Опыт ресоциализации детей "группы риска"
статья на тему

В статье представлен опыт работы "ЦДТ"  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект. восстанавливают утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудного" подростка помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_kemerovo_centr_detskogo_tvorchestva.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Опыт  ресоциализации детей «группы риска»

Р.Ю. Иванова, методист «Центра детского творчества» Центрального района г. Кемерово.

В статье представлен опыт работы «ЦДТ»  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект. восстанавливают утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудного" подростка помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей.

Проблема работы с детьми «группы риска» в современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность. Это обусловлено динамикой процессов, происходящих в обществе, утратой социально-значимых ориентиров, разнообразием трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодежи, и ее неумением их преодолевать. Это приводит к проявлению отклонений в поведении, которое в психолого-педагогической литературе обозначается различной терминологией: «трудные дети», трудновоспитуемые, дезадаптированные, дети «группы риска». С детьми «группы риска» работа в  «ЦДТ» ведётся с 2000 года.

Целью  работы является  создание условий для развития личности как способа реабилитации «трудного» подростка.

Основные задачи, которые  мы ставим:

  1. Формировать у подростков знаний о себе, обучение методам самоконтроля.
  2. Обучать детей различным социальным навыкам (коммуникации, налаживания социальных контактов).
  3. Проводить социально-психологическую коррекцию детей «группы риска».
  4. Создавать и укреплять мотивацию в детях заниматься в творческих объединениях Центра детского творчества, развивать способности.

Реализация цели и задач осуществляется путём тесного взаимодействия с органами профилактики района.

        Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Центрального района

– многопрофильное учреждение высшей категории, на системно-целевой основе последовательно осуществляет разноуровневое, востребованное жизнью, личностно значимое для ребенка образование, органически дополняющее школьное, способствующее гармоническому развитию творческой личности, профессиональному самоопределению, обеспечивающее полноценное вхождение ребенка в социум.

 В  Центре детского творчества  обучаются по 7 направлениям деятельности:

  1. спортивно-техническое;
  2. художественно-эстетическое;
  3. физкультурно-спортивное;
  4. социально-педагогическое;
  5. туристско-краеведческое;
  6. эколого-биологическое;
  7. культурологическое.

       

   Ядром педагогической системы Центра  является ребенок, поэтому обучение содержит ценностно-ориентационный аспект, ориентируется на окружающий социум, постоянно обновляется и самосовершенствуется. К сожалению, мешают многие факторы: неблагоприятная экономическая обстановка, наличие деструктивных факторов социума (растет число семей, в которых родители не занимаются воспитанием ребенка, наркомания, вредные привычки среди детей и др.), малая рождаемость, синдром психологического выгорания среди педагогов.

Обучение в творческих объединениях Центра бесплатное, поэтому приходят дети, родители которых не могут оплатить обучение в художественной или музыкальной школе, спортивной секции и т.д. Педагоги ЦДТ сокращают пространство девиантного поведения для детей «группы риска», так как в условиях дополнительного образования ребенок не праздно проводит свободное от основной учебы время, а находит дело соответствующее его интересам, желанию и часто скрытому от взрослых душевному состоянию. У нас нет «двоечников» и «отличников», у таких детей не висит ярлык, они становятся более открытыми, получают шанс реализовать себя.

В своей работе педагоги используют такие формы и методы работы с «трудными», которые способствуют формированию и закреплению в детях позитивной самооценки, навыков саморегуляции, управления негативными эмоциями, навыков сотрудничества и уверенности в себе, способность к самопознанию. Главным инструментарием в этом является приобщение к творческой деятельности через практическое применение знаний и умений.

Мы не выделяем этих ребят среди сверстников, они на равных участвуют в творческих делах, выполняют задания педагога, участвуют в общественно-полезном труде и акциях. С обучающимися проводятся беседы, лекции, круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов, музыкальных программ, тренинги, консультации, вечера встреч. Обучающиеся принимают активное участие  в городских акциях «Мы выбираем здоровый образ жизни»,   «Мы против СПИДа и наркотиков». Индивидуальная и групповая работа с детьми из «группы риска», выстраивается, исходя из наблюдений психолога ЦДТ, и состоит из психологических бесед и тренингов.

         В Центре детского творчества регулярно проводятся круглые столы по теме «Профилактика правонарушений», на которые приглашают работников правоохранительных органов, социальных педагогов, специалистов социальных служб, врачей-наркологов, психологов.

       Организовано тесное сотрудничество с коллективом методического отдела Областной юношеской библиотеки. На базе библиотеки регулярно проводятся мероприятия для подростков «группы риска» - лекции, литературные вечера, слайд программы, исторические, интеллектуально – творческие игровые программы. Проводятся беседы – обзоры по наркотическому воспитанию подростков, диспуты по темам «Прогулки по аду», «О здоровом образе жизни», «Рок против наркотиков», «Каким я вижу себя в будущем»- круглый стол, «Связанные одной целью».

Кроме того, с обучающимися проводятся спортивные игры, экскурсии в музеи, трудовые акции в Парке Чудес, походы в киноцентр «Юбилейный», Государственную филармонию, они принимают участие в туристических слётах, походах, поисково-исследовательских экспедициях, в первенстве по спортивному ориентированию.

      Летом 2011года работа с детьми «группы риска» была  организована в рамках проекта «Формула успеха», который объединяет следующие блоки деятельности:

  1. психологическое сопровождение детей «группы риска»
  2. волонтёрская деятельность
  3. театральная мастерская
  4. экскурсионно-туристическая деятельность
  5. спортивная деятельность

С октября 2011г. запускается новый пилотный проект под названием «Практикум по социализации детей «группы риска». Группа, из числа учащихся района, состоящих на профилактическом учёте в ОПДН отдела полиции  в течение года занимается с тремя психологами. В структуру занятия входят:

1. Теоретическая часть (беседа).

2. Практическая часть:

-дыхательные упражнения, для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

-игры или упражнения, способствующие включению в групповую работу.

-упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.

- упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуаций с прогнозом их разрешения.

- упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.

3.Релаксация.

4.Рефлексия ( подведение итогов занятия, получение обратной связи от участников)

 Ожидаемые результаты от работы практикума:

-формирование у подростков адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.

- развитие способности к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций, умения избавляться от привычных стрессовых реакций.

- принятие позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.

- развитие коммуникативных навыков.

            В «ЦДТ» работает дополнительная образовательная программа творческого объединения «Подросток», которая включает в себя организацию воспитательно-образовательного процесса для обучающихся «группы риска» и социально активных детей.

       Реализация данной программы построена на поэтапном  освоении подростками знаний и умений, чередовании практических заданий. Программа предназначена  для подростков 11-18 лет и рассчитана на 2 года обучения. Целью данной программы является создание условий для формирования социальных навыков у подростков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного  существования в социуме. В объединении создаются условия, в которых возможно по- новому оценить свои возможности и перспективы в жизни. Это достигается через:

  1. Предоставление помощи в преодолении чувства отверженности;
  2. Обеспечение психологической безопасности;
  3. Предоставление возможности обрести позитивно настроенное окружение;
  4. Предоставление возможности заниматься общественно-полезной деятельностью;

Результатом прохождения, двух этапов обучения подростки получат знания своего психотипа, о моральных нормах человека, умение вырабатывать личностную стратегию поведения, организовывать себя и других, убеждать, наблюдать, навыки организаторской работы, профессионального самоопределения, аналитической работы, организации коммуникативных игр, подготовки праздника.

С 2002 года в «ЦДТ» работает методист по работе с детьми “группы риска», который осуществляет тесное взаимодействие с органами профилактики района, перспективное планирование работы с детьми “группы риска”.

Методическая работа строится по трем направлениям деятельности:

  1. 1.Работа с учреждениями района и социальными институтами.
  2. 2.Работа с педагогическими кадрами образовательных учреждений Центрального района
  3. 3.Работа с детьми “группы риска”.

Взаимодействие методиста с образовательными учреждениями, детьми выстраивается в виде комплексов:

  1. методист – социальный педагог – замдиректора по воспитательной работе;

классный руководитель – подросток;

  1. методист – педагог – ребенок – родители;
  2. методист – ребенок – педагог дополнительного образования.

Задачи методической деятельности по работе с детьми “группы риска”:

  1. Помочь подросткам использовать свое свободное время более целенаправленно и плодотворно.
  2. Создавать методические рекомендации для образовательных учреждений района по работе с трудными подростками.
  3. Вовлечь детей в личностно-значимую деятельность.
  4. Проводить методические объединения с социальными педагогами один раз в месяц.
  5. Поддерживать связь с родителями детей посещающих творческие объединения Центра.
  6. Поддерживать связь с ПДН, КДНиЗП, наркологическими кабинетами, психологическими службами, культурно-массовыми и социальными институтами района.
  7. Продолжать работу с трудными подростками в объединении “Подросток”.
  8. Тесно сотрудничать с пресс-центром “Поколение – NEXT”, с детской общественной организацией “Армия жизни”, имидж лабораторией “ПИАР” и т.д.

Для социальных педагогов Центрального района ежемесячно организовываются и проводятся: семинары, методические объединения, круглые столы, консультации со специалистами, тематические беседы. В них  принимают  участие психологи, представители правоохранительных органов, органов опеки, врачи-наркологи..Проводятся семинары по темам: “Методы работы с детьми “группы риска”, “Разработка методов, организаций по профилактике наркомании и правонарушений”, “Влияние обстановки в семье на развитие противоправного поведения детей”, “Если случалась беда”, “Береги здоровье смолоду”, “Физическая зависимость от наркотиков”, “Методы и формы в работе с детьми девиантного поведения”, «Советы профилактики» и т.д.

Методист по работе с детьми “группы риска” постоянно взаимодействует с кабинетом медико-психологической и наркологической помощи.  В Центр детского творчества  регулярно приходят с этого кабинета с лекциями, видео-беседами психологи  и врачи-наркологи . Поднимаются такие темы, как: алкоголь, наркотики, табако- курение, беспризорные дети. Просматриваем и обсуждаем видео и DVD фильмы, например: “Право на жизнь”, “Доза”, “Конкретное детство”. В работе также задействуем различные плакаты и памятки о пропаганде здорового образа жизни и о пагубном воздействии психоактивных веществ на здоровье человека. В таком же контексте мы работаем и с Центром помощи семье и детям, с Центром по борьбе со СПИДом, с Центром медицинской профилактики

 В ЦДТ создан банк данных о подростках состоящих на учете в ПДН, ВШУ; о детях, не посещающих занятия. Методист Центра детского творчества по работе с детьми “группы риска” координирует всю работу проводимую по социальным вопросам, отчитывается перед отделом образования Центрального района и управлением образования по вопросам жизнеобеспечения детей “группы риска”.

Методист совместно со специалистами ТОО Центрального района постоянно ведет контроль над трудными подростками, оказывает помощь и правовую защиту обучающимся, находящимся с социально опасном положении. Одним из самых сложных направлений в деятельности методиста является профилактическая работа с родителями трудных подростков:

  1. родители должны быть информированы о  проблемах подрастающего поколения;
  2. родители должны быть обучены умению вовлекать своих детей занятиями спортом, искусством, приобщать к культурным ценностям.

На базе Центра детского творчества Центрального района, уже несколько лет действует семейный клуб “Коктейль” для родителей. Здесь в интересной и непринужденной атмосфере родители обсуждают с педагогами проблемы воспитания детей. Форма занятий с родителями разработана так, чтобы каждый мог высказать свое собственное мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать мнение участников, тем самым, обогатить свой опыт, расширить взгляды и принципы в воспитании детей. Для родителей проводятся вечера встреч с интересными людьми, концертные программы с участием детей объединений ЦДТ, конкурсы и чаепития. На такие вечера приглашаются специалисты психологической службы, специалисты по правовым вопросам и т.д.

        В Центре детского творчества для родителей проводится обучающий цикл бесед: “Взрослые и дети”, “Как лучше понимать друг друга”. Родители могут прослушать весь цикл обучения, либо участвовать в отдельных программах. Основная цель лекций: профилактика различных хронических заболеваний, отражающихся на эмоциональном состоянии ребенка и его поведении.

Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные дети самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
     В отличие от школы сфера дополнительного образования расширяет поле социализации ребенка, имеет разные направления деятельности, выходит на другие факторы влияния (семья, общение, социальная помощь и защита, молодежная политика, здравоохранение, безопасность и охрана общественного порядка, образование, досуг, культура и спорт, производство и прочее).
     В учреждениях дополнительного образования активно реализуются оригинальные образовательные технологии выявления и развития одаренности детей, предоставляется возможность каждому ребенку удовлетворить интерес к творческой деятельности в удобном для него темпе и в любой последовательности освоить разнообразные образовательные области.
    Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждениям дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.
     Учреждения дополнительного образования выполняют функции ресоциализации, восстанавливают утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудного" подростка, его социальный статус, помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресоциализация несовершеннолетних осужденных средствами факультативных, кружковых занятий и исследовательской деятельности

Решение задач ресоциализации, т.е. процесса становления человека (осужденного) социально активной личностью через обучение и приобщение к тем культурным и социально-правовым ценностям и отношени...

Практико-ориентированное обучение, как основное условие ресоциализации (из опыта работы учителя математики Ухова В. И.)

Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, влад...

Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии

Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии на основе русских православных традиций Величие русской культуры на протяжении всей истории развития связывалось и связывает...

Опыт работы социального педагога. Создание «ситуации успеха» для детей «группы риска».

На своём  педагогическом опыте работы с трудными детьми я сделала вывод, что важнейшим аспектом жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является досуг.В современных у...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ: ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА» ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЁННЫХ СЕМЕЙ, С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Нарушения и несформированность эмоционально-волевой сферы - одна из самых актуальных проблем, негативно влияющих на освоение детьми дошкольного и школьного возраста общеобразовательных программ. По...