всех желающих. 

Цель проекта:

  1. познакомить детей с видами народной росписи и научить их основам народного художественного творчества.
  2. способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру;
  3. развивать творческие способности и задатки через освоение народной живописи. 
    В связи с поставленной целью, ставятся следующие 
    задачи
    Обучающие: 
    - научить основам художественной грамотности 
    - научить основам цветоведения 
    - научить элементарным композиционным приемам 
    - прививать практические навыки росписи по дереву и умение творчески их использовать 
    Воспитательно-развивающие: 
    - создать в студии соответствующую эстетическую среду 
    - приобщать детей к народным традициям 
    - приучать к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству 
    - соединять обучение с воспитательным процессом, способствовать становлению нравственных приоритетов.

 


Этапы работы

над проектом

Срок реализации

Задачи

Средства и методы

Результат

I. Уральская роспись

2011-2012

сбор материала по выбранной теме;

ознакомление воспитанников с особенностями уральской росписи, историей ее возникновения;

ознакомление с техническими приемами письма

Воспитание уважения и интереса к родной культуре

Исследование письменных и устных источников информации;

Посещение городского краеведческого музея;

Составление обучающих таблиц по ознакомлению с элементами росписи

Составление воспитанниками собственного узора по мотивам уральской росписи;

Изготовление поделок (папье – маше) и роспись предметов элементами уральской росписи

II Хохломская роспись

2012 - 2013

Знакомство воспитанников с традициями Хохломской росписи,и приемами её выполнения.

Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

Формировать навыки работы с художественными материалами.

Освоить основные виды хохломского орнамента травка, пряник, под фон, кудрина.

Разработка методических таблиц с указанием поэтапной работы над росписью;

Составление компьютерной презентации по теме;

Составление узоров на листе бумаги;                                    

Роспись готовых предметов небольших размеров;

Составление воспитанниками таблиц поэтапной работы над росписью

III  Городецкая роспись

2013 - 2014

Знакомство воспитанников с традициями Городецкой росписи,и приемами её выполнения.

Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

Формировать навыки работы с художественными материалами.

Освоить основные элементы Городецкой росписи: круги, дуги, скобки, спирали, капли, штрихи ;

.

Сбор материала по теме;

Составление презентации по истории и  техники выполнения Городецкой росписи;

Изготовление методических таблиц с поэтапным составлением узора

Освоить и поэтапно реализовать изображение Городецких цветов, коня, птицы…

Самостоятельная работа воспитанников по теме (сбор теоретического материала, роспись небольших досок собственным составленным узором)

IV Мезенская роспись

2014 - 2015

Знакомство воспитанников с историей и  традициями мезенского письма;

Развитие творческого воображения, аккуратности, мелкой моторики,

Воспитание интереса и  уважительного отношения к родной культуре;

Составление методических пособий с указанием основных элементов и поэтапной работы над росписью;

Освоить работу над основными элементами росписи;

Составление узора по мотивам мезенского письма, роспись деревянных изделий.

Самостоятельная работа по переработке информации;

Роспись деревянных заготовок;

Составление презентации по теме

V Волховская роспись

2015 - 2016

Знакомство воспитанников с историей и  традициями волховской росписи

Развитие творческого воображения, аккуратности, мелкой моторики,

Воспитание интереса и  уважительного отношения к родной культуре;

Исследование письменных и электронных источников информации;

Составление презентации по истории и  техники выполнения Волховской росписи;

Изготовление методических таблиц с поэтапным составлением узора

Самостоятельная работа по переработке информации;

Роспись деревянных заготовок;

Составление презентации по теме


Итак, при завершении работы над проектом мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. Возрождение интереса и уважительного отношения воспитанников к культурному наследию наших предков;
  2. Комплексное исследование письменных и устных источников истории народной  росписи по дереву, создание мультимедийных презентаций по теме;
  3. Роспись предметов быта (Хохлома, Городец, Мезень, Волхов и Урал)
  4. Мастер – класс по росписи по дереву
  5. Разработанный блок занятий по декоративно – прикладному искусству
  1. Экспозиция изготовленных вещей, воспроизведение модели бытового окружения крестьян прошлых столетий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов при изучении табличного процессора MS Excel.

Самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.Активные методыобучения построены на создании интелле...

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...

Метод проектов при изучении математики

Сегодня в нашей стране резко возросли возможности для проявления личной инициативы, человеку приходится регулярно принимать важные решения и при этом нести полную ответственность за качество принятых ...

Итоговый прикладной проект «Особенности изучения геометрии в 5-6 классах в условиях модернизации школьного образования»

Зная о трудностях, которые возникают у учащихся при изучении систематического курса геометрии, появляется необходимость совершенствования методики обучения элементам геометрии в 5-6 классах, уделяя вн...

Презентация проекта "Великая Победа в каждом из нас" (совместный проект по изучению подвига своих предков во время ВОВ дошкольников и родителей)

С целью патриотического воспитания дошкольников, я решила делать упор на материалах, близких к их пониманию, касаться таких тем, которые дети-дошкольники могут связать со своим возрастом, накопленным ...

Материалы научного проекта по литературе "Уральские самоцветы Хозяйки Медной горы"

Материалы содержат портфолио, защиту научного проекта, презентацию к защите, продукт научного проекта....