Социально-педагогическое сопровождение обучающихся "группы социального риска".
учебно-методический материал (10 класс) на тему

Пуль Татьяна Сергеевна

Направления деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению обучающихся «группы социального риска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_metod.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся «группы социального риска», вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, организация досуга. 

Процессы развития человека и общества взаимосвязаны. От степени реализации каждого отдельного человека зависит благосостояние общества. Поэтому на первый план встает задача создания таких условий, при которых растущий человек мог бы осуществить свой жизненный план, реализовать заложенный в нём потенциал и направить свою энергию в русло позитивных общественных преобразований.

Основная отличительная особенность обучающихся  «группы социального риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычную образовательную организацию), но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые Конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети «группы социального риска» не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни. Такой обучающийся нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.

Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией обучающихся и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическое сопровождение с обучающихся «группы социального риска» имеет две основные составляющие:

выявление детей этой категории в образовательной организации и организация работы с ними;

непосредственная индивидуальная или групповая работа с обучающимися.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с обучающимися группы социального риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу образовательной организации.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

- организационные социально-педагогические технологии;

- социально-педагогические технологии индивидуальной работы.

Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление обучающихся группы социального риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.

1. Формирование банка данных обучающихся «группы социального риска».

Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.

Инициатива создания банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами ПДН, участковыми инспекторами органов внутренних дел, с представителями органов опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.

2. Заполнение карты социально-педагогического сопровождения на каждого выявленного обучающегося «группы социального риска».

3. Диагностика проблем личностного и социального развития подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого обучающегося, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог работает с подростком, с классным руководителем, преподавателями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится обучающийся.

Социальный педагог:

  • изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
  • исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка (пример выезд рабочих групп);
  • При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия обучающегося и социального педагога.

4. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

5. Консультирование.

Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем обучающихся  «группы социального риска». С этой целью социальный педагог проводит в образовательной организации, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для обучающихся, родителей, преподавателей  и других лиц при их обращении.

6. Межведомственные связи социального педагога.

Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительной инспекцией и др.

Кто-то когда-то должен ответить, 

 Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

   Вечный вопрос и больной, как нарыв.

  Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей, без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили..., мимо прошли...

   Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

                                 (С. Давидович)