ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА В ГБОУ СОШ №1 ГОРОДА КИНЕЛЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
статья на тему

Лаврентьева Юлия Бариевна

Цель работы школы: создание благоприятной среды учащимся в их учебной и внеурочной деятельности, сохранение их физического и психического здоровья в условиях школьного образования.

В рамках обозначенной цели в школе, под руководством социального педагога реализуются следующие задачи:

1. Выявление учащихся, требующих особого внимания:

опекаемые; дети-инвалиды; дети из многодетных семей; дети из семей родителей-инвалидов; дети из неблагополучных семей, малообеспеченных семей, а также детей склонных к совершению противоправных поступков.

2. Профилактическая работа с участниками образовательного процесса.

3. Оказание помощи семьям, попавшим в затруднительное положение.

4. Организация работы с неблагополучными семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx63.95 КБ

Предварительный просмотр:

Практика социально-педагогического сопровождения детей группы риска в ГБОУ СОШ №1 города Кинеля Самарской области

1. Выявление и изучение детей группы риска

В данном учреждении я работаю социальным педагогом 2 года. Работа социального педагога поддерживает, обнадеживает и стимулирует людей, взаимодействующих с ребенком на развитие их способностей, знаний, умений. Круг обязанностей и компетенции социального педагога довольно широк. В школе имеются четко сформулированные должностные обязанности социального педагога.

Цель работы школы: создание благоприятной среды учащимся в их учебной и внеурочной деятельности, сохранение их физического и психического здоровья в условиях школьного образования.

В рамках обозначенной цели в школе, под руководством социального педагога реализуются следующие задачи:

1. Выявление учащихся, требующих особого внимания:

опекаемые; дети-инвалиды; дети из многодетных семей; дети из семей родителей-инвалидов; дети из неблагополучных семей, малообеспеченных семей, а также детей склонных к совершению противоправных поступков.

2. Профилактическая работа с участниками образовательного процесса.

3. Оказание помощи семьям, попавшим в затруднительное положение.

4. Организация работы с неблагополучными семьями.

В школе имеется определённый опыт работы с детьми группы риска. Здесь используется комплексный метод - сопровождение.

Вся работа с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих "трудных" учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором, завучами, социальным педагогом, психологом, учителями-предметниками, классным и школьным родительскими комитетами, куратором и школьными медиаторами детской службы примирения  и т.п.) Взяв новый классный коллектив, классный руководитель выясняет:

  • кто из ребят относится к "группе риска", по какой причине;
  • кто состоит на внутришкольном учёте, когда и почему был поставлен на него;
  • какие формы работы использовались с данным учащимся, какие из них явились более эффективными;
  • в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся.

Классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нём состоящие на учёте ребята из "группы риска" и заполнить на каждого из них карту учащегося. В начале учебного года классный руководитель составляет  социальный паспорт. На основании всех социальных паспортов классов социальный педагог составляет социальный паспорт школы.

Основными причинами попадания детей в группу риска в школе являются следующие обстоятельства жизни этих детей: пьянство одного или обоих родителей; асоциальное поведение (воровство); отбывание одного из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма; психические заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения, голод и т.д.); побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Невозможно выделить одну причину, послужившую фактором риска. Чаще всего это сочетание многих неблагоприятных условий, которые приводят к возникновению значительных отклонений, как в поведении, так и в личностном развитии.

2. Организационные социально-педагогические технологии

В ходе работы используется алгоритм процедур типовой технологии социально-педагогического сопровождения.

Комплексное сопровождение как социально-педагогическая технология осуществляется наряду с профилактикой безнадзорности и правонарушений и по своей сути является вторичной профилактикой, направленной на изменение неблагоприятных условий среды и личностного развития ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

С организационной позиции социально-педагогическая деятельность специалиста (психолога, социального педагога, классного руководителя) в школе представлена следующими этапами: диагностическим, поисковым, договорным, деятельностным, рефлексивным. В условиях школы данные этапы представлены следующем алгоритмом деятельности педагогической команды.

Изучая детей группы риска школы, мы применяем диагностический этап данной технологии, так как он предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление основной проблематики ребёнка и факторов риска (см. приложение 1 схема 1).

Поскольку сил нескольких человек - социального педагога, психолога и инспектора по делам несовершеннолетних - недостаточно, поэтому школа выстраивает такую систему работы с детьми группы риска, в осуществлении которой могли бы принять участие и учителя-предметники, и родительская общественность. Таким образом, деятельность школы в работе с детьми группы риска в первую очередь предполагает совместную работу с ОДН и КДНиЗП, а также плановую работу медицинского работника с учащимися и т.д.

Смысл данного взаимодействия - техническая и практическая помощь ребенку группы риска.

После анализа ситуации и выявления основных проблем ребёнка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения - с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики - с другой. Одной из причин попадания детей в группу риска школа видит в семье. Анализ семейного положения детей группы риска показывает, что как правило родители не справляются со своими родительскими обязанностями или полностью отказались от них добровольно. Поэтому школа работает и с семьями детей группы риска (см. приложение 1 схема 2).

Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие подростком на себя ответственности за возникновение и решение проблемы с использованием данных диагностического этапа; помощь в выявлении связанных с проблемой факторов и обстоятельств, причин, которые привели к затруднению. Поисковый этап предполагает и поддержку в определении цели предстоящего выбора: по ходу выяснения факторов и причин проявляются предварительные "рабочие" выводы и способы достижения целей как выхода из проблемы. Задача педагога поддержать подростка в любом выборе и выразить готовность помочь в любом случае. Договорный - проектирование действий педагога и ребёнка группы риска (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в произвольной форме. В зависимости от характера проблемы и причин её вызвавших специалист применяет ту или иную социально-педагогическую технологию, разрабатывает совместно с подопечным наиболее оптимальные варианты разрешения того или иного противоречия. Деятельностный - для обеспечения успеха педагог поддерживает подростка и морально - психологически, и, если надо, прямо защищать его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действий. Рефлексивный этап - это обсуждение с ребёнком группы риска продвижение к решению проблемы. Опыт работы по комплексному сопровождению детей группы риска в школе показывает, что очень важно помочь ребёнку, замечать те изменения, которые происходят как в нем самом, так и вокруг него. По мнению специалистов, осуществляющих данную технологию в школе, рефлексивный этап может быть выделен как самостоятельный (см. приложение №2).

Деятельность школы направлена на оказание своевременной помощи детям группы риска и привлечение специалистов для поддержки образовательного учреждения в профилактической работе с ними.

Таким образом, школа решает две главные задачи:

организация действенного взаимодействия специалистов социально-педагогических и других организаций в решении проблем несовершеннолетних;

создание локальных (индивидуальных) программ профилактики правонарушений.

Приложение 1.

Схема1: Профессионально-педагогическое сопровождение ребёнка  в ГБОУ СОШ №1 города Кинеля Самарской области

Схема 2: Работа школы с семьей.

Приложение 2.

Рассмотрим конфликт, возникший между двумя ученицами, Настей Х. и Еленой Р. Девочки входят в группу риска, Настя воспитывается в многодетной семье, а Лена в неполной семье. На перемене девочки подрались.

Этапы

Действия социального педагога

Результаты и наблюдения

Поисковый этап

Цель: через беседу узнать причину конфликта, результатом которого была драка в школе.

Общение в соц. сетях привело к непониманию ситуации, оскорблениям девочек, раздуванию сплетни  в интернете.

Задачи: 1. Побеседовав убедить девочек, что подобное общение (в соц. сетях) не целесообразно. Нужно вести речевой диалог друг с другом.

2. Побеседовать с родителями.

3. Поставить на учениц на внутришкольный профилактический учет.

Девочки сложно пришли к раскаянью. Родители не одобрили общения в соц. сетях, поддержали идею нормального, речевого общения.

Договорный этап

В ходе разбора конфликта было принять решение, что нужно планировать будущие отношения, которые исключат драки, нецензурную брань и т.д.

Девочки, осознав вину, планируют уважительное отношение к школе, к учителям, быть по отношении друг к другу выдержанными, вежливыми и т.п.

Деятель-ностный этап

 Соц. педагог обратился к классным руководителям, учительскому сообществу, родителям с просьбой наблюдать поведение девочек (при необходимости корректировать) не проявлять с их стороны агрессии.

ШСП проводит «круг поддержки» в адрес оступившихся девочек. Детская добровольческая организация пригласила их участвовать в благотворительной акции с целью наблюдать взаимодействие внутри детского коллектива. Родители постоянно беседуют об опасности общения в соц. сетях.

Рефлексив-

ный  этап

Социальный педагог обсудила продвижение результатов корректирующей работы. Психолог проанкетировал Настю и Лену. Агрессии и обиды друг на  друга нет.

Девочки самостоятельно ведут цивилизованный диалог, вместе учатся, работают, участвуют в акциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»

Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года.    Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...

Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"

Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из  эффекти...

Программа по сопровождению детей "группы риска"

Пояснительная записка Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основно...

"Социально-педагогическое сопровождение детей "группы риска"".

"Социально-педагогическое сопровождение детей "группы риска""....

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».

Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска» в ГБОУ № 620 «РОСТОК».  В материале используется организация по работе сопровождения детей и семей &quo...

«Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в условиях поликультурной общеобразовательной школы».Курсовая работа

В работе представлена психолого-педагогическая характеристика детей «группы риска», рассказывается о технологии социально-педагогического сопровождения детей«группы риска» в...