Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины
статья (5,6,7,8,9 класс) по теме

Сорока Любовь Николаевна
Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_seminare_v_muzee.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Сорока Любовь Николаевна

МОУ «Березорядская ООШ»

Бологовский район

Тверская область

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

        Память ... Самое глубокое и живое толкование этого слова дано в словаре В. И. Даля. Как просто сказано в нем: “Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить созданье о былом”. Нам кажется естественным, что каждый человек знает и помнит историю своей жизни. Многие собирают историю своей семьи, и лишь некоторые интересуются историей своей малой родины. Ничего нет важнее, чем заниматься изучением  прошлого родного края со школьной скамьи. К сожалению, уходят из жизни те, кто хранит воспоминания о былом, поэтому краеведческое направление работы – одно из направлений патриотического воспитания в нашей сельской малокомплектной школе. Это  - один из способов сохранить хотя бы то, что еще возможно.

Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на наш взгляд,  является  метод проектов, который  разработан  на основе исследовательской деятельности, как педагогов, так и учащихся.

В 2005 году мы впервые использовали  метод проектов в своей работе. На  три месяца было дано задание каждому классу под общей темой «Березка – символ родины моей». Это было не случайным выбором.  Село Березовский Рядок в документах 1495 года значится как Ряд Березовый на реке Мсте да на реке Березай. Откуда пошло это название? Населенный пункт получил часть своего именования от реки Березайки, которая берет свое начало из родника, бьющего под корнями березы в 149 км от нас. Береза – символ нашего края, отсюда и тема исследования. Создавались проекты по следующим направлениям: «Вдохновение», «Рисуем русскую березку», «Березка в творчестве русских поэтов и писателей», «Березовое царство – хорошее лекарство», «Мы посадим березы кругом», «Если рядом с тобою береза», «Береза в музыкальных произведениях». Ребята совместно с классными руководителями осваивали незнакомую для себя форму исследовательской работы. Каждый класс раскрыл предложенную тему по-своему. Традиционно,  уже в течение многих лет,  в школе проводится тематическая неделя истории и краеведения. Именно в рамках этой недели проходила защита проектов. Это был первый опыт  и, к сожалению, материалы на сегодняшний день сохранены не все.

        С  2007-2008 учебного года учащиеся нашей школы занимаются сбором краеведческого материала под общей темой «Мое село: прошлое, настоящее, будущее» и результаты своей деятельности воплощают в виде долгосрочных проектов. Хочется заметить, что занимаются проектной деятельностью ребята с 1 по 9 класс на равных. Темы будущего исследования получают в ходе жеребьевки. Прошлое Березовского Рядка мы начали изучать с истории сельских улиц. За два месяца работы каждый классный коллектив и его руководитель  стали единым целым: ходили на экскурсии, встречались с местными жителями, пытались познакомиться с историей каждого дома и судьбой его обитателей, собирали документы, старинные фотографии, делали современные снимки, представляли будущее улиц в сочинениях и рисунках.  В результате совместной деятельности было создано 6 проектов, различных по объему, содержанию, оформлению, но объединенных единой целью. В независимое жюри вошли учителя, не являющиеся классными руководителями. Они внимательно изучили каждый проект, оценили защиту, высказали свое мнение, сделали замечания и выводы.  Классы получили  дипломы  (от диплома с отличием до диплома 3 степени).

В прошлом учебном году мы продолжили осваивать метод проектов и объектами нашего исследования стали предприятия и учреждения села: детский сад «Березка», СПК «Мста», медицинский пункт, библиотека, почта.  Задания для создания  будущих проектов классы получили в результате жеребьевки уже в начале учебного года. Работа предстояла большая, так как история выше названных объектов ранее не изучалась. Для того, чтобы выполнить поставленную задачу, каждый класс выбрал свой путь. Роль классного руководителя и доля его участия в создании проекта  в каждом классе  была  различной степени, но, несомненно,   выполняла направляющую функцию. Понятно, что учащиеся начальной школы, не могут полностью  работать самостоятельно, а старшеклассникам это по силам. Большую помощь младшим школьникам оказывали родители, бабушки и дедушки. Вместе с детьми они встречались со старожилами села, работниками предприятий и учреждений, помогали записывать воспоминания, брать интервью, собирать фотографии, документы. Ребята старших классов проявляли инициативу, работали более самостоятельно.  В процесс исследования включились, практически, все жители села. На плечи каждого  классного руководителя легла дополнительная нагрузка. Учителя,  вместе с детьми,  во внеурочное время ходили на экскурсии, знакомились с работой учреждений и предприятий, организовывали встречи со старожилами, помогали в оформлении папок.

        В создании каждого проекта можно выделить следующие этапы:

*Первый этап - коллективное обсуждение полученного задания,  обозначение  проблемы, определение целей;

*Затем - планирование (уточнение источников информации, формирование задач и плана деятельности всего класса и отдельно – каждого ученика);

*Немаловажную роль играет  теоретическая подготовка (работа с информационными источниками, анализ полученных данных, уточнение плана исследовательской деятельности, распределение сил, взвешивание возможностей);

*Только теперь наступает само  исследование (индивидуальная работа, работа в группах) Это очень ответственный этап создания проекта, только по его окончании видны результаты. Иногда их много,  и они не приведены в систему;

*Важнейшим этапом является  анализ результатов (формирование выводов, подготовка доклада) и оформление проекта. На это уходит, порой, очень много времени;

*Защита проекта – публичное знакомство с результатами исследования. К ней необходимо подготовить оформление, а папку с материалами предоставить для изучения членам жюри;

*Заключительный этап -  оценка и коррекция (выводы экспертной комиссии, внесение поправок, окончательное подведение итогов).

Три наиболее часто возникающих вопроса:

1. Как педагогически грамотно заканчивать проект?

Последний шаг – рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось, т.е. сопоставление цели и результата.

2. Чем проект отличается от творческой работы?

В проектной деятельности самое главное – обозначение проблемы. Выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ходе работы. Если проблема не обозначена, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность. Это можно назвать самостоятельной творческой работой.

3. Чем проект отличается от реферата?

Часто путают информационные проект и реферат. Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Информационный проект должен содержать предмет поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитическую работу, обобщение, выводы и т.д. до получения результата, внешнюю оценку, рефлексию.

- Самой яркой страницей исследования является презентация проекта, его защита, Но… в век современных информационных технологий, нам, к сожалению,  не хватает возможностей, чтобы все достойно представить. В этом сельская малокомплектная школа  на порядок отстает от городских школ.

Мы предлагаем вашему вниманию   защиту   проектов учащимися разных возрастных групп. Ребята сами расскажут, как они работали и какой цели они достигли.

__________________________________________________________________

Защита проектов, которую вы сейчас видели,  состоялась в марте 2009 года. Учитывая опыт прошлого, проектам не присуждались места, так как возраст их создателей был очень разный. На этот раз каждая работа была первой в определенной номинации: самый творческий, самый научный, самый наглядный, самый информационный проект. Нашими гостями стали работники сельских предприятий и учреждений, родители, старожилы. Все были благодарны за воспоминания и  приятные минуты общения.

После подведения итогов был дан старт проекта – 2010. в результате жеребьевки классы получили новое задание, удлинился период сбора и систематизации материала до одного календарного года. Объектами будущего исследования стали: Сельский клуб (9 класс), местные органы власти (6-7 классы), начальные школы (1,4 классы). Предстоит собрать историю лесного хозяйства (8 класс) и историю электрификации в нашей местности (2-3 класс), а также создать фотоальбом «Выпускники Березорядской школы военной поры и 1945 года» к 145-летнему юбилею школы и 65-летнему юбилею Великой Победы, которые приходятся на 2010 год. В связи с тем, что будущий год объявлен годом Учителя, ребята 5 класса собирают материалы об учительской династии Старцевых – Добромысловых.

Защита будущих проектов пройдет в рамках недели истории и краеведения в марте. Мы ждем новых открытий, новых путей решения поставленной задачи и надеемся на положительный результат.

Может возникнуть вопрос, а зачем мы все это делаем? Ведь современные школьники загружены уроками, так как  усложняются программы, часто меняются учебники, год от года возрастают требования к работе учителя. Создание проектов – это каждодневная кропотливая творческая работа на нацеленный результат, занимающая много времени как ученика, так и учителя.

Конечно, в совместной проектной деятельности  ученика и учителя, а в целом,  школьного коллектива, есть много положительных моментов.

- Никто, кроме школьников, не занимается сбором краеведческих сведений на Березорядской земле. У нас уже накопился определенный опыт исследовательской деятельности. Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в работе районной научно-практической конференции «Шаги молодых в науку» и достигают высоких результатов.  Темы исследовательских работ за последние пять лет:

2005 год – «Дорогие сердцу названия» (топонимическое исследование окрестностей села Березовский Рядок);

2006 год - «Бологовская глубинка» (историко - топонимическое исследование населенных пунктов Березорядского СП;

2007 год – «Имена и прозвища жителей Бологовской глубинки» (антропонимической исследование);

2008 год –  II часть работы «От прозвища к фамилии»

2009 год – «История березорядского почтового отделения связи в истории отечественного почтового дела», «Учительская династия Царевых».

Проектная деятельность, как одна из форм исследовательской,  связана с творчеством,  а ученическая творческая деятельность - это открытие чего-либо ранее неизвестного для каждого ученика. Соприкосновение с прошлым рождает у них чувство РОДИНЫ. Ребята начинают с уважением относиться к сельским труженикам, проникаются их нелегкой судьбой, у них появляется желание помогать, а в результате – самоуважение. 

- В процессе проектной деятельности, как и в исследовательской вообще, учащийся проходит все этапы научного  исследования, то есть ребенок выступает в роли юного ученого, что вызывает неподдельный интерес.

-Проектная деятельность во внеурочное время активизирует индивидуальный познавательный и творческий потенциал школьников и способствует их нравственному и эстетическому развитию. 

- Главный результат использования метода проектов - компетентность учащихся в области краеведения и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности : опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, систематизировать  информацию, планировать работу индивидуально и  в команде, учиться публично выступать.

- Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества,  как учителя, так и ученика.

Отчий дом, отечество, родной край ... так принято называть землю, где родились и прожили многие годы, землю, на которой трудились и которую защищали наши отцы, деды и прадеды, где находятся дорогие нам могилы. От этих слов возникли  понятия “родиноведение”, “отечествоведение” и  “краеведение”, которое утвердилось сравнительно недавно. Но именно краеведение направлено на то, чтобы   березорядские школьники  слова “мы из глубинки” говорили не с сожалением, а с гордостью за родной край, чтобы  испытывали чувство сопричастности к богатой местной истории, сохраняли ее и выросли настоящими патриотами своей  родины. Они с детства должны знать, что у каждого человека есть “корни”, на которые он всегда может и должен опереться.

Приведу слова  из песни о нашем селе:

Березовский Рядок – прекрасный уголок.

Люблю тебя, село родное.

В нем молодость живет и память бережет,

Хоть дело это не простое.

Наши ученики любят свой край, по крупицам собирают его историю. В их душе чувство Родины дало дружные всходы. В сердцах ребят зажегся огонек, который уверенно будет вести их по жизни.

Один мудрец замечательно сказал о воспитании: «Ребенок, это не сосуд,  который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!»

Зажигайте детей своим личным примером.   Они  поверят вам и пойдут за вами.

Если вас заинтересовал наш  опыт в создании проектов, мы желаем вам успехов и открытий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования метода проектов на уроках истории

Модернизация российского образования ориентирует современную школу на  формирование у них умений исследовательской деятельности.Наиболее эффективным в решение данной проблемы, на мой взгляд,...

Эффективность использования метода проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Актуальной стала индивидуализация целей ...

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...

Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Выступление на РМО. Эффективность использования методов проектов на уроках биологии и во внеурочной деятельности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

На современном информационном этапе развития российского общества и мира в целом остро встает вопрос формирования, развития и становления компетентной личности, способной быть социально активной, твор...