«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».
статья

Акимова Валентина Александровна

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки. Немаловажно, что работа над исследовательскими проектами соответствует потребности подростка в осмыслении мира, позволяет ему удовлетворить жажду активной самостоятельной познавательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве

как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности

через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Акимова Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 430

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности» становится полноценной и неотъемлемой частью образовательной программы.

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки. Немаловажно, что работа над исследовательскими проектами соответствует потребности подростка в осмыслении мира, позволяет ему удовлетворить жажду активной самостоятельной познавательной деятельности.

        Исследование – интеллектуальная работа, нацеленная на приобретение метапредметных умений, таких как  учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками;  умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов всех участников группы;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение [5].

Но может ли исследовательская деятельность способствовать духовно-нравственному воспитанию личности? Духовно-нравственное развитие  учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа для образования. Современное школьное образование должно давать школьникам возможность осознавать себя как духовно-значимую личность, развивать способности художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, помогать осваивать непреходящие ценности культуры, перенимать духовный и практический опыт поколений.

Думаем, что исследовательская деятельность способна выполнять эти задачи.  Особенно если в центре исследования оказывается столь значимый для подростка объект, как родной город, определяющий его прошлое, настоящее, а зачастую, и будущее. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Работа над исследовательскими проектами может стать одним из важнейших направлений во внеклассной деятельности учителя-предметника и классного руководителя.

Нам посчастливилось родиться и жить в прекрасном городе Ораниенбауме, который считается одним из самых выдающихся пригородов Санкт-Петербурга. Но культурный потенциал нашего города не исчерпывается прекрасными парками и памятниками архитектуры. Представляется,  что  наряду с архитектурными ансамблями  Ораниенбаума и его богатейшей историей, исследования заслуживают также судьбы горожан – отдельных исторических и творческих личностей, так или иначе причастных к судьбе города.

Именно поэтому мы и решили создать цикл исследовательских работ об интересных людях  Ораниенбаума прошлого и настоящего, которые, обладая высокими нравственными качествами, могли бы стать примером самоотверженного служения родине для подрастающего поколения. Этот большой и постоянно обновляющийся проект мы назвали «Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума». Работа над таким проектом помогает воспитывать у ребят стремление оглянуться, присмотреться к людям, которые их окружают в повседневной жизни,  вызывает желание узнать нечто новое из истории родного края, а главное - порождает  чувство гордости и сопричастности к его культурным традициям.

Размышления о судьбах отдельных личностей, о свойствах человеческой памяти, которая, в одних случаях бережно сохраняет полузабытые имена, в других – безвозвратно их теряет, позволяет ребятам не только собирать интереснейшие сведения о прошлом Ораниенбаума, но и осуществлять рефлексию, оценивать события прошлого и настоящего, соотносить их с реалиями собственной жизни.

Город Ораниенбаум дает для подобных исследований большие возможности, ведь здесь жили и творили многие знаменитые россияне. Само имя города – история. Ораниенбаумом он назывался до 1948 года. Новое название города – Ломоносов появилось в связи с тем,  что когда-то неподалеку от города,  в Усть-Рудице, находилась стекольная фабрика, созданная М. В. Ломоносовым.

С середины XIX века Ораниенбаум стал популярным местом отдыха петербуржцев. Здесь бывали А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, семья Панаевых, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский, А.Н. Майков и другие. Многие из них оставили поэтические строки об этом живописном пригороде Санкт-Петербурга. Такая богатая история нашла отражение в темах исследовательских работ учащихся: «Дача Бека», «Ломоносовская усадьба Усть-Рудица», «Театральная жизнь в Ораниенбауме XVIII-XIX веков», «Творческая деятельность Н. Рубакина», «Бенуа в Ораниенбауме», «Лев Гумилев в Петергофе».

Изучение истории родных мест, жизни и творчества поэтов, писателей, музыкантов, композиторов, актеров, отдыхавших в Ораниенбауме, позволило теснейшим образом прикоснуться к культуре прошлых веков, представить эпоху, что, несомненно, стало подспорьем в изучении истории и литературы. Мир исторических персонажей и литературных героев, их устремления, тревоги и надежды,  –  все это обрело реальные черты, стало не просто прошлым из учебника, а прошлым, теснейшим образом переплетенным с настоящим, имеющим отношение к месту, где живут ученики, а следовательно, и к ним самим.  

Однако, на наш взгляд, необходимо предоставить возможность учащимся изучать не только историческое прошлое, но и современность, Очень важно, чтобы подростки имели представление об  интересных людях Ораниенбаума, живущих рядом с нами. Знакомство с судьбами выдающихся жителей города Ломоносова, размышления о значении их творческого и общественного вклада в культурное и социальное развитие Ораниенбаума позволяет современному подростку разобраться в мире окружающих его людей, выстроить систему взаимоотношений, сформировать основные поведенческие модели, найти свое место в среде сверстников и взрослых, утвердиться как самостоятельная личность.

Ребятами рассматривались судьбы и творчество таких выдающихся людей Ораниенбаума, как поэт-маринист С. В. Быстров*1, писатели Н. В. Шадрунов*2 и Д. Н. Притула*3, художник Е. Б. Амшинская*4, долгое время проработавшая на Ленфильме. Эти люди немало сделали для  Ораниенбаума, они воспели родной город в своих произведениях, они заботились и заботятся о его благоустройстве сегодня, они представляют город на российском и международном уровне. О них мы узнали из исследовательских работ школьников.

Цель проектов, которые рассказали нам о наших современниках, жителях Ораниенбаума XXI века: представить общественности информацию о выдающихся жителях города, сохранить память о них в сердцах ломоносовцев.

Организация работы над исследовательскими проектами, как правило, неизменна и проходит в несколько этапов. Самый сложный и ответственный – презентация работ, которая предполагает представление результатов исследований на нескольких уровнях. Сначала ребята защищают свои работы на школьной научно - практической конференции «Шаг в будущее». Успешные работы представляются на фестивале науки и творчества учащихся Петродворцового района Санкт-Петербурга «Ораниенбаумская палитра», организуемого ЦДТТ «Город Мастеров» при содействии Межрегиональной общественной молодежной экологической организации «Друзья Балтики».

Далее со своими работами выходят на городскую конференцию «Мир в зеркале культуры», где учащиеся выступают на соответствующих секциях наравне с учениками самых разных образовательных учреждений города.

Важно, что ребята представляют исследовательские работы не только на ученических конференциях, но делятся полученной информацией с жителями Ораниенбаума. Например, исследование о Н. В. Шадрунове в 2011 году было представлено в Литературной гостиной городской библиотеки № 4, посвященной дню города.  Также  ребята выступили со своей работой на ежегодных «Шадруновских чтениях», организуемых Городским домом культуры в 2012 году.

Исследование о С. Быстрове в 2011 году прозвучало  на литературно-поэтическом вечере его памяти, проводимом ежегодно, и на одной из встреч перед поэтами ЛИТО «Поэтический Петергоф». А рассказ о своей работе по творчеству Е. Б. Амшинской состоялся в мае 2013 года в городской библиотеке №4 города Ломоносова во время презентации Еленой Борисовной собственной книги «На крыльях судьбы».

После публичных выступлений перед жителями Ломоносова ребята понимают, что их работа интересна, необходима, они становятся активными участниками общественной жизни города.

Таким образом, духовно-нравственное развитие учащихся в процессе исследовательской деятельности позволяет последовательно расширять и укреплять ценностно-смысловую сферу личности подростка, развивать его способности сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, обществу, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.


Примечание:

*1Николай Вениаминович Шадрунов (1933-2007) - писатель, имя которого ставят сегодня в один ряд с такими мастерами  русской литературы как В. М. Шукшин, А. В. Вампилов и В. Г. Распутин. Житель и патриот нашего города, отдавший творчеству более 30 лет, внес большой вклад в развитие петербургской литературы. Его книги имеют большое воспитательное значение, «продолжают добрые традиции сказовой прозы, написанные тем крепким и удивительным в своей красоте языком, который в современной прозе встречается довольно редко…» (Н. Коняев). Неслучайно имя  Н. В. Шадрунова включено в один из томов новейшей энциклопедии «Лучшие люди России»[1].

*2Дмитрий Натанович Притула (1939-2012) –  один из ярких современных прозаиков. В том, что он незаслуженно малоизвестен, виноват, вероятно, излюбленный им жанр – короткий рассказ. Писатель обычно стремится заявить о себе романом, объемной формой, которая, кажется, самим размахом соответствует всеобъемлющему явлению жизни. Но это только кажется. Короткий рассказ –  самый трудный жанр, требующий от писателя высокого искусства. Подобно тому, как в капле воды содержатся все химические свойства этой субстанции, рассказы Д. Н. Притулы вмещают знание скрытых законов жизни, тайных причуд судьбы, хитросплетений человеческих связей[2].

*3Сергей Владимирович Быстров (1952-2007) – профессиональный моряк. Первые стихи опубликованы в газете «Балтийский Луч» в 1976 году. Особенно известны его стихи, напечатанные в антологии «Поэзия военных моряков Российского флота конца XIX – начала XXI века». Сергей  Быстров  принимал активное участие в общественной жизни нашего города, был заместителем председателя Совета ветеранов г. Ломоносова[3].

*4Елена Борисовна Амшинская – член Союза Художников, Член Союза Кинематографистов, Ветеран труда, Лауреат государственной премии им. братьев Васильевых за фильм «Письма мертвого человека». Елена Борисовна является учредителем Международного творческого центра в Ораниенбауме с концепцией трех музеев “Дом Художников”, “Дом Композиторов”, Музей “Ораниенбаумского плацдарма”. В своем Доме художников она проводит встречи, семинары, мастер-классы, участниками которых являются  школьники и  студенты[4].

1.http://www.rambov-lib.ru/articles.php?article_id=8

2.http://www.rambov-lib.ru/articles.php?article_id=30

3.http://www.rambov-lib.ru/articles.php?article_id=31

4. http://amshinskaya.ru/

5. standart.edu.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования метода проектов в изучении истории малой родины

Обобщение опыта работы малокомплектной школы по совершенствованию метода создания краеведческих проектов в условиях сельского социума....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках истории.

От нравственного воспитания детей зависит благосостояние всего народа (Дж. Локк)....

Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

Роль изучения истории малой родины через призму судеб земляков, их трудового и ратного подвига в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения.

Выступление подготовлено для участия в межмуниципальных педагогических чтениях на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся"...

Статья. Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии.

Метапредметный подход как инструмент формирования духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся на уроках географии....