Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии
статья (9 класс) на тему

Коптева Елена Владимировна

Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии

на основе русских православных традиций

 

Величие русской культуры на протяжении всей истории развития связывалось и связывается с ее глубоким духовным содержанием. Истоки духовности, народные, семейные традиции, тематика, идеи восходят к истории христианства, православной этике, идеалам и символам.                    Православие – есть духовно-нравственный стержень общества; он формирует мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ped.chten_.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Белгородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7»

Муниципальные педагогические чтения

Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии

на основе русских православных традиций

опыт работы

социального педагога МБОУ ООШ№7

Коптевой Елены Владимировны

г.Старый Оскол

2014г.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

Основная часть

1.  Состояние института семьи на современном этапе развития, актуальность проблемы.

2.     Ресоциализация в широком и узком понимании.

3. Возрождения приоритетности отечественных православных  традиций воспитания путем ресоциализации с опорой на русские православные традиции во время занятий по арт-терапии

        а) принципы и методы работы

4.    Этапы социально-педагогической  ресоциализации

Заключение

Библиографический список

… Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль что еще страшней – жестока.

         И пусть на трон взойдет любой,

        Глаголющий высоким слогом,

       Толпа останется толпой,

       Пока не обратится к Богу!..

                                                                                             Иеромонах Роман (Матюшин)

 Дети – это будущее общества, его завтрашний день. Основы нравственности закладываются с раннего возраста в семье,  дошкольном и школьном учреждениях. Самые первые жизненные представления, нравственные уроки ребенок получает в семье. Здесь он учится различать добро и зло, честности, справедливости, трудолюбию и лени, сопереживанию и равнодушию, отношению к людям.

         В последнее время воспитание  становиться все более сложной задачей не только для педагогов, но и для родителей. Это связано с общим ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, неудовлетворенностью жилищно-бытовыми условиями, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения при чрезмерной загруженности и т.д. Многие родители, понимая всю ответственность за воспитание детей, возлагаемую на них обществом, проявляют большой интерес к знаниям, помогающим им осуществлять эту задачу. Но, к сожалению, не все семьи могут похвастаться этим и перекладывают свои обязанности на детские учреждения и общество в целом.

          Величие русской культуры на протяжении всей истории развития связывалось и связывается с ее глубоким духовным содержанием. Истоки духовности, народные, семейные традиции, тематика, идеи восходят к истории христианства, православной этике, идеалам и символам.                    Православие – есть духовно-нравственный стержень общества; он формирует мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе.

         В настоящее время всё чаще стали задумываться о необходимости восстановления общечеловеческих ценностей в современном обществе, в российской школе. По данным последних социологических исследований около 80 % россиян считают себя православными. Видимо, не все они глубоко верующие люди, соблюдающие религиозные каноны, но потребность в приобщении к «вере отцов», православным традициям, морали, ощущается в сегодняшнем российском обществе всё больше и больше. Даже люди неверующие понимают, что без знания основ православия невозможно быть полноценно образованным человеком, так как в основу многих шедевров искусства положены религиозные сюжеты, заложен глубокий философский смысл, связанный с религиозным вероучением. Христианские заповеди, несут мощный воспитательный потенциал и играют огромную роль в духовно-нравственном становлении личности.

Какими мы хотим видеть своих детей? Активными? Да! Инициативными? Да! Самостоятельными? Да! Работоспособными? Да! Но зачастую, формируя в образовательном процессе все эти стороны личности, мы забываем о главных человеческих качествах: доброте, любви к ближнему, сострадании и милосердии. Милосердие и доброта… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами: З – “земля”, Л – “люди”, М – “мысль”, Д – “добро”. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?  Как приобщить детей к многовековой культуре, православным традициям, христианским добродетелям в противовес табакокурению, алкоголизму, наркомании, насилию и возрастающей агрессивности? Как ресоциализировать - перевоспитать подростка, совершившего правонарушение и тем более преступление?

     МБОУ «ООШ №7»  главной задачей ставит воспитание нравственной, верующей в Бога личности, живущей по заповедям Божьим, трудолюбивой, образованной, любящей свою Родину, активно участвующей в деятельности на благо государства.

     Актуальность проблемы заключается  в том, что мы живем в обществе,  где семья  перестала быть главной ценностью; оно (общество) неспособно найти средств,  внутренних резервов для обеспечения достойной, нравственной жизни детям, - обречено на дефицит трудовых ресурсов, неспособность прокормить и защитить себя, обнищание, криминализацию и неизбежное вымирание. На всех уровнях управления государства, бизнеса, образования, здравоохранения, социальных служб – интересы семьи, детей, их материальное и нравственное состояние должны  сегодня стать приоритетной задачей.

        Общественной бедой стало то, что в наши дни семья оказалась, практически, один на один со своими проблемами. Вступающим во взрослую жизнь молодым людям сегодня навязывается пренебрежение к семье, к родительству. Коммерциализованные СМИ пропагандируют «красивую жизнь», свободную от забот о детях, супруге. Отношения мужчин и женщин сводятся к получению удовольствий, на основе временного партнерства. Но это мнимая «свобода» от забот, ответственности за других приводит к неизбежному одиночеству, духовному опустошению, потере здоровья, бессмысленности жизни. Предупредить выбор  молодыми людьми этого гибельного пути помогут выдвинутые в качестве идеала традиционные православные семейные ценности, подлинное материнство и отцовство, целомудрие в браке.

        Укрепление института семьи является залогом решения  задач национальных проектов, а увеличение  рождаемости и снижения смертности населения объявлено, на данный момент, государственной приоритетной задачей.

          Взаимодействие и сотрудничество школы – семьи - церкви помогает решить наиглавнейшую стратегическую задачу, обозначенную в областной Программе: возрождение и формирование у населения православных ценностей.

Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу?

            Для решения вышеперечисленных проблем, возрождения приоритетности отечественных православных традиций воспитания мною была создана программа по ресоциализации семей и подростков «группы риска» - «Истоки», которая рассчитана на 3 года (с 2012 по 2015г), данная программа утверждена директором МБОУ «ООШ №7» (приказ №27 от 26.08.12г.) и согласована на педагогическом совете школы.

     Цель работы: формирование более ответственной, адаптированной, здоровой, нравственно и православно зрелой личности путем ресоциализации  с опорой на православные традиции во время занятий арт-терапией. 

          Задачи:

  1. определение предпосылок организации деятельности;
  2. выбор актуальных форм и методов работы по ресоциализации;
  3. определение основной педагогической технологии организации ресоциализации;
  4. создание условий для успешной работы.

      Область применения: учащиеся 1-3 классов «группы риска», состоящие на различных видах контроля.

        По христианской традиции, семью  называют «малой церковью».

        Теме взаимодействия семьи, школы и церкви были посвящены не только муниципальные, но и Московские международные Рождественские чтения 2008 года. Церковь, семья, школа должны друг другу помогать, кроме того, этот 3-х составной союз призван оградить по возможности молодое поколение от растления, рассеять заблуждения, а главное раскрыть богатейшую сокровищницу церковной жизни перед сердцами людей во всей безграничной полноте и красоте.         

          Проблема ресоциализации сохранила свою актуальность и в наши дни. В широком смысле под ресоцализацией понимают организованный социально-психолого-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных либо несформированных социальных навыков у дезадаптированных несовершеннолетних, переориентации их социальных установок и референтных ориентаций за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения. В нашем случае э то отношения подростка и церкви.

          В узком смысле ресоциализация – это сознательное восстановление неблагополучного подростка в социальном статусе полноправного члена общества и возвращение его к самостоятельной общепринятой социально-нормативной жизни в обществе.

Процесс ресоциализации несовершеннолетних  я осуществляю в несколько этапов . Первый – этап адаптации или первичной ресоциализации предполагает изменение, разрушение ранее сформированных неадекватных форм поведения несовершеннолетнего подростка. Второй – включает в себя период частичной неустойчивой ресоциализации и характеризуется принятием несовершеннолетним новых коллективных норм, отходом от асоциальных форм поведения (рецидивы возможны и естественны). Третий – это период полной ресоциализации и знаменует практическое ее завершение.

Необходимо отметить, что ресоциализация несовершеннолетних – процесс индивидуальный. Его эффективность зависит, в первую очередь, от того, как будут учтены психологические закономерности развития личности несовершеннолетнего.

Моя деятельность по ресоциализации строилась на определенных принципах, которые предполагают как общий, так и индивидуальный подходы. Выделяю следующие общие принципы работы:

-  комплексность подхода в работе по ресоциализации несовершеннолетних означает как участие специалистов различного профиля при работе с подростками, так и их активное взаимодействие между собой;

-   поэтапность процесса ресоциализации подразумевает наличие двух основных этапов – пенитенциарного и постпенитенциарного;

-  систематичность предполагает, что все мероприятия, осуществляемые в ходе ресоциализации, идут непрерывно во времени;

соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего;

-активное участие самого несовершеннолетнего в ресоциализационном процессе означает, что подросток становится не столько объектом ресоциализации, сколько субъектом;

активизирование позитивного в несовершеннолетнем, т.е. его позитивные качества должны стать основой ресоциализации;

-индивидуализированность ресоциализации предполагает, что чем индивидуальнее мероприятия, формы, способы ресоциализации, тем выше будет ее эффект.

1.Цель первого этапа моей работы  -  сбор необходимой информации о микро и макро социуме школы , то есть  создание социального паспорта школы и слободы Ямская, выбор духовного наставника. Отбор актуальных форм и методов по духовно-нравственной ресоциализации.

Данному этапу был отведен первый год работы 2011-2012 учебный год. В течение данного времени я тесно сотрудничала с классными руководителями школы, представителями ЖКО слободы Ямская и прилегающей к ней микрорайонами , православным храмом (Крестовоздвиженский). Я определила уровень образованности родителей, условия проживания семей,  при написании социальной характеристики слободы и при тестировании родителей и детей обозначились места, в которых и детям и родителям бывать наиболее приятно :

Об этом нам говорит процентный показатель исследования:

Образовательный уровень родителей  Средне-техническое    62%

  Жилищные условия семей      Частный дом  -  69%, Отдельная квартира - 15%, Квартира снимается - 10  %, Живут вместе с родителями (старшее поколение ) – 6 %.

Досуговая деятельность семей слободы Ямская такова:  Посещение магазинов слободы Ямская ( шоппинг )    -    59 %,  Посещение православных  храмов  - 26 % , Посещение мест культуры и отдыха  -  5 %, занятия и секции (хобби)  - 10%.

         Таким образом, храм является наиболее благоприятным местом посещения всех категорий  социума вне зависимости от возраста, пола, образования и статуса в современном обществе.

         Духовными наставниками школы были приглашены отец Александр Богута и отец Олег из храма слободы Ямская. Совместно с педагогическим коллективом были отобраны актуальные формы и методы работы по ресоциализации.

  1. Целью второго этапа работы была разработка и внедрение перспективного плана программы по духовно-нравственному воспитанию школьников, подключение к взаимодействию педагогический коллектив школы и тесное взаимодействие с духовными наставниками и библиотекарем храма. Данной работе был посвящен 2012-2013 учебный год.

В течение года было проведено:

- внеклассных  мероприятий по православному просвещению детей  6,

- общешкольных родительских лекториев с приглашением духовных наставников – 4

- посещения Храма (групповое, общешкольное) – 6

-  Посещение Храма по классам (малыми группами) – 11 (по числу классов комплектов)

-  классные часы     -    35

- внеклассные занятия учителя православия   35

- совместные круглые столы библиотекарей школы и храма  4

- паломнические поездки по Святым местам 1 (мужской монастырь с.Холки)

- участие подростков «группы риска» в школьных и муниципальных конкурсах и фестивалях духовной и социальной направленности (все участники заняли призовые места)   5

- встречи с бывшими учениками школы, ныне являющимися служителями храмов – певчая Крестовоздвиженского храма Елина Оксана, Плотников Антон – студент Курской духовной семинарии     -   2.

- Работа православной почты (существует специальный ящик доверия, куда можно написать на волнующую тему, а духовный наставник ответит на волнующие Вас вопросы)       -    в течение года

- встреча с интересными людьми -   3

- диспуты для педагогов , открытые встречи уч.инспектора ОДН УМВД Коротиной  Н.В. и духовного наставника, совместный поиск мер ресоциализации подростков и семей «группы риска» -4  .

  1. Третьим и заключительным этапом работы было отслеживание результатов по ресоциализации подростков и семей «группы риска». Временные рамки этапа 2012-2014 годы. Важно отметить, что ранее на ВШК в школе в 2010-11уч.году стояло 6 детей и 4 неблагополучные семьи. За время реализации программы «Истоки» 2012-2014г. с  внутришкольного контроля сняты 2 учащихся, 1 неблагополучная семья, состоящая на учете в ОДН УВД и ВШК – переведена  Советом профилактики школы в категорию проблемных. Преступлений и правонарушений за 2011-12 и 2012-13, 2013-14 школа не имеет, наблюдается стойкая положительная динамика. На 1 января 2014 года на учете в ОДН УМВД учащихся школы не состоит, на учете в ОДН УМВД зарегистрирована - 1 неблагополучная семья. Данная работа продолжается и более значимые результаты впереди.

Становление, самопознание, ресоциализация личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.  С этой точки зрения, можно отметить следующие положительные результаты:

- детское объединение «Юность» развивается и действует, ищет новые направления, формы работы, тесно сотрудничает с социальным педагогом и подростками «группы риска»;

- социально – значимая деятельность дает большой простор для ценностно - значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми ;

- благодаря чередованию творческих поручений и различных направлений деятельности, каждый ребенок  имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;

- ресоциализируемым подросткам предоставляется возможность в полной мере проявлять самостоятельность на разных уровнях.

Говоря о достижениях учащихся, следует отметить личностные достижения. Под личностными достижениями детей понимаются те изменения, которые происходят в ребенке по отношению к нему самому, начиная от первого момента деятельности, участия в социально значимых делах и проектах духовно-нравственной направленности (в школе действует тимуровское движение).

У ресоциализируемых подростков отмечаются  следующие личностные достижения:

- повышение уровня воспитанности (Оценивание по методике Ю.В. Васильева):  уровень воспитанности 67%  оценивается выше среднего;

- повышение уровня самостоятельности: по сравнению с 2010 годом в 2014 году уровень участия подросков «группы риска» в деятельности ДО и в социально – значимой проектной деятельности увеличился с 54% до 85 %.

- повышение общественной активности, уровня самоуправления, развитие лидерских качеств и организаторских способностей: на протяжении трех лет детское объединение «Юность» и Совет ДО МОУ «ООШ №7» является победителем городских конкурсов смотра деятельности детских общественных организаций и смотра Советов ДО.

Православное вероучение и вероисповедание, я считаю, наукой из наук, которую человек постигает и практически осваивает всю жизнь, как бы долго он ни жил и очевидно, что одной из основных задач духовно-нравственного воспитания для современной школы остается выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью.

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Ч Е С К И Й

С П И С О К

1.Архиепископ Костромской и Галичский Александр статья «Православные традиции российской семьи»- выступление на Рождественских образовательных чтениях 2006 г., 30 May 2006г., ж. «Православие и мир»№5 .

2.Багреева Е.Г. Анализ понятий "социализация" и "ресоциализация" осужденных / Е.Г. Багреева, И.Б. Ускачева // Закон и право. - 2007. - № 3. - С. 96–97.

3.Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: ОПК, 2007.

4. Евтушенко И.И. Условно-досрочное освобождение осужденных к лишению свободы и их ресоциализация : монография. – Волгоград : ВолгГТУ, 2005. - 174 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:

5. Ильин А.В. Общие проблемы адаптации и ресоциализация осужденных // Психолого-криминологическая диагностика личности осужденного и социально-психологическое сопровождение исполнения уголовного наказания. - Владимир, 2005. - С. 128–134.

     6.    Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М: Просвещение,  2009.

    7.  Максимова М.Л. Ресурсный подход в исследованиях системы образования / М.Л. Максимова // Перспективы. Сборник научных статей аспирантов. Выпуск 6. - Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2008.

     8.  Смелзер Н. Социология. - М.: Политиздат, 2006.

     9.  Сорокина, Н.Д. Образование в современном мире. Социологический анализ / Н.Д. Сорокина.     М.: Экономика и финансы, 2006.

    10. Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация) // Вопросы философии - 2008.

  11.  Янушкявичене О. Л. Основы нравственности. Методическое пособие для учителя. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2006.

Современное общество развивается очень динамично. Кардинальные изменения происходят в сфере экономики, общественных отношений, в социальной структуре.

Предъявляются новые требования и к личности. Личность рассматривается как творческое активное начало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт ресоциализации детей "группы риска"

В статье представлен опыт работы "ЦДТ"  по работе с детьми «группы риска». Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждению дополнительног...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся "группы социального риска".

Направления деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению обучающихся «группы социального риска»....

Программа индивидуального сопровождения учащихся группы суицидального риска

Цель: выведение подростка из состояния  суицидальной ситуации Формирование  суицидального поведения в подростковом возрасте во многом зависит от ситуаций, проблем, в которых находятся м...

Физическое воспитание подростков, групп социального риска

Средства и методы воспитания и перевоспитания трудных подростков в спортивных секциях подросткового клуба....

выявление групп социального риска среди обучающихся образовательных организаций

методтческие рекомендации Д.Е. Щипановой-кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО "ИРО"...

Работа с учащимися группы социального риска

Модель работы с трудными учащимися...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"

Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, к...