Физическое воспитание подростков, групп социального риска
статья по физкультуре (7, 8, 9, 10 класс)

Ларичева Ольга Васильевна

Средства и методы воспитания и перевоспитания трудных подростков в спортивных секциях подросткового клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon word_fiz_vospit.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание подростков, групп социального риска

Средства и методы воспитания и перевоспитания трудных подростков в спортивных секция подросткового клуба 

  • При разработке средств, методов и педагогических приёмов по воспитанию и перевоспитанию трудных подростков в условиях деятельности спортивных секций были использованы материалы программ для ДЮСШ по боксу, волейболу, методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий по атлетической гимнастике, переработанные в соответствии с нашими рекомендациями, касающимися коррекции нравственного и психического состояния занимающихся.

Разработанная программа предусматривает:
- теоретическую подготовку;
- нравственное воспитание;
- коррекцию физического и психического здоровья подростков;
- общую физическую подготовку;
- совершенствование в избранных видах спорта.

  • Важное место в процессе воспитательной работы с подростками в условиях секционной деятельности отводится теоретической подготовке. Она проводится в форме бесед, лекций, круглых столов, встреч с психологами, сотрудниками правоохранительных органов, спортсменами.

    Беседы, упражнения, разъяснения проводятся в ходе учебно-тренировочных занятий и носят краткий, ясный характер, подкрепляются примерами. Главным условием для проведения бесед, убеждений является готовность подростков к восприятию: в начале занятий (хорошее настроение группы), в середине (сложившаяся или специально созданная ситуация), в конце (удовлетворенность проведением занятий).

    Лекции, круглые столы, встречи с интересными людьми проводятся в свободное от занятий время по плану подросткового клуба. Примерная тематика лекционного материала:
  • Лекции, круглые столы, встречи с интересными людьми проводятся в свободное от занятий время по плану подросткового клуба. Примерная тематика лекционного материала:

    1. Занятия спортом и всестороннее развитие личности.
    2. О культуре поведения подростка в общественных местах.
    3. О честности и справедливости.
    4. Строение и функции организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека.
    5. Гигиена, закаливание организма.
    6. Врачебный контроль и самоконтроль.
    7. Правила соревнований по выбранному виду спорта. Характеристика видов спорта.
    8. Об уголовной ответственности несовершеннолетних по материалам Уголовного кодекса РФ.
    9. Проблемы борьбы с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних.
    10. Неформальные молодежные организации, их роль в воспитании подрастающего поколения.
    11. Роль физической культуры и спорта в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Нравственное воспитание

  • Процесс нравственного воспитания и перевоспитания трудных подростков в условиях деятельности детско-юношеского клуба даёт положительный эффект только в том случае, если педагог в работе будет использовать разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу.

    Средства нравственного воздействия условно разделены на четыре группы: побуждающие, подготовительные, организующие, контролирующие и оценивающие.

Побуждающие средства:

  •  беседы, убеждения с целью вовлечения учащихся в систематические занятия в секциях клуба;
  • формирование интереса к спортивной деятельности;
  • постановка перспективы;
  • выполнение поручений тренера;
  • оказание доверия подростку со стороны тренера;
  • благодарность, награждение;
  • соблюдение дисциплины в процессе учебной и спортивной деятельности и т.п.

Подготовительные средства: 

  •  беседы, убеждения, имеющие цель подготовить подростков к активной деятельности (трудовой, учебной, спортивной);
  • приучение к дисциплинированности, соблюдению общественного порядка, умению контролировать своё поведение и поведение товарищей;
  •  воспитание положительного отношения к труду;
  • уважение учителей, родителей, старших, своих сверстников и младших по возрасту и т.п.

Организующие средства: 

  •  выполнение поручений тренера;
  • физические упражнения; тренировки;
  • участие в соревнованиях и показательных выступлениях; участие в работе секции;
  •  самостоятельное преодоление трудностей в процессе тренировок;
  • соблюдение рационального двигательного режима, а также режима дня, недели и т.п.

Контролирующие и оценивающие средства:

  •  контроль со стороны тренера за деятельностью подростка;
  • временное отстранение от занятий (но с обязательным присутствием);
  •  вынесение благодарности, награждения;
  • ходатайство коллектива (секции, клуба) о снятии подростка с учёта в органах милиции;
  •  контроль за успеваемостью;
  • самоконтроль учащихся за соблюдением режима дня;
  •  ведение дневника тренировок;
  •  оказание помощи товарищам по секции;
  • работа в активе секции;
  • физические упражнения и т.п.

  • Воспитание нравственности проходит параллельно с формированием интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. На начальных этапах экспериментальных занятий необходимо вызвать у занимающихся положительные эмоциональные переживания и удовлетворение от спортивной деятельности. Это достигается путём подбора таких средств и методов, которые бы соответствовали их интересам, были доступны и понятны подросткам, а сам процесс обучения опирался на сознательность и активность обучаемых. При этом, усваивать предлагаемый материал они должны не легко, а с определённым напряжением, в противном случае процесс обучения перестаёт их увлекать. Начиная с первого занятия требования для всех занимающихся одинаковые; своевременно и правильно применяются методы принуждения, наказания и поощрения. Занятия проводятся эмоционально, с введением в каждый урок элементов нового, ставятся задачи для каждого подростка.
  • На последующих этапах проведения занятий (по мере формирования интереса к избранному виду спорта) осуществляется постоянное, но постепенное увеличение нагрузки. ЧСС при выполнении физических упражнений достигает 140-160 уд/мин. Основные методы проведения занятий: круговой; повторный; повторно-серийный; до "отказа"; соревновательный как внутри группы, так и вне её.

    В процессе упражнений создаются ситуации, в которых подростки действовали бы уверенно; широко используется метод поощрения, даже за неудачно выполненное задание; поощряется самостоятельность; оказание помощи товарищам по группе; ведение дневника тренировочных занятий. Включение подростков в любимую и нелюбимую работу, опора на положительные качества учащихся, использование соревнований внутри группы, групповой анализ успехов и недостатков в учебно-тренировочной работе способствуют развитию воли, решимости, самолюбия, уверенности в своих силах.
  • Необходимо постоянно проводить контроль за успеваемостью, дисциплиной, внешним видом, посещаемостью занятий в учебном заведении и спортивной секции.

    Решающая роль в выполнении всех вышеперечисленных мероприятий принадлежит тренеру. Побуждая своих воспитанников к систематическим занятиям, преподаватель (тренер) должен иметь не только глубокие знания в своей области, но и быть чутким, внимательным воспитателем, знать возрастные и индивидуальные особенности учеников, состояние их физического и психического здоровья.

Коррекция психофизического состояния дезадаптированных подростков 

  • Исследования подтверждают, что подросткам группы социального риска присущи определённые психофизические личностные особенности: повышенный уровень тревожности, агрессивности, заниженная самооценка личности.
  • Занятия физической культурой и спортом, как ни какой другой вид деятельности, способствуют коррекции названных психических отклонений. Поэтому на протяжении всего педагогического процесса следует использовать специально разработанный комплекс педагогических приёмов.
  • При этом, необходимо учитывать, что прямого разграничения воздействия педагогических приёмов на снижение уровня тревожности, агрессивности в поведении занимающихся достичь практически невозможно. Применяя приёмы для реализации одной цели, одновременно осуществляется достижение другой. Поэтому, при воздействии на психофизическое состояние, одновременно происходит, и формирование адекватной самооценки личности, и создание позитивных мотивационных установок, и коррекция негативных психических процессов, и развитие двигательных качеств, и формирование интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Необходимыми условиями эффективности применяемых приёмов являются:

  • систематичность и непрерывность учебно-воспитательного процесса;
  • подбор средств и методов, отвечающих интересам и потребностям занимающихся;
  • доступность учебного материала;
  • строгое соблюдение основных принципов дидактики — «от простого к сложному»;
  • знание и опора на положительные стороны личности подростка;
  • поощрение учащихся за трудолюбие, даже за минимальный успех в преодолении неуверенности;
  • постановка цели и перспективы занятий физическими упражнениями.
  • Ниже приводятся некоторые педагогические приёмы, способствующие коррекции психического напряжения в поведении трудных подростков.

1. Прием переключения внимания с одного вида деятельности на другой — способствует снижению психического напряжения. Переключение внимания с нелюбимой работы на любимую не воспринимается занимающимися как травмирующий;

2. Создание педагогических ситуаций, в которых тревожные подростки действовали бы уверенно, без страха, напряжения (выполнение упражнений в облегченных условиях; подбор партнеров, равных по физическим данным; предоставление форы тревожным и т.д.).

3. Использование метода поощрения, даже при неудачном выполнении задания, способствует преодолению неуверенности, страха. Поощрение даже за минимальный успех воспитывает трудолюбие, решительность. Методы наказания и принуждения необходимо применять педагогически правильно.

4. Для снижения уровня тревожности наиболее эффективным методом является доступность учебного материала. Только при этих условиях занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции и удовлетворение, но учебный материал подростки должны осваивать с определенным усилием, в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность.

5. Приём постепенного, но постоянного усложнения упражнений, увеличения нагрузки способствует формированию решительности, уверенности, интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

6. Для снижения агрессивного состояния дезадаптированным подросткам следует:

  •  отводить ведущую роль при изучении новых упражнений, проведении эстафет, тестировании;
  •  создавать ситуации, при которых у агрессивных учащихся могут быть неудачи;
  • временно отстранять их от занятий, но с обязательным присутствием;
  • участие в соревнованиях как внутри группы, так и вне ее;
  •  справедливое решение конфликтных ситуаций;
  • проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, умышленно умалчивая об отрицательных.

Упражнения для развития физических качеств

  • Общая выносливость. 

Формирование общей выносливости (0В) обеспечивается длительным выполнением тренировочной нагрузки в режиме, который соответствует умеренной и большой мощности. 0В развивается посредством разнообразных физических упражнений, вовлекающих в работу более 2/3 мышц тела. Наилучшими средствами её воспитания являются нижеприведенные упражнения:

– спортивная ходьба в равномерном темпе на дистанцию от 3 км до 10 км (в зависимости от уровня подготовленности и возраста);
– бег в равномерном темпе с постепенным увеличением продолжительности бега с 5-8 минут до 20;
– участие в туристических походах и соревнованиях по спортивному ориентированию;
– плавание, повторное проплывание отрезков 50-100м с дозированным отдыхом;
– продолжительная игра в баскетбол, футбол, ручной мяч;
– передвижения на лыжах 5 – 10км (ЧСС 150-160 уд/мин.).

Общая физическая подготовка 

Общая физическая подготовка предусматривает укрепление здоровья; общее физическое развитие; укрепление костно-мышечного аппарата, мышечной системы, несущих основную нагрузку при занятиях боксом, волейболом, атлетической гимнастикой, а также развитие основных физических качеств: общей выносливости, быстроты, силы, ловкости. Ниже приводится примерный перечень упражнений, способствующих совершенствованию названных качеств.

Упражнения для развития физических качеств

  • Упражнения для развития быстроты движений. 

     Основной задачей в процессе воспитания быстроты является повышение функциональных возможностей организма, определяющих скоростные характеристики движений в различных видах деятельности. В качестве средств воспитания быстроты используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Данные упражнения должны быть просты по технике исполнения; хорошо освоены занимающимися; их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения их скорость не снижалась вследствие утомления. Основными методами воспитания быстроты движений являются:

     повторный, повторно-прогрессирующий и переменный.

Используются следующие упражнения:
- бег на короткие дистанции из различных исходных положений;
- беговые упражнения на месте и в движении с максимальной частотой шагов; бег с максимальной скоростью и резким изменением направлений; прыжки в длину с места, разбега; метание теннисного мяча по внезапно появляющимся целям и другие;
- ведение баскетбольного мяча с изменением направления, скорости, обводка препятствий; броски мяча различными способами по сигналам; перемещение парами с передачей мяча; нападающий удар в волейболе и другие;
- прохождение дистанции 100-200 м на лыжах с несколькими ускорениями; повторное прохождение отрезков 150-200 м на скорость; эстафеты и другие;
- проплывание отрезков 10-15м с максимальной скоростью.

Упражнения для развития силы мышц.

Основной задачей воспитания силы, как физического качества, является всестороннее её развитие с целью обеспечения проявления силовых возможностей человека в различных видах деятельности. Средствами воспитания силы являются силовые упражнения, которые можно разделить на две группы.

1 группа упражнений с внешним сопротивлением.

     В качестве внешнего сопротивления используется масса различных предметов (штанга, гири, гантели, набивные мячи, противодействия партнера, сопротивление упругих предметов, сопротивление внешней среды, упражнения на тренажерных устройствах).

При выборе внешнего сопротивления необходимо придерживаться следующих методических приёмов:

а) вес предметов должен подбираться в соответствии с физической подготовленностью занимающихся. В занятиях необходимо чередовать упражнения с предметами и без предметов;
б) для выполнения упражнений с противодействием партнера подбор пар производится с учетом веса и роста занимающихся;
в) упражнения с сопротивлением внешней среды включают в себя бег по песку, снегу, воде, в гору и т.п.

  • 2 группа упражнений, отягощенные весом собственного тела.

    К этой группе относятся: отжимания, подтягивания, подъемы силой из виса в упор, лазания по канату, шесту.

    Упражнения для развития ловкости. Воспитание ловкости сводится к воспитанию способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

    Основной путь формирования ловкости — овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Поэтому для её развития могут быть использованы любые упражнения, являющиеся в определенной степени новыми.

    Общеразвивающие упражнения на согласованность движений: бег в сочетании с поворотами и прыжками; бег спиной вперед, боком, с изменением направлений. Метание легкоатлетических снарядов из различных исходных положений, после прыжков, поворотов; метание в цель в ускоренном темпе; метание в цель попеременно двумя руками; прыжки в длину, стоя боком (спиной) в направлении прыжка; прыжки в длину, в высоту различными способами; прыжки с поворотами и другие.
  • Упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения; прыжки с поворотами на 30, 180 и 360 градусов с последующим кувырком; кувырки вперед через вращающуюся скакалку; соскоки со снарядов с поворотами; упражнения в балансировании и другие.

    Броски мяча в цель, в корзину с места, в движении, в прыжке, после поворотов; ведение баскетбольного мяча попеременно левой и правой рукой, с обводкой препятствий, жонглирование мячом и другие.

    Чередование лыжных ходов; преодоление неровностей; повороты на месте и в движении; элементы слалома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся "группы социального риска".

Направления деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению обучающихся «группы социального риска»....

Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии

Ресоциализация учащихся группы «социального риска» методом арт-терапии на основе русских православных традиций Величие русской культуры на протяжении всей истории развития связывалось и связывает...

Опросник для детей и подростков "группы, зоны риска"

ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ...

туристско-краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей

Проект направлен на  создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения области и осуществлению эффективной молодежной политики. Цель- туристское освоение северо-восто...

выявление групп социального риска среди обучающихся образовательных организаций

методтческие рекомендации Д.Е. Щипановой-кандидата психологических наук, доцента кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО СО "ИРО"...

Работа с учащимися группы социального риска

Модель работы с трудными учащимися...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"

Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, к...